СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многогранные углы. выпуклые многогранники. теорема эйлера. развёртка многогранника. призма

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока «МНОГОГРАННЫЕ УГЛЫ. ВЫПУКЛЫЕ МНОГОГРАННИКИ. ТЕОРЕМА ЭЙЛЕРА. РАЗВЁРТКА МНОГОГРАННИКА. ПРИЗМА»

Просмотр содержимого документа
«Многогранные углы. выпуклые многогранники. теорема эйлера. развёртка многогранника. призма»

2.1. МНОГОГРАННЫЕ УГЛЫ. ВЫПУКЛЫЕ МНОГОГРАННИКИ. ТЕОРЕМА ЭЙЛЕРА. РАЗВЁРТКА МНОГОГРАННИКА. ПРИЗМА

(Раздел «Многогранники»)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 23.01.03 Автомеханик, 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения

Учебные группы: КИП-21, М-21, А-21, Н-21

Учебный предмет: ООПу.04 Математика

Тема учебного занятия: Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Развёртка многогранника. Призма

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Вид урока: лекция-беседа

Средства обучения:

  • технические: мультимедийный проектор, персональный компьютер;

информационно-коммуникационные: электронная презентация.

Цели урока:

образовательная: создание условий для овладения знаниями о многогранниках;

развивающая: развитие умений планировать, анализировать, выдвигать гипотезы по решению заданий, применять полученные знания для выполнения упражнений;

воспитательная: воспитание интереса к изучению математики, математической культуры студентов.

Прогнозируемые результаты:

1) предметные:

  • сформированность знаний о многогранниках;

  • владение умением решать задачи вычислительного и доказательного характера с использованием знаний о многогранниках, строить развёртки многогранников.

2) метапредметные:

  • регулятивные:

  • умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

  • умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;

  • владение навыками познавательной рефлексии;

  • познавательные:

  • выбор оснований и критериев для сравнения;

  • умение структурировать полученную информацию;

  • умение анализировать и обобщать информацию;

  • коммуникативные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Образовательные технологии: элементы технологии проблемного обучения; информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения и контроля:

  • вербальные: беседа;

  • практические: метод сравнения, метод анализа и структурирования.

  • методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль.

Нормативный документ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.

Образовательные ресурсы:

Основная литература

  1. Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.

  2. Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.

Дополнительная литература

  1. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. Учебник. − М.: Просвещение, 2014. – 464 с.

  2. Атанасян Л.С. Геометрия. 10 − 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.

  3. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для техникумов / Н.В. Богомолов. – М.: Высш. шк., 2013. – 495 с.

  4. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 1): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 656 с.

  5. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 2): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 592 с.

  6. Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 430 с.

  7. Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. fcior. edu. ru

  2. Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. school-collection. edu. ru

Основные термины и понятия: многогранный угол, многогранник, грань, ребро, вершина, диагональ, призма, апофема, развёртка.

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Содержание учебного материала:

    1. Многогранный угол;

    2. Многогранник;

    3. Теорема Эйлера;

    4. Развёртка многогранника;

    5. Призма

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин)

Преподаватель приветствует студентов, создает деловую обстановку, настраивает на продуктивную мыслительную деятельность.

  1. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (10 мин)

Преподаватель задает вопросы студентам:

  1. Что такое двугранный угол?

  2. Приведите примеры геометрических тел.

Студенты отвечают на эти вопросы, перебирая всевозможные варианты. Преподаватель говорит о том, что сегодня они будут изучать многогранные геометрические тела.

Формулирование темы и целей учебного занятия.

  1. Работа над новой темой («открытие» нового знания) (38 мин)

Рассмотрим фигуру, составленную из углов А12, А23, …, Аn1 и их внутренних областей так, что смежные углы (т. е. углы А12 и А23, …, Аn1 и А12) не лежат в одной плоскости, а несмежные углы (с их внутренними областями) не имеют общих точек. Такая фигура называется многогранным углом ОА1А2...Аn, углы, из которых составлен этот многогранный угол, - плоскими углами, лучи ОА1, ОА2, …, ОАn - ребрами, а точка О - вершиной этого многогранного угла.

Поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, будем называть многогранной поверхностью или многогранником. Тело, ограниченное многогранником, часто также называют многогранником. Многоугольники, из которых составлен многогранник, называются его гранями. Стороны граней называются ребрами, а концы ребер - вершинами многогранника. Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани, называется диагональю многогранника. Плоскость, по обе стороны от которой имеются точки многогранника, называется секущей плоскостью, а общая часть многогранника и секущей плоскости - сечением многогранника. Многогранники бывают выпуклые и невыпуклые. Многогранник называется выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани. Ясно, что все грани выпуклого многогранника являются выпуклыми многоугольниками. Отметим также, что в выпуклом многограннике сумма всех плоских углов при каждой его вершине меньше 360°.

Теорема Эйлера: В любом выпуклом многограннике сумма числа гра­ней и числа вершин больше числа ребер на 2.

Развёрткой поверхности многогранника называется плоская фигура, получающаяся в результате совмещения с плоскостью всех его граней. Чертежи развёрток необходимы при изготовле­нии моделей и изделий из листового материала. Построение развёртки поверхности многогранника сводится к построению изображений граней в истинную величину. Это легко осуществить путём определения длины рёбер многогран­ника, а в случае необходимости и длины диагоналей граней.

Призма (от др. греч. «нечто отпиленное») — многогранник, две грани которого являются конгруэнтными (равными) многоугольниками, лежащими в параллельных плоскостях, а остальные грани — параллелограммами, имеющими общие стороны с этими многоугольниками.

Прямая призма — призма, у которой все боковые ребра перпендикулярны основанию, в противном случае призма называется наклонной.

Правильная призма — прямая призма, в основании которой лежит правильный многоугольник.

Параллелепипед — призма, основанием которой служит параллелограмм.

Боковая поверхность призмы есть объединение боковых граней призмы. Полная поверхность призмы представляет объединение оснований призмы и её боковой поверхности.

Площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы.

Полная развёртка поверхности призмы состоит из развёртки её боковой поверхности и оснований. Боковые грани прямой треугольной призмы – прямоугольники, поэтому развёртка её боковой поверхности пред­став­ляет собой прямоугольник, длина которого равна периметру основания, а вы­сота – высоте приз­мы. К развёртке боковой поверх­ности при­страива­ют основания призмы – равносторонние треугольники.

  1. Включение нового знания в систему имеющихся знаний (34 мин)

Решение у доски и в тетрадях следующих упражнений:

1. В прямоугольном параллелепипеде стороны основания равны 12 см и 5 см. Диагональ параллелепипеда образует с плоскостью основания угол в 45°. Найдите боковое ребро параллелепипеда.

2. Сторона основания правильной треугольной призмы равна 8 см, боковое ребро равно 6 см. Найдите площадь сечения, проходящего через сторону верхнего основания и противолежащую вершину нижнего основания.

3. Диагональ правильной четырехугольной призмы образует с плоскостью боковой грани угол в 30°. Найдите угол между диагональю и плоскостью основания.

4. В правильной четырехугольной призме через диагональ основания проведено сечение параллельно диагонали призмы. Найдите площадь сечения, если сторона основания призмы равна 2 см, а ее высота равна 4 см.

5. Основанием наклонной призмы АВСА1В1С1 является равнобедренный треугольник АВС, в котором АС = АВ = 13 см, ВС = 10 см, а боковое ребро призмы образует с плоскостью основания угол в 45°. Проекцией вершины А1 является точка пересечения медиан треугольника АВС. Найдите площадь грани СС1В1В.

6. Основание призмы – правильный треугольник АВС. Боковое ребро АА1 образует равные углы со сторонами основания АС и АВ. Докажите, что: а) ВС ⏊ АА1; б) СС1В1В - прямоугольник.


  1. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (5 мин)

Беседа со студентами по содержанию занятия. Вопросы для беседы:

  1. Какая была тема сегодняшнего занятия?

  2. Что нового вы узнали?

  3. Какая была цель занятия?

  4. Что получилось у вас сегодня?

  5. Что не получилось?

  6. Достигли ли мы поставленной цели?

6. Инструктирование о выполнении домашнего задания (1 мин)

Изучить [1] гл. 8 занятия 1, 2, № 3, 4 с. 148.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!