Модель Коттера для Профессионального роста учителей.
Шахметова Жибек Дюсюповна
ГКП на ПХВ «Средняя школа №16
им. Т. Айбергенова» г. Астана,
заместитель директора
учебной части
«Тот, кто обучает, должен
всегда продолжать учиться сам»
Р.Г. Дана.
В современном образовании одной из ключевых задач является обеспечение непрерывного профессионального развития учителей. Это важно не только для повышения качества образования, но и для успешной адаптации к постоянно меняющимся требованиям и вызовам современного общества. В этом контексте внутришкольные системы профессионального обучения становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.
Одним из наиболее эффективных подходов к внедрению системы профессионального обучения является применение модели управления изменениями, разработанной известным экспертом в области организационной трансформации, Джоном Коттером. Эта модель представляет собой последовательный алгоритм из восьми шагов, который успешно применяется в различных сферах, включая образование.
Первый шаг в применении модели Коттера – создание чувства срочности. В контексте внутришкольной системы профессионального обучения это означает не только осознание необходимости изменений, но и активное понимание их важности и срочности. Учителя должны видеть, что изменения необходимы для их собственного профессионального роста и для улучшения качества образования.
Далее следует формирование коалиции изменений – объединение учителей, администрации и других заинтересованных сторон для поддержки и реализации изменений. Это требует эффективного лидерства со стороны завучей и администрации, а также привлечения всех участников образовательного процесса к совместной работе над внедрением системы профессионального обучения.
Следующие шаги модели Коттера включают в себя разработку видения и стратегии изменений, коммуникацию этого видения всем участникам процесса, удаление препятствий для выполнения изменений, создание краткосрочных побед и укрепление достигнутых результатов. Каждый из этих шагов имеет свою важность в процессе внедрения системы профессионального обучения учителей.
Например, создание четкого видения и стратегии изменений позволяет всем участникам образовательного процесса понять, куда движется школа и какие конкретные цели ставятся перед системой профессионального обучения. Коммуникация этого видения помогает учителям чувствовать себя вовлеченными и важными в процессе изменений, что способствует их активной поддержке и участию.
Удаление препятствий для выполнения изменений позволяет учителям сосредоточиться на своей работе и успешно реализовывать новые методики и подходы. Создание краткосрочных побед – это возможность продемонстрировать учителям конкретные результаты и достижения, что мотивирует их продолжать двигаться вперед.
Наконец, укрепление достигнутых результатов помогает закрепить изменения и интегрировать новые подходы в образовательную практику на долгосрочной основе.
Внедрение внутришкольной системы профессионального обучения учителей на основе модели Коттера – это сложный и многопроцессный процесс, требующий внимательного планирования, лидерства и участия всех участников образовательного сообщества. Однако результаты, которые могут быть достигнуты через такой подход, включают в себя повышение качества образования, улучшение профессионального роста учителей и успешную адаптацию к изменяющимся условиям обучения и воспитания.
Э та модель не только предлагает методологию внедрения изменений, но и создает фундаментальные основы для развития учебного процесса и повышения качества образования в целом.
В таком контексте модель управления изменениями, предложенная Джоном Коттером, становится крайне важным инструментом для успешного сопровождения процесса изменений в образовательной среде. Эта модель предоставляет структурированный и проверенный временем подход к реализации перемен.
Так внедрение модели Коттера для обеспечения внутришкольного обучения учителей может принести значительные результаты и привести к следующим выводам и ожидаемым результатам:
улучшение профессионального роста учителей;
повышение качества образования;
укрепление сообщества учителей;
повышение мотивации и удовлетворенности учителей;
адаптация к изменяющимся образовательным требованиям;
достижение устойчивых результатов.
В целом, применение модели Коттера в работе заместителя директора для обеспечения внутришкольного обучения учителей может привести к существенным улучшениям в работе школы и достижению поставленных образовательных целей. Однако для достижения этих результатов необходимо уделить внимание каждому шагу модели и обеспечить активную поддержку со стороны завуча для всего педагогического коллектива.