2.1. МНОГОГРАННЫЕ УГЛЫ. ВЫПУКЛЫЕ МНОГОГРАННИКИ. ТЕОРЕМА ЭЙЛЕРА. РАЗВЁРТКА МНОГОГРАННИКА. ПРИЗМА
(Раздел «Многогранники»)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 23.01.03 Автомеханик, 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Учебные группы: КИП-21, М-21, А-21, Н-21
Учебный предмет: ООПу.04 Математика
Тема учебного занятия: Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Развёртка многогранника. Призма
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Вид урока: лекция-беседа
Средства обучения:
технические: мультимедийный проектор, персональный компьютер;
информационно-коммуникационные: электронная презентация.
Цели урока:
образовательная: создание условий для овладения знаниями о многогранниках;
развивающая: развитие умений планировать, анализировать, выдвигать гипотезы по решению заданий, применять полученные знания для выполнения упражнений;
воспитательная: воспитание интереса к изучению математики, математической культуры студентов.
Прогнозируемые результаты:
1) предметные:
сформированность знаний о многогранниках;
владение умением решать задачи вычислительного и доказательного характера с использованием знаний о многогранниках, строить развёртки многогранников.
2) метапредметные:
умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;
умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;
владение навыками познавательной рефлексии;
выбор оснований и критериев для сравнения;
умение структурировать полученную информацию;
умение анализировать и обобщать информацию;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Образовательные технологии: элементы технологии проблемного обучения; информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения и контроля:
вербальные: беседа;
практические: метод сравнения, метод анализа и структурирования.
методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль.
Нормативный документ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.
Образовательные ресурсы:
Основная литература
Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.
Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
Дополнительная литература
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. Учебник. − М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
Атанасян Л.С. Геометрия. 10 − 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для техникумов / Н.В. Богомолов. – М.: Высш. шк., 2013. – 495 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 1): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 656 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 2): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 592 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 430 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с.
Интернет-ресурсы:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. fcior. edu. ru
Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. school-collection. edu. ru
Основные термины и понятия: многогранный угол, многогранник, грань, ребро, вершина, диагональ, призма, апофема, развёртка.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Содержание учебного материала:
Многогранный угол;
Многогранник;
Теорема Эйлера;
Развёртка многогранника;
Призма
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин)
Преподаватель приветствует студентов, создает деловую обстановку, настраивает на продуктивную мыслительную деятельность.
Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (10 мин)
Преподаватель задает вопросы студентам:
Что такое двугранный угол?
Приведите примеры геометрических тел.
Студенты отвечают на эти вопросы, перебирая всевозможные варианты. Преподаватель говорит о том, что сегодня они будут изучать многогранные геометрические тела.
Формулирование темы и целей учебного занятия.
Работа над новой темой («открытие» нового знания) (38 мин)
Рассмотрим фигуру, составленную из углов А1OА2, А2OА3, …, Аn0А1 и их внутренних областей так, что смежные углы (т. е. углы А1OА2 и А2OА3, …, Аn0А1 и А1OА2) не лежат в одной плоскости, а несмежные углы (с их внутренними областями) не имеют общих точек. Такая фигура называется многогранным углом ОА1А2...Аn, углы, из которых составлен этот многогранный угол, - плоскими углами, лучи ОА1, ОА2, …, ОАn - ребрами, а точка О - вершиной этого многогранного угла.
Поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, будем называть многогранной поверхностью или многогранником. Тело, ограниченное многогранником, часто также называют многогранником. Многоугольники, из которых составлен многогранник, называются его гранями. Стороны граней называются ребрами, а концы ребер - вершинами многогранника. Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани, называется диагональю многогранника. Плоскость, по обе стороны от которой имеются точки многогранника, называется секущей плоскостью, а общая часть многогранника и секущей плоскости - сечением многогранника. Многогранники бывают выпуклые и невыпуклые. Многогранник называется выпуклым, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани. Ясно, что все грани выпуклого многогранника являются выпуклыми многоугольниками. Отметим также, что в выпуклом многограннике сумма всех плоских углов при каждой его вершине меньше 360°.
Теорема Эйлера: В любом выпуклом многограннике сумма числа граней и числа вершин больше числа ребер на 2.
Развёрткой поверхности многогранника называется плоская фигура, получающаяся в результате совмещения с плоскостью всех его граней. Чертежи развёрток необходимы при изготовлении моделей и изделий из листового материала. Построение развёртки поверхности многогранника сводится к построению изображений граней в истинную величину. Это легко осуществить путём определения длины рёбер многогранника, а в случае необходимости и длины диагоналей граней.
Призма (от др. греч. «нечто отпиленное») — многогранник, две грани которого являются конгруэнтными (равными) многоугольниками, лежащими в параллельных плоскостях, а остальные грани — параллелограммами, имеющими общие стороны с этими многоугольниками.
Прямая призма — призма, у которой все боковые ребра перпендикулярны основанию, в противном случае призма называется наклонной.
Правильная призма — прямая призма, в основании которой лежит правильный многоугольник.
Параллелепипед — призма, основанием которой служит параллелограмм.
Боковая поверхность призмы есть объединение боковых граней призмы. Полная поверхность призмы представляет объединение оснований призмы и её боковой поверхности.
Площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы.
Полная развёртка поверхности призмы состоит из развёртки её боковой поверхности и оснований. Боковые грани прямой треугольной призмы – прямоугольники, поэтому развёртка её боковой поверхности представляет собой прямоугольник, длина которого равна периметру основания, а высота – высоте призмы. К развёртке боковой поверхности пристраивают основания призмы – равносторонние треугольники.
Включение нового знания в систему имеющихся знаний (34 мин)
Решение у доски и в тетрадях следующих упражнений:
1. В прямоугольном параллелепипеде стороны основания равны 12 см и 5 см. Диагональ параллелепипеда образует с плоскостью основания угол в 45°. Найдите боковое ребро параллелепипеда.
2. Сторона основания правильной треугольной призмы равна 8 см, боковое ребро равно 6 см. Найдите площадь сечения, проходящего через сторону верхнего основания и противолежащую вершину нижнего основания.
3. Диагональ правильной четырехугольной призмы образует с плоскостью боковой грани угол в 30°. Найдите угол между диагональю и плоскостью основания.
4. В правильной четырехугольной призме через диагональ основания проведено сечение параллельно диагонали призмы. Найдите площадь сечения, если сторона основания призмы равна 2 см, а ее высота равна 4 см.
5. Основанием наклонной призмы АВСА1В1С1 является равнобедренный треугольник АВС, в котором АС = АВ = 13 см, ВС = 10 см, а боковое ребро призмы образует с плоскостью основания угол в 45°. Проекцией вершины А1 является точка пересечения медиан треугольника АВС. Найдите площадь грани СС1В1В.
6. Основание призмы – правильный треугольник АВС. Боковое ребро АА1 образует равные углы со сторонами основания АС и АВ. Докажите, что: а) ВС ⏊ АА1; б) СС1В1В - прямоугольник.
Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (5 мин)
Беседа со студентами по содержанию занятия. Вопросы для беседы:
Какая была тема сегодняшнего занятия?
Что нового вы узнали?
Какая была цель занятия?
Что получилось у вас сегодня?
Что не получилось?
Достигли ли мы поставленной цели?
6. Инструктирование о выполнении домашнего задания (1 мин)
Изучить [1] гл. 8 занятия 1, 2, № 3, 4 с. 148.
4