СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.»

Дата урока : 7 класс

Тема: Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной музыкой.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

Задачи:

1. научить учащихся ориентироваться в понятиях: русская, духовная музыка.

2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров;

3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на духовную музыку.

Планируемые РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.
Личностные результаты должны отражать: укорененность в православной традиции; наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством; уважительное отношение к культурному наследию;
ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;
наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;
развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.

Метапредметные результаты характеризуют: правильное понимание отношений знания и веры; совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности; умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний; умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;
овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.
Предметные результаты должны отражать:
формирование представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека; овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;
развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса; наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богослужении.


Тип урока: введение в тему.

Материал: Музыкальный ряд: Знаменный распев «Господи воззвах», Партесное пение , Духовный концерт. М.С.Березовского, песня Б.Окуджавы «Молитва»

Изобразительный ряд:

Фото соборов, куполов, храмов, дидактический материал, раздаточный материал

Оборудование:

- компьютер
- мультимедийный проектор, экран
- презентация

Программное обеспечение:

- компьютерная презентация «Образы русской духовной, светской музыки.»



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! - Вновь собрал нас на урок

Заразительный звонок. Мы учиться продолжаем, На уроке не скучаем.

Что нам сей урок готовит, Ничего от нас не скроет!

II. Актуализация знаний
Учитель проводит фронтальный опрос

Ребята, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке?

Что такое музыкальный стиль?

- Назовите основные музыкальные стили.

- Назовите свой любимый музыкальный стиль.

- К какому стилю относится песня «Во поле берёзка стояла»?

Ответы детей :

III. Постановка темы и целей урока

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, что такое религиозная музыка, как она развивалась, чем отличается христианская религиозная музыка православной и католической традиции. Познакомимся с понятиями хорал, полифония, псалмы, месса и другие, узнаем, почему известные композиторы обращались к духовной музыке, какие нравственные и философские идеалы вдохновляли их на создание религиозной музыки.

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Учитель на доске записывает тему урока

.IV. Изучение нового материала.
Учитель рассказывает детям новый материал:

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

Композиторы, сочинявшие духовную музыку:

  • русские - М.Березовский, Д.Бортнянский, Е.Фомин, П.Чесноков, С.В.Рахманинов

  • зарубежные - В.А.Моцарт, И.С.Бах, Дж.Перголези

Посмотрите видео-урок👉

Самым величественным вокально-драматическим произведением, завершившим творческий путь Иоганна Себастьяна Баха — великого немецкого композитора XVIII века (глубоко верующего человека), по праву считается "Высокая месса" (си минор).

Месса - многочастное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. В православной церкви ему соответствует литургия.

Судьба "Высокой мессы" необычна - предназначенная для церковного богослужения, она никогда не исполнялась в церкви.

В "Высокой мессе" - 24 номера (15 хоров, 3 дуэта, 6 арий). Состав исполнителей: смешанный хор, солисты (сопрано, альт, тенор, бас), оркестр и орган.

Месса относится к вокально-драматическому жанру, ее драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам. Идея Мессы - "от страдания к радости" - воплощается через сопоставление двух образных сфер. Первая сфера - это образы скорби, горести и страдания, "вздохи и слезы", исполненные величием духа. Вторая, контрастная первой, - образы радости, света и ликования, триумфа правды и активного действия. Эту сферу можно считать вполне мирской, земной, жизненной.

Религиозная музыка является одной из самых древних форм музыкального искусства, пронизанной особым духовным содержанием и глубоким символизмом. Эта музыкальная форма поддерживает, выражает и раскрывает религиозные убеждения и чувства, символизируя связь человека с божественным и духовным миром.

Ещё на заре истории человечества музыка была важной частью религиозных обрядов. В системе языческих верований уже тогда присутствовали музыкальные декламации, гимны, священные пляски. Многие образцы фольклора, дошедшие до нас из глубины веков, являются отголосками таких обрядов, посвящённых силам природы, священным животным, языческим божествам.

В христианстве музыка тоже была включена в богослужения. В единстве с величественной архитектурой, красивым убранством храмов и соборов, проникновенным словом священника, она помогала верующим погрузиться в особенное молитвенное состояние.

Разногласия по поводу интерпретации священных текстов и религиозных обрядов привели к тому, что службы в разных церквях (например, в католической и православной) имеют значительные расхождения. В православной церкви, в отличие от католической и протестантской, может звучать только вокальная музыка, так как лишь человек с его живой душой может возносить молитвы к Богу. В западных конфессиях –напротив, большую роль в богослужениях играет орган, звучание которого не только сопровождает пени прихожан, но и повторяет, развивает некоторые мелодии в чисто инструментальном виде. Большое значение имеет прелюдирование – музыкальная подготовка к последующему пению молитв.

