Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мнемотехника помогает развивать:
Мнемотаблицы – это прекрасный дидактический материал по развитию связной речи ребенка.
Их используют для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, для пересказа сказок и усвоения их главного урока и
отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Овладение приемов работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно способствует решению следующих задач:
Развитию связной речи;
Преобразованию абстрактных символов (перекодированию информации);
Развитию основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;
Ускорению процессов дифференциации и автоматизации поставленных звуков.
Ведется подготовительная работа:
- подготовка дополнительного развивающего материала, для расширения кругозора;
- обсуждение наблюдений за явлениями природы, или произведений народного творчества;
- подготовка необходимого оборудования и различного раздаточного материала, прослушивание аудио записей;
- выбор приемов, которыми можно заинтересовать ребенка – создание мотивационной основы.
Задачи мнемотехники:
совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;
формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;
стимулирование интеллектуального развития ребенка;
учить запоминанию любой информации.
Методы мнемотехники:
Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок);
Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);
Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
Метод трансформации (превращения);
Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);
Метод опор (числобуквенный метод).
Особенность методики применение символов, а не изображений. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких - ёлка.
Для детей младшего школьного возраста, схемы рекомендуется рисовать одноцветными, чтобы не отвлекать внимание ребенка яркими красками в символических изображениях. Для изготовления таких картинок не требуется больших художественных навыков, любой взрослый в состоянии нарисовать символические изображения предметов.
Итак, мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение героев сказок, явлений природы, действий, путем выделения главных смысловых линий сюжета.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
Логопед выразительно читает стихотворение.
Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу
Для детей с ФФН заучивание текста не представляет особой сложности, но для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.
Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Правильно использование мнемотехники в работе логопеда по автоматизации звуков позволяет сделать положительную динамику.
Мнемотаблицы могут служить дополнением к логографическим упражнениям, т.к. помогают усвоить речевой материал (чистоговорки), представленный в этих заданиях.
Как работать с мнемотаблицей
1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.
2 шаг. Чтение взрослым скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту (начало указано красным крестиком, к каждой последующей картинке ведет красная стрелка). Повторить несколько раз.
3 шаг. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.
4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.
5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.
6 шаг. Игра «Задом – наперед» (если это возможно) : пользуясь мнемотаблицей, ребенок начинает с последней картинки воспроизводить текст, который в конечном итоге должен иметь тот же смысл, что и первоначальный вариант.
На каждом этапе работы по мнемотаблице взрослый контролирует произношение корректируемого звука!
Автоматизация (Ж)
Жук ![](https://fhd.multiurok.ru/4/b/6/4b69b5cdb2c892f78be2585dab3559da9f0b5ce3/mniemotiekhnika-v-loghopiedichieskoi-rabotie_1.png) | жужжит ![](https://fhd.multiurok.ru/4/b/6/4b69b5cdb2c892f78be2585dab3559da9f0b5ce3/mniemotiekhnika-v-loghopiedichieskoi-rabotie_2.png) | над ![](https://fhd.multiurok.ru/4/b/6/4b69b5cdb2c892f78be2585dab3559da9f0b5ce3/mniemotiekhnika-v-loghopiedichieskoi-rabotie_3.png) | Ежом ![](https://fhd.multiurok.ru/4/b/6/4b69b5cdb2c892f78be2585dab3559da9f0b5ce3/mniemotiekhnika-v-loghopiedichieskoi-rabotie_4.png) |
кружит, ![](https://fhd.multiurok.ru/4/b/6/4b69b5cdb2c892f78be2585dab3559da9f0b5ce3/mniemotiekhnika-v-loghopiedichieskoi-rabotie_5.png) | а ёжик лежит ![](https://fhd.multiurok.ru/4/b/6/4b69b5cdb2c892f78be2585dab3559da9f0b5ce3/mniemotiekhnika-v-loghopiedichieskoi-rabotie_6.png) | на жука ![](https://fhd.multiurok.ru/4/b/6/4b69b5cdb2c892f78be2585dab3559da9f0b5ce3/mniemotiekhnika-v-loghopiedichieskoi-rabotie_1.png) | глядит ![](https://fhd.multiurok.ru/4/b/6/4b69b5cdb2c892f78be2585dab3559da9f0b5ce3/mniemotiekhnika-v-loghopiedichieskoi-rabotie_8.png) |
Все услуги службы оказываются бесплатно
Мы ждем Вас по адресу
396900 г. Семилуки, ул. Крупской, д.32
8 (47372)2-25-48, 8(952) 954-90-10
E-mail: [email protected]
сайт: semyasml.ucoz.ru
группа в «Одноклассниках»
Департамент образования науки
и молодежной политики Воронежской области
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи»
СЛУЖБА ПО УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ
В СЕМЬЮ, ПОДГОТОВКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
![](https://fhd.multiurok.ru/4/b/6/4b69b5cdb2c892f78be2585dab3559da9f0b5ce3/mniemotiekhnika-v-loghopiedichieskoi-rabotie_9.jpeg)
Мнемотехника в логопедической работе
Семилуки 2016