СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«многообразие организационных форм воспитательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат на тему "МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Просмотр содержимого документа
««многообразие организационных форм воспитательного процесса»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»

Кардымовского района Смоленской области












Реферат на тему


«МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»








Подготовила учитель химии и биологии

Баранова Марина Алексеевна






пгт.Кардымово

2022 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3

Понятие формы организации воспитательного процесса………………….6

Требования и условия организационных форм воспитательного процесса…………………………………………………………………………..…..9

Организационные формы воспитательной работы………………………..11

Заключение………………………………………………………………...…16

Список литературы…………………………………………………………..18



Введение

Слово «воспитание» сегодня на слуху у каждого родителя, который задумывается о жизни ребенка в обществе и коллективе. А что включает в себя понятие «воспитание»?

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем: «Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями». По определению академика И. П. Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова «воспитание» – это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в широком духовном значении. Воспитание – в широком смысле слова – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком смысле – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду. [9]

Сегодня, работая по новым Федеральным государственным образовательным стандартам, мы обращаем внимание, что воспитание обучающихся должно быть построено на основе базовых национальных ценностей российского общества, и направлено на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Такое положение дел требует серьезного, вдумчивого переосмысления самого понятия «воспитание» и создания новых подходов к построению воспитательной работы в школе. Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Воспитание сегодня – прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть. В более узком, педагогическом, смысле воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности. [5]

«Многообразие организационных форм воспитательного процесса» заключается в том, что гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника. Он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – это уже в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности. [7]

Цель исследования - теоретически обосновать и привести практические примеры внедрения новых форм и методов воспитания в учебно-воспитательный процесс средней школы.

Предмет исследования – содержание, формы и методы воспитания школьников.

Объектом исследования является организация воспитательного процесса в школе.

Согласно цели и предмета исследования, были установлены следующие задачи:

- изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике;

- выявить эффективные формы и методы воспитания в школе.



Понятие формы организации воспитательного процесса

Воспитание дома и в школе, по природе своей – это процесс творческий, созидающий, каждый раз и в каждом отдельном случае, нечто новое, не бывшее раннее никогда в опыте педагога. И не может быть по иному, поскольку, каждый человек, каждый класс, школа неповторимы в своем образе, истории и в своем социально-психологическом содержании. В настоящее время учителя испытывают большие трудности с организацией воспитательной работы.

Это связано с тем, что отсутствуют идеологические ориентиры, воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов. Имеет место свобода выбора форм, методов и средств воспитания, хотя программная цель остается прежней. Актуальность проблемы в теории и практике обусловили выбор темы работы.

Воспитательная работа в школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. Воспитательная работа в образовательных учреждениях на современном этапе не является чем-то обособленным. Обособленным от учебы, от всей той жизни, которая постоянно соприкасается с каждым человеком, не исключая ребенка. Воспитание подрастающего поколения - процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др. Для осуществления воспитания в школе необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о «деятельности мероприятий», а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности, то есть процесс воспитания происходит непрерывно - в урочной и неурочной деятельности. Подготовка учителя к занятиям по любому предмету предполагает в обязательном порядке обдумывание воспитательной направленности каждого урока. Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание - высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя. [11]

Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Формы воспитания представляют собой различные способы организации воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось много таких форм. Они бывают индивидуальными (например, индивидуальная беседа на этическую тему), групповыми (сборы, собрания, классные часы и т.п.) и массовыми (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования), формы воспитательной работы не поддаются точному подсчету. Зачастую выделяют «старые, традиционные» и «нетрадиционные или обновленные». Выделим пути обновления так называемых «старых» форм:

  • во-первых, это избегание банальностей, тщательный отбор тематики мероприятий, чтобы она была актуальна для детей;

  • во-вторых, это поиск оригинальных методических решений при использовании «старой» формы (например, провести празднование Нового года у живой елочки в зимнем лесу);

  • в-третьих, вовлечение учащихся в разработку и проведение мероприятия сделает его творческим и увлекательным для детей (даже если нам самим оно таковым не покажется, но свое мнение мы можем оставить при себе);

  • в-четвертых, возможно моделирование комплексных форм воспитательной работы (фестивалей, конференций, форумов). Ведь они могут включать в себя различные композиции привычных нам простых форм работы. [3]

В учебно-воспитательных учреждениях в настоящее время все большее значение приобретают различные групповые и массовые формы воспитательной работы. Применительно к условиям работы в общеобразовательной школе ими являются различные формы внеклассной работы по предмету (например, кружковая работа), общевоспитательного характера (по плану работы классного руководителя).



Требования и условия организационных форм воспитательного процесса

Опыт работы в школе показывает, что наибольший воспитательный эффект дает соблюдение следующих требований к организации воспитательной работы:

1. Содержание занятия должно быть научным (если речь идет о занятии. Связанном с развитием познавательных интересов и способностей детей), политически выраженным, с интересами и возрастными особенностями учащихся, соответствовать уровню подготовки и развитию детей.

