СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие жизненных форм растений. Виртуальная экскурсия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Многообразие жизненных форм растений. Виртуальная экскурсия»

Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″

Цель: Изучить жизненные формы растений. Показать связь жизненной формы растения с особенностями среды их обитания.

Задачи: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в межличностных отношениях, уметь выделять нравственный аспект поведения;

Метапредметные: логический анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации;

Предметные: представление о жизненных формах растений, примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: таблицы, макеты древесных пород, гербарий травянистых растений. Компьютер, презентации, мультимедийный проектор



Ход урока.
Учитель: Добрый день, сегодня я пришла не с пустыми руками, а принесла с собой рюкзак, потому что мы отправляемся с вами в поход. Но так как на лице плохая погода, поход с вами у нас будет виртуальный. (достает из рюкзака диск). Смотрите, наши мохнатые и пернатые друзья позаботились о нас и, чтобы мы не мерзли и не мочились, отправили нам диск, через который мы посетим с вами лес. Помимо дисков, наши четвероногие и крылатые друзья собрали нам кое-что, что поможет нам изучить эту тему, ну и конечно, отправили нам лесной сюрприз, а чтобы его получить, нам придется выполнить все задания, которые они приготовили для нас. Ну что, готовы? А для того, чтобы узнать на какую тему у нас будет экскурсия, предлагаю вам отгадать загадки.

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (береза)

Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

(елка)

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.

Рябина


Возле дома куст растет,
Белым цветом он цветет –
Будут ягоды на нем,
Осенью их соберем.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная ...(калина)

Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками...
(Малина)


На кусте цветочек красный

Куст колючий, куст шипастый.

Роза дикая он есть

Плод его всем можно есть.

Скажет каждый вам садовник

Этот куст зовут... (Шиповник)


Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины — ... (Черника)


Что за мелкие кусточки

Выросли в лесах на кочках,

Там, где мягкий мох растёт,

Возле торфяных болот?

Ягодки на них с румянцем,

Листики покрыты глянцем.

Точно мелкий виноград

Кисти красные висят.

Кто подскажет мне, без крика,

Как зовут её? … (Брусника)


Растёт она в лесу дремучем. На поле и навозной куче. Её мы в суп добавить можем. Она оставит красный след на коже. И грациозна и красива. И все зовут её … (крапива)


Белая корзинка – Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце. (Ромашка)


А теперь, ребята, я предлагаю разделить все эти термины на четыре группы и объяснить свой выбор. (подсказка- сравните стебли этих растений)

Все верно, растения отличаются своей жизненной формой. Для того, чтобы посмотреть как ярко отличаются представители разных жизненных форм, мы отправимся с вами на экскурсию. У меня есть для вас небольшая карта, на которой проложен маршрут. После каждой точки, для того, чтобы двинуться дальше, вам будет необходимо выполнить задание. В конце урока мы с вами выясним, кто был самым любопытным и внимательным путешественником.

Итак, первая наша станция будет называться «Травушка-муравушка», на ней мы узнаем отличительные черты трав, познакомимся с некоторыми ее представителями, которые произрастают в ботаническом заду. Ну что, первым делом, мы отправляемся в гости к Божьей коровке, но для того, чтобы она услышала, как мы к ней идем, давайте встанем и сделаем зарядку, громко повторяя за мной:
Божья коровка, улети на небо, Принеси нам хлеба, Всем по одной, А ленивым ни одной! Молодцы!

1 станция. «Травушка-муравушка» (картинки с растениями под озвучку)

Озвучка: Травы - растение, не образующее одревесневающих стеблей жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу.

Они имеют травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие. Делятся на:

- многолетние ( вырастают ежегодно из зимующих почек на подземных органах);

- двулетние ( вырастают в первый год жизни вегетативные органы, а цветки и семена образуются на 2 год жизни);

- однолетние (вырастают каждый год из семян и образуют семена в течении одного вегетативного сезона)

Рассматриваемые растения : Петуния (Многолетние и однолетние травы и кустарники.

Стебли прямостоячие или стелющиеся густоветвистые, образующие побеги второго и третьего порядков. Встречаются как низкие (20—30 см), так и высокие (60—70 см) виды. Побеги округлые, зелёные, опушённые простыми и железистыми волосками.

Листья сидячие, очередные, разной величины, опушённые.

Цветки обычно крупные, часто одиночные, могут обладать неприятным запахом, простые или махровые, на коротких цветоножках, отходящих от пазух листьев.

