Обществознание 11, профильный уровень
Урок 92-93
Многообразие современного мира
Д.З: § 36, ?? (с.394-395), задания (с.395),
источник (с.395-396)
© А.И. Колмаков
- формирование представления о многообразии современного мира;
- развитие навыков работы с текстом; развитие аналитических способностей; обобщение, сравнение; умение сделать выбор; применение уже полученные знания для формулировки выводов и обосновании выбора;
- воспитание толерантности .
Универсальные учебные действия
- Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация.
- Развивать умение самостоятельного выбора критериев для сравнения, оценки и классификации объектов
- единая цивилизация;
- традиционное общество;
- индустриальное общество;
- постиндустриальное общество;
- информационное общество;
- энергетический кризис;
- экологический кризис;
- догоняющее развитие;
- модернизация;
- вестернизация
Изучение нового материала
- Особенности традиционного общества.
- Достижения и противоречия западной цивилизации.
- Кризис индустриальной цивилизации
Вспомните. Что появилось раньше, общество или человек? Что такое индустриальное и постиндустриальное общества? В чём их особенности?
Человечество в начале нового тысячелетия.
Многообразие современного мира.
Единство в многообразии
Численность населения на Земле
7 млрд.
на Земле существует
от 194 до 205 государств, которые признаны международным сообществом или значимо претендуют на международное признание.
- перспектива возникновения плюралистичной, сложной и многообразной всепланетарной цивилизации.
- становление единообразного
- космополитического мира.
Количество стран
- естественные различия природных условий, физической среды обитания людей. (где возникли первые цивилизации?)
- историческая среда существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами.
В настоящее время на политической карте выделяется около 230 стран и территорий. Более 190 из них являются суверенными, т.е. политически независимыми государствами, обладающими самостоятельностью во внутренних и внешних делах.
Группировка стран
Величина территории
Уровень социально-экономического развития
Численность населения
Особенности географического положения
- приморские;
- полуостровные;
- островные
- страны-архипелаги;
- страны, не имеющие выхода к морю
Россия
Канада
Китай
США
Австралия
Бразилия
Индия
Китай
Индия
США
Индонезия
Бразилия
Пакистан
Бангладеш
Нигерия
Россия
Япония
1) экономически развитые страны;
2) развивающиеся страны;
выделяются семь самых больших стран, площадью свыше 3 млн. км2 каждая, которые в совокупности занимают около половины всей земной суши.
Во многом уровень развитости стран можно оценить, определяя характер и величину валового внутреннего продукта (ВВП), который является показателем, выражающим совокупную стоимость конечной продукции отраслей материального производства и непроизводственной сферы, выраженную в рыночных ценах.
Выделяют десять самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек в каждой. На них в совокупности приходится 60% населения земного шара.
Имеет ли место всепоглощающее расширение ареала западной цивилизации на новые регионы земного шара, или все-таки происходит плодотворный синтез Запада и Востока? Вспомните известную фразу Киплинга.
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд. Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род, Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?
АЗИАТСКИЕ ТИГРЫ : Страны Юго-Восточной Азии, экономика которых развивалась, особенно в 1970—80-х гг., темпами, значительно превышающими среднемировые.
Наиболее часто к «тиграм» причисляют Южную Корею, Сингапур, Малайзию, Тайвань.
Сейчас ту же политику проводят Китай и Индия, которые, по прогнозам экспертов, уже в ближайшем будущем станут лидерами производства hi-tech товаров.
Гонконг
- Все страны «четвёрки» были почти лишены запасов полезных ископаемых, но зато в их распоряжении имелась дешевая и исключительно дисциплинированная рабочая сила.
- Традиционное конфуцианское воспитание с его установками на образование, дисциплину и конформизм.
- Сочетание западных достижений с национальными культурными и социальными традициями.
- Япония: Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма».
- обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.
- Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме.
- Америка: Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.
- Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.
- Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру.
- Индивидуальная оценка и аттестация работников.
- Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника
- к 2015 г. по объему ВНП Китай сравняется с США, а его военный потенциал составит почти половину американского.
- В Китае проживает около 1/5 населения земного шара, но страна располагает лишь 7% пригодных к сельскохозяйственному производству земель.
- Только по официальным данным, от 15 до 35% всего городского населения страны составляет избыточную рабочую силу.
Какие элементы традиционных обществ сохранены в современную эпоху?
Глубокое проникновение религии во все сферы жизни общества и сегодня присуще отдельным странам,
коллективизм , подчинение личных интересов общим.
Наряду с традиционным типом господства в незападных обществах широко представлен и харизматический тип.
Традиционное общество
Характерные признаки традиционных обществ: а) аграрный характер экономики; б) сращивание власти и собственности; в) патриархальный характер общества и государства; г) преобладание коллективистских форм общественного сознания; д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности. Основные разновидности традиционных обществ: а) общества древнего средневекового Востока; б) античные общества Греции и Рима; в) средневековое феодальное общество в Западной Европе; г) древнерусское и средневековое российское общество. Специфика социальной стратификации традиционных обществ: а) кастовый или сословный строй; б) преобладание предписанных статусов; в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты; г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса. Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.
- Политическая сфера: Легальный тип господства. Демократическое политическое устройство. Движение к правовому государству.
- Экономическая сфера: Рынок как регулятор экономики. Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства.
- Социальная сфера: Классовая структура общества. Высокая социальная мобильность.
- Духовная сфера: Принцип индивидуализма. Высокий престиж науки и образования. Преобладание рационализма.
Информационное общество и его особенности
Предпосылки рождения информационного общества: а) научно-техническая революция; б) формирование новой научной картины мира; в) микропроцессорная революция. 3) Характерные признаки информационного общества: а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг; б) развитие электронных средств массовых коммуникаций; в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека; г) признание приоритетности прав и свобод человека. д) изменение социальной структуры общества. Противоречивый характер информационной цивилизации: а) вытеснение человека из целого ряда сфер; б) усиление зависимости человека от персонального компьютера; в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения; г) углубление отрыва человека от естественной природной среды. д) рост числа субкультур – опасность роста числа конфликтов
Вспомни!
Западному или восточному мыслителю могли бы принадлежать следующие суждения? «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить». «Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет в уровень с богами». «Излагаю, не творю. Люблю древность и следую ей». «Истина заключена в работе экспериментатора, движимого рациональной активностью».
(Древние даосы)
(Сенека )
(Конфуций)
(Г. Башляр)
Контрольные вопросы
- Означает ли единство мира его политическую и культурную унификацию?
- Чем обусловлено многообразие форм политической и социальной жизни?
- В чём проявляется в последние десятилетия вестернизация слаборазвитых стран?
- Каковы причины успеха модернизации целого ряда стран Восточной Азии?
- Как вы понимаете термин «догоняющее развитие»?
- Традиция и инновация — являются ли они противоположностями?
- В чём состоят особенности традиционных обществ на современном этапе развития?
- Охарактеризуйте достижения и проблемы современных индустриальных обществ.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. Павлова А. В., учитель истории МБОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл. http :// pedsovet.su / load /130-1-0-26485
7. Першин А., МОУ «Майская гимназия»