СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие животных родного края и разных территорий России. Какие бывают животные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Многообразие животных родного края и разных территорий России. Какие бывают животные»

Многообразие животных родного края и разных территорий России. Какие бывают животные 

Цель урока: познакомить учащихся с классификацией животных; выявить отличительные групповые признаки;

Задачи урока:

Образовательные:

  • Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;

  • Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;

  • Развивать умение детей работать с текстом;

  • Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности;

  • Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;

  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;

  • развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;

  • Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;

  • Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;

  • Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Ход урока

I.Организационный момент.

2. Актуализация знаний

Притча о мудреце и бабочке.

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как завидовал ему и был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришел к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в руках?

- Я не волшебник и не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая?

Хитрец подумал, если мудрец скажет, что бабочка живая, то я ее придавлю, а если скажет, что она мертвая, разожму руки и выпущу ее и она полетит.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал: "Все в твоих руках".

- И вам я желаю, чтобы все было в ваших руках. Оттого, какое решение вы примете, будет зависеть ваше будущее.

ест «Что вы знаете о растениях?»

1. Что содержит плод растения?

а) цветок; б) семена; в) стебель.

2. Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) кислород, воду, соли.

3. Хвойные растения – это:

а) сосна, ель, яблоня;

б) лиственница, папоротник, кедр;

в) ель, сосна, пихта.

Ответы: 1-б. 2-в. 3-в.

Изучение нового материала.

1. Мир животных. Рассказ учителя с элементами беседы.

– Когда вы слышите слово «животные», кого вы представляете?

- Какие группы у вас получились? (дикие и домашние)

У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом. А многие живут рядом с человеком.

-Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в дикой природе?

– Что вы помните о домашних животных? (когда люди жили в пещерах, они стали подкармливать диких животных, со временем дикие животные стали домашними.)

– Что мы получаем от домашних животных? (мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мёд, воск, охрану жилья, транспортное средство.)

– Что вы знаете о диких животных? (живут вдали от человека, сами добывают пищу, строят жильё.)

Мир животных очень разнообразен, в нём много интересного.



– Мы с вами были в зоопарке. Кого вы видели там?(разнообразных животных)

- А что продают в зоомагазине? У всех этих слов есть общая часть «зоо», которая переводится как «животное». А «логос» в переводе – наука.

Зоология – наука о животных.

Это ещё один из разделов биологии. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. Само зарождение человечества взаимосвязано с животными. Многие народы обожествляли некоторых животных (Египет – кошку, как богиню ночи и охоты; племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных). Поэтому люди с древних времен заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру! В животном мире есть много групп, представители которых имеют свои особенности и отличительные признаки.

Физкультминутка



2. Классификация животных.

-Раскройте конверт № 2 и распределите животных на 4 группы.

-Какие группы получились? (рыбы, птицы, звери, насекомые)

Первую большую группу животных составляют: звери (млекопитающие), птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

Рассмотрим их более подробно. (На доске таблицы «Звери», «Птицы»,, «Рыбы», «Земноводные», «Насекомые», «Пресмыкающиеся»)

• Звери, или млекопитающие.

-Животные какой группы изображены на рисунке? (Звери)

– Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по четыре лапы, своих детенышей вскармливают молоком.)

– Как называют их еще? (Млекопитающие.)

– Назовите следующих животных. (Крот, кит, летучая мышь.)

– Эти животные тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап – крылья, у кита вместо ног – плавники и тело не покрыто шерстью, а у крота лапы-лопаты. Но эти животные детенышей вскармливают молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей – кит – самое большое животное.

• Птицы.

– Рассмотрите следующие иллюстрации с изображением животных. Назовите следующую группу животных. (Птицы.)

– По какому признаку вы их определили? (Варианты ответов: тело покрыто перьями, летают.)

– Все ли птицы летают? (Нет.)

– Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус.)

– Назовите птицу, у которой вместо крыльев – лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины.)

• Рыбы.

– Я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется: живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы.)

– Назовите, каких рыб вы видите ( щука, сом, окунь, карась.)

• Земноводные.

– Назовите следующих животных. (Лягушки, жабы, тритоны.)

– Эти животные могут жить на земле и в воде. Как можно назвать эту группу? (Земноводные.)

• Пресмыкающиеся.

– Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи. Кожа у них покрыта сухими чешуйками или панцирем, что защищает организм от высыхания. Эти животные ползают – пресмыкаются, поэтому их называют «пресмыкающиеся».

• Насекомые.

– Назовите группу животных, изображенных на иллюстрации. (Насекомые.)

– Перечислите их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев.)

• Ракообразные.

– Следующую группу животных называют «ракообразные». К ним относятся раки, крабы, креветки, омары. Они питаются водорослями, водными животными, бактериями. Тело состоит из головы, груди, брюшка, на голове две пары усиков. Это органы чувств, иногда помогают при передвижении. Глаза расположены на голове или на стебельках. Органы дыхания – жабры. Некоторые из них дышат через кожу.

• Паукообразные.

– К этой группе относятся: пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи, тарантулы. Все они имеют восемь ног (четыре пары). Голова и грудь слиты воедино, брюшко покрыто щитком, сзади расположены паутинные бородавки. (Выходящее вещество, застывая в воздухе, превращается в шелковую паутинную нить, она гибкая и прочная. В XVIII веке во Франции из нее изготовляли перчатки.)

• Моллюски.

Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары, Это беспозвоночные животные, тело которых состоит из головы, туловища и одной ноги, преобразованной в плавник. У многих из них тело защищено раковиной.

• Черви.

-В природе очень много червей. Вы хорошо знаете дождевого червя, а также пиявок, которые живут в водоёмах и хорошо плавают. Они тоже образуют группу.

–• Иглокожие.

– Есть еще одна группа животных – это иглокожие. К ним относятся: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Одни питаются растительной пищей, другие – хищники. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы, которые впоследствии восстанавливаются.



V. Первичное закрепление изученного.

1. Работа в рабочей тетради 

Динамическая пауза (гимнастика для глаз)

Если я называю птиц - вы поднимаете глаза вверх.

  • Если я называю пресмыкающихся - вы смотрите вниз

  • Если - млекопитающих - смотрите влево, вправо.

  • Если я назову животных, не относящихся ни к одной из этих групп, то вы закрываете глаза.

Орёл, лиса, щука, крокодил, ёж, кукушка, черепаха, медведь, лягушка,

Синица, лев, енот, страус, карась, воробей, ящерица, гусь.




VI. Закрепление изученного материала.

    1. Работа в парах (соотнести группу животных с их существенными признаками)

Группа животных

Существенные признаки

Млекопитающие

6 ног, 1 пара усов

Птицы

Тело покрыто чешуёй, дышат жабрами

Пресмыкающиеся

Тело покрыто шерстью, имеют 4 лапы.

Земноводные

Тело покрыто перьями, летают

Рыбы

Ползают-пресмыкаются

Насекомые

Живут на земле и в воде



III. Итог урока.

-Зоологи разделили всех животных на множество групп, а я хочу разделить на хорошие и плохие, как вы думаете кого, куда можно отнести?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!