СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемические приемы развития оперативной памяти детей начальных классов обучения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

существует множество способов развития оперативной памяти на уроках в начальной школе посредством запоминания материала. Каждому педагогу необходимо, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, формировать умения осмысленного запоминания, воспроизведения, самоконтроля за результатами запоминания.с

Просмотр содержимого документа
«Мнемические приемы развития оперативной памяти детей начальных классов обучения»

МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБУЧЕНИЯ


Хасенова Сандугаш,

Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Мнемоника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной человеку в повседневной жизни информации и пропорционально увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций. Среди них можно смело выделить замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией для упрощения запоминания ребенком [1]. Говоря иначе, представляемый материал будет легче запоминаться, если вместе с теоретическим его представлением педагог будет использовать различный раздаточный визуальный материал, либо включит в ход урока музыкальное сопровождение.

Иными словами, мнемонимические (мнемические) приемы запоминания – это такие приемы, которые способствуют лучшему усвоению и запоминанию информации за счет построения ассоциативных связей, либо за счет смены одной информации на другую [2, с.15]. Простая «зубрежка» может привести к тому, что ребенок не будет понимать заученную информацию, а, следовательно, в дальнейшем не сможет применить ее на практике.

Порой, младшим школьникам приходится сталкиваться с терминами и формулами, которые в меру возраста кажутся им чрезвычайно сложными и непонятными. В таких случаях помочь могут мнемонические приемы запоминания, которые помогают не только запомнить определенные сведения, но и тренируют память ребенка, улучшают ее. Со временем процесс запоминания, собственно, как и процесс применения мнемонических приемов запоминания на практике, становится осмысленным и произвольным. Это можно связать с тем, что постепенно, ребенок начинает осознавать, что таким образом информацию усвоить значительно проще. Бытует мнение, что если дошкольника изначально готовить к применению таких приемов в школе, то продуктивность его работы на уроках, равно как и процент запоминаемой информации, будет значительно выше, чем у его сверстников, которые не были подготовлены к применению таких приемов. Что, в принципе, вполне логично и объяснимо с точки зрения психологии. Упражнения, приемы, способствующие развитию оперативной памяти:

1) В зависимости от того, какой вид памяти надо развивать, можно предложить ученикам такую разминку: запомнить за 30 секунд:

а) произвольные слова (устно);

б) числа в определенном порядке (от 7 до 12);

в) набор знаков на доске;

Перечисленные задания можно запоминать и воспроизводить в начале в конце урока (развитие оперативной, кратковременной и долговременной памяти).

2) Использование воспроизведения текстов, условия заданий, задач, предложений из заданий.

3) Сложный предмет запоминания, например, правило можно связать с каким-либо действием. Когда необходима подсказка  показать действие.

4) Как разминку, на любом уроке можно проводить следующее упражнение: водящему необходимо рассказать, во что одет кто-то из класса, или какого цвета волосы, глаза у кого-то и т.д. Это будет приучать детей быть наблюдательными.

5) К концу урока можно предложить ученикам подробно описать весь ход урока: какие задания, упражнения выполняли и с какой целью [3].

Память  это мыслительный процесс, включающий в себя запись, сохранение и извлечение информации. Чтобы процесс воспроизведения информации был наиболее успешным, необходимо знать и применять на практике законы запоминания:

1) Желание. Установка. Цель. (Перед каждым заданием).

2) Эмоциональность. В основном мы долго помним вещи и события, которые нас глубоко тронули, потрясли. Необходимо сознательно вовлекать в процесс запоминания как можно больше чувств и эмоций. Важно заинтересовать учеников, чтобы материал, который был преподнесен учителем, отложился в их памяти.

3) Ассоциации. Прибегая к образам можно значительно расширить информацию, легче и быстрее ее запомнить [4].

4) Действенный закон. Запоминается то, что так или иначе связано с целью деятельности. Поэтому процесс запоминания лучше сопровождать записыванием, рисованием, чертежами и другими действиями. На уроке математики благоприятная среда для реализации практического метода, поэтому именно действенный закон поможет ученикам лучше отложить в памяти изученное. Чем больше информации ученик будет запоминать, и чем чаще он будет это делать, тем лучше будет развиваться его память.

