Что же это за девица: Не швея не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (елка) Малы и неказисты И скромно зеленеют, Но осенью их листья И ягоды краснеют. Рябина Возле дома куст растет, Белым цветом он цветет – Будут ягоды на нем, Осенью их соберем. Хоть на вкус и не малина, А полезная ...(калина) Ягоды лесные эти Любят бурые медведи. Не рябина, не калина, А с колючками... (Малина) На кусте цветочек красный Куст колючий, куст шипастый. Роза дикая он есть Плод его всем можно есть. Скажет каждый вам садовник Этот куст зовут... (Шиповник) Много темно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины — ... (Черника) Что за мелкие кусточки Выросли в лесах на кочках, Там, где мягкий мох растёт, Возле торфяных болот? Ягодки на них с румянцем, Листики покрыты глянцем. Точно мелкий виноград Кисти красные висят. Кто подскажет мне, без крика, Как зовут её? … (Брусника) Растёт она в лесу дремучем. На поле и навозной куче. Её мы в суп добавить можем. Она оставит красный след на коже. И грациозна и красива. И все зовут её … (крапива) Белая корзинка – Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце. (Ромашка) А теперь, ребята, я предлагаю разделить все эти термины на четыре группы и объяснить свой выбор. (подсказка- сравните стебли этих растений) Все верно, растения отличаются своей жизненной формой. Для того, чтобы посмотреть как ярко отличаются представители разных жизненных форм, мы отправимся с вами на экскурсию. У меня есть для вас небольшая карта, на которой проложен маршрут. После каждой точки, для того, чтобы двинуться дальше, вам будет необходимо выполнить задание. В конце урока мы с вами выясним, кто был самым любопытным и внимательным путешественником. Итак, первая наша станция будет называться «Травушка-муравушка», на ней мы узнаем отличительные черты трав, познакомимся с некоторыми ее представителями, которые произрастают в ботаническом заду. Ну что, первым делом, мы отправляемся в гости к Божьей коровке, но для того, чтобы она услышала, как мы к ней идем, давайте встанем и сделаем зарядку, громко повторяя за мной: Божья коровка, улети на небо, Принеси нам хлеба, Всем по одной, А ленивым ни одной! Молодцы! 1 станция. «Травушка-муравушка» (картинки с растениями под озвучку) Озвучка: Травы - растение, не образующее одревесневающих стеблей жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу. Они имеют травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие. Делятся на: - многолетние ( вырастают ежегодно из зимующих почек на подземных органах); - двулетние ( вырастают в первый год жизни вегетативные органы, а цветки и семена образуются на 2 год жизни); - однолетние (вырастают каждый год из семян и образуют семена в течении одного вегетативного сезона) Рассматриваемые растения : Петуния (Многолетние и однолетние травы и кустарники. Стебли прямостоячие или стелющиеся густоветвистые, образующие побеги второго и третьего порядков. Встречаются как низкие (20—30 см), так и высокие (60—70 см) виды. Побеги округлые, зелёные, опушённые простыми и железистыми волосками. Листья сидячие, очередные, разной величины, опушённые. Цветки обычно крупные, часто одиночные, могут обладать неприятным запахом, простые или махровые, на коротких цветоножках, отходящих от пазух листьев. Плод петунии — двустворчатая коробочка, растрескивающаяся при созревании семян. Семена петунии очень мелкие.) Василистник малый (Корневище короткое узловатое. Растение 80—100 (120) см высотой, равномерно облиственное. Листья на длинных черешках,Соцветие — широкопирамидальная метёлка с поникающими цветками, Используется в качестве декоративного растения в садоводстве. Засухоустойчив. Теневынослив, но прекрасно развивается на солнечных участках. Зимостоек без укрытия. В молодом виде поедается скотом ) Боре́ц се́верный (Корень длинный, ветвистый,. Стебель высотой от 65 до 200, иногда до 250 см высотой Листья длиной до 15 и шириной до 25 см, пушистые, особенно по краям и на нижней стороне Соцветие — конечная рыхлая кисть,Цветки грязно- или серовато-фиолетовые, неправильные. Задание: приведите в пример по три однолетних, многолетних и двулетних травянистых растения. А теперь давайте навестим старого дедушку Глухаря. 