СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель коррекционного логопедического занятия для детей дошкольного возраста по теме "Человек и части его тела"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель коррекционного логопедического занятия для детей дошкольного возраста по теме "Человек и части его тела"

Просмотр содержимого документа
«Модель коррекционного логопедического занятия для детей дошкольного возраста по теме "Человек и части его тела"»

Модель коррекционного логопедического занятия

для детей дошкольного возраста по теме

«Человек и части его тела»


Нягина Ирина Борисовна,

учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад №6 города Донецка»

Тема: Человек и части его тела.

Программное содержание:

  • Уточнять и расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей;

  • Обогащать словарный запас по данной теме;

  • Закреплять умение подбирать слова с противоположным значением к прилагательным;

  • Закреплять умение согласовывать количественные числительные «один», «одна», «два», «две», «много» с существительными в роде и числе;

  • Продолжать знакомить с многозначными словами;

  • Совершенствовать практическое употребление дательного падежа имен существительных;

  • Согласование притяжательных местоимений с именами существительными в роде и числе;

  • Подбор однородных членов предложения;

  • Развивать координацию речи с движениями;

  • Стимулировать биологически активные точки на руках посредством самомассажа;

  • Развитие мышления, воображения.


Оборудование: картинка «Человек и его тело», картинки для подбора антонимов, для знакомства с многозначными словами, для подбора соответствующего изображения к определенной части тела, компьютерные презентации


Ход коррекционного логопедического занятия:

  1. Стук. Дети прислушиваются. Слышен диалог.

Чтение стихотворения – шутки «Зачем?»


- Для чего нужны нам уши?

- Для того чтоб сказки слушать?

- А глаза?

- Смотреть картинки.

- Руки?

- Обувать ботинки.

- Ноги?

- Чтоб в футбол играть.

- А язык?

- …Чтоб не болтать.


  1. Беседа по содержанию


- Ребята, как вы думаете, кто мог разговаривать? Кто спрашивал? (Ответы детей: девочка, мальчик, малыш, ребенок, взрослый…)

- Кто мог отвечать? (Ответы детей: взрослый, папа, мама, бабушка, дедушка, няня, воспитатель, гувернантка, братик, сестричка, соседка, прохожий, знакомый, тетя, дядя, ребенок…)

- Если спрашивал ребенок, почему он задавал такие вопросы? (Ответы детей: он хотел узнать, что для чего нужно; он хотел убедиться – правильно ли он думает…)

- Если спрашивал взрослый, почему он задавал такие вопросы? (Он хотел проверить, знает ли его ребенок для чего нужны уши…?)

  1. Упражнение «Отгадай, что это?»


Часть тела между головой и туловищем…шея.

Часть тела между щеками? (нос, губы).

Часть тела между руками? (грудь, спина).


Дышит, нюхает… нос. (Дыхательное упражнение «Понюхай цветок», вдох через нос, выдох через рот).


Слушают, прислушиваются, подслушивают, слышат… уши. (Массаж мочек ушей).


Смотрят, глядят, видят, моргают, подсматривают, подмигивают, щурятся, вращаются… глаза.


Используется компьютер


  1. Упражнение «Что еще бывает таким же?»

Глазки голубые (синие), что еще бывает таким же?

Животные: норка, песец…

Растения: голубика, виноград…

Природа: река, озеро, ручей, море, океан, небо…

Литературные образы (сказки): Синяя борода, Мальвина (голубые волосы)…

Средства передачи цвета: карандаш, маркер, краски, фломастер, подводка для глаз, тени…

Связанное с теплом: топливо…

Отвлеченные понятия: мечта, кровь, синий чулок (думающий только о работе)…

Состояние кожи: синяк, кровоподтеки…


Техника: семафор, экран ТВ…

Разное: синька…


- Какие зубы?

- Белые, острые.

- Что еще бывает острым?

Овощи: лук, чеснок, перец, хрен…

Продукты питания: аджика, горчица, хрен, кетчуп, соус, морковка по-корейски…


Растительный мир: елка, сосна, кедр, можжевельник, облепиха, крыжовник, шиповник, алыча, чертополох, кусты малины, ежевики, розы, кактус…


Животный мир: еж, дикобраз, рыба-еж, пиранья, когти, клюв (у орла…), клыки, рога (носорог…), хобот у комара, жало у осы, шмеля, осы…, кости у рыбы, плавники…


В природе: камни, горы, скалы…

Буквы: М, И, Н, Т…


Техника, инструменты, их детали: пила, топор, гвоздь, игла, грабли, вилы, шестеренка, борона, отвертка, шило, нож, ножницы, …


Спорт, военные: сабля, меч, шпага, копье, булава, рапира, стрела, кинжал, кортик, лыжные палки …


У человека: ногти, зрение, зубы…


Отвлеченные понятия: язык, сатира, острый ум (догадливость), слово, ощущения…


Разное: заноза, карандаш, стержень, угол…


  1. Упражнение «Подбери действие». Что делают?

