СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мобильное обучение как усовершенствование образовательной парадигмы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темпы расширения рынка мобильной связи в каждом уголке мира завораживают. В 2015 году было 1.75 млрд пользователей смартфонов (в 2009 было 180 млн). Количество различных мобильных устройств в 2015 г. достигло уровня 7.7 млрд, что больше всей человеческой популяции. Все, что человечество делает в настоящее время переходит на новый уровень, будь то покупки, банковские операции, работа или обучение. С появлением новых мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты, мобильные среды достигли своего расцвета. И рост мобильного Интернета не демонстрирует никаких признаков замедления. Мобильный рынок, который создает приложения, софт, оборудование, сервисы и инфраструктуру, будет жизненно важным участником в развитии пользовательских устройств и процессов следующего поколения, и обучение является одним из них.

Глобальная экономика, новые рынки труда, требующие формирования новых компетенций, проникновение информационных и коммуникационных технологий во все сферы социальной жизни ставят перед школой задачу соответствия меняющимся условиям. Развитие информационно-коммуникационных технологий, их доступность и простота ставят вопрос об их применении в учебном процессе. С их развитием информационная картина современного общества становится полимодальной: в нем оказывается много информационных центров, школа и традиционно понимаемое знание, сконцентрированное в учебнике, перестают быть единственными источниками картины мира для школьника. Со всей остротой встает вопрос о формировании у учащегося умений ориентироваться в современном информационном пространстве, способности решать нестандартные задачи, работать в команде, самостоятельно планировать, анализировать и оценивать свою деятельность. Все это становится возможным благодаря тому, что в руках у учащегося оказываются мощные инструменты моделирования, наблюдения и взаимодействия — смартфон, планшет, имеющие доступ к Интернету. Идея использования мобильных технологий в образовательной среде становится все более актуальной.

По мнению ЮНЕСКО, мобильные технологии позволяют существенно 

Просмотр содержимого документа
«Мобильное обучение как усовершенствование образовательной парадигмы»

32



Мобильное обучение как усовершенствование образовательной парадигмы


Часть I

Обучение с помощью мобильных технологий

1.1. Понятие о мобильном обучении


Темпы расширения рынка мобильной связи в каждом уголке мира завораживают. В 2015 году было 1.75 млрд пользователей смартфонов (в 2009 было 180 млн). Количество различных мобильных устройств в 2015 г. достигло уровня 7.7 млрд, что больше всей человеческой популяции. Все, что человечество делает в настоящее время переходит на новый уровень, будь то покупки, банковские операции, работа или обучение. С появлением новых мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты, мобильные среды достигли своего расцвета. И рост мобильного Интернета не демонстрирует никаких признаков замедления. Мобильный рынок, который создает приложения, софт, оборудование, сервисы и инфраструктуру, будет жизненно важным участником в развитии пользовательских устройств и процессов следующего поколения, и обучение является одним из них.

Глобальная экономика, новые рынки труда, требующие формирования новых компетенций, проникновение информационных и коммуникационных технологий во все сферы социальной жизни ставят перед школой задачу соответствия меняющимся условиям. Развитие информационно-коммуникационных технологий, их доступность и простота ставят вопрос об их применении в учебном процессе. С их развитием информационная картина современного общества становится полимодальной: в нем оказывается много информационных центров, школа и традиционно понимаемое знание, сконцентрированное в учебнике, перестают быть единственными источниками картины мира для школьника. Со всей остротой встает вопрос о формировании у учащегося умений ориентироваться в современном информационном пространстве, способности решать нестандартные задачи, работать в команде, самостоятельно планировать, анализировать и оценивать свою деятельность. Все это становится возможным благодаря тому, что в руках у учащегося оказываются мощные инструменты моделирования, наблюдения и взаимодействия — смартфон, планшет, имеющие доступ к Интернету. Идея использования мобильных технологий в образовательной среде становится все более актуальной.

По мнению ЮНЕСКО, мобильные технологии позволяют существенно расширить и улучшить возможности для обучения в самых разных условиях. В наши дни мобильные устройства (в особенности, мобильные телефоны, а позже — и планшетные компьютеры) повсеместно используются как учащимися, так и педагогами для получения полезной информации, совершенствования образовательного процесса и управления им с использованием новых прогрессивных методов.

Мобильные технологии используются даже там, где не хватает школ, книг и компьютеров. Цены на мобильные телефоны, планшеты постоянно снижаются, поэтому все большее количество людей, даже в самых бедных регионах, имеют возможность приобрести подобные устройства и знают, как их использовать.

Что же такое мобильное обучение?

  • обучение с использованием мобильных устройств;

  • способ/элемент организации учебного процесса

  • способ представления и контроля доступа к учебному материалу (работа с несколькими устройствами, адаптивный веб-дизайн, система управления мобильными устройствами);

  • обучение всегда и везде/неформальное обучение.

Мобильное обучение – это новое направление в педагогике и образовании, обучение с помощью мобильных технологий. Впервые технология мобильного обучения появилась в Америке, когда в 1968 году Алан Кей и его коллеги из Learning Research Group создали Dynabook, компьютер, предназначенный для обучения. Алан Кей назвал его «персональным компьютером  для детей всех возрастов». С тех пор мобильное обучение развивалось вместе с усовершенствованием информационных технологий.

В 90-х годах начинается развитие и оценка мобильного обучения учащихся, появляются первые фундаментальные исследования в области мобильного обучения, а также первые обучающие проекты для мобильной среды. Анализ зарубежной и отечественной педагогической литературы показал, что большинство трактовок понятия «мобильное обучение» (mobile learning, m-learning) основываются на технологических особенностях мобильных устройств либо на дидактических возможностях их применения. Так, с технологической точки зрения мобильное обучение — это передача и получение учебной информации с использованием технологий WAP или GPRS на любое портативное мобильное устройство, при помощи которого можно выйти в Интернет, получить или найти материалы, ответить на вопросы в форуме, сделать тест и т. п.

Мобильное обучение — это деятельность, осуществляемая регулярно посредством компактных, портативных, мобильных устройств и технологий и позволяющая обучающимся стать более продуктивными, общаясь, получая или создавая информацию.

Мобильное обучение — это возможность получать или предоставлять информацию любого формата на персональные мобильные устройства.

Широко признано, что мобильное обучение основано на использовании обучающих возможностей, предоставляемых мобильными технологиями. Такой метод наиболее актуален, когда учащийся не находится в заранее определенном месте и обучается, используя ситуативный подход и доступные ему ресурсы. Мобильное обучение также позволяет учащимся легко менять обстановку и условия учебы и совмещать обучение в нескольких учебных заведениях. Мобильное образование предполагает появление целого спектра новых методов обучения и преподавания, основанных на убеждении, что взаимодействие в условиях традиционного класса зачастую не столь эффективно, как хотелось бы. Мобильное обучение можно назвать «подрывным» и «меняющим парадигму», особенно когда его фокус смещается на обучение вне традиционной школы либо на преодоление замеченных недостатков существующих учебных программ и методов оценки их эффективности. Мобильное образование теснее связывает обучение с жизнью и работой, причем этот вид деятельности перестает быть связан исключительно со школой, университетом или иным стационарным учреждением. Это приводит к трениям между традиционной системой образования, сконцентрированной на учебной программе и индивидуальных достижениях, и мобильным обучением, которое строится вокруг интересов учащихся и их потребностей в различных ситуациях и обстоятельствах.

