СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Многообразие и практическое значение одноклеточных животных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Многообразие и практическое значение одноклеточных животных"

Просмотр содержимого документа
«"Многообразие и практическое значение одноклеточных животных"»

8КЛ БИОЛОГИЯ._____________________________________________

ТЕМА: Многообразие и практическое значение одноклеточных животных.

Цель: рассмотреть процесс возможного происхождения многоклеточных от колониальных жгутиковых. Оценить широкое разнообразие типов и классов многоклеточных животных. Рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности. Показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи:

- познакомиться с организацией многоклеточных животных

- определить значение возникновения многоклеточности в ходе эволюции

- дать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности губок

-продолжить формирование умений ставить и решать проблемные вопросы, конкретизировать основные понятия



Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

  2. Актуализация знаний

-Скажите, с какими животными познакомились на прошлом уроке? (одноклеточными).

-Каковы основные признаки этой группы организмов? (тело состоит из одной клетки, водная среда обитания)

-Назовите представителей простейших (амёба, эвглена зелёная, инфузория)

Проверка выполнения домашнего задания

  1. Амёбы передвигаются при помощи ……..(ложноножек, псевдоподий)

  2. В состав пищи инфузорий – туфелек в основном входят……(бактерии)

  3. У пресноводных простейших продукты обмена веществ и избыток воды выводятся через ………(сократительные вакуоли)

  4. Реакции простейших на действие раздражителей называют ……..(раздражимостью)

  5. Эвглены зелёные ……реагируют на свет.

  6. При наступлении неблагоприятных условий большинство простейших переходит в состояние ……..(цисты)

  7. Заболевание малярию вызывает, попавший в кровь …….(малярийный плазмодий, тип Споровики)

Вариант 2.

  1. Инфузория – туфелька передвигается при помощи ……..(ресничек)

  2. Фотосинтез у эвглены зелёной происходит ……….(в хлоропластах)

  3. Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории – туфельки через ...(порошицу)

  4. Амёбы ….. реагируют на свет

  5. Кислород в цитоплазму простейших поступает через ……(всю поверхность тела)

  6. Простейшие размножаются путём …..(деления клетки)

  7. Дизентерийная амёба паразитирует в ……. человека. (в кишечнике)

  1. Формирование новых знаний

Простейшие — источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы. Самое большое из когда-либо живших на Земле животных — голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений.



Простейшие — участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мельчайших раковинок каких-то животных. Морские простейшие (корненожки и радиолярии) играют весьма важную роль в образовании морских осадочных горных пород. В течение многих десятков миллионов лет их микроскопически мелкие минеральные скелеты оседали на дно и образовывали мощные отложения. В древние геологические эпохи при горообразовательном процессе морское дно становилось сушей. Известняки, мел и некоторые другие горные породы в значительной мере состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал.

Изучение ископаемых остатков простейших играет большую роль в определении возраста разных слоев земной коры и нахождении нефтеносных слоев.

Борьба с загрязненностью водоемов — важнейшая государственная задача. Простейшие — показатель степени загрязненности пресных водоемов. Каждому виду простейших животных необходимы для существования определенные условия. Одни простейшие живут только в чистой воде, содержащей много растворенного воздуха и не загрязненной отходами фабрик и заводов; другие приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Наконец, есть и такие простейшие, которые могут жить в очень загрязненных, сточных водах. Таким образом, нахождение в водоеме определенного вида простейших дает возможность судить о степени его загрязненности.



Простейшие — возбудители болезней человека и животных. Среди простейших очень многие ведут паразитический образ жизни. Они поселяются в различных органах человека и животных и часто бывают причиной тяжелых заболеваний. К болезням, вызываемым простейшими, относятся, например, малярия и кожный лейшманиоз (см. ст. «Насекомые и клещи — хранители и переносчики возбудителей болезней»).

Итак, простейшие имеют огромное значение в природе и в жизни человека. Одни из них не только полезны, но и необходимы; другие, напротив, опасны.

Закрепление.

Выполнение заданий в раб. тетрадях. стр 13-18.

Домашнее задание: №3 стр 19 док работу в раб.тет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!