Тема: Многообразие птиц. Систематические группы птиц.(Слайд 1)
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: Работа учащихся в группах.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, презентация, листы ватмана, фломастеры.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты) Здравствуйте, ребята. Меня зовут Тамара Владимировна. В этом классе нас с вами объединила замечательная наука-биология. Нам вместе предстоит прожить маленькую жизнь-это урок. А чтобы всё получилось, предлагаю провести аутотренинг. Закройте глаза и повторяйте за мной.
-Я на уроке биологии.
-Я радуюсь этому.
-Внимание моё растёт.
-Память моя крепка.
-Голова мыслит ясно.
-Я готов к работе.
-Работаю!
Итак, в путь! (Слайд 2) Перед вами на слайде пословица. Всякая … к своей стае летит. Как вы думаете, какое слово пропущено?
( Слайд 3)
-Верно, это слово птица. Кто таки птицы? Дайте определение этому понятию.
Пти́цы — класс теплокровных яйцекладущих позвоночных животных.
Молодцы. Скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется слово птица? Предлагаю составить ассоциативный ряд (свобода, полёт, мечта, небо, воздух).
Молодцы. Вижу, аутотренинг действительно настроил вас на активную работу. Предлагаю выяснить, насколько вы грамотные. С помощью биологического диктанта проверим ваши знания биологических понятий. Перед вами текст. Ваша задача: вместо пропусков вставить верные понятия или термины.
Перед вами сопроводительные листы, листы самоконтроля с которыми вы будете работать в течении урока.
2. Проверка и учет знаний.(Слайд 4 )
Задание: допишите недостающие термины.(5 минут ) Зачитываются предложения.
У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост ……………… .
Тело птиц покрыто …………….. .
Перьевой покров состоит из ………….. и …………… перьев.
Крупные контурные перья крыльев называются ………………… .
Маховые крылья обеспечивают …………………. птиц.
Перья, расположенные в хвосте, обеспечивающие маневренность при полете, называются ……………….. .
При размножении птицы откладывают ……………, покрытые известковой ……………. .
Сердце у птиц ……………….. .
Оно обеспечивает разделение …………… и ……………… крови.
В головном мозге хорошо развиты …………… и ………
(по часовой стрелке передали работы соседу и проверяем работу соседа)
Ответы на задание допишите недостающие термины. (Слайд 5 )
1. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост - киль .
2. Тело птиц покрыто перьями .
3. Перьевой покров состоит из контурных и пуховых перьев.
4. Крупные контурные перья крыльев называются маховыми .
5. Маховые крылья обеспечивают полет птиц.
6. Перья, расположенные в хвосте, обеспечивающие маневренность при полете, называются рулевыми .
7. При размножении птицы откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой .
8. Сердце у птиц четырехкамерное .
9. Оно обеспечивает разделение артериальной и венозной крови.
10. В головном мозге птиц хорошо развиты большие полушария и мозжечок .
Критерии оценивания (Слайд 6)
Критерии оценивания:
10 баллов - «5»
9 – 8 баллов – «4»
7 – 6 баллов – «3»
5 баллов и менее – «2»
(а теперь вернули листочек соседу, и поставили себе оценку в лист самоконтроля)
Показ видео (Слайд 7 )
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатые.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. (Во время показа видеоролика)
- Вспомните пожалуйста, какова численность представителей класса Птицы?( Более 8000 видов. Точнее 8600), как вы думаете, (какова тема нашего урока) о чем мы будем говорить сегодня на нашем уроке? Многообразие птиц.
(Слайд 8)
- Совершенно верно. Тема урока: «Многообразие птиц. Систематические группы птиц. »(учащиеся делают запись в лист на столах. (и не забудьте про листы самоконтроля оценка за биологический диктант)
Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.
Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц, с которыми вы познакомитесь на этом уроке.
Ребята, а что за наука помогает распределять животных по определенным признакам на группы?
Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация.
Слайд 9.