5) Концентрация. При приобретении контроля над вниманием случайное запоминание уступает место намеренному, с участием сознания. Это улучшает запоминание.

6) Следует учитывать, что мышление левого полушария систематизировано, логично и рационально, отвечает за точные науки, а мышление правого полушария  это картины, образы и эмоции, оно отвечает за гуманитарные науки. Наша память любит разнообразие. Поэтому проводить математику, выполнять математические упражнения лучше после русского языка, потом  учить, например, литературу. Тогда материал запомнится легче, быстрее и на более долгое время. Об этом следует рассказать ученикам, чтобы они правильно выбирали порядок выполнения домашних заданий [5].

7) Осмысленность и логическое осознание. Лучше пользоваться смысловыми опорами, смысловым соотнесением и группировкой  рисовать логические схемы, графики, выделять главное, использовать «слова-коды». Учитель совместно с учениками может составлять опорные схемы в течение урока, по мере того, как изучат что-то новое, либо выполнят задание, чтобы в конце урока дети могли вспомнить и повторить всю информацию.

Таким образом, существует множество способов развития оперативной памяти на уроках в начальной школе посредством запоминания материала. Каждому педагогу необходимо, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, формировать умения осмысленного запоминания, воспроизведения, самоконтроля за результатами запоминания.

Выделяют четыре основных мнемических действия: ориентировка в материале; группировка материала; установление внутригрупповых отношений между элементами материала; установление межгрупповых отношений (связей) [90].

Эти действия направлены не на то, чтобы закрепить и сохранить, они необходимы для воспроизведения. Словесно-логическая память использует сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два или более явления, имеющие единое происхождение, функционирование и т.д., т.е. возникают такие связи части и целого, рода и вида, причины и следствия, которые непосредственно в плане восприятия не даны, и требуется соответствующая мыслительная работа, позволяющая их выделить и зафиксировать.

Суть всех механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определенных связей, ассоциаций и приемов.

Среди основных мнемических приемов и методов можно выделить следующие [1]:

- Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации. - Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.

- Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. - Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.

- Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате. Наиболее простым, но одним из самых эффективных в мнемонике является правило визуальных ассоциаций. Стоит вспомнить хотя бы один предмет, входящий в ассоциативный ряд, и остальные вспомнятся следом за ним. Главное в данном случае – создать искусственную ассоциацию и связать ее с последующими ответами (ассоциацией) в данной цепочке. Бывают случаи, когда нет никакого зрительного или визуально представляемого образа, на который ребенок мог бы опираться. Такие слова еще называют абстрактными за счет того, что их нельзя увидеть, к ним нельзя прикоснуться. Именно для этого случая идеально подходит метод ассоциаций. Любовь легко представить в виде пронзенного стрелой сердца, а в виде целой кучи золота каждый угадает богатство и финансовое благополучие. Власть, к примеру, может быть представлена как корона, трон или как скипетр с державой. Можно представить целый ряд устоявшихся ассоциаций. Среди них самыми популярными и общепринятыми ассоциациями нашего современного общества являются: Смерть, погибель - крест. Богатство, достаток - слиток золота, монеты. Скорость - автомобиль. Ум - книга. Жара - вентилятор. Лечение – шприц, шапка врача. Ссора – разбитая тарелка. Беда, неприятность – черная кошка. Радость – улыбка [5].

Для лучшего запоминания информации необходимо превращать ее в определенные образы. Такой способ поможет намного лучше, чем автоматическое зазубривание. Сведения, которые человек запомнил по методу мнемоники, не только быстрее усваиваются, но и навсегда останутся в памяти. Особенно это касается специфических текстов, которые сложно заучить обычным способом. Разные школьные предметы младшие школьники могут запомнить по-разному. Кроме того, какие-то из этих предметов остаются в памяти обобщенно, а другие, напротив, детально и очень подробно. Поэтому для создания ассоциации подойдет не каждый образ.

В дальнейшем нам необходимо рассмотреть критерии, по которым стоит отбирать ассоциативный предмет для привлечения в мнемонику. Итак, критерии для выбора ассоциативного предмета в мнемонике:

- Крупные образы. Даже если выбранный предмет не отличается большими размерами, то образ, соответствующий ему, должен быть крупногабаритным. К примеру, если запоминать кролика и экскаватор, то лучше представить зверька размером с механическую машину.