2. По объему внеклассные занятия не превышают, как правило, 45 минут; могут быть занятия длительностью в 15-20 минут: беседы, часы занимательной физики, химии, математики и т.д. Вечера, диспуты, читательские конференции в старших классах могут проводится в такое время, которое исключает перегрузку учащихся, но длятся они 1,5-2 часа.

3. Любое внеклассное мероприятие готовится при участии самих школьников и прежде всего актива. При этом нужно терпеливо учить школьников приемам организации внеклассного занятия.

4. Методика проведения внеклассного занятия должна отличаться от урока: на нем больше самостоятельности представляется самим учащимся - они выступают с докладами, демонстрируют опыты и т.д. Руководитель стремится так построить занятие, чтобы вызвать непроизвольный интерес школьников, используя элементы игры, соревнования.

5. Важно правильно оценить труд учащихся, правильно подвести итоги занятия, чтобы у школьников создалось чувство удовлетворения своим трудом, желание продолжить работу. Оценивая деятельность всего коллектива, нужно помнить и об индивидуальной оценке деятельности каждого.

6. Любое внеклассное занятие нужно готовить на основе продуманного и утвержденного учителем или методистом плана. План мероприятия необходимо обязательно согласовать с дирекцией школы, так как это связано с выделением помещения, вторжением в режим школьника и т.д.

7. Воспитательный эффект мероприятия будет более высоким, если личную заинтересованность и внимание к нему проявит сам студент, если при подготовке к нему он проявит творчество, выдумку. [7]

Выделяются определенные условия, которые влияют на выбор организационных форм воспитательного процесса педагогом:

  • Содержание и направляющая задача.

  • Учет возрастных особенностей детей.

  • Уровень воспитанности и личный социальный опыт детей.

  • Особенности выбранного коллектива, его традиции и правила.

  • Технические и материальные возможности.

  • Уровень профессионализма педагога.

Соблюдая данные требования и условия, каждому педагогу как можно лучше и интереснее получится организовать воспитательный процесс для детей.



Организационные формы воспитательного процесса

В документах и материалах Федерального государственного образовательного стандарта, а также пособиях, раскрывающих его положения, предлагаются классификации форм на основе следующих признаков:

  1. виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности);

  2. способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные);

  3. характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие);

  4. способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива);

  5. взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами);

  6. способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные);

  7. степень сложности (простые, составные, комплексные).

Особенно важна для педагога классификация форм в зависимости от уровня воспитательных результатов детей. Ценным помощником при определении содержания и форм воспитательной деятельности с учетом достижения воспитательных результатов является пособие Д. В. Григорьева и П. В. Степанова. [3]

Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. По классификации, взятой у автора Е. В. Титовой, формы делятся в основном на мероприятия, дела, игры.

Мероприятия – это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности. Признаками данного типа являются следующие: созерцательно-исполнительская позиция учащихся; организаторская рол педагога.

Дела – это общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива на пользу и в радость кому-либо, даже самим себе. Признаки: деятельно-созидательная позиция учащихся; участие учащихся в организаторской деятельности; общественно-значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения. Признаки: не несут выраженной общественно-полезной направленности, в отличии от деловых игр; опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

По времени проведения организационные формы делятся на:

1.   Кратковременные.

2.   Продолжительные.

3.   Традиционные.

По количеству вовлеченных в мероприятие участников:

1.   Индивидуальные.

2.   Групповые.

3.   Коллективные.

4.   Массовые.

По видам деятельности различаются:

1.   Формы учебные.

2.    Трудовые.

3.    Спортивные.

4.    Художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

1.   Непосредственные.

2.   Опосредованные.

По субъекту организации:

1.   Деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми.

2.   Деятельность организуется на основе сотрудничества.

3.   Инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:

1.  Воспитание словом.

2. Воспитание делом.

3.  Воспитание ситуацией.

4.  Воспитание игрой.

5.    Воспитание общением.

6.   Воспитание отношениями.

В классификации С.А. Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:

  • методы формирования социального опыта детей;

  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности поведения;

  • методы самоопределения личности ребенка;

  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

В классификации Г.И. Щукиной главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов:

  • методы формирования сознания;

  • методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;

  • методы стимулирования деятельности.

Классификация организационных форм воспитания взаимосвязаны между собой, но в зависимости от выбранного педагогом подхода и так же любая форма может быть отнесена к той или иной классификации, или даже к нескольким сразу. Организационные формы часто заимствуются педагогом из других непедагогических сфер социальной жизни (например, «Олимпиада», КВН, конференция) или же вырабатывается в самой воспитательной педагогике («Трудовой десант», урок, профориентационные игры). Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире ребенка, в его духовном мире и в воспитании в целом. [5]

Существует несколько путей создания новых форм воспитательной деятельности, внесение в воспитательные формы нового содержания.