Систематика птиц: (запись в рабочие листы)
Царство: Животные
Подцарство: Многоклеточные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные или Черепные
Класс: Птицы
Деление на группы : Ребята, у вас на столах у каждого лежат листочки, переверните их, прочитайте, что на них написано, (систематические единицы), а теперь поднимите вверх листочки с надписью класс Птицы, вы являетесь координатором группы и отвечаете за все происходящее в ней. Координаторы выходим вперед.(берем все свои листочки со стола это рабочий лист, лист самооценки, это касается всех). Поднимите листочки с надотрядами, молодцы их у нас также три (надотряд Пингвины, Страусовые, Типичные птиц, выходим занимаем свое почетное место.) Поднимите карточки те кто принадлежат к надклассу Пингвины, проходим к своим. (к надклассу Страусовые, и кто у нас остались Типичные птицы) Молодцы!!! Рассаживаются по местам.
У нас получилось три группы
3.Изучение нового материала.
(Слайд 10-14)
Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. И три экологических типа птиц.
Учитель
А на чем строится Систематика?
Систематика строится на основе генетической близости, общности происхождения степени родства.
Учитель. А, давайте, и вы на несколько минут побудете учеными. Попробуе самостоятельно каждая группа изучить признаки различных систематических групп.(работа с учебником)
(Слайд 15 )
Прочитаем статьи Надотряд Пингвины – стр. 216-217 (229-231) рис. 171 (177); Страусовые – 216 (228) рис172 (176);
Типичные птицы стр. 217 (231) рис.174 (179);
и занести информацию в рабочий лист, а также
на ваших столах лежат ватманы, которые вы будете сейчас использовать при выполнении данной работы, по ее окончании по очереди защищаете свою работу время 7 минут (а координаторы оценивают работу своей группы по окончанию работы),
Алгоритм дейтвия: (Слайд 16 )
- назвать свой надотряд;
- найдите в тексте и запишите общие признаки надотряда, распространенные местообитания ;
- запишите представителей надкласса ;
-Какие птицы из этого надотряда вам наиболее интересны и почему?
- интересные факты?
(Защита плаката)
Вывод: надотряд Пингвины
Передние конечности видоизменены в крылья-ласты;
Ноги сдвинуты назад, на ногах имеются перепонки;
По суше передвигаются в вертикальном положении, опираясь на короткий хвост;
Слайд
Вывод: надотряд Страусы
Слайд
Вывод: Типичные птицы
-Какие птицы из представителей рассмотренных вами надотрядов встречаются в нашей местности? из надотряда Типичные птицы. Ребята! А какие птицы обитают в нашей местности?
Молодцы!!!
4.Закрепление.
1.На какие надотряды делятся птицы?
2.назовите представителей этих групп.
2. По каким признакам их объединяют в систематические группы?
-Ребята, давайте сделаем вывод о изученных группах птиц
Слайд 18 Выводы:
Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.
Птицы какой – либо систематической группы приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения.
5. Домашнее задание: (5 минут)
Параграф 48
1. Приготовьте сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу Саратовской области, в виде творческой работы.
2. Надотряд Пингвины приготовят (записи в тетрадь) - стихи, поговорки; Надотряд Страусовые - пословицы, загадки о птицах; Надотряд Типичные птицы - вспомнить фильмы, в названиях которых звучат птицы.
ОЦЕНК Комментарий оценок обучающихся (координаторы коментируют
Рефлексия.( За 5 минут до окончания урока)
Метод «Мухомор»
Каждой группе по очереди предлагается с помощью наносимых фломастером значков обозначить свою оценку урока по секторам. Чем больше удовлетворённость, тем ближе к центру круга значок.
1) Как я оцениваю свою деятельность на уроке?
2) Как я оцениваю деятельность группы?
3) Как я оцениваю деятельность всего класса?
4) Как я оцениваю деятельность учителя?
Слайд 19 «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни»
Леонардо да Винчи (1452-1519)- итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор)
Учитель. Ребята, а какова роль птиц в природе. Роль птиц в природе весьма значительна Слайд 20
Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.
Птицы сами служат пищей другим животным, являются важным звеном в цепи питания живых организмов.
Велико значение птиц в распространении семян.
Цветки некоторых тропических растений опыляются птицами (колибри), которые подобно насекомым, питаются цветочным нектаром.
Но многие птицы стоят на грани исчезновения, о чем свидетельствует Красная книга Саратовской области.
Слайды 21.
-Какие птицы нашей местности занесены в красную книгу Саратовской области?
(серая куропатка, дрофа, лебеди, коршун, болотная сова, степной орел, орел могильник)