СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемотехника в логопедической работе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимы для развития речи детей в помощь учителям

Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника в логопедической работе»

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление

  • зрительную и слуховую память

  • зрительное и слуховое внимание

  • воображение

Мнемотаблицы – это прекрасный дидактический материал по развитию связной речи ребенка.

Их используют для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, для пересказа сказок и усвоения их главного урока и

отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Овладение приемов работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно способствует решению следующих задач:

  • Развитию связной речи;

  • Преобразованию абстрактных символов (перекодированию информации);

  • Развитию основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;

  • Ускорению процессов дифференциации и автоматизации поставленных звуков.

Ведется подготовительная работа:

- подготовка дополнительного развивающего материала, для расширения кругозора;

- обсуждение наблюдений за явлениями природы, или произведений народного творчества;

- подготовка необходимого оборудования и различного раздаточного материала, прослушивание аудио записей;

- выбор приемов, которыми можно заинтересовать ребенка – создание мотивационной основы.


Задачи мнемотехники:

  • совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

  • формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;

  • стимулирование интеллектуального развития ребенка;

  • учить запоминанию любой информации.

Методы мнемотехники:

Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок);

Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);

Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

Метод трансформации (превращения);

Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);

Метод опор (числобуквенный метод).

Особенность методики применение символов, а не изображений. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких - ёлка.

Для детей младшего школьного возраста, схемы рекомендуется рисовать одноцветными, чтобы не отвлекать внимание ребенка яркими красками в символических изображениях. Для изготовления таких картинок не требуется больших художественных навыков, любой взрослый в состоянии нарисовать символические изображения предметов.

Итак, мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение героев сказок, явлений природы, действий, путем выделения главных смысловых линий сюжета.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Логопед выразительно читает стихотворение.

  2. Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

  3. Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

  4. Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

  5. Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Для детей с ФФН заучивание текста не представляет особой сложности, но для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.

Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Правильно использование мнемотехники в работе логопеда по автоматизации звуков позволяет сделать положительную динамику. 
Мнемотаблицы могут служить дополнением к логографическим упражнениям, т.к. помогают усвоить речевой материал (чистоговорки), представленный в этих заданиях.

Как работать с мнемотаблицей

1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.

2 шаг. Чтение взрослым скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту (начало указано красным крестиком, к каждой последующей картинке ведет красная стрелка). Повторить несколько раз.

3 шаг. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность. 
4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.

6 шаг. Игра «Задом – наперед» (если это возможно) : пользуясь мнемотаблицей, ребенок начинает с последней картинки воспроизводить текст, который в конечном итоге должен иметь тот же смысл, что и первоначальный вариант. 

На каждом этапе работы по мнемотаблице взрослый контролирует произношение корректируемого звука!








Автоматизация (Ж)


Жук


жужжит


над


Ежом


кружит,


а ёжик лежит

на жука


глядит






Все услуги службы оказываются бесплатно










Мы ждем Вас по адресу

396900 г. Семилуки, ул. Крупской, д.32

8 (47372)2-25-48, 8(952) 954-90-10

E-mail: [email protected]

сайт: semyasml.ucoz.ru

группа в «Одноклассниках»


Департамент образования науки

и молодежной политики Воронежской области


КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи»


СЛУЖБА ПО УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ

В СЕМЬЮ, ПОДГОТОВКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ



Мнемотехника в логопедической работе


Семилуки 2016



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!