Мобильное обучение невозможно без мобильного устройства. Мобильное устройство – это чаще всего:

• мобильные телефоны,

• персональные аудио-устройства, например, mp3/mp4 плееры,

• легкие переносные ПК, например, планшетные ПК, нетбуки и небольшие ноутбуки.

Однако этот диапазон постоянно расширяется: в него входят игровые консоли, цифровые диктофоны, электронные книги и словари, а также вспомогательные технологии для учащихся с ограниченными возможностями. Устройства становятся более многофункциональными, они поддерживают устную речь, воспроизведение аудио- и видеоматериалов, чтение, письмо, поиск информации, выполнение расчетов, игры и многое другое. Выбор устройства зависит от возраста, местонахождения, задач и других факторов. Молодежь и подростки обычно используют мобильные телефоны и персональные медиаплееры. Взрослые учащиеся могут пользоваться карманными персональными компьютерами (КПК), смартфонами и ноутбуками, которые они используют для работы. Не менее важны сети и инфраструктуры, благодаря которым устройства можно соединить между собой и подключить к сети Интернет, а также беспроводные решения, позволяющие учащимся перемещаться, не теряя связи друг с другом. GPS-навигация (спутниковая система навигации) дает возможность определить местонахождение учащегося; благодаря ей можно обмениваться контекстно-специфическими ресурсами, а также информацией, имеющей отношение к определенному маршруту или месту.

Мобильное устройство – это:

  • устройство с доступом ко всей библиотеке приложений;

  • личное устройство с уникальным набором приложений;

  • устройство, в котором пересекаются личное и образовательное пространства.

Мобильное обучение — это реально существующая, а не теоретическая возможность. Учащиеся и педагоги, будь то в Перу или Китае, получают с помощью мобильных устройств доступ к обширным образовательным ресурсам, могут обсуждать информацию и делиться ею с другими учащимися, получать поддержку от коллег и преподавателей, а также осуществлять эффективные коммуникации.

Мобильное обучение:

  1. позволяет свободно перемещаться;

  2. дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;

  3. не требует приобретения персонального компьютера (достаточно смартфона либо планшета) и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправдано;

  4. учебные материалы легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi);

  5. при мобильном обучении используется мультимедийный контент, то есть информация представляется в различных формах: текстовой, графической, звуковой. Материал лучше усваивается и запоминается, повышается интерес к обучению. Любой учитель знает, что бывает, если дети искренне увлечены заданием. Класс оживляется, появляется мотивация к работе, повышается качество усвоения знаний.

Основными целями внедрения мобильного обучения являются:

  • улучшение в обеспечении равенства доступа к ИКТ;

  • повышение качества образования;

  • внедрение и поддержка лучших практик интеграции ИКТ в обучение;

  • улучшение освоения учащимися учебного материала;

  • внедрение в учебный процесс таких образовательных технологий, как формирующее оценивание и дифференцированное обучение;

  • увеличение показателей по сдаче стандартизованных тестов;

  • улучшение способностей школьников к непрерывному обучению в течение жизни;

  • подготовка школьника к работе в современном мире;

  • улучшение связи школа-семья-школа.

Таким образом, можно выделить основополагающие характеристики мобильного обучения:

1) мобильное обучение — это личностно ориентированный, ситуативный и протекающий в удобное время и в удобном месте процесс;

2) мобильное обучение является закономерным инновационным процессом в системе образования;

3) мобильное обучение — это учебно-познавательная деятельность, требующая сознательных усилий: обучающиеся должны активно трудиться в процессе мобильного обучения. Здесь основное внимание должно быть уделено психологической готовности учащихся к осуществлению учебной деятельности с помощью мобильных устройств;

4) главной отличительной чертой мобильного обучения является его ориентация на активную и сознательную самостоятельную работу;

5) применение мобильных технологий в учебном процессе должно опираться на системный подход, обеспечивать реализацию определенных дидактических задач и целей и в целом интенсифицировать учебный процесс.

Разумеется, мобильные технологии не являются и никогда не станут панацеей для образования, однако это мощное и зачастую недооцененное средство (среди прочих) способно вывести образование на новый уровень.


1.2. Принципы мобильного обучения


В качестве основных принципов мобильного обучения выступают следующие.

1. Доступность. Мобильная среда обучения обеспечивает доступ к контенту (любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта), другим участникам группы, экспертам, пакетным документам, заслуживающим доверия источникам и имеющимся идеям по соответствующим темам. Инициировать процесс можно с помощью смартфона или iPad, ноутбука или при дневной форме обучения, но доступ должен стать постоянным.

2. Категориальность. Поскольку мобильное обучение является сочетанием цифрового и физического подхода, то доступны и разнообразные категории и показатели понимания студентами информации и их качество знаний, компетентности в конкретном вопросе.

3. Облачность. Облако – инструмент реализации "умной" мобильности. Благодаря доступу к облаку, появляется возможность постоянно использовать источники данных и материалы изучаемой дисциплины, позволяя обращаться к ранее недоступным уровням, методам повторения и совместной работы.

4. Понимание. Понимание является естественной категорией взаимосвязи, мобильности и сотрудничества как с преподавателем, так и со студентами, занимающимися конкретной дисциплиной, поскольку им доступна немедленная возможность установить контакт как с локальными, так и глобальными сообществами через социальные медиа-платформы Twitter, Facebook, Vkontakte, Instagram для обсуждения и, следовательно, более глубокого понимания информации.

5. Игровой принцип. Игра является одной из основных характеристик подлинно прогрессивного и продуктивного обучения, будучи одновременно и причиной, и следствием заинтересованности студента. В мобильной среде обучения студенты сталкиваются с динамичным и часто незапланированным набором данных, доменов и участников общения, изменяя форму обучения с академического и на личностное, персонализированное и игровое.

6. Асинхронность. Среди наиболее значимых принципов мобильного обучения является асинхронный доступ к информации, т.е. параллельное взаимодействие с любой информацией. Это извлекает образовательную среду из рамок вуза и позволяет ей двигаться в любое место, в любое время в поисках нужной информации. Это также дает опыт, который становится все более персонализированным: в нужное время, в подходящем месте и для конкретного человека.

7. Самовключаемость в процесс обучения. С асинхронным доступом к контенту у других участников процесса и экспертов появляется потенциал для самовключения в процесс обучения в любое время. Здесь студенты планируют тему, последовательность, аудиторию и приложения через содействие с преподавателями, которые сейчас выступают в качестве экспертов по средствам обучения и оценке.

8. Разнообразность. С мобильностью приходит и разнообразие. Благодаря постоянному изменению среды обучения, которая обусловлена потоком новых идей, неожиданных проблем и постоянными возможностями для повторения и практического применения идей, аудитории разнообразны, как и данные среды.

9. Курируемость. Приложения и мобильные устройства могут не только поддерживать курирование, но и сделать его лучше, чем даже самый опытный преподаватель. По своей конструкции эти технологии адаптируются к студентам, хранят файлы, генерируют идеи и подключают студентов к процессу обучения.

10. Смешение. Мобильная среда обучения всегда будет представлять собой смешение видов: физическое движение, личное общение и цифровое взаимодействие.

11. Постоянство, т. е. непрекращающееся обучение - повторяющееся и пригодное для повторного использования. Существует постоянная необходимость доступа к информации, познавательной рефлексии и взаимозависимым функциям посредством мобильных устройств.