Плод петунии — двустворчатая коробочка, растрескивающаяся при созревании семян. Семена петунии очень мелкие.)

Василистник малый (Корневище короткое узловатое.

Растение 80—100 (120) см высотой, равномерно облиственное.

Листья на длинных черешках,Соцветие — широкопирамидальная метёлка с поникающими цветками, Используется в качестве декоративного растения в садоводстве. Засухоустойчив. Теневынослив, но прекрасно развивается на солнечных участках. Зимостоек без укрытия.

В молодом виде поедается скотом )

Боре́ц се́верный (Корень длинный, ветвистый,.

Стебель высотой от 65 до 200, иногда до 250 см высотой

Листья длиной до 15 и шириной до 25 см, пушистые, особенно по краям и на нижней стороне

Соцветие — конечная рыхлая кисть,Цветки грязно- или серовато-фиолетовые, неправильные.

Задание: приведите в пример по три однолетних, многолетних и двулетних травянистых растения.

А теперь давайте навестим старого дедушку Глухаря.

2 станция: «Кустарничек под пенечек»

Озвучка: Куста́рнички одна из форм деревянистых растений. Это низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами.

Обычно кустарнички являются стелющимися или подушковидными растениями.

Продолжительность жизни побегов — не более 5—12 лет, но корневища могут жить намного дольше (у брусники — до двухсот лет). Своими размерами корневище может сильно превосходить надземную часть: например, у черники оно достигает в длину трёх метров.

На побегах кустарничков хорошо заметны границы годичных приростов — рубцы от опавших почечных чешуй (брусника, черника, клюква).

Кустарнички распространены в тундрах, на болотах, в хвойных лесах, в высокогорьях.

Черника, брусника, голубика, клюква.
Приведите в пример 5 кустарничков, произрастающих в Республике Коми.
Молодцы, ну что, пора нам навестить посмотреть, что отправила нам тетушка Сова.


3 станция «Кустарники-ударники»


Кустарник – это тоже жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся стволиков.

Боярышник Кустарник высотой до 3 м с многочисленными стеблевыми колючками. Цветет в июне. Цветки белого или розового цвета. Очень красивы полностью расцветшие кусты боярышника культурных сортов с крупными махровыми цветками. Боярышник выращивают и как декоративное растение. Почти все его виды хорошо переносят обрезку, стрижку, что позволяет легко предавать кустам любую форму. Колючие кусты используют для создания живых изгородей, которые при правильном формировании и уходе образуют серьезную преграду.

Ирга - многолетний древесный кустарник или маленькое древце высотой до 2-4м. Листья простые, округлые или овальные, на черешках, мелко- или крупнозубчатые по краю, сверху тёмно-зелёные, снизу бледно-зелёные, осенью жёлто-красные или тёмно-красные. Цветки многочисленные, белые или кремовые, собраны в щитковидные кисти на концах побегов. Завязь нижняя. Пестик один. Особенно обильное цветение и плодоношение бывает на верхушечных побегах прошлого года.Плод — яблоко, синевато-чёрное или красновато-фиолетовое, с сизым налётом, диаметром до 10 мм, съедобное, сладкое, в средней полосе России созревает в июле — августе.

Жимолость - прямостоячий, вьющийся или ползучий кустарник. Довольно крупные цветки (белые, розоватые, желтоватые и голубые) расположены чаще попарно в углах листьев или на концах ветвей в головчатых соцветиях. Из слабо развитой чашечки выходит неправильный (у большинства) трубчатый венчик, на конце разделённый на пять долей; неправильность цветов, построенных по пятерному плану, зависит от срастания трёх передних лепестков и неравномерного их развития, вследствие чего венчик является двугубым; в трубке венчика пять тычинок и длинный столбик пестика. Ягодообразные плоды сидят попарно, а нередко и срастаются друг с другом. Верхние листья у некоторых видов (а у иных и все) срастаются вместе, образуя одну общую пластинку или широкую оторочку, сквозь которую проходит конец ветви с цветками. Таким образом,  в зеленом строительстве современных городов используется небольшое количество древесно- кустарниковых растений. Для расширения ассортимента необходимо изучать другие виды кустарников.
Задание - приведите в пример 5 съедобных кустарников.

Ребята, представляете, нам сам Михаил Михайлович отправил видео, в котором он рассказал про деревья, давайте посмотрим, что он там нам приготовил?

4 станция «Дерево древесное»

Де́рево — жизненная форма деревянистых растений с единственной, отчётливо выраженной, многолетней, в разной степени одревесневшей, сохраняющейся в течение всей жизни, разветвлённой (кроме пальм) главной осью — стволом. Деревья по виду листьев делятся на хвойные и лиственные.

