Модель методической разработки учебного занятия по математике.
Дата: 22.01.2020г.
Класс: 5
Тема: «Обыкновенные дроби»
Тип урока: Построения системы знаний.
Цели урока:
- предметные: создать условия для закрепления полученных знаний учащихся по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение дробей», «Правильные и неправильные дроби».
- личностные: формировать у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание.
- метапредметные: формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения. Развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в группах.
Планируемые результаты:
Учащиеся научаться определять обыкновенные дроби, правильные, неправильные дроби, сравнивать дроби.
Оборудование: ноутбук, проектор, линейка, магнитики, карточки.
Этапы учебного занятия с описанием
1.Мотивационно-целевой.
- Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
А работать начинаем!
(Постановка цели и задачи урока.)
- Скажите, ребята, над какой темой мы работаем? (Обыкновенные дроби)
- Как возникли дроби? Какое действие мы выполняли? (при делении , делили целое)
- С помощью чего записывают дроби? (с помощью черты)
- Как называется число над чертой? (числитель)
- Как называется число под чертой? (знаменатель)
- На что показывает знаменатель дроби? (на сколько равных частей разделили)
- На что показывает числитель дроби? (сколько частей взяли)
- Какие бывают дроби? (Правильные и неправильные)
- Какая дробь называется правильной? ( дробь, у которой числитель меньше, чем знаменатель)
- Какая дробь называется неправильной? ( дробь, у которой числитель больше. Чем знаменатель или равен ему)
-Привести примеры правильных и неправильных дробей.
- Какие действия мы умеем выполнять с дробями? (сравнивать, отмечать на координатном луче, составлять дроби и решать задачи)
- Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? ( повторять, закреплять и формировать умения)
-Значит, мы сегодня будем закреплять полученные знания и умения по теме: «Обыкновенные дроби»
(Проверка домашнего задания.)
Приготовить на доске №982. Остальные номера мы проверим устно.
Идёт к доске ученик по желанию. Учитель оценивает по пятибалльной системе.
№978
За 1 минуту выроет канаву длиной м
За 5 минут выроет - м
За 7 минут выроет - м
За 11 минут - м.
№982.
Решение: 1)135 : 27 = 5
2) 5 ∙ 20 = 100 (д) – дневная норма
Ответ: 100 деталей дневная норма.
Самопроверка Д/З. За каждое правильное задание 1 балл, за задачи по3балла и в итоге 10баллов-оценка 5, от3до5-3и от6до9-4.
2.Поисково-исследовательский.
Задание№1
Внимание на слайд, нужно сравнить дроби.
* | * |
* | * |
* 1 | * |
* | * |
* 1 | * |
* | * |
Вывод: Правильная дробь меньше единицы, неправильная больше единицы, сравниваем дроби с одинаковыми знаменателями по числителю.
3.Практико-ориентированный
Задание №2
Внимание на слайд. На слайде изображены геометрические фигуры. Которые разделены на равные части и у каждой фигуры закрашена часть. Надо написать в тетради, какая часть фигуры закрашена?
Ответы:
1 слайд. ; ; ; .
слайд. ; ; ; ; 1 ; .
Ученики сами проверяют и выставляют оценки. За каждый правильный ответ 1балл. От 6 до11-3, от12 до16-4 и от17до22-5.
Задание №3. Работа в паре.
Предлагается на координатном луче с единичным отрезком 12 клеток, найти местоположение точек с координатами: А( ) , В( ) , С( ) , Д( )
( на доске показать с помощью разноцветных магнитиков)
Взаимопроверка. За каждый правильный ответ 1балл
Физминутка
Я прошу подняться вас – это «раз»
Повернулась голова – это «два»
Руки в бок, вперед смотри – это «три»
На четыре – поскакать
Две руки к плечам прижать - это «пять»
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть»
Продолжаем работать.
Задание №4. (Работа в группах)
Раздать карточки с задачками. У первой группы задача на нахождение части от целого. У второй группы задача на нахождение целого по его части. Ребята решают, кто первый решил, показывает на доске решение задачи.
