СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МКОУ "СОШ№11", РД г. Избербаш

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по географии в 9 классе "Воспроизводство населения России"

Просмотр содержимого документа
«МКОУ "СОШ№11", РД г. Избербаш»


Министерство образования и науки РД
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №11




Открытый урок

на тему

«Воспроизводство населения»





Провела учитель географии:

Муталимова П. А.





Избербаш 2017г.




Цели урока:

- установить особенности воспроизводства населения России и его основные исторические типы;

- объяснить особенности демографического перехода.

Оборудование: административная карта России, компьютер, видео проектор, карты атласа, раздаточный материал.

Тип урока: Комбинированный урок

Элементы обязательного минимума образования: Дать понятия о типах воспроизводства населения, познакомить с естественным движением населения

Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность.

Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям


Практическая часть: Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.


ХОД УРОКА

Проверка домашнего задания.

Вопросы:

1. Какова численность населения России?

2. Какое место занимает Россия среди других стран по численности населения?

3. Как можно получить сведения о численности и составе населения?

4. Как изменяется численность населения России?
5. Что называют естественным приростом населения?
6. Что такое демографический кризис?
7. Что такое демографический взрыв?

8. Что такое естественное движение населения?







План урока:

  1. Определения: демография, этнография, воспроизводство населения.

  2. Типы воспроизводства населения.

  3. Естественное движение населения России.

ДЕМОГРАФИЯ - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав.

ЭТНОГРАФИЯ  – это раздел истории, который изучает народы и другие этнические образования в контексте их развития, состава, культурных и бытовых особенностей.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ— смена поколений в результате естественного движения населения.

ВОСПРОИЗВОДСТВО – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений.

Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью.

Рассмотрим процессы воспроизводства населения и их типы.

Воспроизводство населения - это процесс производства людей людьми; процесс непрерывной смены поколений. Воспроизводство можно заменить понятием естественное движение населения. Естественное движение включает - рождаемость, смертность, брачность и разводимость.

 

 

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией или демографическим переходом.

Далее учитель рассматривает особенности типов воспроизводства. А учащиеся по ходу объяснения учителя заполняют таблицу:



Тип воспроизводства

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

1. Архетип

Зависит от природных ресурсов

Равна рождаемости

Прирост невысокий

2. Традиционный тип

Высокая,не регулируется

Высокая, низкая продолжительность жизни

Невысокий

3. Современный

Невысокая, регулируется

Снижение

Не высокий, а иногда отрицательный

Групповая работа 

1 группа

- По тексту учебника (с. 54 уч. А.) ответьте, в чем причины снижения рождаемости при современном типе воспроизводства населения? (1. Снижение детской смертности; 2. Организация социального обеспечения (пенсии старикам, дети не являются единственными кормильцами в старости); 3. Семьи, как правило, живут без родителей (дедушки и бабушки нянчили внуков); 4. Эмансипация женщин (женщины имеют права на образование, на работу, на карьеру); 5. Рост затрат на воспитание и образование детей (садик платный, школа - учебники, тетради и пр.))

2 группа

- Сравните воспроизводство населения России с воспроизводством населения в странах Ближнего зарубежья. (В странах Балтии; в Эстонии и Латвии (религия протестантство) рождаемость равна смертности, а в Литве (религия католицизм отрицает планирование детей) рождаемость выше; в Средней Азии (религия ислам) высокая рождаемость - демографический взрыв; в республиках Закавказья - высокий естественный прирост в Азербайджане (религия ислам), а в Грузии и Армении (христианство) низкий уровень естественного прироста; в славянских государствах (Украина, Беларусь) естественный прирост низкий, а в конце XX в. и начале XXI в. отрицательный.)

3 группа

- Проанализируйте график (рис. 14, с. 54, уч. А.) естественного прироста населения России. Объясните снижение темпов прироста населения в начале 20-х годов, в 30-х годах и в 40-х годах XX века.

4 группа

- Проанализируйте график естественного движения населения России (с. 55, рис. 15, уч. А., с. 30, рис. 10, уч. Д.). Определите периоды высокого естественного прироста населения, период демографического перехода к современному типу воспроизводства, период демографического кризиса.



5 группа

- Объясните различия в показателях рождаемости (табл. 4, с. 57, уч. А.), смертности и естественного прироста населения по регионам России. (Псковская область отличается самой низкой рождаемостью и самой высокой смертностью, т. к. здесь в сельской местности очень высокий процент в структуре населения пожилых людей; Дагестан - республика, где традиционно по канонам ислама преобладают многодетные семьи, в структуре населения преобладают дети и молодые люди; В Магаданской области низкая рождаемость и низкая смертность, т. к. это зона Севера. Пожилые здесь не остаются, а уезжают, заработав льготную пенсию, в более благоприятные для жизни районы. А приезжают сюда на заработки молодые, здоровые мужчины.)

Физминутка для глаз

Работа со словарем: обратите внимание на термины

(знать, уметь объяснить, что они означают).

1. Естественный прирост населения;

2. Рождаемость;

3. Смертность;

4. Младенческая смертность;

5. Демографический кризис;

6. Демографический взрыв;

7. Демографическая революция;

8. Естественное движение (воспроизводство) населения;

9. Эмансипация;

10. Современный тип воспроизводства


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЯ для подготовки к ГИА и ЕГЭ:

Задание 1. Ознакомьтесь с таблицей 1. Используя данные таблицы 1, определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2007 гг. наблюдался рост численности всего населения.




Таблица 1

Регион

Площадь территории, тыс. км2

Численность населения по годам, тыс. чел

всего

городского

сельского

1995

2000

2007

1995

2000

2007

1995

2000

2007

Новосибирская область

178

2732

2725

2670

2021

2034

1986

711

691

655

Республика Дагестан

50

2200

2443

2659

945

1040

1133

1255

1403

1526

Ивановская область

24

1260

1195

1088

1036

985

878

224

210

210

Республика Коми

172

1157

1058

975

874

798

737

283

260

238


1. Новосибирская область
2. Республика Дагестан

3. Ивановская область

4. Республика Коми


Задание 2. Используя данные таблицы 2 «Демографические показатели Ивановской области, Республики Коми, Республики Дагестан, Новосибирской области в 2007 г.», определите, в каком из перечисленных регионов наблюдалась наибольшая смертность.


Таблица 2

Регион

Общая численность населения, тыс. чел.

Рождаемость, ‰

Естественный прирост,

Ивановская область

1088

9,0

-11,0

Республика Коми

975

11,1

-2,7

Республика Дагестан

2659

15,3

8,7

Новосибирская область

2670

10,6

0


1. Новосибирская область
2. Республика Дагестан

3. Ивановская область

4. Республика Коми


Выставление оценок. Д/З: §11, ответить на вопросы для самооценки с. 59


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!