- Что умеют делать руки?


Поднимать,

брать,

держать,

хватать,

сжимать,

бросать,

ловить,

подбрасывать

Опускать,

макать,

крутить.

солить,

катать,

тереть,

чесать,

бить

Гладить,

обнимать,

ласкать.

грести,

толкать,

отталкивать,

вертеть,

прикасаться…


7. Назовите слова – действия на звук «Ш»

  • двигаться шагами (Шагать)

  • баловаться (Шалить)

  • сторониться, избегать кого – либо (Шарахаться)

  • искать ощупью (Шарить)

  • покачиваться при ходьбе из стороны в сторону (от усталости, от болезни (Шататься)

  • бросать (Швырять)

  • касаясь чего – либо, трогая что – либо, производить легкое движение (Шевелить)

  • издавать шелест (Шелестеть)

  • сделать легкое телодвижение (Шелохнуть)

  • говорить очень тихо, почти беззвучно (Шептать)

  • резать узкими длинными полосками – капусту) (Шинковать)

  • (издавать звуки, напоминающие «Ш») (Шипеть)

  • скреплять нитью для изготовления одежды (Шить)

  • писать шифром (Шифровать)

  • стягивать шнуром (Шнуровать)

  • торопливо двигаться туда сюда, в разных направлениях (Шнырять)

  • обдавать кипятком (Шпарить)

  • заниматься шпионажем (Шпионить)


8. Назовите слова – качества на звук «Ш»

  • специализирующиеся на приготовлении шашлыков (Шашлычный)

  • из шелка (Шелковый)

  • имеющий неровную поверхность, негладкий на ощупь (Шершавый)

  • из шести граней (Шестигранный)

  • из шерсти (Шерстяной)

  • следующий за пятым (Шестой)

  • скорый, быстрый (Шибкий)

  • роскошный, богатый (Шикарный)

  • из шоколада (Шоколадный)

  • происходящий с шумом (Шумный)

  • подвижный, проворный, бойкий, ловкий (Шустрый)





  1. Массаж для пальчиков рук


Раз, два, три, четыре, пять




Вышли пальцы погулять.


Этот пальчик самый сильный




Самый толстый и большой.


Этот пальчик для того,


Чтоб показывать его.


Этот пальчик самый длинный


И стоит он в середине.


Этот пальчик безымянный…


Избалованный он самый


А мизинчик хоть и мал…


Очень ловок и удал!

Соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет


Хлопают в ладоши.


Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца.


Левого большого пальца


Правого указательного пальца


Левого указательного пальца


Правого среднего пальца


Левого среднего пальца


Правого безымянного пальца


Левого безымянного пальца


Правого мизинца


Левого мизинца.


Растирают кисти рук и встряхивают их.


  1. Что означают эти выражения?


Обвести вокруг пальца – обмануть.

Золотые руки – руки, которые умеют все делать.

Задирать нос – хвастаться, заноситься.

Вешать нос – унывать.

Клевать носом – дремать.

Ледяное сердце – о бездушной, холодной душе человека (сказка «Снежная королева»).

Позеленеть от злости – очень разозлиться.

Глаза бы мои на тебя не смотрели – не хочу видеть тебя.

Прикуси язык – замолчи.

  1. Подобрать однородные члены предложения.


У человека две… - ноги, руки, брови, ноздри, щеки, губы, лопатки, челюсти, почки, стопы, пятки, кисти, гланды, ладони, подошвы…


У человека два… - глаза, уха, века, виска, зрачка, крыла носа, мизинца, больших пальца, колена, плеча, локтя, запястья, предплечья, легких, бедра…


У человека много… - ресниц, пальцев, ногтей, волос, клеток, кожи, сосудов, крови, вен, капилляров, жидкости, зубов, мышц, костей…


У человека одно… - сердце, лицо, туловище, тело…

У человека один… - нос…

У человека одна…- голова…


  1. Игра «Раздай предметы». Практическое употребление дательного падежа имен существительных


Ложку – рту.

