СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие современного мира. Урок-презентация по обществознанию, 11 класс, профильный уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Многообразие современного мира" предназначена для учителей и учащихся 11 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие современного мира. Урок-презентация по обществознанию, 11 класс, профильный уровень»

Обществознание 11, профильный уровень Урок 92-93  Многообразие современного мира Д.З: § 36, ?? (с.394-395), задания (с.395), источник (с.395-396)  © А.И. Колмаков

Обществознание 11, профильный уровень

Урок 92-93

Многообразие современного мира

Д.З: § 36, ?? (с.394-395), задания (с.395),

источник (с.395-396)

© А.И. Колмаков

 формирование представления о многообразии современного мира;  развитие навыков работы с текстом;  развитие аналитических способностей; обобщение, сравнение; умение сделать выбор; применение уже полученные знания для формулировки выводов и обосновании выбора;  воспитание толерантности .
  • формирование представления о многообразии современного мира;
  • развитие навыков работы с текстом;  развитие аналитических способностей; обобщение, сравнение; умение сделать выбор; применение уже полученные знания для формулировки выводов и обосновании выбора;
  • воспитание толерантности .
Универсальные учебные действия Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация. Развивать умение самостоятельного выбора критериев для сравнения, оценки и классификации объектов

Универсальные учебные действия

  • Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация.
  • Развивать умение самостоятельного выбора критериев для сравнения, оценки и классификации объектов
 единая цивилизация;  традиционное общество;  индустриальное общество;  постиндустриальное общество;  информационное общество;  энергетический кризис;  экологический кризис;  догоняющее развитие;  модернизация;  вестернизация
  • единая цивилизация;
  • традиционное общество;
  • индустриальное общество;
  • постиндустриальное общество;
  • информационное общество;
  • энергетический кризис;
  • экологический кризис;
  • догоняющее развитие;
  • модернизация;
  • вестернизация
Изучение нового материала Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации Вспомните. Что появилось раньше, общество или человек? Что такое индустриальное и постиндустриальное общества? В чём их особенности?

Изучение нового материала

  • Особенности традиционного общества.
  • Достижения и противоречия западной цивилизации.
  • Кризис индустриальной цивилизации

Вспомните. Что появилось раньше, общество или человек? Что такое индустриальное и постиндустриальное общества? В чём их особенности?

Человечество в начале нового тысячелетия. Многообразие современного мира. Единство в многообразии

Человечество в начале нового тысячелетия.

Многообразие современного мира.

Единство в многообразии

Численность населения на Земле 2011 год – численность  7 млрд.

Численность населения на Земле

  • 2011 год – численность

7 млрд.

на Земле существует  от 194 до 205 государств, которые признаны международным сообществом или значимо претендуют на международное признание.

на Земле существует

от 194 до 205 государств, которые признаны международным сообществом или значимо претендуют на международное признание.

 перспектива возникновения плюралистичной, сложной и многообразной всепланетарной цивилизации.  становление единообразного космополитического мира.
  • перспектива возникновения плюралистичной, сложной и многообразной всепланетарной цивилизации.
  • становление единообразного
  • космополитического мира.
Количество стран  естественные различия природных условий, физической среды обитания людей.  (где возникли первые цивилизации?)  историческая среда существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. В настоящее время на политической карте выделяется около 230 стран и территорий. Более 190 из них являются суверенными, т.е. политически независимыми государствами, обладающими самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Количество стран

  • естественные различия природных условий, физической среды обитания людей. (где возникли первые цивилизации?)
  • историческая среда существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами.

В настоящее время на политической карте выделяется около 230 стран и территорий. Более 190 из них являются суверенными, т.е. политически независимыми государствами, обладающими самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Группировка стран Величина территории Уровень социально-экономического развития Численность населения Особенности географического положения приморские; полуостровные; островные страны-архипелаги; страны, не имеющие выхода к морю Россия Канада Китай США Австралия Бразилия Индия Китай Индия США Индонезия Бразилия Пакистан Бангладеш Нигерия Россия Япония 1) экономически развитые страны; 2) развивающиеся страны; выделяются семь самых больших стран, площадью свыше 3 млн. км2 каждая, которые в совокупности занимают около половины всей земной суши. Во многом уровень развитости стран можно оценить, определяя характер и величину валового внутреннего продукта (ВВП), который является показателем, выражающим совокупную стоимость конечной продукции отраслей материального производства и непроизводственной сферы, выраженную в рыночных ценах. Выделяют десять самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек в каждой. На них в совокупности приходится 60% населения земного шара.