- Цветные образы предмета. Образное представление запоминаемого предмета должно иметь тот же цвет, что и оригинал. Бесполезно пытаться запомнить радугу, если использовать для этого однотонный предмет.

- Насыщенность. Яркий образ запоминается легче, поэтому лучше добавить в него как можно больше красок и блеска.

- Обилие деталей. Нужно проработать детальность образа. Если запоминать мордочку кролика, то стоит добавить все мельчайшие детали: блестящие глазки-бусинки, постоянно двигающийся носик, шевелящиеся усы. Это поможет, если запоминать сложные пароли при помощи мнемоники.

- Объем. Не рекомендуется использовать плоские и «картонные» образы, так как они плохо запоминаются. Память и сила человеческого сознания превосходит компьютерные программы для 3D моделирования в несколько раз. Любой человек может мысленно рассмотреть со всех сторон, приблизить и изменить любой предмет. В этой области возможности мозга мало изучены [6].

Основные приемы мнемотехники можно представить следующим образом:

- Прием «цепочка». Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между 26 вторым и третьим образом и т.д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная – первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная – первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга – помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

- Прием «Матрешка». Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами, и так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа. Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т. д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары [7].

- Прием символизации. Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии, по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: фактор – образ «Трактор»; штат Аляска – «Коляска». Пока нет необходимости запоминать значение незнакомых слов, достаточно просто зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность. При кодировании слова следует задать себе вопрос: «Каким зрительным образом я могу это обозначить?» Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод – лед, тепло – грелка, зима – снежинка, лето – солнце, осень – желтый лист. Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить зеленую траву, цветы, ягоды и т.д. Этот образ легко запомнить [8].

Говоря о мнемических приемах запоминания, нельзя не упомянуть о таком понятии, как фактор края. Так, например, если испытуемому дается ряд из десяти слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние – хуже. Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратно действующее торможение).

Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется фактором края. Если запоминаемый ряд состоит из четырех элементов, то в первую очередь запоминаются первый, второй и четвертый, хуже – третий. Поэтому в четверостишиях следует обратить внимание на третью строку – «ахиллесову пяту» конструкции. Характерно, что именно в третьих строках четверостиший поэты часто допускают нарушения размера, с тем, чтобы вызвать к ней повышенное внимание.

Обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: формирование самого умственного действия; использование его как мнемонического приема, т.е. средства запоминания.

При обучении младших школьников мнемические приемы могут быть использованы на любом из уроков. Разница будет заключаться лишь в том, что для каждой дисциплины есть свой собственный предпочтительный ряд приемов, которые могут облегчить запоминание информации. Возможно развитие памяти младших школьников посредством специального обучению мнемическим приемам запоминания на специально организованных занятиях.

Повышение произвольной памяти у детей можно достичь за счет целенаправленного запоминания с помощью специальных приемов, эффективность которых зависит: от целей запоминания; от приемов заучивания.

Главная особенность смысловой группировки информации при запоминании такова, текст разбивается на части не по внешнему признаку, а по смысловому содержанию, на основе единства «микротем» происходит как отдельное действие (когда ученику трудно объединить и разъединить какие-то мысли) и как некоторая настройка над чтением, когда процесс смысловой группировки неразрывно связан с чтением.

Опорные пункты. Учащимся, для запоминания большого объема информации, дается опорный пункт, например: даты, слова, метафоры, имена и так далее. Смысловая группировка неразрывно связана с выделением опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих запоминание материала.

Смысловой опорный пункт – это нечто сжатое, краткое, но служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающее его собой. По своему характеру и содержанию опорные пункты весьма разнообразны, но, тем не менее, опорный пункт не простой член ассоциативной связи. Опорный пункт – выразитель некоторого общего смысла. Подлинным опорным пунктом надо считать значение деятельности, осуществляемой в запоминании. Характер участия опорных пунктов запоминания при воспроизведении может быть различным. Припоминание идет по опорным пунктам, когда текст воспроизводится сразу же после запоминания.

