СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МКОУ «Белоусовская ООШ» ОТКРЫТЫЙ УРОК по литературному чтению В 4 классе в рамках ФГОС «Серебряное копытце» П. П. Бажов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучать умению расматривать характеры героев и их взаимоотношения. Замечать мотивы народных сказок в авторском тексте.

Просмотр содержимого документа
«МКОУ «Белоусовская ООШ» ОТКРЫТЫЙ УРОК по литературному чтению В 4 классе в рамках ФГОС «Серебряное копытце» П. П. Бажов.»









МКОУ «Белоусовская ООШ»


ОТКРЫТЫЙ УРОК


по литературному чтению

В 4 классе в рамках ФГОС



«Серебряное копытце»

П. П. Бажов.



















Учитель начальных классов

Ульянова Татьяна Михайловна







2019г

УМК " Школа России"

Предмет: литературное чтение

Учебник: «Литературное чтение»

4 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., М «Просвещение» 2015


Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Цель: обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте.

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства гордости за свою Родину.

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

- формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

-планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока

Познавательные:

- анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли,

- поиск необходимой информации в книге,

- умение ориентироваться в учебной и художественной книге,

- развивать умения учащихся составлять характеристику героев,

-умение составлять синквейн


Коммуникативные:

-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника

-осмысление правил взаимодействия в паре


Личностные:

-формирование системы нравственных отношений (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни,

-проявление интереса к чтению и изучению творчества П. П. Бажова


3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников

- развитие умения читать про себя, по ролям, инсценировать

- знать биографию писателя


Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- «Литературное чтение» 4 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., М «Просвещение» 2015

-Интерактивная доска, компьютер;

-выставка книг по теме урока,

- костюмы для инсценировки

- Листки с текстами









  1. Организационный (1минута)

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

- Приветствие (слайд)

Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.

  В парах, стоя лицом друг к другу:

- Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)

 - Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа)

 - Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся)

 - Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)

 - Я тебе помогу! (рука на своей груди)

  1. Девиз урок: (слайд)

Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно.
Слушаем внимательно.

  1. Речевая разминка (2 минуты)- слайд

Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути. (Гимнастика проводится стоя.)

Игра «Горка»

Дети берут из рук учителя листок, на котором написано

индивидуальное здание.

Прочитай про себя, потом с вопросительной интонацией

  1. Прочитай про себя, потом с раздражением

  2. Прочитай про себя, потом с радостью

  3. Прочитай про себя, потом выразительно

  4. Прочитай про себя, потом скороговоркой



«ТОТ КОЗЁЛ ОСОБЕННЫЙ.У НЕГО НА ПРАВОЙ

ПЕРЕДНЕЙ НОГЕ СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ».

4. Эмоциональный настрой. (слайд)

-Дети, а вы хотели бы попасть в лес.

(Звучит тихая музыка)

Закройте глаза и представьте себе, что вы оказались в зимнем сказочном лесу. музыка: «Зимняя сказка»

Что вы себе представили?

Слайд - зимний лес.

-Ребята, у нас сказочный лес, значит, в нём могут жить волшебники.

5.Сообщение темы урока, актуализация знаний

Вводная беседа (слайд )

Сюрприз урока

Ребята, нам сегодня передали необычную посылку.

-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна? А послушайте, как об этом сказал сам Павел Петрович Бажов:

«Шкатулка на то и служит, чтоб заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища.»

Давайте с сегодняшнего дня собирать наши добрые дела в эту шкатулку.

А вам интересно, что в ней?

В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Сказки любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.

Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак…….(слайд)


- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Он писал сказки. А звали его…

(- это наш Бажов!) Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.

- Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно.

П. Бажов-уральский сказитель.

Давайте посмотрим на портрет писателя.





6. Целеполагание

- Ребята вы должны отгадать шифровку.

«Србрн кптц» - «Серебряное копытце» (Слайд 3)

- Угадайте слова, добавив пропущенные буквы:

Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл


-Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)

-Если мы назвали героев, то чем будем заниматься на уроке? (Давать характеристику героям, описывать их).

ФОТОГЛАЗ (на доске слова)

Кокованя , ковшик, малахит, козлик, сиротка.

-Какое слово лишнее? Почему?

-Кто такой Кокованя? Как звали козлика, сиротку?

Что такое малахит?

Сёма: Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”.

-Объясните значение слова?.. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Каких только камней не находили в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.

7. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

-Какое это произведение по жанру?

А) Сказка Б) Рассказ в) Сказ

- Почему «Серебряное копытце»-это сказ?

(Так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности.)