Аукцион талантов. Данная деловая игра моделирует экономическую деятельность. В качестве продаваемой вещи может быть настоящий ценный приз (кукла, торт, билет в кино) или приз шуточный, но памятный: пуговица от костюма директора школы, шарж. Расплачиваться за право получить этот приз придется своими талантами. Ребята могут петь, танцевать, читать или показывать какие-нибудь трюки. За представление им выплачиваются «необычные деньги». Покупает вещь тот, кто больше сможет за нее заплатить этих денег.

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Эта форма работы позволяет ребятам и взрослым в живой, непринужденной обстановке обмениваться своими знаниями, мнениями, догадками. Она учит ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины, мобилизуя знания, полученные из разных источников. Вот несколько тем: Есть ли жизнь внутри Земли? Какими будут города и села в будущем? Возможна ли передача мыслей, чувств, приказов на расстоянии?

Защита сумасбродных проектов.  Группы детей создают собственные проекты, которые нужно придумать, разрекламировать и т.д. Проблемы для проектов могут быть на первый взгляд нелепыми, например, «замена городских автобусов на дирижабли», «Изъятие из русского алфавита буквы «Ы». Дети не боятся выдвигать самые смешные, неординарные и экстравагантные идеи. Жюри оценивает оригинальность, умение аргументировано защищать свои идеи. Использование новых форм воспитательной работы позволяет педагогу повысить эффективность педагогического процесса, является важнейшим условием формирования таких качеств, как уверенности в себе, целеустремленности, выдержки, терпения настойчивости, а также формирует в детях ответственность, инициативность, самостоятельность. Новые формы воспитательной работы вызывают интерес у детей к мероприятию и повышают их активность. В итоге усиливается мотивация поведения, и формируются навыки деятельности младших школьников. Для применения новых форм воспитательной работы требуется их поиск и внедрение в воспитательный процесс. Можно прибегнуть к совершенствованию известных форм (при этом появляется тот или иной уровень новизны) и внедрению их в воспитательный процесс. Для этого мы предлагаем воспользоваться разработанной нами моделью создания новых форм воспитательной работы. В качестве примера приведем сценарий «Конкурса лесных репортажей» Применение новых форм воспитательной работы, требует от учителя большей подготовки, но с приобретением опыта проведения мероприятия с элементами новизны, на его разработку времени будет тратиться меньше. Выбор новых форм воспитательной работы должен быть обусловлен выбором целей и задач и условиями учебно-воспитательного процесса. [6]



Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Методы воспитания – способы воздействия воспитателя (педагога), на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое, комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно. Выделяют следующие методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании;
Форма воспитания – организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса

Формы воспитания, как правило, классифицируются по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по времени (кратковременные, продолжительные), по виду деятельности (учебная, трудовая, спортивная, художественная и др.), по типу форм воспитательной работы (словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические).

Содержание воспитания – это то, что выплывает из богатства общественно-исторического опыта, стоимостей культуры и используется для потребностей воспитательного процесса, то есть это система ценностей мировой и национальной культуры, которую ученики должны усвоить, сберечь и развить в соответствии с поставленной целью и заданиями воспитания.

Содержание работы педагога заключается в поисковые совместно с воспитанниками лучших образцов культуры; организации разных видов совместной воспитательной деятельности, которая включает каждого ученика в активное взаимодействие с современной культурой.

В процессе совместной деятельности и общения важности всей культуры познаются, осваиваются, усваиваются и присваиваются личностью. Воспитательная деятельность позволяет проникнуть в глубину процесса, явления, образа, оценить их значение из позиций человеческой жизни, наполнить собственную жизнь достижениями культуры. В процессе взаимодействия с действительностью у ребенка появляется возможность осознавать себя в окружающей реальности. Но эта возможность является потенциальной. Для того чтобы она стала актуальной, необходимая помощь педагога в осмыслении и среды, и деятельности, и себя как «я», что владеет внутренним автономным миром.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы.

Воспитательный процесс – процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. Это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.



Список литературы

  1. Алиева Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания.// Внешкольник. – 2006.

  2. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.И. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 2004.

  3. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы: методический журнал. «Классному руководителю», 2001. – №1, с. 21-24.

  4. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы воспитания.// Москва, Академия, 2004.

  5. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.

  6. Поддубская Г.С. Воспитательная работа в начальной школе. Педагогическая диагностика: методические указания. Г.С. Поддубская. Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2010.

  7. Рожков М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательно­го процесса в школе. – М., 2001.

  8. Сластёнин В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: «Школа-Пресс», 1997.

  9. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

  10. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1980.

  11. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., Просвещение, 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!