МНЕМОТЕХНИКА
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.
Для чего же нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. У К.Д Ушинского есть очень точная цитата: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек.
Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Темы мнемотаблиц могут быть самыми разнообразными:
· По ним можно составить рассказы об одежде, предметах окруж. мира – транспорте, посуде…, о временах года, о животных, птицах, насекомых, профессиях…А их использование может быть направлено на:
· пересказ произведений художественной литературы; · отгадывание и загадывание загадок; · заучивание стихов.
Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Мнемотаблицы могут быть как малые по объёму, так и большие, в зависимости от возраста детей, индивидуальных особенностей и знаний воспитанников.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Коллаж – это лист на который наклеиваются различные картинки, геометрические фигуры и т д. Главная задача коллажа – соединить, т е связать, все содержание между собой. Так происходит обработка сюжетного запоминания.
Цели работы с коллажом – закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образное восприятие, развитие устной речи, умение связно говорить, рассказывать.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование технологии «Мнемотехники» в работе с детьми, позволит расширить не только кругозор и словарь детей, но и поможет в развитии познавательных психических процессов, а также будет способствовать развитию связной речи . А связная речь, в свою очередь, является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности к школьному обучению, являясь важной составляющей для всестороннего развития каждого воспитанника.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!