12. Подлинность информации, которой невозможно добиться в аудитории, т. е. информация по своему логическому содержанию соответствует первоисточнику, не возникает разночтений, и, в конечном счете, обеспечивает опыт, который по-настоящему персонализирован. Таким образом, проработанной теоретической и методической системы обучения в условиях мобильного обучения, которая предусматривала бы возможность использования мобильных компьютерных систем, не существует, требует более детального изучения и возможность реализации с использованием мобильных компьютерных систем.


1.3. Исследование мобильного обучения


На рубеже веков методику мобильного обучения исследует один из ведущих профессоров британского Открытого Университета Майк Шарпалз. В своем докладе в Бирмингеме в 2002 Майк Шарпалз говорит о трех основах мобильного обучения 3-С: Construction, Conversation and Control (создание понимания между преподавателем и обучающимися, диалог между ними и контроль преподавателя над учебным процессом).

К данным положениям прибавляется идея обучения через всю жизнь и развитие смешанного обучения. Оба феномена имеют свои корни в дистанционном образовании, однако, их возможности расширяются с внедрением мобильных технологий в образовательный процесс. Это объясняется обеспечением возможности осуществлять обучение в любое время в удобном для обучающегося месте (Anywhere Anytime Learning).

Второй этап исследования методики применения мобильных технологий в преподавании характеризуется созданием на базе вышеупомянутых конференций Ассоциации мобильного обучения IAMlearn во главе с профессором Открытого Университета Агнесс Кукульска-Халм. Как реакция на усиление позиций основателей Ассоциации и их ежегодных конференций организуется другая международная Ассоциация IADIS, которая также занимается мобильным обучением. Эти факты свидетельствуют о признании методики мобильного обучения мировым научным сообществом. Что, в свою очередь, закономерно связано с началом широкого применения мобильных технологий в обучении и с этапом обобщения первичного опыта исследования в данной области.

Предметом исследования на втором этапе становятся возможности смартфонов и их операционных систем. Это объясняется тем, что с появлением iPhone (2007) и операционной системы Google Android (2008) объект исследования перемещается с PDA на смартфоны. С методической точки зрения, смартфоны, интегрируя в себя большее количество возможностей компьютера, чем PDA, открывают широкий функциональный потенциал для реализации образовательных целей.

Цель данного этапа исследования заключается в составлении модели мобильного обучения. Эта задача решается в соперничестве и сотрудничестве двух международных ассоциаций и на базе локальных центров исследования вопроса, таких как британский проект HandHeld Learning (Портативное обучение).

Основным достижением второго этапа исследования мобильного обучения является утверждение методики применения мобильных технологий как новой модели преподавания, благодаря таким свойствам как: интерактивность и гибкость (включающая в себя индивидуализацию, вовлеченность и мультимедийность мобильного обучения). Если ранее мобильное обучение рассматривалось только на стыке исследования техники и методики, то теперь учитывается социальный аспект проблемы. В рамках исследования мобильного обучения в качестве новой модели образования предлагаются мобильные Mobile LMS (Mobile Learning Management Systems, мобильные системы управления обучением).

Первичное обобщение опыта исследования мобильного обучения приводит к существенным результатам. На заре третьего этапа происходит внедрение аспектного изучения методики применения мобильных технологий. Выделяются следующие аспекты проблемы: концептуальный, социальный, технический, методический. Аспектное деление исследования вопроса свидетельствует о его оформлении как отдельной дисциплины.

На третьем этапе изучения мобильного обучения в результате первичного обобщения опыта техническая и методическая составляющие отчасти сливаются в единое целое. С одной стороны, технический прогресс упрощает создания электронных материалов непрофессиональным пользователем; с другой стороны, потребность в составлении стратегии мобильного обучения стимулирует преподавателя использовать простые и удобные технические средства для наполнения мобильных технологий предметным содержанием, с учетом конкретной учебной ситуации.

Предметом исследования на данном этапе становятся мобильные приложения, подходящие для различных устройств. В качестве объекта выступают планшетные компьютеры. Целью третьего этапа исследования мобильного обучения становится составление его содержания (content creating). Данная цель реализуется посредством создания и использования тысяч мобильных приложений.

Дж. Тракслер утверждает, что мобильное обучение меняет полностью процесс обучения, поскольку мобильные устройства модифицируют не только формы подачи материала и доступа к нему, но и способствуют созданию новых форм познания и менталитета. Обучение становится своевременным, достаточным и персонализированным (“just-in-time, just enough, and just-for-me”). Данные характеристики мобильного обучения контрастируют с характеристиками смешенного и электронного обучений (е-learning).

На третьем этапе исследования мобильное обучение оценивается как уникальное и начинает противопоставляться электронному обучению. Это происходит благодаря совершенствованию мобильных технологий и появлению возможности для преподавателей создавать свой контент. Подобное новое положение и новое обобщение исследования мобильного обучения ведет к новому витку его развития, который наблюдается сегодня.

На современном четвертом этапе развитие мобильного обучения происходит на качественно новом уровне. При уже описанных и изученных базовых принципах, средствах и возможностях в центре внимания оказываются такие понятия, как дополненная реальность, этика использования мобильных средств в обучении, развитие социокультурной компетенции и т. д.

Основной тенденцией мобильного обучения сегодня становится его интеграция в систему традиционного образования. Речь идет уже не только о модернизации дистанционного и смешанного обучения посредством мобильных технологий, но об оптимизации традиционного обучения при сохранении его базовых методических принципов.

Мобильные технологии позволяют создать дополненную реальность в необорудованной аудитории. Что открывает неограниченные возможности применения дополнительных материалов в различных формах. В то же время мобильные технологии способствуют вариативности заданий.

К предпосылкам исследования мобильного обучения относятся следующие события. С одной стороны, создание концепции мобильного обучения Dynabook и первого портативного компьютера Dynabook (1972), воплотившего в первичном виде положения его концепции: накопление и доступность информации, мультимедийность и интерактивность. С другой стороны, предпосылкой исследования методики мобильного обучения становится философия обучения конструкционализм. Основанный на идеях конструктивизма конструкционализм одновременно с концепцией Dynabook закладывает фундаментальные принципы мобильного обучения: индивидуализация и вовлеченность. Полноценное же исследование мобильного обучения датируется первым десятилетием XXI века и условно делится на четыре этапа:

·  Первый этап характеризуется переосмыслением принципов мобильного обучения, заложенных в XX веке. Формулируются основы мобильного обучения, которые включают в себя: создание понимания между преподавателем и обучающимися, диалог между ними и контроль преподавателя над учебным процессом. Методика применения мобильных технологий развивается в русле принципов своевременности, достаточности и персонификации, воплощающей в себе смешанное обучение и обучение через всю жизнь.

·  Второй этап исследования мобильного обучения обретает форму изучения отдельной дисциплины благодаря следующим факторам: появление сообщества ученых, занимающихся данной проблемой; признание мировым научным сообществом существования проблемы мобильного обучения; создание модели мобильного обучения; осознание необходимости стратегии мобильного обучения и аспектное изучение методики применения мобильных технологий.

·  Третий этап исследования позволяет оценить мобильное обучение как уникальное и противопоставить его электронному обучению. Это происходит благодаря совершенствованию мобильных технологий и появлению возможности для преподавателей создавать свой контент.

·  Четвертый (современный) этап исследования является новым витком развития методики мобильного обучения. Мобильные технологии сегодня позволяют в полной мере реализовать цели и принципы мобильного обучения. Поэтому появляется острая необходимость в разработке подходов интеграции мобильных технологий в традиционное обучение и в последующем формировании единой стратегии мобильного обучения.

Данная классификация исследования мобильного обучения выявляет технические и методические стороны развития мобильного обучения и раскрывает поступательное развитие выбранного направления.


Часть II

Уникальные преимущества мобильного обучения


Мобильное обучение — это реально существующая, а не теоретическая возможность. В ходе исследований ЮНЕСКО выделяет ряд преимуществ мобильного обучения:

Расширение возможностей и обеспечение равного доступа к образованию

Мобильные устройства находятся в распоряжении человека в течение всего дня и обладают множеством функций для настройки. Именно поэтому мобильные технологии обеспечивают более широкие возможности для персонализации по сравнению со стационарными технологиями и технологиями обмена информацией. В зависимости от навыков и знаний пользователя приложения для мобильных телефонов и планшетов позволяют выбирать для чтения тексты посложнее или попроще. Такой подход позволяет устранить ограничения, с которыми сталкиваются учащиеся, имеющие более высокий или, наоборот, более низкий уровень знаний по сравнению с остальным классом. Мобильные технологии расширили потенциал и возможности персонализированного обучения. По мере появления новых типов данных и увеличения объема информации о пользователях, собираемой мобильным устройством, мобильные технологии лучше справляются с задачей персонализированного обучения. Например, если учащийся лучше воспринимает визуальные данные и интересуется картами, то исторические данные можно вывести на интерактивный атлас, управляемый с помощью сенсорного интерфейса. Учащемуся с другими предпочтениями можно предоставить аналогичную информацию совершенно в ином виде, например в виде шкалы времени с отмеченными на ней важными событиями и ссылками на видеоматериалы и первоисточники. В целом интеллектуальные мобильные устройства, которыми уже пользуются миллионы людей, предлагают учащимся большую свободу — они могут продвигаться вперед в собственном темпе и руководствоваться личными интересами, что повышает мотивацию к обучению.

Мгновенная обратная связь и оценка результатов обучения

На примере нескольких проектов было доказано, что мобильные технологии ускоряют процесс оценки результатов обучения и дают учащимся и преподавателям возможность быстрее отслеживать достигнутые успехи. Раньше учащимся приходилось долгое время ждать рекомендаций, основанных на оценке их знаний. Теперь же, благодаря интерактивным функциям мобильных устройств, ответ может быть получен практически мгновенно. Это дает учащимся возможность оперативно выявлять проблемы в обучении и повторять ключевые понятия. Некоторые математические приложения (MalMath, Решение уравнений по-шагам), доступные для смартфонов и базовых мобильных устройств, пошагово демонстрируют порядок решения задач, с которыми не справился ученик. Данная система оценок помогает накапливать знания, а не просто присваивает баллы, премирует успешных учеников или выдает дополнительные задания отстающим. Использование мобильных технологий повышает эффективность работы педагогов — благодаря автоматизации процессов распределения, сбора, анализа и документирования данных об оценках. Так, имеются мобильные приложения, с помощью которых учителя могут быстро оценивать знания учащихся (Plickers, Socrative). Обычно эти приложения работают с разными операционными системами, так что ученик может отвечать на контрольные вопросы со своего мобильного устройства, а не с устройства, предоставляемого образовательным учреждением. Преподаватель может отслеживать прогресс каждого учащегося и корректировать учебный процесс в соответствии с результатами тестирования как в режиме реального времени, так и в отчетах. За счет быстрого решения трудоемких задач педагоги могут больше времени уделять непосредственной работе с учащимися.

Обучение в любое время и в любом месте

 Мобильные устройства позволяют организовать учебный процесс вне зависимости от места и времени. У этой мобильности два аспекта: с одной стороны, это означает возможность реализовывать образовательные программы там, где педагоги не могут находиться физически. С другой стороны, современные технологии, а именно системы облачного хранения данных, позволяют осуществлять обучение, не привязываясь к определенным устройствам. Ученик может поменять свой мобильный телефон, но при этом все его учебные материалы будут доступны. Кроме того, для выполнения разных заданий он может использовать разные технические устройства.

Пример из практики

В Юнеско был реализован проект по повышению грамотности с использованием мобильных технологий. Обычный очный учебный курс, который прошли 250 девочек-подростков из отдаленных районов Пакистана, был дополнен возможностями мобильных технологий. В Пакистане довольно остро стоит проблема грамотности, особенно среди женщин и девушек. Уровень грамотности мужчин составляет 69%, тогда как грамотных женщин в стране — лишь 40%. В связи с тем, что полученные знания быстро забываются, если не используются в повседневной практике, специалисты ЮНЕСКО приняли решение оказывать девушкам удаленную поддержку после завершения курса. Единственным способом связи с ученицами из деревень, где отсутствовали компьютеры или надежная стационарная связь, были мобильные телефоны. Преподаватели направляли ученицам текстовые сообщения, напоминая о том, что нужно выполнить письменное задание или повторно прочитать текст из учебника. Кроме того, преподаватели задавали вопросы, на которые девушки отвечали при помощи текстовых сообщений. Подобные занятия и обратная связь с преподавателем позволили закрепить знания, полученные во время очных занятий. Пока в проекте ЮНЕСКО не использовались мобильные телефоны, только 28% девушек, прошедших обучение грамоте, получили отличную оценку на экзамене. Использование же мобильной связи повысило количество студенток, получивших наивысший балл, более чем до 60%. Развивая достигнутый на начальном этапе успех, проект в настоящее время расширяется и охватывает уже 2 500 учащихся.

Эффективное использование времени на уроках в классах

Исследования ЮНЕСКО показали, что с помощью мобильных устройств учителя могут эффективнее использовать время на уроках в  классах. Если учащиеся используют мобильные технологии для решения задач на пассивное или механическое запоминание, например, слушают лекции или осваивают новый материал дома, у них высвобождается время для обсуждения идей, обмена собственной интерпретацией полученных знаний, совместной работы и проведения лабораторных работ в школе или других образовательных учреждениях. Мобильное обучение не приводит к разобщению учеников, а помогает им вырабатывать навыки эффективной совместной работы.

Формирование новых сообществ учащихся

Мобильные устройства регулярно используются при создании новых сообществ учащихся. Различные платформы предлагают направленное профессиональное обучение учащихся со схожими интересами. Помимо учебных материалов, доступных гораздо большему количеству людей по сравнению с обычными образовательными учреждениями, подобные системы (постоянно совершенствуемые для работы через мобильные устройства) помогают учащимся в постановке и решении задач, работе над совместными проектами и, в более широком смысле, содействуют социальному взаимодействию как основе учебно-воспитательного процесса.

Поддержка ситуационного обучения

По сравнению с традиционным процессом обучения в классах, мобильные устройства позволяют переместить его в среду, максимально облегчающую понимание предмета. Оттолкнувшись от идеи аудио-гида в музее, рассказывающего посетителям об интересных экспонатах или картинах, разработчики-новаторы создали мобильные приложения, предназначенные для изучения различных дисциплин, например истории (Historypin) или химии (Chemik). Одни приложения превращаются в экскурсовода по городу, рассказывая о важнейших архитектурных объектах, их композиции, конструкции и значении. Другие приложения приходят на помощь изучающим ботанику (Leafsnap), предоставляя сведения о растениях по мере знакомства с ними в среде естественного обитания. Мобильные устройства, по существу, придают буквальное значение изречению о том, что мир – это учебный класс.

Развитие непрерывного «бесшовного» обучения

Благодаря облачным вычислениям и хранилищам данных можно повысить эффективность обучения. Студенты вовлекаются в непрерывный, отвечающий современным требованиям процесс обучения — вне зависимости от оборудования, используемого для доступа к ресурсам. Поскольку ресурсы и информация о достигнутых успехах хранятся на удаленных серверах, а не на жестком диске определенного ПК, учащиеся могут работать с одним и тем же материалом с самых разных устройств: настольных компьютеров, ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов — используя преимущества каждого типа. Современное программное обеспечение позволяет синхронизировать данные на нескольких устройствах, поэтому учащиеся могут возобновить работу на мобильном телефоне с того места, где она была приостановлена на настольном компьютере, и наоборот. Благодаря этому обеспечивается непрерывный процесс обучения.

Обеспечение связи между формальным и неформальным обучением Мобильные устройства стирают границы между формальным и неформальным обучением, способствуя получению новых знаний. С помощью мобильных устройств учащиеся могут легко найти дополнительный материал, чтобы глубже понять то, о чем говорилось в классе. Например, существует огромное количество приложений для изучения языков, которые «говорят» с учащимися и «слушают» их через встроенные в мобильный телефон динамики и микрофон. Учащиеся могут вступать в разговор с людьми, свободно владеющими изучаемым языком, переводя с помощью мобильного устройства незнакомые слова и фразы и поддерживая тем самым эффективную коммуникацию. Мобильность и относительная ненавязчивость устройств позволяют двигаться прямо к цели. Нет нужды прерывать разговор на поиск нужной информации в бумажном словаре или для того, чтобы открыть ноутбук. Приложения позволяют ученикам отмечать трудные слова, чтобы повторить их позднее, а также выделять непонятные словосочетания, чтобы прояснить их значение на уроке с учителем. Посредством мобильных технологий образовательные процессы в учебной аудитории и за ее пределами дополняют друг друга.

Помощь учащимся с ограниченными возможностями

Благодаря технологиям масштабирования текста, голосовой транскрипции, геолокации и преобразования текста в речь, мобильные устройства кардинально повышают качество обучения людей с ограниченными возможностями как в сообществах с достаточными ресурсами, так и в менее обеспеченных сообществах. Организация Cambridge to Africa («Кембридж – Африке»), к примеру, недавно запустила программу по вовлечению в образовательный процесс глухих детей из Уганды. Учащиеся знакомятся с учебной программой и взаимодействуют с преподавателями через мобильные устройства и инновационную SMS-систему. Общедоступное программное обеспечение для учащихся с дефектами зрения (Blind-Droid WALLET) позволяет превратить мобильный телефон с камерой в устройство для чтения текста. Мобильные технологии также способны помочь людям со сниженной обучаемостью. Исследователи из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики недавно открыли возможность переформатирования текста на цифровых устройствах с маленькими экранами, что позволяет повысить скорость озвучивания текста и его понимание людьми, страдающими дислексией (Dyslexia Therapy Apps). Подобные открытия стали толчком к созданию мобильных приложений для людей, испытывающих проблемы при чтении вследствие ограниченных возможностей здоровья.

Минимизация последствий разрушения образовательного процесса в зонах военных конфликтов или стихийных бедствий

Как правило, мобильную инфраструктуру проще и быстрее восстановить после стихийного бедствия или военных действий, чем, к примеру, дорогу или здание школы. Мобильное обучение приобретает особое значение для учащихся из регионов, где, например, произошло наводнение или имели место боевые действия, учащиеся смогут воспользоваться учебным материалом и связаться с учителем или преподавателем через мобильные устройства. С помощью мобильных устройств можно продолжать обучение и обеспечивать непрерывность образовательного процесса в кризисный период.

Повышение качества коммуникации и управления

По сравнению с обычными каналами связи, сообщения с мобильных устройств отправляются быстрее, надежнее, эффективнее и с меньшими затратами. Именно поэтому учащиеся и педагоги все чаще используют их для обмена информацией. Помимо того что передаваемые через мобильные устройства сообщения с большей вероятностью достигнут получателя, чем бумажные буклеты, их можно использовать для получения или распространения информации. Педагоги могут запрашивать у учащихся ответы на задание, а родители — получать актуальную информацию об успехах своих детей.

Пример из практики

Во многих странах обмен данными между учебными заведениями и районными, областными или национальными образовательными учреждениями происходит очень медленно и недостаточно надежно. Это приводит к дефициту информации о работе школ и результатах обучения, что жизненно необходимо для выявления и устранения проблем. Для решения этих задач в аргентинской провинции Сальта был запущен проект Proyecto Gema (Gestión para la Mejora de los Aprendizajes – «Управление для повышения качества обучения»), выполняемый в техническом сотрудничестве с ЮНИСЕФ. Программа нацелена на повышение учебных показателей за счет оптимизации управления фактической ситуацией на преподавательском и административном уровнях. Одним из главных элементов является система сбора данных из школ (например, процент отчислений, посещаемость учащихся, учет рабочего времени учителей). Каждый месяц система автоматически отправляет SMS-сообщения директорам школ в удаленных районах. Отчеты директоров автоматически фиксируются и обрабатываются системой управления образовательной информацией в режиме онлайн. По результатам обработки формируются отчеты и уведомления в адрес руководителей органов управления образованием о критических ситуациях, требующих их вмешательства. Этот и аналогичные проекты повышают качество принимаемых решений, поскольку руководители органов управления образованием своевременно получают достоверные данные о текущей ситуации, в том числе с учетом ее экономических аспектов.


Часть III

Мобильные приложения в работе современного педагога


Стремительный рост популярности смартфонов и планшетных ПК способствует увеличению объема рынка мобильных приложений, которые помогают пользователю решать поставленные перед ними задачи. К ним относятся приложения, способные помочь пользователю в учебе, работе, т.е. упростить коммуникацию, работу с документами, планирование ресурсов, взаимодействие с клиентами и т.д.

Данный тип приложений создается для платформ WindowsPhone, IOS, Android и др. Их спектр представлен значительно шире на платформе Android. Среди прочих причин этому способствует то, что платформа Android – платформа с открытым исходным кодом. Эти приложения могут распространяться как через магазин приложений(Apple Store, Google Play), так и напрямую в мобильное устройство пользователей от разработчиков. Пользователи таких приложений – это сотрудники компаний: экономисты, юристы, преподаватели и т.д., а также студенты, школьники.

Профессор Гарднер (автор теории множественного интеллекта) совместно с Кэти Дэвис провели множество исследований того, как сегодняшние молодые люди думают и что для них важно – как для личностей и молодых граждан. Описывая это поколение, они назвали его «Поколением приложений» («The App GENERATION»). Смысл этого названия в том, что молодые люди, которые растут сегодня вместе со своими девайсами, могут быстро получить ответы на интересующие их вопросы, «срезать углы» при решении сложно структурированных задач.

В настоящее время в iOS App Store пользователям предлагается около 2 млн приложений, а в магазине Google Play — около 2,5 млн. Около 200 тысяч приложений образовательного характера, которые делятся по разным категориям. Целый мир образовательного контента, чтобы в нем не потеряться, структурирован по тематическим группам:

  • дошкольное и начальное обучение;

  • специальное и коррекционное обучение;

  • все предметы учебного плана;

  • приложения для учителей;

  • и другое.

На сегодняшний день самые популярные образовательные приложения имеют многоязычные версии, в которых русский язык является самым распространенным. Что не составляет никаких неудобств в их использовании. Также большое количество образовательных приложений разрабатываются российскими IT-компаниями совместно с учителями, методистами.

Прежде чем начать использовать приложения на своих уроках, следует ответить для себя на следующие вопросы:

  • Какие темы в учебном плане вам особенно важны и интересны?

  • Как лучше всего дать учащимся прочувствовать ваш энтузиазм?

  • В какой момент темы или занятия ученики чаще всего сталкиваются с трудностями? Что могло бы помочь им эти трудности преодолеть?

  • Какие темы или задания вы хотели бы предложить ученикам, но не можете, потому что не хватает времени? Можно ли подать какой-то материал более эффективно или объединить несколько тем?

  • Как можно использовать контент, создаваемый учениками в приложениях, для оценки знаний и умений?

Приложение может быть эффективным в плане обучения, только если его содержимое соответствует возрасту ученика. Определяя соответствие приложения уровню развития, следует принимать в расчёт:

• когнитивные навыки;

• навыки устной и письменной речи;

• уровень развития моторики;

• социальные навыки.

Рассмотрим примеры приложений, которые можно использовать учителю в его деятельности.

Приложение Google Classroom. Класс был разработан совместно с педагогами, пользующимися Google Apps для образования, чтобы учителя могли экономить время, легко и быстро организовывать занятия и эффективно общаться с учащимися.

В Классе преподаватели могут создавать и проверять задания в электронной форме. Задания и работы при этом автоматически систематизируются в структуру папок и документов на Диске, понятную и преподавателям, и ученикам.

На странице заданий видно, что задал преподаватель, – учащимся достаточно просто нажать на задание, чтобы приступить к его выполнению. Информация о сданных работах обновляется в реальном времени, и преподаватель может оперативно проверить все работы, поставить оценки и добавить свои комментарии.

Как и в остальных сервисах Google Apps для образования, в Классе нет рекламы, а материалы и данные учащихся не используются в маркетинговых целях. Кроме того, Класс абсолютно бесплатен для учебных заведений.

 Приложение Nearpod — англоязычная разработка для учителей и преподавателей вузов, которая позволяет создавать презентации к занятиям и делиться ими с учениками прямо во время урока. Учитель высылает по электронной почте или через соцсети код презентации, и дети со своих мобильных телефонов подключаются. Учитель листает слайды, задавая самостоятельно темп занятия, вовлекает детей в выполнение творческих заданий, все это происходит в реальном времени. Nearpod имеет два входа в систему: в качестве учителя и в качестве ученика. В классе учитель открывает тест и диктует ученикам появившийся ПИН-код. Учащиеся входят в приложение как ученики, вводят ПИН-код, а затем набирают свою фамилию по-русски. У преподавателя на экране появляются фамилии учеников. Как только все вошли в систему, учитель открывает слайд с заданием. Если ученик решил выйти из системы, чтобы найти ответ в Интернете, учитель на своем экране видит, что его фамилия загорается красным светом. Так учитель может контролировать качество выполнения работы. Как только все закончили выполнять тест, преподаватель отправляет ответы на сайт Nearpod для обработки данных и получения результата. Через минуту на почту к учителю приходит обработанный материал. Он сразу может поставить отметки в журнал.  Приложение Edmodo - место встречи учителей и учеников, которое помогает процессу обучения, «Школьный Facebook», - так отзывается об Edmodo википедия. Цель приложения - предоставить постоянную, независящую от места или времени связь между теми, кто учит и теми, кто учится.

Edmodo – широко используемый инструмент для обучения, который предлагает очень интересные преимущества. 

  • Для учеников в Edmodo упрощенная регистрация. Им нужно знать код группы, ввести фамилию и имя, не обязательно настоящие. Придумать логин и пароль. Не требуется даты рождения, даже e-mail может указываться или не указываться по желанию.

  • Высокий уровень безопасности. Edmodo – закрытая площадка. Родители могут зайти в сеть, но они увидят активность только своего ребенка.

  • Сообщество образовательное, поэтому нет рекламы, нет никаких развлечений.

  • Есть календарь, в котором можно спланировать этапы-задания, и если ученик оставил e-mail, ему будут приходить напоминания о необходимости эти задания выполнить.

  • Есть библиотека, куда можно выложить свои ресурсы и открывать их для конкретной группы.

  • Можно создавать опросы и тесты. По результатам теста выставляется оценка, которую видит ребенок (только свою). У учителя фиксируются все оценки.

  • Есть сводная ведомость успеваемости группы, которая доступна только педагогу, где выставлены все оценки. Ребята видят только свой рейтинг. 

  • Продумана возможность взаимодействия в малых группах. Обычный пост и комментарии к нему видны всем членам группы, но если необходимо, чтобы дети обсудили какой-то вопрос в формате небольшой группы, можно разделить их. Каждая из групп будет видеть только свое обсуждение.

  • В качестве стимула, подарка учащимся можно раздавать красивые бейджи, готовые или созданные непосредственно учителем.

  • Приложение можно скачать бесплатно.

 Приложение ClassDojo является чем-то вроде журнала для похвалы или наказания. ClassDojo помогает учителям улучшить поведение в своих классах, быстро и легко. Интерфейс приложения выглядит немного по-разному, в зависимости от того, входит учитель, родитель или ученик.

Если входит учитель. Главный экран приложения делится на три вкладки: класс, история, классы и сообщения. В первом разделе - профили учеников и аватарки.  Нажав на выбранный профиль ученика, можно выдать ему одну из трех положительных или отрицательных оценок. 

Вторая вкладка это «Class Story». Здесь учитель может добавлять фотографии с уроков. Благодаря этому родители знают, что происходит в классе. Каждую фотографию можно дополнить комментариями.

Последняя вкладка — это коммуникация. Благодаря ей, в случае необходимости, очень быстро можно наладить контакт с родителями учеников.

Учителя могут использовать это приложение, чтобы обеспечить позитивное поведение у учащихся при помощи использования обратной связи и контролировать во время урока, в то время как родители могут проверить прогресс их ребенка в школе. Красивые отчеты строятся в виде диаграммы и все синхронизируется на мобильных устройствах.

После того, как родители получили приглашения, они могут войти, чтобы отслеживать успеваемость своих детей в течение года.

Приложение Plickers позволяет проводить фронтальные опросы учащихся с помощью одного мобильного телефона. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами (Quick Response, то есть быстрый ответ). Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке. Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, ребёнок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.

Приложение Plickers позволяет реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока. Использование Plickers на уроке позволяет учителю упростить себе жизнь и улучшить обратную связь между собой и классом. Для детей это приложение — своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от рутинных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы.

В качестве универсальных инструментов, которые можно использовать на занятиях по любому предмету, есть приложения по созданию интерактивных плакатов или иллюстраций- LearningApps, Thinglink; ментальных карт - WiseMapping,  кластеров облаков слов - Word It Out! и др.

Для каждого предмета образовательного цикла существует огромное количество приложений.

Например, в Google Play Market достаточно ввести в поисковике название учебного предмета и выйдет список мобильных приложений.

  • Английский язык

  • Русский язык

  • Литература

  • Математика

  • Алгебра

  • Геометрия

  • Физика

  • Химия

  • Биология

  • Физкультура

  • История России

Можно просто набрать в поисковике Приложения для школы и получить список приложений, которые могут пригодиться на уроке.

Рассмотрим примеры мобильных приложений для изучения предметных дисциплин.  

Приложение для получения навыков устного счета
«Математические хитрости». В приложении подробно описаны существующие алгоритмы для быстрых вычислений. Каждый может изучить их, а потом закрепить теоретические знания в тренировках, обогащая свой практический опыт в вычислениях. Разработчики внесли в программу игровой момент – возможность соревноваться в скорости устного счета с другими пользователями по сети, а это – дополнительный элемент мотивации. 

 Приложение для освоения навыков программирования.
Scratchduino. Разработка приложений с применением языка программирования высокого уровня является частью содержательной составляющей школьного курса информатики. Также следует отметить, что написание кода программы предусмотрено заданиями части С ЕГЭ по информатике и ИКТ. Scratch – это визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников средних классов. Процесс создания программы – правильное расположение графических блоков-команд. Приложение Scratchduino позволяет программировать виртуального исполнителя (но может программировать и реального робота при его наличии). Может быть использовано учителями, начиная с начальной школы.

Приложение Lingvo Live превращает учебу в интерактивный процесс: онлайн-сервис позволяет не только получить качественный перевод слов на 20 языках, включая латынь, но и спросить значение сложных слов или предложений у профессионалов или пообщаться с другими любителями иностранных языков. Lingvo Live – не просто переводчик, но и социальная сеть для любителей иностранных языков. Здесь есть раздел «заметки», где пользователи делятся интересными фактами о языках – например, правилами грамматики или идиомами и фразеологизмами. 

Приложение Chemistry Lab - данное приложение поможет полюбить химию как науку. Chemistry Lab представляет собой онлайн-лабораторию с реалистичной графикой в стиле американской школы. Можно выбирать на свой вкус колбу или химический стакан, присутствует горелка. Приложение содержит все реально существующие неорганические соли, гидроксиды, кислоты, простые вещества и оксиды. На экране реагенты находятся в прозрачных пробирках, а цвет и агрегатное состояние самих веществ соответствуют действительным. Все реакции также протекают очень красочно, при этом сопровождающие их процессы отражают реальную картину (например, взрыв, выпадение в осадок и т. д.). По завершении реакции высвечивается уравнение, показывающее, что же произошло.

Приложение Anatomy 4D - интерактивный 4D мир человеческой анатомии на уроках биологии. Данное приложение дает возможность пользователям совершить путешествие по человеческому телу.

Есть также множество приложений, помогающих учащимся с особыми потребностями. Оценивая такие приложения, следует учитывать:

      • Есть ли в приложении разные уровни сложности для учащихся с разным уровнем развития навыков?

      • Поддерживает ли приложение разные каналы восприятия информации?

      • Можно ли с помощью него настраивать пользовательский интерфейс?

      • Используются ли в приложении такие функции, как VoiceOver или скрытые субтитры?

Приложение Proloquo2Go помогает общаться ученикам с нарушениями речи. Эта система преобразования текста в речь отличается естественным звучанием. Его работа основывается на взаимодействии с простыми символами и иконками, понятными представителям любой культуры, вне зависимости от знания английского языка. В ней встроена обширная библиотека, включающая 14 000 слов и символов, а также правила склонения и спряжения. Ученики с разным уровнем навыков смогут пользоваться словарём, чтобы более точно выражать свои мысли. Настраиваемый интерфейс позволяет пользоваться приложением вне зависимости от потребностей ученика. Чтобы общение было более эффективным и естественным, приложение поддерживает группировку ключевой и базовой лексики, функцию предугадывания слов и возможность настройки словаря.

«Аутизм: Общение» – коммуникативное приложение на русском языке, которое помогает ребенку с аутизмом научиться общаться с окружающими и развить навыки спонтанной речи. Приложение содержит коммуникатор, при помощи которого ребенок может как просто обозначать желаемые предметы, так и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребенку озвучить собственные желания. В приложении также имеется галерея карточек, содержащая более 150 изображений, которые ребенок учится различать и соотносить с различными категориями.

Теперь осталось подумать, какое приложение выбрать для урока  и на каком этапе урока его использовать. Это самое трудное. 

Следует помнить, что готовясь к уроку, не стоит разрабатывать сразу весь урок с использованием мобильных приложений. Стоит выбрать одно приложение и разработать один элемент урока с использованием этого приложения.

Обязательно следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Возможности приложения.
2. Доступность для разных мобильных устройств.
3. Наличие бесплатного доступа.
4. Когда в последний раз было проведено обновление. 
5. Отрицательные отзывы, так как с этими же проблемами можно столкнуться и на уроке.
6. Протестировать приложение на своем устройстве.

Приложения можно использовать при любых видах работы на уроке:

  • изучение нового материала – приложения с учебным содержанием (электронные учебники),

  • самостоятельное выполнение заданий – приложения для создания контента,

  • исследовательская деятельность – приложения-виртуальные лаборатории,

  • самопроверка или контроль – приложения-тренажеры.

Хотелось бы отметить отношение родителей к технологиям мобильного обучения. В 2013 году компания Grunwald Associates провела в европейских странах большое исследование, где родители отвечали на ряд вопросов, касающихся мобильного обучения. Процент родителей согласных или частично согласных, что мобильные устройства и приложения

  • могут сделать учебу веселой – 85%

  • учат базовым IT-навыкам – 81 %

  • поощряют любознательность – 77%

  • помогают узнать о локальных и глобальных событиях – 74 %

  • помогают показать детям вещи, которые они иначе не когда не узнали/не испытали бы - 71%

  • создают новые способы взаимодействия с другими – 70%

  • учат ответственности – 69%

  • развивают креативность - 64%

  • позволяют ребенку самовыражаться – 63%

  • учат решать задачи – 63%

  • помогают детям расслабиться и снять напряжение – 60%

  • помогают объединяться детям с другими вокруг общественных событий/проблем – 58%

  • помогают детям создавать, а не только потреблять контент – 57%

  • помогают детям понять правила -52 %

Главный вывод, который сделали родители: мобильные устройства и приложения развивают творческие и жизненные навыки.


Часть IV

Основные проблемы и ограничения технологии мобильного обучения


При всех преимуществах использования мобильного обучения, нельзя не видеть целый ряд серьезных проблем. Какие проблемы могут возникнуть при использовании технологии мобильного обучения и как их можно решить?

Возможные проблемы

Варианты решения

Физиологические проблемы: 
1. Возможный вред для зрения при длительной работе за устройством
2. При ослабленном зрении (близорукости, дальнозоркости) работа мобильными устройствами может вызвать дальнейшее падение зрения.

1. Ввести ограничения по времени для работы с устройствами (10-15 минут)
2. Спланировать задания так, что учащиеся будут не постоянно работать с мобильным устройством, а время от времени.
3. Организовать работу в группах, где ученик с ослабленным зрением не будет непосредственно контактировать с мобильным устройством или будет достаточно далеко от него находиться.
4. Для защиты зрения возможна работа в специализированных очках с антибликовым покрытием.
5. Установить на устройстве учащихся, имеющих проблемы со зрением, больший размер шрифта, более высокие показатели яркости.
6. Проводить физкультминутки для зрения при работе с мобильными устройствами. Старшеклассники могут выполнять специализированные упражнения для глаз.

Социальные проблемы: 
1. Не у всех детей есть смартфоны и планшеты
2. Не все родители согласны с такой технологией работы

1. Если не все ученики имеют персональное мобильное устройство, целесообразнее продумывать командный вариант работы, чтоб каждый мог что-то сделать на мобильном устройстве.
2. Родители, как правило, заинтересованы в том, чтоб ребенок с умом использовал мобильные устройства. На родительском собрании педагог может рассказать о предполагаемом способе работы, рассказать про ограничения по времени работы, посоветовать родителям приложения для обучения. То есть учитель может заинтересовать родителей и привлечь их в союзники.

Педагогические проблемы:
1. Возможность ученикам при работе с устройством не выполнять педагогическую задачу, а просто развлекаться.

1. Организовать работу таким образом, чтоб у учеников не было времени на отвлечение. Такой же эффект дает командная работа.

2. Планирование образовательной деятельности таким образом, чтоб использование мобильного обучения было не только уместным, но и даже где-то необходимым

2. Учитель при планировании работы должен ответить на вопрос: возможен ли иной путь достижения его педагогических целей. Есть ли более эффективные и простые в использовании средства. Только оправданное использование мобильного обучения будет иметь максимальный эффект.

3. Технология мобильного обучения имеет свои особенности, включая организацию сетевого и реального взаимодействия в классе

3. Если ученики имеют опыт сетевого взаимодействия до использования мобильного обучения, можно включать ее отдельные компоненты (например, работа с текстовыми документами Google, или коммуникация через соцсети). Так же можно объединить учеников в команды.

4. Неготовность учителей «шире» глядеть на вещи, понимая возможности мобильных устройств не как замены учебника и электронную книгу, а как полнофункционального мобильного компьютера

4. Прежде чем внедрять технологию мобильного обучения, учитель сам должен хорошо разобраться в тех особенностях мобильных устройств, которые он собирается использовать. Так же стоит заранее подобрать приложения для всех операционных систем, похожих по функционалу, и проверить их работу до урока.

Так же учителю нужно стать хотя бы читателем сетевых сообществ (в Google+, Галактики Интел и др.), где публикуются примеры работы с таким оборудованием.

5. Сложность планирования работы «вне стен классной комнаты» или вообще вне школы.

5. Нужно четко ставить образовательные цели и проанализировать тематическое планирование на год, чтоб наметить темы, в которых возможна работа вне стен классной комнаты и экскурсионная работа. Даже один такой урок в полгода надолго запомнится ученикам, если он будет эмоционален и хорошо подготовлен.

Технические проблемы:
1. Доступ к Интернету для устройств, у которых нет GPRS (нет сим-карты)

1. Возможность работы мобильного Интернета в школе (это требование современных ФГОС, которое, например, должно быть обязательно реализовано в школах г. Перми)
2. Покупка wi-fi роутера на класс и работа его от «проводного» Интернета
3. Современные ноутбуки (последних 2-х годов выпуска) сами могут быть точками доступа wi-fi, для этого просто необходимо прочитать инструкции к оборудованию.

2. Контент-фильтрация (или осуществление функции «родительский контроль»)

1. Может быть реализована централизовано через школьный wi-fi
2. На iPad и Windows Phone есть возможность установки родительского контроля. Для Андроида можно установить приложение Kidreadhttp://kidread.com/

3. Одновременная зарядка устройств

1. Стоит осуществлять заряд устройств перед выходом на природу (или вне класса). 
 В классе нужен удлинитель и универсальное зарядное устройство для подключения к розетке (которое подходит для большинства телефонов) 
2.Стоит купить портативное зарядное устройство для телефонов (в комплект обычно входят переходники для всех моделей, зарядка происходит достаточно быстро).

4. Передача информации с мобильного устройства на другие мобильные устройства и на стационарные компьютеры (ноутбуки) для дальнейшей работы с ней

1. Возможные варианты: google + (автоматическая загрузка фотографий), отправка через VK, отправка через электронную почту.
2. Электронная почта на live.ru может быть заведена и для учеников начальной школы (с подключением к «взрослому» аккаунту), так же можно на детских устройствах использовать некоторый классный электронный ящик для совместной работы с фотографиями
3. Использование проводного подключения телефонов, а так же использование карт-ридера

5. Общее управление устройствами и контентом на них (при одновременной работе в классе и не только)

1. Программа Nearpod (о ней говорилось ранее) (http://nearpod.com/), установленная на компьютер учителя, а так же устройства учащихся позволяют организовать совместный синхронный просмотр презентации, проведения опросов, обсуждения их результатов, совместного просмотра фото и видео, работы с фото, а так же работе на определенных учителем сайтах.

6. Разные приложения для разных ОС, разные версии одной ОС с разными возможностями - минимальный круг приложений, который можно использовать всем

1. Подбор похожих приложений для всех ОС, их предварительное тестирование
2. Планирование работы таким образом, чтоб использовать только базовый минимальный набор функций мобильных устройств.

7. Подключение мобильного устройства к проектору или телевизору

1. Для iPad или iPhone нужно приобрести Apple TV и кабель для разделения HDMA сигнала на VGA и звуковой канал (с современными телевизорами и проекторами переходник не нужен)
2. Существуют решения для Android, в том числе с покупкой адаптера с мини-USB на HDMI, кабель HDMI-HDMI или HDMI-DVI-D
3. Для Nokia Lumia существует программа Медиа-центр, которая позволяет через wi-fi подключаться к современным устройствам DLNA 

8. Платные приложения, которые имеют больший функционал, но требуют «вложения» денег учащихся и родителей.

1. Можно создать для родителей педагогический маршрут для использования мобильного устройства и показать преимущества платных программ.
2. В старших классах можно рекомендовать некоторые программы к покупке.

Становится очевидным то, что мобильные устройства и беспроводные технологии станут в ближайшем будущем повседневной частью обучения, как внутри, так и вне аудиторий, но только частью, некой составляющей, всего лишь средством, которое будет лишь помогать живому взаимодействию учителя и ученика. Об этом говорят практически все неравнодушные учителя. И не потому, что они боятся потерять свою значимость в образовательном процессе, а потому, что в образовании и развитии школьника очень важную роль играет воспитательная составляющая учебного процесса, возможность живой дискуссии, обсуждения, т.е. сотрудничества. Использование мобильных технологий в образовании требует организационных усилий со стороны руководителей образования, исследовательской и методической работы ученых и преподавателей по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс.                                                                                       Мобильное обучение можно комбинировать с другими видами, обеспечивая интерактивные условия обучения для учащихся. Этот процесс должен проходить очень аккуратно и не должен стать панацеей современного образования. Всем известно, что ничто и никогда не заменит живого общения! 


Литература


  1. Бабичев Н.В., Водостоева Е.Н., Масленикова О.Н., Соколова Н.Ю., Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного биологического образования // Информатика и образование. - 2008. - N 9.

  2. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании. 2009. URL: http://library. istu. edu/bulletin/art_tech_2009_05.

  3. Горюнова Л.В. Мобильность как принцип модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Изд-во Южный федеральный университет. 2013, №6.

  4. Куклев В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании // Школьные технологии. 2010. № 4.

  5. Мобильное обучение: прошлое, настоящее и будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apptractor.ru/mLearning/.

  6. Мобильные информационно-коммуникационные технологии обучения в профессиональной подготовке будущих инженеров-педагогов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sci-article.ru/.

  7. M-learning в современном образовательном процессе: За и против [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ovv.esrae.ru/pdf/2012/12/950.

  8. «Рекомендации по политике в области мобильного обучения» - 2015 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) Российская Федерация.

  9. Ярмахов Б. Б. «1 ученик: 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе». - Москва, 2013.

  10. Prestigio подвел промежуточные итоги проекта «Мобильное образование XXI века» [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. – Москва, 2014. URL::http://www.content-review.com/articles/26339/

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!