Варежки, перчатки, спицы, иголку, сумку, пакет, карандаш – рукам.

Кепку, панаму, шляпу, обруч, бантик, заколку – голове.

Крем, пудру – лицу.

Тушь – ресницам.

Клипсы, сережки – ушам.

Бальзам, кондиционер, шампунь, расческу – волосам.

Линзы, лупу, пенсне, очки – глазам.

Перстень, кольцо – пальцам.

Цепочку, ожерелье, бусы, шарф – шее.

Майку, блузу. Кофту – груди.

Шлепки, туфли, носки – стопе.

Колготы, брюки – ногам.

Музыку, наушники – ушам.

Лак – ногтям, волосам.

Румяна – щекам.

Помаду, поцелуй - губам.

Браслет, часы – запястью.

Зубную пасту, зубную щетку, еду – зубам.


  1. Согласование притяжательных местоимений с именами существительными в роде и числе

(Выставляются картинки, использованные в предыдущем задании)

Что мой - рот, лак…

Что моя - тушь, помада…

Что мое - запястье…

Что мои - уши, колготы…



  1. Координация речи с движениями


Руки на пояс поставьте вначале.

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумели – все в полном порядке.


  1. Упражнение «Скажи наоборот»


У девочки волосы густые, а у бабушки – редкие.

Один человек полный, а другой – худой.

У девочки волосы длинные, а у мальчика – короткие.

Дедушка тяжелый, а внучек - легкий.

Папа крепкий, а сестричка - слабая.

Саша грязный, а Оля – чистая.

Бабушка больная, а мама – здоровая.

Ваня трусливый, а Костя – смелый.

Трудолюбивый – ленивый.


  1. Упражнение «Почему так произошло?»


Человек шел, затем внезапно остановился. Почему?

  • Увидел открытый люк, яму, лужу.

  • Из–за поворота резко выезжала машина.

  • Выбежал котенок прямо под ноги.

  • У него заболела нога.

  • На светофоре зажегся красный свет.

  • Попала соринка в глаз, не видит дороги.

  • На него что – то упало сверху.

  • Зазвонил мобильный телефон.

  • Вспомнил, что он забыл взять деньги (документы…)

  • Раздумал идти дальше.

  • Услышал выстрелы.

  • Его окликнули.

  • На него надвигался смерч…

  • Его позвали на помощь.


  1. Многозначность слов

Компьютер

Ручка – часть тела, шариковая для письма, дверная, у портфеля, сумки…

Мышка – часть тела под рукой, животное – грызун, часть компьютера.


  1. Упражнение «Оксюморон»

- Что может быть одновременно:

  • Твердым и мягким – рука…(костно-мышечная система);

  • Умным и глупым – человек с разных точек зрения, в разном возрасте;

  • Сгибаться и разгибаться – ноги, руки, туловище…

  • Украшать и защищать – ресницы, брови…

  • Дышать и нюхать – нос.


  1. Упражнение «Прямая синектива»

Человек посмотрел на человека и изобрел…

  • Робота

  • Куклу, матрешку, неваляшку, муляж, портрет, фото, видеозапись, восковые фигуры, памятники, обелиски, мемориалы…

  • Посудомоечную, стиральную машину, пылесос…


  1. Упражнение «Как это можно использовать?»


Руку можно использовать как… ковш, ложку, сито, зажим, щипцы, скрепку, прищепку, средство нападения, защиты; средство устрашения; ловушку, массажер, карандаш (на песке), дождик (при сбрызгивании с пальцев капелек воды), грабли, расческу, указку, как язык жестов…


- Какая может быть ситуация, когда люди вынуждены общаться жестами?

  • Человек не хочет говорить вслух, чтобы не разбудить спящего;

  • У него болит горло;

  • Надо затаиться;

  • Присутствие террориста;

  • Глухонемой…


Покажите мне жестами:

  • Иди сюда – поманить пальчиком;

  • Тихо – приложить указательный палец к губам;

  • Сколько времени – показать на запястье руки;

  • Остановись, транспорт – поднять и помахать рукой (в сторону);

  • Я тебе покажу – грозить пальчиком;

  • На – протянуть ладошку;

  • Привет – рукопожатие;

  • Я тебя люблю – воздушный поцелуй, поглаживание, объять …

  • Прощай - …


И на этом жесте мы прощаемся. Всего доброго!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!