2 станция: «Кустарничек под пенечек» Озвучка: Куста́рнички одна из форм деревянистых растений. Это низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. Обычно кустарнички являются стелющимися или подушковидными растениями. Продолжительность жизни побегов — не более 5—12 лет, но корневища могут жить намного дольше (у брусники — до двухсот лет). Своими размерами корневище может сильно превосходить надземную часть: например, у черники оно достигает в длину трёх метров. На побегах кустарничков хорошо заметны границы годичных приростов — рубцы от опавших почечных чешуй (брусника, черника, клюква). Кустарнички распространены в тундрах, на болотах, в хвойных лесах, в высокогорьях. Черника, брусника, голубика, клюква. Приведите в пример 5 кустарничков, произрастающих в Республике Коми. Молодцы, ну что, пора нам навестить посмотреть, что отправила нам тетушка Сова. 3 станция «Кустарники-ударники» Кустарник – это тоже жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся стволиков. Боярышник Кустарник высотой до 3 м с многочисленными стеблевыми колючками. Цветет в июне. Цветки белого или розового цвета. Очень красивы полностью расцветшие кусты боярышника культурных сортов с крупными махровыми цветками. Боярышник выращивают и как декоративное растение. Почти все его виды хорошо переносят обрезку, стрижку, что позволяет легко предавать кустам любую форму. Колючие кусты используют для создания живых изгородей, которые при правильном формировании и уходе образуют серьезную преграду. Ирга - многолетний древесный кустарник или маленькое древце высотой до 2-4м. Листья простые, округлые или овальные, на черешках, мелко- или крупнозубчатые по краю, сверху тёмно-зелёные, снизу бледно-зелёные, осенью жёлто-красные или тёмно-красные. Цветки многочисленные, белые или кремовые, собраны в щитковидные кисти на концах побегов. Завязь нижняя. Пестик один. Особенно обильное цветение и плодоношение бывает на верхушечных побегах прошлого года.Плод — яблоко, синевато-чёрное или красновато-фиолетовое, с сизым налётом, диаметром до 10 мм, съедобное, сладкое, в средней полосе России созревает в июле — августе. Жимолость - прямостоячий, вьющийся или ползучий кустарник. Довольно крупные цветки (белые, розоватые, желтоватые и голубые) расположены чаще попарно в углах листьев или на концах ветвей в головчатых соцветиях. Из слабо развитой чашечки выходит неправильный (у большинства) трубчатый венчик, на конце разделённый на пять долей; неправильность цветов, построенных по пятерному плану, зависит от срастания трёх передних лепестков и неравномерного их развития, вследствие чего венчик является двугубым; в трубке венчика пять тычинок и длинный столбик пестика. Ягодообразные плоды сидят попарно, а нередко и срастаются друг с другом. Верхние листья у некоторых видов (а у иных и все) срастаются вместе, образуя одну общую пластинку или широкую оторочку, сквозь которую проходит конец ветви с цветками. Таким образом, в зеленом строительстве современных городов используется небольшое количество древесно- кустарниковых растений. Для расширения ассортимента необходимо изучать другие виды кустарников. Задание - приведите в пример 5 съедобных кустарников. Ребята, представляете, нам сам Михаил Михайлович отправил видео, в котором он рассказал про деревья, давайте посмотрим, что он там нам приготовил? 