Хвойные отличаются обычно жёсткими вечнозелёными (редко летнезелёными) игловидными или чешуйчатыми листьями, называемыми хвоей, или иглами, образуют шишки или можжевеловые ягоды. К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, секвойи.

Широколиственные деревья имеют широкие и плоские листья — у которых толщина значительно меньше длины и ширины, обычно опадающие раз в год. Широколиственные (или просто лиственные) деревья обычно цветут и плодоносят. К этой группе относятся клёны, буки, ясени, эвкалипты и другие.

Я́блоня — род листопадных деревьев с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Происходит из зон умеренного климата Северного полушария. Многие виды яблони выращивают в качестве декоративных растений в садах и парках, используют в полезащитном лесоразведении. Все виды — хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок.

Деревья с развесистой кроной высотой 2,5—15 м. Ветви — укороченные (плодущие), на которых закладываются цветочные почки, и удлинённые (ростовые). У дикорастущих видов на ветвях имеются колючки.

Листья черешковые, голые или опушённые снизу, с опадающими или остающимися прилистниками.

Цветки собраны в немногоцветковые полузонтиковидные или щитковидные соцветия. Окраска цветков может изменяться от совершенно белой до нежно-розовой и ярко-малиновой. Плод — яблоко. 



Кедр – род деревьев семейства Сосновые. Представители рода однодомные, вечнозелёные деревья высотой до 40—50 м, с раскидистой кроной. Кора тёмно-серая, на молодых стволах гладкая, на старых растрескивающаяся, чешуйчатая. Побеги укороченные и удлинённые, последние несут спирально расположенную хвою.

Хвоя игловидная..

Шишки одиночные, прямостоячие. Цветение осенью.

Оси́на или То́поль дрожа́щий  — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. Осина выделяется колонновидным стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в диаметре.

Живёт 80—90 лет, редко достигает 150 лет. Корневая система располагается глубоко под землёй. Обильно образует корневые отпрыски.

Кора молодых деревьев гладкая, светло-зелёная или зеленовато-серая. Древесина белая с зеленоватым оттенком.

Листорасположение очерёдное. Растения раздельнополые. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в свисающие серёжки. Цветёт осина до распускания листьев.

Плод — очень мелкая коробочка; семена снабжены пучком волосков — пуховкой.

Приведите в пример 6 деревьев, произрастающих в северном полушарии и 6 деревьев, произрастающих в южном полушарии.

Учитель: какие мы с вами молодцы, хорошенечко прогулялись по лесу, благодаря братьям нашим меньшим, узнали много чего нового, теперь возьмите листочки, которые лежат на вашей парте и решите задания, предложенные вам, чтобы получить лесной подарочек.

Задание 1. Дай определение понятия (3 балла)

Жизненные формы растений - __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Определи соответствие (5 баллов)

Жизненная форма

Внешний вид растения

1. Деревья

А. Низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками высотой 8-50 см

2. Кустарники

Б. Многолетние растения с одним одревесневшим стволом

3. Кустарнички

В. Многолетние растения, у которых часть стебля одревесневает, а часть остаётся травянистой

4. Полукустарники

Г. Имеют ежегодно отмирающие травянистые зелёные побеги

5. Травы

Д. Многолетние растения с одревесневшими стволиками, отходящими от одного общего основания растения, которое чаще находится под землёй или у самой её поверхности


1

2

3

4

5







Задание 3. Приведи примеры растений, имеющих определённую жизненную форму (5 баллов)

Жизненная форма

Название растения

1. Деревья


2. Кустарники


3. Кустарнички


4. Полукустарники


5. Травы



Максимальное количество баллов - 13

Ну что, листочки забираем, а я сейчас открою наш лесной подарочек и покажу его всем (заглядывает в мешок). Ой, ребят, а тут животные вам всем угощение отправили ( достает орешки). Ну что, вы молодцы, несмотря на дождик, сегодня вы успели побывать в гостях у многих животных. Пора заканчивать у рок, но прежде…

Проверка.
…возьмите второй листочек и оцените свои знания, полученные на уроке. Впишите в табличку, что вы знали и не знали из изученного нами сегодня, что вы хотели бы еще узнать по данной теме.

Я это знаю

Я это не знал

Я хочу узнать больше

 

 

 









Сегодня все хорошо справились, домашнее задание написано на доске.




Приложение: маршрутный лист




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!