СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Многообразие птиц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать как открытый урок.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие птиц. 7 класс, конспект урока.»



Тема: Многообразие птиц. Систематические группы птиц.(Слайд 1)

Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп.
Тип урока: изучение нового материала. 
 
Форма урока: Работа учащихся в группах.
 Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, презентация, листы ватмана, фломастеры.

Ход урока:
1. Организационный момент (2  минуты) Здравствуйте, ребята. Меня зовут Тамара Владимировна. В этом классе нас с вами объединила замечательная наука-биология. Нам вместе предстоит прожить маленькую жизнь-это урок. А чтобы всё получилось, предлагаю провести аутотренинг. Закройте глаза и повторяйте за мной.

-Я на уроке биологии.

-Я радуюсь этому.

-Внимание моё растёт.

-Память моя крепка.

-Голова мыслит ясно.

-Я готов к работе.

-Работаю!

Итак, в путь! (Слайд 2) Перед вами на слайде пословица. Всякая … к своей стае летит. Как вы думаете, какое слово пропущено?

( Слайд 3)

-Верно, это слово птица. Кто таки птицы? Дайте определение этому понятию.

Пти́цы — класс теплокровных яйцекладущих позвоночных животных.

Молодцы. Скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется слово птица? Предлагаю составить ассоциативный ряд (свобода, полёт, мечта, небо, воздух).

Молодцы. Вижу, аутотренинг действительно настроил вас на активную работу. Предлагаю выяснить, насколько вы грамотные. С помощью биологического диктанта проверим ваши знания биологических понятий. Перед вами текст. Ваша задача: вместо пропусков вставить верные понятия или термины.

Перед вами сопроводительные листы, листы самоконтроля с которыми вы будете работать в течении урока.

2. Проверка и учет знаний.(Слайд 4 )

Задание: допишите недостающие термины.(5 минут ) Зачитываются предложения.

  1. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост ……………… .

  2. Тело птиц покрыто …………….. .

  3. Перьевой покров состоит из ………….. и …………… перьев.

  4. Крупные контурные перья крыльев называются ………………… .

  5. Маховые крылья обеспечивают …………………. птиц.

  6. Перья, расположенные в хвосте, обеспечивающие маневренность при полете, называются ……………….. .

  7. При размножении птицы откладывают ……………, покрытые известковой ……………. .

  8. Сердце у птиц ……………….. .

  9. Оно обеспечивает разделение …………… и ……………… крови.

  10. В головном мозге хорошо развиты …………… и ………

(по часовой стрелке передали работы соседу и проверяем работу соседа)

Ответы на задание допишите недостающие термины. (Слайд 5 )

1. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост - киль .

2. Тело птиц покрыто перьями .

3. Перьевой покров состоит из контурных и пуховых перьев.

4. Крупные контурные перья крыльев называются маховыми .

5. Маховые крылья обеспечивают полет птиц.

6. Перья, расположенные в хвосте, обеспечивающие маневренность при полете, называются рулевыми .

7. При размножении птицы откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой .

8. Сердце у птиц четырехкамерное .

9. Оно обеспечивает разделение артериальной и венозной крови.

10. В головном мозге птиц хорошо развиты большие полушария и мозжечок .

Критерии оценивания (Слайд 6)

Критерии оценивания:

10 баллов - «5»

9 – 8 баллов – «4»

7 – 6 баллов – «3»

5 баллов и менее – «2»

(а теперь вернули листочек соседу, и поставили себе оценку в лист самоконтроля)

Показ видео (Слайд 7 )

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатые.


Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. (Во время показа видеоролика)
 - Вспомните пожалуйста, какова численность представителей класса Птицы?( Более 8000 видов. Точнее 8600), как вы думаете, (какова тема нашего урока) о чем мы будем говорить сегодня на нашем уроке? Многообразие птиц.

(Слайд 8)

- Совершенно верно. Тема урока: «Многообразие птиц. Систематические группы птиц. »(учащиеся делают запись в лист на столах. (и не забудьте про листы самоконтроля оценка за биологический диктант)

Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.
    Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц, с которыми вы познакомитесь на этом уроке.
 Ребята, а что за наука помогает распределять животных по определенным признакам на группы? 

Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация.

Слайд 9.