1 группа. На ветке сидело 15 птиц, их числа улетело. Сколько птиц улетело? Сколько птиц осталось?
Решение: 1) 15 : 5 = 3
2) 3 ∙ 2=6(птиц) – улетело
3) 15 – 6= 9(птиц) – осталось
Ответ: 6 птиц улетело, 9 птиц осталось.
Ребята формулируют правило нахождения части от целого.
группа. За первую неделю бригада заасфальтировала 16 км, что составило расстояния между сёлами. Каково расстояние между сёлами?
Решение: 1) 16 : 2 = 8
2) 8 ∙ 7= 56 (км) – расстояние между селами.
Ответ: 56 км расстояние между селами.
За правильное решение у доски, учитель ставит оценку по пятибалльной системе оценивания.
4.Контрольно-оценочный.
Задание №5. (Работа по вариантам)
Ребятам раздаются карточки с задачами на 5-7 минут. Затем обмениваются тетрадками и проверяют решение по образцу. (сверяют решение со слайдом на экране). Оценивают по пятибалльной системе.
1 вариант.
В гараже 56 автомобилей. Из них - легковые. Сколько легковых автомобилей в гараже?
Автобус проехал дороги. Какова длина дороги, если автобус проехал 64 км?
вариант.
В строительной организации 72 трактора. Из них - колесные. Сколько колесных тракторов в организации?
Поезд проехал дороги. Какова длина дороги, если поезд проехал 28 км?
Проверка по образцу на слайде.
вариант.
Решение: 56 : 7 ∙ 5 = 40 (авт) – легковых
Ответ: 56 легковых.
Решение: 64 : 4 ∙ 17 = 272 (км) – длина дороги.
Ответ: 272 км. длина дороги.
вариант.
1)Решение: 72 : 9 ∙ 5 = 40(тр) – колесных
Ответ: 40 колесных тракторов.
2)Решение: 28 : 7 ∙ 19 = 76 (км) – длина дороги.
Ответ: 76 км длина дороги.
5.Рефлексивно-обобщающий
- Давайте вспомним перевод из одной единицы измерения в другие.
Задание№6
1км= 1000м
1час= 60мин
1руб=100 коп.
Задание №7.
Какую часть составляет:
а) 1г от 1кг е)18мин от 2 часов
б) 2г от 1кг ж) 3 дня от недели
в) 3г от 5кг з) 6 дней от недели
г) 2мин от 1часа и) 2 коп от 1 руб
д) 10 мин от 1 часа к)12 коп от 5 руб
Задание№8 (Применение знаний и умений в новой ситуации.)
№1. Из ряда чисел: 1,2.3,4,6,7,8.9, выбрать при каких значениях х дроби будут правильными?
а) ; б) . (ответ: а) при m=1,2,3,4,5. б) 1,2,3,4,5,6)
№2. Из ряда чисел 1,2,3,4,5.6,7,8.9 выбрать при каких значениях х дроби будут неправильными?
а) ; б) . (Ответ: а) при х=4,5,6,7,8,9. б) 6,7,8,9) .
Задания№6,7,8 учитель сам на доске решает с минимальным, устным опросом всего класса, выявляя сильных учеников.
Рефлексия.
1)Дробь
2)Правильная и неправильная
3)Отмечать, составлять, сравнивать.
4) Решали задачи с обыкновенными дробями.
5) Число.
Скажи, какие трудности были на уроке?
- Как ты думаешь, почему возникли трудности?
- Что ты можешь сделать, чтобы этих трудностей не возникало?
Оценивание. Подведём итог оцениванию, каждый учащийся складывает все свои оценки за урок по пятибалльной системе и делит на их количество (среднее арифметическое).Учитывая индивидуальные способности учащихся, активность, старательность, трудолюбие, ответственность, любознательность.
Домашнее задание: подготовиться к к.р., № 952(а,б) ; №969, № 1004(в,г) краткое пояснение по заданиям.
-Ребята вы сегодня все большие молодцы и на следующем уроке справитесь с контрольной работой .Всем спасибо, до свидания.