Группировка стран

Величина территории

Уровень социально-экономического развития

Численность населения

Особенности географического положения

  • приморские;
  • полуостровные;
  • островные
  • страны-архипелаги;
  • страны, не имеющие выхода к морю

Россия

Канада

Китай

США

Австралия

Бразилия

Индия

Китай

Индия

США

Индонезия

Бразилия

Пакистан

Бангладеш

Нигерия

Россия

Япония

1) экономически развитые страны;

2) развивающиеся страны;

выделяются семь самых больших стран, площадью свыше 3 млн. км2 каждая, которые в совокупности занимают около половины всей земной суши.

Во многом уровень развитости стран можно оценить, определяя характер и величину валового внутреннего продукта (ВВП), который является показателем, выражающим совокупную стоимость конечной продукции отраслей материального производства и непроизводственной сферы, выраженную в рыночных ценах.

Выделяют десять самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек в каждой. На них в совокупности приходится 60% населения земного шара.

Имеет ли место  всепоглощающее расширение ареала западной  цивилизации на новые регионы земного шара, или все-таки происходит  плодотворный синтез Запада и Востока?  Вспомните известную фразу Киплинга.      О, Запад есть Запад,  Восток есть Восток,  и с мест они не сойдут,  Пока не предстанет  Небо с Землей  на Страшный господень суд. Но нет Востока,  и Запада нет,  что племя, родина, род,  Если сильный с сильным лицом к лицу  у края земли встает?

Имеет ли место всепоглощающее расширение ареала западной цивилизации на новые регионы земного шара, или все-таки происходит плодотворный синтез Запада и Востока? Вспомните известную фразу Киплинга.

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд. Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род, Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?

АЗИАТСКИЕ ТИГРЫ : Страны Юго-Восточной Азии, экономика которых развивалась, особенно в 1970—80-х гг., темпами, значительно превышающими среднемировые.  Наиболее часто к «тиграм» причисляют Южную Корею, Сингапур, Малайзию, Тайвань.  Сейчас ту же политику проводят Китай и Индия, которые, по прогнозам экспертов, уже в ближайшем будущем станут лидерами производства hi-tech товаров. Гонконг

АЗИАТСКИЕ ТИГРЫ : Страны Юго-Восточной Азии, экономика которых развивалась, особенно в 1970—80-х гг., темпами, значительно превышающими среднемировые.

Наиболее часто к «тиграм» причисляют Южную Корею, Сингапур, Малайзию, Тайвань.

Сейчас ту же политику проводят Китай и Индия, которые, по прогнозам экспертов, уже в ближайшем будущем станут лидерами производства hi-tech товаров.

Гонконг

Все страны «четвёрки» были почти лишены запасов полезных ископаемых, но зато в их распоряжении имелась дешевая и исключительно дисциплинированная рабочая сила. Традиционное конфуцианское воспитание с его установками на образование, дисциплину и конформизм. Сочетание западных достижений с национальными культурными и социальными традициями.
  • Все страны «четвёрки» были почти лишены запасов полезных ископаемых, но зато в их распоряжении имелась дешевая и исключительно дисциплинированная рабочая сила.
  • Традиционное конфуцианское воспитание с его установками на образование, дисциплину и конформизм.
  • Сочетание западных достижений с национальными культурными и социальными традициями.
Япония: Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма». обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме. Америка: Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих. Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника
  • Япония: Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма».
  • обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.
  • Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме.
  • Америка: Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.
  • Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.
  • Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру.
  • Индивидуальная оценка и аттестация работников.
  • Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника
 к 2015 г. по объему ВНП Китай сравняется с США, а его военный потенциал составит почти половину американского.  В Китае проживает около 1/5 населения земного шара, но страна располагает лишь 7% пригодных к сельскохозяйственному производству земель.  Только по официальным данным, от 15 до 35% всего городского населения страны составляет избыточную рабочую силу.
  • к 2015 г. по объему ВНП Китай сравняется с США, а его военный потенциал составит почти половину американского.
  • В Китае проживает около 1/5 населения земного шара, но страна располагает лишь 7% пригодных к сельскохозяйственному производству земель.
  • Только по официальным данным, от 15 до 35% всего городского населения страны составляет избыточную рабочую силу.
Какие элементы традиционных обществ сохранены в современную эпоху? Глубокое проникновение религии во все сферы жизни общества и сегодня присуще отдельным странам, коллективизм , подчинение личных интересов общим. Наряду с  традиционным типом господства в  незападных обществах широко представлен и харизматический тип.

Какие элементы традиционных обществ сохранены в современную эпоху?

Глубокое проникновение религии во все сферы жизни общества и сегодня присуще отдельным странам,

коллективизм , подчинение личных интересов общим.

Наряду с традиционным типом господства в незападных обществах широко представлен и харизматический тип.

