СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МХК в 11 классе. "Архитектура западноевропейского Средневековья (романский стиль)".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МХК в 11 классе. "Архитектура западноевропейского Средневековья (романский стиль)".»

Архитектура западноевропейского Средневековья (романский стиль)

Архитектура западноевропейского Средневековья (романский стиль)

 В период Средневековья архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяются два основных стиля: Романский ( X - XII века) Готический ( XIII-XV века

В период Средневековья архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяются два основных стиля:

  • Романский ( X - XII века)
  • Готический ( XIII-XV века
Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526-530), церковные здания эпохи Каролингов - придворная капелла Карла Великого в Аахене (795-805), церковь в Гернроде. Церковь св. Кириака  в Гернроде, X век Гробница Теодориха
  • Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526-530), церковные здания эпохи Каролингов - придворная капелла Карла Великого в Аахене (795-805), церковь в Гернроде.

Церковь св. Кириака

в Гернроде, X век

Гробница Теодориха

Романский стиль Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.  Норманнская крепость, X-XIвв., север Франции

Романский стиль

  • Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием. 

Норманнская крепость,

X-XIвв.,

север Франции

Замок феодала –неотъемлемая часть средневекового образа жизни  Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. Замок Сюлли, X-XIвв., Франция

Замок феодала –неотъемлемая часть средневекового образа жизни

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн.

Замок Сюлли,

X-XIвв., Франция

Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы.  Крепость Конкистадоров, X-XIвв., Германия
  • Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. 

Крепость Конкистадоров,

X-XIвв., Германия

Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.) и другие.
  • Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.) и другие.
Башня старого донжона в Лоше ( X в.)

Башня старого донжона в Лоше ( X в.)

Замок Шато-Гайар на Сене  ( XII в.) Построен английским королём Ричардом Львиное Сердце в 1196—1198 гг. 

Замок Шато-Гайар на Сене ( XII в.)

Построен английским королём Ричардом

Львиное Сердце в 1196—1198 гг. 

Аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль

Аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль

город-крепость Каркассон в Провансе ( XII-XIII в.)

город-крепость Каркассон в Провансе ( XII-XIII в.)

Романская базилика Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры. Господствующий тип храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви-идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.

Романская базилика

  • Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры. Господствующий тип храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви-идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.
Церковь св.Марии,  1093-1200гг., Лаах  Германия

Церковь св.Марии, 1093-1200гг., Лаах Германия

Романская базилика (схема)

Романская базилика (схема)

Церковь Сен-Нектер,  Овернь, Франция, ок. 1080.  Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные. Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов.

Церковь Сен-Нектер, Овернь, Франция, ок. 1080.

  • Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные.
  • Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов.
Порталы романских церквей имели имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию. Сцена Страшного суда на тимпане
  • Порталы романских церквей имели имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию.
  • Сцена Страшного суда на тимпане
Романский стиль в Италии Величественный ансамбль в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто.

Романский стиль в Италии

  • Величественный ансамбль в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто.
Баптистерий Пизанского собора, представляет собой грандиозную (высота 55 м) круглую (диаметр 33,5 м) конструкцию, посвященную Иоану Крестителю 
  • Баптистерий Пизанского собора, представляет собой грандиозную (высота 55 м) круглую (диаметр 33,5 м) конструкцию, посвященную Иоану Крестителю 
Колокольня (кампанила) Строительство башни было закончено в 1360г. Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания — 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине. Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3°.

Колокольня (кампанила)

  • Строительство башни было закончено в 1360г. Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания — 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине. Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3°.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!