Ассоциации. Считается полезным учить ребенка образному представлению. Чтобы пользоваться этой способность, нужно просто спросить у ребенка: что напоминает тебе это слово или рисунок?

Схематический образ. Учащийся для запоминания может нарисовать какой-нибудь простой схематичный рисунок. Схематизацию как один из видов организации материала можно охарактеризовать как процесс изображения или описания чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации. В настоящее время понятие «схема» рассматривается в контексте изучения и долговременной и кратковременной памяти.

Структурирование материала, установление связей, при котором отношения внутри запоминаемого материала требуют интеллектуальных действий. Структурирование — процесс установления взаимного расположения частей, составляющих целое внутреннего строения запоминания. Процесс структурирования состоит в выделении структурной единицы и установлении связей между отдельными структурными единицами, в результате чего создается нечто целостное, строение которого уже известно. Процесс структурирования может перерасти в процесс систематизации.

Систематизация (устанавливается конкретный порядок в распределении частей целого и связи между ними). Можно сказать, что систематизация представляет собой процесс разделения компонентов, которые затем объединяются в единое целое закономерно расположенных и взаимосвязанных частей.

Мнемический план (комплекс опорных пунктов) может состоять из различных опор, отражающих и внешние связи, и внутренние, характеризующие отношения различных групп материала: смысловые связи с существующими данными в тексте и связи с личным опытом, знаниями и ценностями субъекта. Мнемические планы будут меняться в зависимости от характера запоминаемого материала, его объема, целей запоминания, характера деятельности, поэтому следует, видимо, выделить план как возможный способ организации материала.

Отличительные особенности мнемического плана это: разнохарактерность, разноуровневость и различная направленность его пунктов по сравнению с другими видами организации материала (классификация, систематизация, структурирование и др.). Пункты мнемического плана могут быть определены текстом, заданы материалом; могут привноситься, достраивать материал, но в любом случае характер пунктов обусловлен целью мнемической деятельности [9].

Классификация информации (разделение предметов, ситуаций, понятий по классам, группам, по общим признакам). Характеризуя этот мнемический прием, можно сказать, что классификация есть сложный процесс группировки, когда основания группировки (виды классов) представляют собой известные общие признаки. Ученикам, нужно, не придумывать основания классификации, а сортировать информацию по очевидным параметрам.

Аналогия (нахождение сходства, в конкретных отношениях предметов, понятий, которые различны); Комплекс готовых, известных способов запоминания (рифмовка, цепочка ассоциаций и др.);

Перекодирование (произнесение, обсуждение, понимание информации в образной форме); Достраивание запоминаемой информации (привнесение в запоминаемое субъектом: объединение и введение чего-либо по ситуативным признакам; распределение по местам); Серийная организация информации (установление или создание разных последовательностей: размещение по образу; по времени; упорядочение в пространстве и т.д.).

На самом деле, мнемические приемы запоминания чрезвычайно многочисленны и обширны, а об удобстве их применения говорить можно бесконечно долго. Но, уверенно сказать можно лишь то, что их применение существенно облегчает процесс запоминания. Это очень важно особенно для младших школьников, поскольку, оказавшись в новых условиях, которые требуют от них большой концентрации и отдачи сил и энергии, они должны запоминать достаточные объемы информации.


Список литературы

  1. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. – М.: Сфера: 2015. – 345 с.

  2. Мальцева К.П. Развитие памяти школьника. – М.: АПН, 2018. – 187 с.

  3. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2020. – 132 с.

  4. Костромина Н.И. Как увеличить объем памяти ребенка // Начальная школа. – 2016. - С.13-22.

  5. Коростелева Е.Ю., Тямусова Т.А. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения. // Вектор науки ТГУ. - № 1(1). - 2020 – С.44-53.

  6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей младших школьников: популярное пособие для педагогов и родителей. – М.: Академия развития: Академия Холдинг, 2021. – 180 с.

  7. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. - М.: Рольф, 2019. – 170 с.

  8. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти / Пер. с нем. К.М. Шоломина; общ. ред. и предисловие Б.М. Величковского, Н.К. Корсаковой. - М.: Прогресс, 2021. – 100 с.

  9. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. - М: Академия, 2017. – 148 с.



Скачать

© 2023, 352 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!