Традиционное общество Характерные признаки традиционных обществ:  а) аграрный характер экономики;  б) сращивание власти и собственности;  в) патриархальный характер общества и государства;  г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;  д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.  Основные разновидности традиционных обществ:  а) общества древнего средневекового Востока;  б) античные общества Греции и Рима;  в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;  г) древнерусское и средневековое российское общество.  Специфика социальной стратификации традиционных обществ:  а) кастовый или сословный строй;  б) преобладание предписанных статусов;  в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;  г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.  Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.

Традиционное общество

Характерные признаки традиционных обществ: а) аграрный характер экономики; б) сращивание власти и собственности; в) патриархальный характер общества и государства; г) преобладание коллективистских форм общественного сознания; д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности. Основные разновидности традиционных обществ: а) общества древнего средневекового Востока; б) античные общества Греции и Рима; в) средневековое феодальное общество в Западной Европе; г) древнерусское и средневековое российское общество. Специфика социальной стратификации традиционных обществ: а) кастовый или сословный строй; б) преобладание предписанных статусов; в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты; г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса. Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.

Политическая сфера: Легальный тип господства.  Демократическое политическое устройство.  Движение к правовому государству. Экономическая сфера: Рынок как регулятор экономики.  Развитая частная собственность.  Высокий престиж предпринимательства.  Социальная сфера: Классовая структура общества.  Высокая социальная мобильность. Духовная сфера: Принцип индивидуализма.  Высокий престиж науки и образования.  Преобладание рационализма.
  • Политическая сфера: Легальный тип господства. Демократическое политическое устройство. Движение к правовому государству.
  • Экономическая сфера: Рынок как регулятор экономики. Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства.
  • Социальная сфера: Классовая структура общества. Высокая социальная мобильность.
  • Духовная сфера: Принцип индивидуализма. Высокий престиж науки и образования. Преобладание рационализма.
Информационное общество и его особенности Предпосылки рождения информационного общества:  а) научно-техническая революция;  б) формирование новой научной картины мира;  в) микропроцессорная революция.  3) Характерные признаки информационного общества:  а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;  б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;  в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;  г) признание приоритетности прав и свобод человека.  д) изменение социальной структуры общества.  Противоречивый характер информационной цивилизации:  а) вытеснение человека из целого ряда сфер;  б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;  в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;  г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.  д) рост числа субкультур – опасность роста числа конфликтов

Информационное общество и его особенности

Предпосылки рождения информационного общества: а) научно-техническая революция; б) формирование новой научной картины мира; в) микропроцессорная революция. 3) Характерные признаки информационного общества: а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг; б) развитие электронных средств массовых коммуникаций; в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека; г) признание приоритетности прав и свобод человека. д) изменение социальной структуры общества. Противоречивый характер информационной цивилизации: а) вытеснение человека из целого ряда сфер; б) усиление зависимости человека от персонального компьютера; в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения; г) углубление отрыва человека от естественной природной среды. д) рост числа субкультур – опасность роста числа конфликтов

Вспомни! Западному или восточному мыслителю могли бы принадлежать следующие суждения?  «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить».   «Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет в уровень с богами».   «Излагаю, не творю. Люблю древность и следую ей».   «Истина заключена в работе экспериментатора, движимого рациональной активностью».   (Древние даосы) (Сенека ) (Конфуций) (Г. Башляр)

Вспомни!

Западному или восточному мыслителю могли бы принадлежать следующие суждения? «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить». «Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет в уровень с богами». «Излагаю, не творю. Люблю древность и следую ей». «Истина заключена в работе экспериментатора, движимого рациональной активностью».

(Древние даосы)

(Сенека )

(Конфуций)

(Г. Башляр)

Контрольные вопросы Означает ли единство мира его политическую и культурную унификацию? Чем обусловлено многообразие форм политической и социальной жизни? В чём проявляется в последние десятилетия вестернизация слаборазвитых стран? Каковы причины успеха модернизации целого ряда стран Восточной Азии? Как вы понимаете термин «догоняющее развитие»? Традиция и инновация — являются ли они противоположностями? В чём состоят особенности традиционных обществ на современном этапе развития? Охарактеризуйте достижения и проблемы современных индустриальных обществ.

Контрольные вопросы

  • Означает ли единство мира его политическую и культурную унификацию?
  • Чем обусловлено многообразие форм политической и социальной жизни?
  • В чём проявляется в последние десятилетия вестернизация слаборазвитых стран?
  • Каковы причины успеха модернизации целого ряда стран Восточной Азии?
  • Как вы понимаете термин «догоняющее развитие»?
  • Традиция и инновация — являются ли они противоположностями?
  • В чём состоят особенности традиционных обществ на современном этапе развития?
  • Охарактеризуйте достижения и проблемы современных индустриальных обществ.
рефлексия    Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Источники

1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3

2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008

3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012

4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011

5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013

6. Павлова А. В., учитель истории МБОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл. http :// pedsovet.su / load /130-1-0-26485

7. Першин А., МОУ «Майская гимназия»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!