Систематика птиц: (запись в рабочие листы)

Царство: Животные

Подцарство: Многоклеточные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные или Черепные

Класс: Птицы

Деление на группы : Ребята, у вас на столах у каждого лежат листочки, переверните их, прочитайте, что на них написано, (систематические единицы), а теперь поднимите вверх листочки с надписью класс Птицы, вы являетесь координатором группы и отвечаете за все происходящее в ней. Координаторы выходим вперед.(берем все свои листочки со стола это рабочий лист, лист самооценки, это касается всех). Поднимите листочки с надотрядами, молодцы их у нас также три (надотряд Пингвины, Страусовые, Типичные птиц, выходим занимаем свое почетное место.) Поднимите карточки те кто принадлежат к надклассу Пингвины, проходим к своим. (к надклассу Страусовые, и кто у нас остались Типичные птицы) Молодцы!!! Рассаживаются по местам.

У нас получилось три группы

3.Изучение нового материала.

(Слайд 10-14)

  Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда  (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. И три экологических типа птиц.
Учитель

А на чем строится Систематика? 

Систематика строится на основе генетической близости, общности происхождения степени родства.

 Учитель. А, давайте,  и вы на несколько минут побудете учеными. Попробуе самостоятельно каждая группа изучить признаки различных систематических групп.(работа с учебником)

(Слайд 15 )

Прочитаем статьи Надотряд Пингвины – стр. 216-217 (229-231) рис. 171 (177); Страусовые – 216 (228) рис172 (176);

Типичные птицы стр. 217 (231) рис.174 (179);

и занести информацию в рабочий лист, а также

на ваших столах лежат ватманы, которые вы будете сейчас использовать при выполнении данной работы, по ее окончании по очереди защищаете свою работу время 7 минут (а координаторы оценивают работу своей группы по окончанию работы),

Алгоритм дейтвия: (Слайд 16 )

- назвать свой надотряд;

- найдите в тексте и запишите общие признаки надотряда, распространенные местообитания ;

- запишите представителей надкласса ;

-Какие птицы из этого надотряда вам наиболее интересны и почему?

- интересные факты?

(Защита плаката)

Вывод: надотряд Пингвины

  • Передние конечности видоизменены в крылья-ласты;

  • Ноги сдвинуты назад, на ногах имеются перепонки;

  • По суше передвигаются в вертикальном положении, опираясь на короткий хвост;

Слайд

Вывод: надотряд Страусы

  • Крылья плохо развиты;

  • Перья не имеют крючочков и бородки не образуют сомкнутых опахал;

  • На грудине нет киля;

  • На ногах 2 или 3 пальца;

  • Небольшая голова поднята высоко на вытянутой шее.

Слайд

Вывод: Типичные птицы

  • Имеют высокий киль;

  • Перья с крючочками на бородках;

  • Скелет лёгкий и прочный.
     

-Какие птицы из представителей рассмотренных вами надотрядов встречаются в нашей местности? из надотряда Типичные птицы. Ребята! А какие птицы обитают в нашей местности?

Молодцы!!!

4.Закрепление.

1.На какие надотряды делятся птицы?

2.назовите представителей этих групп.

2. По каким признакам их объединяют в систематические группы?

-Ребята, давайте сделаем вывод о изученных группах птиц

 

Слайд 18 Выводы:

  1. Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.

  2. Птицы какой – либо систематической группы приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения.

5. Домашнее задание: (5 минут)

  1. Параграф   48

  2. 1. Приготовьте сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу Саратовской области,  в виде творческой работы.

2. Надотряд Пингвины приготовят (записи в тетрадь) - стихи, поговорки; Надотряд Страусовые - пословицы, загадки о птицах; Надотряд Типичные птицы - вспомнить фильмы, в названиях которых звучат птицы.

  1. ОЦЕНК Комментарий оценок обучающихся (координаторы коментируют

 Рефлексия.( За 5 минут до окончания урока)

Метод «Мухомор»

Каждой группе по очереди предлагается с помощью наносимых фломастером значков обозначить свою оценку урока по секторам. Чем больше удовлетворённость, тем ближе к центру круга значок.
1) Как я оцениваю свою деятельность на уроке?

2)  Как я оцениваю деятельность группы?
3)  Как я оцениваю деятельность всего класса?
4) Как я оцениваю деятельность учителя?

Слайд 19 «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни»

Леонардо да Винчи (1452-1519)- итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор)

Учитель. Ребята, а какова роль птиц в природе. Роль птиц в природе весьма значительна Слайд 20


  1. Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.

  2. Птицы сами служат пищей другим животным, являются важным звеном в цепи питания живых организмов.

  3. Велико значение птиц в распространении семян.

  4. Цветки некоторых тропических растений опыляются птицами (колибри), которые подобно насекомым, питаются цветочным нектаром.

Но многие птицы стоят на грани исчезновения, о чем свидетельствует Красная книга Саратовской области.

Слайды 21.

-Какие птицы нашей местности занесены в красную книгу Саратовской области?

(серая куропатка, дрофа, лебеди, коршун, болотная сова, степной орел, орел могильник)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей