СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель Фрейер на уроке физики "Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация Сингапурской технологии Frayer Model к современному уроку физики. Данная структура, помогает учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия, позволяет рассмотреть их с разных сторон.

Просмотр содержимого документа
«Модель Фрейер на уроке физики "Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение"»

ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус»

Ганьшина Анастасия Александровна

Учитель физики

ПЛАН-КОНСПЕКТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: физика

Урок № 5, 5 урок главы «Законы взаимодействия и движения тел».

Тема урока: Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Учебник: Физика: 9 класс: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2019. – 350,[2] с.: ил. (Российский учебник).

Тип урока: Урок усвоения нового знания.

Педагогические технологии: ИКТ, Сингапурская технология, здоровье сберегающая технология.

Методы и приемы обучения: эвристический метод, адаптированный прием «Модель Фрейер» (Frayer Model).

Форма работы: групповая (парная), фронтальная, индивидуальная.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: 

Дидактическая цель: формирование знаний учащихся о прямолинейном равноускоренном движении и ускорении.

Познавательная цель: усвоить, что такое ускорение и прямолинейное равноускоренное движение.

Формирование УУД:

Личностные: формирование ответственного отношения к получению знаний, умения работать в группах (парах), восприятию отличной от своей точки зрения, умений самостоятельно анализировать и делать выводы.

Метапредметные: отработка навыков восприятия и переработки информации, овладение навыками самообучения, развитие памяти и внимания.

Предметные: 

1.Знать понятия ускорения, прямолинейного равноускоренного движения.

2. Уметь отличить прямолинейное равноускоренное движение от других видов движения.

Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.


Ход урока:

  1. Организационный момент (1мин.)

Добрый день! Мы с вами продолжаем изучение одного из важнейших разделов физики «Законы взаимодействия и движения тел». Давайте настроимся на доброжелательную и активную работу.

  1. Актуализация знаний (4 мин.)

Вспомним, что мы уже прошли ранее.

  • Что такое траектория?

  • Что такое перемещение?

  • Что такое скорость?

  • Что такое прямолинейное равномерное движение?

  1. Постановка учебной задачи (3 мин.)

Все мы знаем, что представляет собой равномерное прямолинейное движение, но все ли тела в нашем мире движутся именно так? Взять, к примеру, машину, которая едет по трассе из одного города в другой. Можно сказать, что в среднем, она едет с постоянной скоростью. А что происходит со скоростью, когда машина, въехав в город, останавливается на пешеходном переходе? Скорость изменяется, и мы не можем сказать, что машина едет с постоянной скоростью. Значит, это движение уже не является прямолинейным равномерным движением. При движении тела из состояния покоя (машина трогается с места на светофоре) мы можем выделить минимум две скорости, это начальная скорость и конечная скорость. Но как же понять, по какому принципу изменяется скорость? Тут появляется новая величина – ускорение. А что же это такое и как его найти, вы попытаетесь самостоятельно, анализируя уже имеющиеся у вас знания.

Запишите в тетрадях число и тему урока «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение».

  1. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (15 мин.)

Давайте сформулируем понятие ускорения.

В этом нам поможет прием «Модель Фрейер» (Frayer Model). Работа будет происходить в парах. У вас на партах лежит по одному листу с таблицей (Приложение 1). Таблица состоит из 5 разделов:

  1. Обязательные характеристики - запишите слова, характеризующие заданное слово, которые первыми пришли в голову.

  2. Уточнения - подумайте пару минут и запишите слова, которые более точно характеризуют заданное слово.

  3. Пример - придумайте задачу по теме заданного слова.

  4. Визуализация - нарисуйте придуманную задачу и опишите ее символами.

  5. Определение - составьте и запишите текстовое определение заданного слова.

Ваша задача последовательно заполнить все разделы и сформировать определение ускорения. После, каждая пара представит свое определение, и мы выберем правильно и запишем в тетрадь.

Ускорение – показывает, насколько изменяется скорость тела за 1 с равноускоренного движения.

  1. Физ. Минутка (1 мин.)

Мы хорошо поработали, можно передохнуть. Встаем из-за парт и проверяем наличие ускорения на практике. Вытягиваем руки перед собой и сжимаем и разжимаем кисти рук. Сначала медленно, затем быстрее и быстрее. Одновременно начинаем прыгать на месте, так же постепенно ускоряясь.

  1. Первичное закрепление (4 мин.)

Немного отвлеклись, теперь продолжим, давайте сформулируем определение прямолинейного равноускоренного движения. Это движение, при котором скорость тела за любые равные промежутки времени изменяется одинаково.

Так же у нас появляется понятие мгновенной скорости – это скорость тела в данной точке траектории в данный момент времени.

Запишите новые понятия в тетрадь.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (6 мин.)

Еще нам необходима формула для расчета ускорения и единица измерения. Вернемся к нашей таблице и в разделе пример или визуализация опишем текстовое определение ускорения символами. Получим формулу .

Единица измерения ускорения имеет вид .

Запишите полученную формулу и единицу измерения ускорения в тетрадь.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение (6 мин.)

Давайте сведем полученные знания в таблицу в конце тетради:


Скорость

Ускорение

Перемещение

Прямолинейное равномерное движение


0


Прямолинейное равноускоренное движение



.



???

С перемещение прямолинейного равноускоренного движения мы познакомимся на следующем уроке. Оставим эту колонку незаполненной.

Давайте подведем итоги. Что мы узнали сегодня нового?

  • Прямолинейным равноускоренным движением называется…

  • Ускорение - это…

  • Мгновенная скорость…

  1. Рефлексия деятельности. (Итог урока 2 мин.)

Светофор. На доске крепятся три смайлика. Зеленый - веселый (ученик все понял «едет дальше»); желтый - задумчивы (ученик понял не все (я вас догоню»); красный - грустный (ученик не понял «постою, подумаю»). Дети поочередно встают с мест по выбору цвета своего смайлика. Те ученики, что выбрали красный цвет, приглашаются на консультацию.

Такой же вид рефлексии выполнялся после этапа «открытия нового знания».

  1. Домашнее задание (3 мин.)

Учить определения и формулу, из $5 выяснить, почему ускорение является векторной величиной, записать ответ в тетрадь, выполнить упражнение №5.

Технологическая карта

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих в журнале, проверяет готовность к уроку. Призывает к доброжелательному сотрудничеству.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, готовятся к сотрудничеству.

Подготовка учащихся к работе, включение в учебный процесс.

Положительный настрой на учебный процесс. Закрепление доброжелательного отношения к окружающим.

2.Актуализация знаний (4 мин.)

Учитель организует актуализацию знаний.

Задает вопросы:

  • Что такое траектория?

  • Что такое перемещение?

  • Что такое скорость?

  • Что такое прямолинейное равномерное движение?

Учащиеся, используя полученные ранее знания, отвечают на вопросы учителя.

Повторение ранее изученного материала по темам, необходимым для изучения темы урока. Оценка степени усвоения домашнего задания.

Участие в беседе.

Развитие памяти.

Построение правильной речи.

3.Постановка учебной задачи (3 мин.)

Учитель показывает на экране мультимедиа фотографии и видео с примерами прямолинейного равномерного и прямолинейного равноускоренного движений. Наводящими вопросами подводит учащихся к формированию темы урока.

Ученики внимательно смотрят на экран мультимедиа, отвечают на вопросы, выстраивают логические цепочки.

Записывают дату и тему урока.

Развитие логического мышления. Сравнение видов движения: равномерного и равноускоренного.

Развитие учебно-познавательного интереса, желания приобретать новые знания.

4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (15 мин.)

Учитель раздает карточки, делит учащихся на пары и предлагает сформулировать определение ускорения, используя прием «Модель Фрейер» (Frayer Model). Объясняет последовательность выполнения заданий в раздаточном материале.

Приложение 1.


Учащиеся делятся на пары, заполняют таблицу раздаточного материала. Выстраивают логическую цепочку. Выводят определение. Записывают полученное определение в тетрадь.

Развитие логических рассуждений, установление причинно-следственных связей. Формулировка понятий и закономерностей прямолинейного равноускоренного движения.

Анализ изучаемых объектов с целью выделения их признаков, фиксирование информации разными способами, установление причинно-следственных связей, обобщение, выводы,

5.Физ. минутка (1 мин.)

Учитель объясняет учащимся, как будет проходить физ. минутка.


Учащиеся встают из-за парт. Вытягивают руки перед собой и сжимают и разжимают кисти рук. Сначала медленно, затем быстрее и быстрее. Одновременно начинают прыгать на месте, так же постепенно ускоряясь.

Смена видов деятельности. Переключение внимания.

Положительный настрой на дальнейшее обучение, бережное отношение к собственному здоровью.


5.Первичное закрепление (4 мин.)

Учитель наводящими вопросами помогает ученикам сформулировать понятия прямолинейного равноускоренного движения и мгновенной скорости.

Формулируют и записывают в тетрадь понятия прямолинейного равноускоренного движения и мгновенной скорости.

Обобщение полученных знаний.

Установление причинно-следственных связей, обобщение, выводы.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (6 мин.)

Учитель дает задание вывести формулу ускорения, воспользовавшись карточкой раздаточного материала, используемой ранее. Так же помогает вывести единицу измерения ускорения. Объясняет, что новая физическая величина обозначается определенным символом.

Учащиеся внимательно слушают задание. Переводят текстовое определение ускорения в символьную форму. Получают формулу. Выводят единицу измерения ускорения.

Записывают все в тетрадь.

Закрепление полученных знаний. Построение логических цепочек.

Фиксирование информации разными способами, обобщение, выводы.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение (6 мин.)

Учитель систематизирует полученные учащимися знания, предлагает свести все в таблицу, составленную ранее для нескольких уроков по главе.

Ученики, вместе с учителем, заполняют таблицу в конце тетради. Систематизируют и закрепляют полученные знания.

Работа с таблицей. Систематизация и закрепление полученных знаний. Соотношение знаний полученных ранее и полученных на данном уроке.

Дополнение готовых информационных объектов, сравнение изучаемых объектов по указанным признакам и свойствам.

8.Рефлексия деятельности.

(Итог урока 2 мин.)

Учитель проводит рефлексию. На доске висят три смайлика (веселый, серьезный и грустные). Предлагает выбрать один из смайлов, просит поочередно встать учащихся выбравших одинаковые смайлы. Далее просит зарисовать на полях тетради выбранный смайл и отмечает учащихся, выбравших грустный смайл, приглашает их на консультацию. Учитель оценивает, в какой степени каждый ученик понял тему. Учитель выставляет оценки ученикам, активно работавшим на уроке.

Ученики дают оценку своей работе на уроке. Оценивают, в какой степени они поняли тему. Делают пометки на полях тетради с целью заострения внимания на вопросе при выполнении домашнего задания.

Самооценивание. Определение степени понимания темы. Выявление затруднений. Расстановка акцентов при выполнения домашнего задания.

Анализ своих знаний, умение различать основную и второстепенную информацию, фиксирование информации разными способами. 

9.Домашнее задание (3 мин.)

Учитель выдает и объясняет домашнее задание. Учить определения и формулу, из $5 выяснить, почему ускорение является векторной величиной, записать ответ в тетрадь, выполнить упражнение №5.

Ученики записывают в дневники домашнее задание. Внимательно слушают пояснения к домашнему заданию.

Понимание цели и содержания домашнего задания и способов его выполнения.

Осознание своих возможностей, настрой на дальнейшее обучение.



Приложение 1

  1. Общие характеристики

(запишите слова, характеризующие заданное слово, которые первыми пришли в голову)



1).

2).

3).

4).

5).


  1. Уточнения

(подумайте пару минут и запишите слова, которые более точно характеризуют заданное слово)


1).

2).

3).

4)

5).




Определение

(составьте и запишите текстовое определение заданного слова)

_Ускорение__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________

_________________________

  1. Пример

(придумайте задачу по теме заданного слова)


  1. Визуализация

(нарисуйте придуманную задачу и опишите ее символами)



1).

2).

3).

4)

5).



1).

2).

3).

4)

5).




Список литературы:

  1. Физика: 9 класс: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2019. – 350,[2] с.: ил. – (Российский учебник).

  2. EDUCARE INTERNATIONAL CONSULTANCY. All Rights Reserved. 2018

  3. https://infourok.ru/prezentaciya-i-tehnologicheskaya-karta-uroka-parallelnoe-soedinenie-provodnikov-klass-3879307.html

  4. https://www.1urok.ru/categories/21/articles/11894

  5. http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/formy_i_metody_obuchenija_po_fgos/1-1-0-131


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!