4 станция «Дерево древесное» Де́рево — жизненная форма деревянистых растений с единственной, отчётливо выраженной, многолетней, в разной степени одревесневшей, сохраняющейся в течение всей жизни, разветвлённой (кроме пальм) главной осью — стволом. Деревья по виду листьев делятся на хвойные и лиственные. Хвойные отличаются обычно жёсткими вечнозелёными (редко летнезелёными) игловидными или чешуйчатыми листьями, называемыми хвоей, или иглами, образуют шишки или можжевеловые ягоды. К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, секвойи. Широколиственные деревья имеют широкие и плоские листья — у которых толщина значительно меньше длины и ширины, обычно опадающие раз в год. Широколиственные (или просто лиственные) деревья обычно цветут и плодоносят. К этой группе относятся клёны, буки, ясени, эвкалипты и другие. Я́блоня — род листопадных деревьев с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Происходит из зон умеренного климата Северного полушария. Многие виды яблони выращивают в качестве декоративных растений в садах и парках, используют в полезащитном лесоразведении. Все виды — хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок. Деревья с развесистой кроной высотой 2,5—15 м. Ветви — укороченные (плодущие), на которых закладываются цветочные почки, и удлинённые (ростовые). У дикорастущих видов на ветвях имеются колючки. Листья черешковые, голые или опушённые снизу, с опадающими или остающимися прилистниками. Цветки собраны в немногоцветковые полузонтиковидные или щитковидные соцветия. Окраска цветков может изменяться от совершенно белой до нежно-розовой и ярко-малиновой. Плод — яблоко. Кедр – род деревьев семейства Сосновые. Представители рода однодомные, вечнозелёные деревья высотой до 40—50 м, с раскидистой кроной. Кора тёмно-серая, на молодых стволах гладкая, на старых растрескивающаяся, чешуйчатая. Побеги укороченные и удлинённые, последние несут спирально расположенную хвою. Хвоя игловидная.. Шишки одиночные, прямостоячие. Цветение осенью. Оси́на или То́поль дрожа́щий — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. Осина выделяется колонновидным стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в диаметре. Живёт 80—90 лет, редко достигает 150 лет. Корневая система располагается глубоко под землёй. Обильно образует корневые отпрыски. Кора молодых деревьев гладкая, светло-зелёная или зеленовато-серая. Древесина белая с зеленоватым оттенком. Листорасположение очерёдное. Растения раздельнополые. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в свисающие серёжки. Цветёт осина до распускания листьев. Плод — очень мелкая коробочка; семена снабжены пучком волосков — пуховкой. Приведите в пример 6 деревьев, произрастающих в северном полушарии и 6 деревьев, произрастающих в южном полушарии. Учитель: какие мы с вами молодцы, хорошенечко прогулялись по лесу, благодаря братьям нашим меньшим, узнали много чего нового, теперь возьмите листочки, которые лежат на вашей парте и решите задания, предложенные вам, чтобы получить лесной подарочек. Задание 1. Дай определение понятия (3 балла) Жизненные формы растений - __________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Определи соответствие (5 баллов) Жизненная форма | Внешний вид растения | 1. Деревья | А. Низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками высотой 8-50 см | 2. Кустарники | Б. Многолетние растения с одним одревесневшим стволом | 3. Кустарнички | В. Многолетние растения, у которых часть стебля одревесневает, а часть остаётся травянистой | 4. Полукустарники | Г. Имеют ежегодно отмирающие травянистые зелёные побеги | 5. Травы | Д. Многолетние растения с одревесневшими стволиками, отходящими от одного общего основания растения, которое чаще находится под землёй или у самой её поверхности | Задание 3. Приведи примеры растений, имеющих определённую жизненную форму (5 баллов) Жизненная форма | Название растения | 1. Деревья | | 2. Кустарники | | 3. Кустарнички | | 4. Полукустарники | | 5. Травы | | Максимальное количество баллов - 13 Ну что, листочки забираем, а я сейчас открою наш лесной подарочек и покажу его всем (заглядывает в мешок). Ой, ребят, а тут животные вам всем угощение отправили ( достает орешки). Ну что, вы молодцы, несмотря на дождик, сегодня вы успели побывать в гостях у многих животных. Пора заканчивать у рок, но прежде… Проверка. …возьмите второй листочек и оцените свои знания, полученные на уроке. Впишите в табличку, что вы знали и не знали из изученного нами сегодня, что вы хотели бы еще узнать по данной теме. Я это знаю | Я это не знал | Я хочу узнать больше | | | | | | | | | | |