- На уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

8. Физминутка: презентация









9. Проверка домашнего задания.(5 минут)

Цель: проверить знания о биографии писателя и содержания сказа

- Учитель: С жизнью и творчеством, какого писателя мы знакомились на прошлом уроке? (Слайд )

«БИОГРАФЫ» Вам нужно было подготовить сообщение о биографии автора .

- 1. Учитель: - Где и в какой семье родился П.П.Бажов?

(Родился на Урале, в семье горнозаводского мастера.)



- 2. Что привлекало Павла Петровича с детства?

(Его интересовали люди, работающие на горном заводе, местные предания, сказки и песни родного Урала.)



- 3. Кто был Бажов по профессии?

(Школьный учитель, журналист, писатель)



-4. Чем занимался Бажов в свободное от работы время?

(Он бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков и записывал в тетрадь все, что они ему рассказывали- были и небылицы, подлинные истории народные предания, песни сложенные столетия назад)

- 5. С какими людьми ему было интересно общаться?

(С простыми уральскими мастерами, которые лили сталь, делали оружие. Павла Петровича влекли душевная красота и достоинство трудового народа)

(Артём читает стих.)

Выставка книг: - Какие произведения Павла Петровича вы знаете? – выставка книг

(Малахитовая шкатулка, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Каменный цветок, Горный мастер, Две ящерки, Голубая змейка…)





10. Фронтальная работа с текстом и иллюстрациями.

(Открываем учебник)

-Дома вы перечитали сказ Бажова «серебряное копытце».

- А сейчас мы с вами насладимся языком сказа Бажова, но выборочно.

(На слайде вы увидите иллюстрацию. Необходимо найти в тексте и зачитать отрывок, подходящий к слайду.)

Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.

- Учитель: - А как вы хорошо читали, я проверю следующим способом.

1) Игра «Прятки» - учитель читает начало предложения, дети находят его и дочитывают.

2) Прочитать вопросительные предложения.

11. Работа над характеристикой главных героев.( слайд)

Индивидуальная работа

Выберите и подчеркните слова, которые подходят для характеристики персонажа Кокованя

Выберите и подчеркните слова,которые подходят для характеристики персонажа Дарёнка

Учитель: Можете назвать идею произведения? (заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.) - слайд

Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.

Почему же произошло чудо с Даренкой и Кокованей? (они были добрыми и бескорыстными) - слайд

12. Работа над фразеологизмами.

КОЖА ДА КОСТИ.

КАК В ВОДУ КАНУЛА.

-О ком из героев нашего произведения можно так сказать?




13. Инсценировка эпизода:

- Чтение по ролям с.181-182(Полина , Семён, Соня)

(Некоторым ребятам поручено выучить слова для инсценировки )

(ИНСЦЕНИРОВКА, ОЦЕНКИ)

Ребята, а какой эпизод разыграли ребята? Ответы детей

А можно по этому эпизоду сделать вывод об отдельных чертах характера героев? Ответы детей

Вы потрудились, а теперь пришло время небольшого отдыха

( физминутка)


14. Работа в парах.

Восстановите текст. Взаимопроверка.

Перед вами на партах лежат карточки. Возьмите их. Посмотрите, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? Восстановить текст (Кто сможет без учебника?)

А кому для этого понадобится учебник?

Приступайте к работе. (Выполнение задания)

15. Творческая работа. Работа в группе.

(Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам. Существительное, два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета, три глагола, раскрывающие действия предмета. Затем предложение, указывающее суть предмета, усиливающее предыдущие две строки. Слово, связанное с первым словом, отражающее сущность темы)

Синквейн «Бажов»

Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам всем вместе составить синквейн «Бажов – на доске

Бажов!

Мудрый, добрый!

Слушал, сочинял, записывал.

Добрый волшебник с Урала.

Сказочник.



16. Подведение итогов.

Что хотел сказать нам Бажов своим произведением?

а) человек должен любить животных;

б) очень важно быть скромным

в) трудолюбие, бескорыстие и доброта всегда будут вознаграждены.

У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

  1. Домашнее задание.

Синквейн Главный герой.

Составить синквейн: «Кокованя, «Даренка





  1. Рефлексия.

Оценивание работы на уроке.


- Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Вы сегодня просто молодцы. И козлик оставил для вас немного драгоценных камней.

- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка- камушка. Каждый из вас может взять только один камушек и положить его в малахитовую шкатулку. Берем символический камешек.

- Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то голубой, а если испытывали трудности ,то красный.

Спасибо за работу!
Ты очень хорошо отвечал!

Будь активнее!



(Выступление учащегося) - Соня


Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная 
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!