СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемотехника - как один из приемов успешного развития памяти младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается проблема использования приемов мнемотехники на уроках в начальной школе .

Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника - как один из приемов успешного развития памяти младшего школьника»


Аннотация: в статье раскрывается проблема использования технологии «мнемотехника» на уроках в начальной школе, дается определение понятию «мнемотехника», приводятся примеры технологии, раскрываются решаемые воспитательные и образовательные задачи.

Ключевые слова: младшие школьники, произвольная память, мнемотехника, здоровьесберегающие технологии.

По каким причинам в современном в нынешнем мире мы всё чаще встречаемся с трудностями освоения информации в одном случае и стремительном простом запоминание в ином? Немудрено, заплутать в объёме нынешних данных. Только лишь представьте, каково приходится младшим школьникам, ведь помимо обучения чтению, счёту, а также письму обучающиеся нынешней школы приобретают колоссальное число другой, нужной для общего формирования информации. Необходимо помнить: правила, словарные слова, немалое количество исторических дат и стихотворений. Сохранить в памяти всё классическим методом попросту не по плечу даже взрослому, не говоря уже о учениках начальной школы.

Для применения и формирования памяти имеется большое количество разных и результативных способов и методик. Естественно, каждый учитель подбирает наиболее приемлемые для него и его обучающихся. Ведь сущность данных методов едина - запоминание основного ассоциативного строя.

Эмоциональная память- воспоминания на чувственных переживаниях, пережитые изображенные в памяти эмоции, обозначаются как сигналы. Данные сигналы либо стимулируют к воздействию, либо удерживают от него. Непосредственно на эмоциональной памяти базируется надёжность запоминания использованного материала.

Другими словами, то что у детей порождает эмоции, запоминается ими без специальных стараний и труда на продолжительный период. По этой причине немаловажно обучать учеников методам и способам обработки и запоминания данных, к которым возможно причислить мнемотехнику.

Определение «мнемотехника» приходит от греческого языка - мастерство запоминания. Подобным образом, мнемотехника это - комплекс приёмов, методов, делающих легче усвоение и увеличивающих размер памяти через формирование искусственных ассоциации. Иначе говоря, в базе мнемотехники находится формирование искусственных ассоциаций, больше вербальных в виде зарифмованных фраз, полных текстов. Подобные способы имеют все шансы быть применены как для запоминания коротких и объёмных текстов, так и с целью запоминания чисел.

Мнемотехника может помочь совершенствовать не только лишь ассоциативное мышление, однако и визуальную слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Формирует связную речь, мелкую моторику. Попробуем перечислить определённые обширно-популярные мнемотехнические фразы. Безусловно, абсолютно всем с раннего возраста хорошо знакома формула, задающая положение цветового спектра радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальные буквы каждого слова - обозначение цветов радуги. Похожий принцип находится в основе фразы, помогающей запомнить расположение падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку».

Выучив наименее популярное в начальной школе выражение: «Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка» в считанные минуты можно запомнить расположение планет, ныне исключая заключительную. Методы мнемотехники могут помочь уменьшить данный период времени и перевоплотить трудное однотонное зазубривание в захватывающую игру.

На уроках русского языка в начальной школе при работе со словарными словами, написание которых потребует заучивания, учащиеся встречаются с проблемой выбора. Какую букву согласного или гласного звука необходимо писать в слабой позиции? К сожалению, не всем детям получается запомнить раз и навсегда, какую букву нужно записать в том или ином случае. В данном случае возможно порекомендовать соответствующие методики мнемотехники. При заучивании правописания сложных слов рекомендуем обучающимся сделать запись слова, а затруднительную букву в нём показать в виде интересной радостной фигуры. Она может являться объектом, человеком, знаком. Предположим и нарисуем в слове «погода» вместо букв «о» солнце, а в слове «лестница» ступеньку в виде буквы «т» и так далее. Возможно использовать и фонетические ассоциации. К примеру, созвучные слова: горизонт- гори, зонт! Петух - Петя, Петя, петушок. Медведь - медведь - хозяин леса ведает мёдом. Результативны занятия на обнаружение в слове иного слова: воробей – вора бей, деревня – дерево и т.д.

У учеников начальной школы при изучении литературного чтения, русского языка и окружающего мира не исключаем интеграцию объектов. Взаимосвязь с этим хорошие результаты могут предоставить и подобные краткие стихотворения:

Мы за сотню метров болото обойдём.

Топкое болото, опасное оно.

Не хочешь в нём увязнуть?

Пиши три буквы «о»!

Можно таким образом применять изображение содержания текста с помощью рисунков. К примеру, любое слово стихотворения представляется особым знаком. Основное и результативное - чтобы данный знак разработал и изобразил непосредственно ученик. Тогда ему достаточно просто посмотреть на свой рисунок, и поочередно возобновить текст своим мышлением.

Дидактическим материалом имеют шансы быть схемы, с каковых принято закладывать определённую информацию - мнемотаблицы. Суть мнемосхем состоит в следующем: на любое слово или небольшое сочетание слов придумывается картинка. Подобным образом, целый текст отмечается схематически. Можно в начале порекомендовать это выполнить ученикам, а затем продемонстрировать «классический» вариант. Глядя на данные схемы -рисунки, обучающиеся просто воссоздают текстовые данные. Данная работа может проводиться на уроках литературного чтения, окружающего мира, потому что дает возможность составлять рассказы описание, рассказы с установлением причинно-следственных взаимосвязей.

Для запоминания некоторых правил русского языка подходят следующие приемы мнемотехники: Слова с ы после ц: Простой приём, который поможет навсегда запомнить правила: Для заучивания определённых правил русского языка подойдут соответствующие способы мнемотехники: слова с буквой «ы» после буквы «ц»: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц»- простейший метод, который сможет помочь насовсем запомнить правило: одевать Надежду – надевать одежду или лучше скушать вИнЕгрет, чем автобусный бИлЕт. Подобный вариант: надевают шОрты чтобы кушать тОрты.

Можно использовать и метод зацепок. Метод зацепок подразумевает смену чисел предметами. К примеру, нуль – сушка, единица - палка, двойка – лебедь, восьмерка - мартёшка и так далее.

В базе внимания находится заинтересованность. Чем увлекательней и многообразней станут игры, представляемые учащимся, тем больше способностей возможно развить на основе их внимания.

Подводя итоги, подчеркнем: применение мнемотехники в начальных классах не призвано сменить классическое заучивание текстов наизусть. Однако, способно сделать процедуру запоминания наиболее легкой, увлекательной, уменьшить время заучивания, совершенствовать возможности ребенка без интеллектуальных и психофизических перегрузок, в легкой доступной форме формировать умственные способности обучающихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!