Донецкая Народная Республика
оТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА Донецка
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад компенсирующего типа для детей
с нарушением речи №26 г. Донецка
Модель открытого коррекционного логопедического подгруппового занятия на тему
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ З – Ж»
Свинарь Любовь Николаевна,
учитель-Учитель-логопед
МДОУ «Детский сад компенсирующего типа для детей с нарушением речи №26 г. Донецка»
Донецк 2020
ЦЕЛИ:
Коррекционно – образовательные: учить дифференцировать звуки (З – Ж) на слух и в речи;
закрепить умение проводить звуковой анализ слов, обогащать словарный запас на материале лексической темы «Дикие животные», формировать лексико-грамматические категории.
Коррекционно – развивающие:
- развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики,
- развитие зрительного и слухового внимания и восприятия
- развитие фонематического слуха
- развитие логического мышления, воображения, ассоциативных связей.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитание умения работать по инструкции,
- воспитание культуры общения.
Оборудование: зеркала, карточки, предметные картинки с изображением животных, индивидуальные карточки, схемы для составления предложения, звуковые символы, предметные картинки со звуками З – Ж.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
Учитель-логопед - Ребята, прежде чем начнём занятия давайте вспомним правило.
Наши ушки внимательно слушают,
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши ручки не мешают, а помогают.
(Дети садятся за столы)
Учитель-логопед: Давайте отправимся в «Веселое путешествие». Возьмите фигурки и поставьте их на коричневый квадратик. Я буду называть цвета квадратиков, а вы будете передвигать свои фигурки по этим квадратикам.
Учитель-логопед: начинаем идти от цетрального квадрата. Какого он цвета? (коричневый)
Учитель-логопед: синий, красный, зеленый.
Задание 1. Отгадай загадки, назови первый звук в отгадке:
Хвост короче уха, быстрые повадки
Мчусь я, что есть духу, мчусь я без оглядки
Кто я, угадай – ка? Ну конечно, … (зайка)
2. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подьемный
Только этот кран живой
С настоящей головой
Тот из вас будет прав,
Кто ответит нам … (жираф)
Учитель-логопед: Идем дальше – голубой, желтый, черный.
Задание 2. Артикуляционный уклад. Характеристика звуков З – Ж.
Алгоритм
- губы,
-зубы,
-язычок
Д/и «Тихо - громко». Песенка комарика, песенка жучка
Учитель-логопед: Идем дальше – желтый, коричневый оранжевый.
Задание 3. Развитие фонематического восприятия:
- хлопни в ладоши 1 раз, когда услышишь звук Ж,
- хлопни в ладоши 2 раза, когда услышишь звук З:
Т, Р, З, Л, Д, Ж, Н, Ж, К, З,
ма – жа – ро – зу – ти – жи – ну – за – хе – же,
дождь, заяц, лес, глаза, жаба.
Д/и «Наоборот»
- жо – зо, за – жа, ажа – аза, ужу – узу, зы – жи, зу – жу.
Учитель-логопед: Идем дальше – оранжевый, черный, желтый, голубой
Задание: Обощающее понятие
Учитель-логопед: Мы знаем, что жираф и заяц – животные.
Учитель-логопед: Где они живут?
Учитель-логопед: Каких животных вы еще знаете, в названии которых есть звук Ж или звук З
(еж, зебра, зубр, уж, жаба, обезьяна, дикобраз)
д/и «Один - много»: заяц, жираф, дикобраз, еж, зебра, жаба
Учитель-логопед: Идем дальше – зеленый, коричневый, оранжевый, светлозеленый
Д/и «Подари картинку зайцу и жирафу»
Физминутка «У жирафа пятна…»
Учитель-логопед: Идем дальше – оранжевый, черный, желтый
Задание: Д/и «Четвертый лишний» Какое слово лишнее? Почему?
слова: жаба, уж, зонт, жираф;
зебра, заяц, жук, обезьяна.
Звуковой анализ слова ЖУК.
Учитель-логопед: Идем дальше – коричневый, зеленый, красный.
Задание7 Д/и «Узнай по описанию»
- пугливый, быстрый, длинноухий (заяц)
- резвая, быстрая, полосатая, (зебра)
- маленький, скрытный, колючий (еж)
- высокий, пятнистый, длинношеий (жираф)
- огромный, рогатый, сильный (зубр)
Д/и «Веселый паровозик» - рассели животных в вагончики (Деление слов на слоги)
Учитель-логопед: Идем дальше – красный, синий.
Задание 8 Составить предложение по картинке. Записать схему предложения.
Рефлексия. С какими звуками мы сегодня играли? Что понравилось? Что было трудным.