Изначально единое христианское учение со временем распалось на несколько самостоятельных конфессий. Разделение церквей в 1054 году привело к образованию Западной Католической церкви в Риме и Восточной Православной церкви с центром в византийском Константинополе. Затем, в связи с упадком Византийского государства, центр православия в XV веке переместился в Москву. Богослужение с греческого языка перешло на церковно-славянский, более близкий и понятный народам Руси. В Западной церкви в XVI веке от католичества отделилось протестантство. Протестанты отказались молиться на непонятной для большинства людей латыни, переведя церковные службы на свой родной язык. Каждая из этих трёх конфессий имеет свои особенности, хотя и опирается на один и тот же текст Библии как основу всей христианской религии.

Можно сказать, что вся европейская профессиональная музыка зарождалась в лоне церкви. Большинство сочинений на протяжении долгих столетий сочинялось композиторами для исполнения в храмах, при этом они должны были соблюдать определенные законы.

Православная Литургия — главное богослужение православной церкви, на котором совершается таинство Евхаристии.

Изначальной основой литургии является Тайная вечеря. С распространением христианства возникло множество местных традиций совершения литургии, которые отражали особенности культуры и религиозного сознания того или иного региона.

Основные элементы литургии:

  • чтение Священного Писания;

  • моления о Церкви и о всём мире;

  • центральная евхаристическая молитва (анафора);

  • причащение и благодарение за него.

  • Всéнощное бде́ние (также разг. все́нощная (сущ.); — праздничное торжественное чинопоследование богослужения Православной церкви, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов — в зимнее время удлиняться, а в летнее — сокращаться)

Среди замечательных музыкальных сочинений Рахманинова есть одно, уникальное не только для самого композитора, но и для всего мирового музыкального наследия, – «Всенощное бдение», op. 37.Этот крупный хоровой цикл состоит из 15 песнопений, разделенных на две части: Вечерню и Утреню.

Композиторы, сочиняя церковную музыку, должны были следовать строгим церковным канонам. У слова канон несколько значений, вот одно из них «Канон – совокупность норм и правил, принятых в чём-либо»В католической церкви такими правилами и нормами был «Закон Божий», поэтому даже музыкальные интервалы и длительности использовались в соответствии с божественной символикой. Унисон олицетворял единого Бога, кварта и квинта обозначали крест, деление длинного звука на три более мелких длительности соответствовало Святой Троице, поэтому считалось перфектно, то есть совершенно.

Существует две различные традиции к исполнению музыки Баха. Одна с большим составом оркестра и хора, солистами с оперными голосами. Другие музыканты считают, что музыку Баха должен исполнять барочный оркестр. В XVIII веке состав оркестра был намного меньше, чем сейчас и голоса солистов звучали несколько иначе.

Учитель включает арию «Agnus Dai». Ссылка на арию в приложении к уроку.

Мелодия протестантского хорала «К тебе взываю, Господи Иисусе Христе» мы можем услышать в верхнем голосе хоральной прелюдии фа-минор. При этом вся композиция поражает глубиной и богатством полифонического развития.

Теперь поговорим о мессе. Исторически жанр мессы сложился в виде пятичастного произведения. Каждая часть основана на каноническом тексте латинской молитвы.

Многие считают, что церковная музыка может быть только печальной. Но в христианской вере немало и светлых образов. Благодарности и торжественные ликования наполняют сердца верующих, когда они вспоминают чудесное Воскресение Господа. Радостным лучезарным светом наполнена «Глория».

Учитель включает «Глорию». Ссылка находится в приложении к уроку.

V. Закрепление изученного материала

Учитель проводит фронтальный опрос:

- С какой музыкой мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Где зарождалась европейская профессиональная музыка?

- Чему должны были следовать композиторы, сочиняя церковную музыку?

- Что такое канон?

VI. Домашнее задание

Если на уроке остаётся время, то домашнее задание можно сделать сразу.

- Ребята, вам надо прослушать песнопение «Хвалите имя Господне» из «Всенощной» Рахманинова и составить по нему краткий анализ музыкального произведения.

- Напоминаю, как его выполнять. Сначала записываем автора произведения, потом – музыкальный образ (- лирический, драматический, эпический, образ любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.). После вы должны описать характер музыки, т.е. надо указать весёлая она, грустная, добрая, сказочная, тревожная, взволнованная или страшная. После выполнения этого пункта вы указываете музыкальный жанр произведения. Далее выбирает лад – мажор (весёлая), минор (грустная) Затем записываете темп, последним пунктом – динамические оттенки (очень тихо, тихо, не очень тихо, не очень громко, громко, очень громко).


VII. Подведение итогов урока

- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами формировали представление о сюжетах и образах религиозной музыки. Я считаю, что мы сделали это достойно. Спасибо за урок!


Приложение 1




Автор

Произведения

Музыкальный

образ

Характер музыки

Православная

Католическая

Лад

Темп

Динамические оттенки

С.В.Рахманинов

Всéнощное бде́ние







И.С.Бах

Высокая месса










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!