СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель ПП сопровождения ФГОС ООО

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрена необходимость создания и опробации модели ПП сопровождения ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Модель ПП сопровождения ФГОС ООО»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Преображенка














Из опыта работы

психолого-педагогического сопровождения ОО

в МКОУ СОШ с. Преображенка

Катангского района Иркутской области























АДРЕС ШКОЛЫ: 666625 МКОУ СОШ с.Преображенка, ул.Школьная, 4, с.Преображенка, Катангский район, Иркутская область; электронная почта - [email protected]



























2018г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение СОШ с. Преображенка удалено территориально от областного и районного центров, выполняет образовательную, развивающую, досуговую функции, проводит дополнительное образование детей села. Педагоги, социолог, психолог ведут развивающие занятия внеурочной деятельности и занятия дополнительного образования.

В школе есть дети с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, развитии и социальной адаптации, поэтому важным является сопровождение адаптационных периодов, детей группы риска. Неполных семей – 19 (44%), многодетных семей – 4 (8%), среди учащихся есть опекаемые и усыновленные дети 2 (4%), также дети с ОВЗ (при наличии таких детей) и дети – инвалиды (1 ученик). На внутришкольном учёте социального педагога состоят 2 (4%) учащихся с девиантным поведением.

По составу педагогический коллектив – опытные, высококвалифицированные специалисты: 93% педагогов имеют высшее образование, 86% высшую или первую квалификационную категорию.

Анализ работы за период 2012-2015 годы показал, что успеваемость по результатам итогов года имеет тенденцию к снижению. Система коррекционной работы с неуспевающими, с учащимися, испытывающими трудности в обучении не всегда способствует повышению учебных результатов. Это одно из актуальных направлений психолого-педагогического сопровождения в ОУ.

По результатам ежегодного психологического мониторинга сформированности УУД в 5-х классах необходимо корректировать работу по формированию и развитию регулятивных УУД.

Качество подготовки выпускников 9 классов (за 3 года):

По предметам учебного плана



2012/2013 учебный год

2013/2014 учебный год

2014/2015 учебный год

Годовые контрольные работы

Итоги года

Годовые контрольные работы

Итоги года

Годовые контрольные работы

Итоги года

% справившихся с работой

% выполнивших

работу на «4» и «5»

Успеваемость (%)

Успеваемость

на 4 и 5 (%)

% справившихся с работой

% выполнивших

работу на «4» и «5»

Успеваемость (%)

Успеваемость

на 4 и 5 (%)

% справившихся с работой

% выполнивших

работу на «4» и «5»

Успеваемость (%)

Успеваемость

на 4 и 5 (%)


Ссредние значения

97,2

69,4

100

75,5

93,89

56,56

98,78

70,56

93,1

52,8

91,7

58,8

На конец 2014-2015 учебного года система подготовки учащихся к ГИА, включая психологическую готовность, не достаточно эффективна, отмечена динамика снижения качества знаний обучающихся.

Уровень освоения федерального компонента государственного образовательного стандарта по итогам государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (% успешно сдавших):

Все предметы


2012/2013

учебный год

2013/2014

учебный год

2014/2015

учебный год

1

Русский язык

100

100

100

2

Математика

100

100

100


Средние значения

100

100

100

По результатам анкетирования обучающихся, их родителей, учителей (Анкетирование проведено Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области в марте 2015 года) установлено, что уровень удовлетворенности качеством образования составляет по мнению учащихся – 99%, по мнению родителей – 90%. Статусом ОУ в образовательном пространстве удовлетворены 89% педагогов школы.

В соответствии с анализом образовательной деятельности администрация школы рекомендовало перечень стратегических задач психолого-педагогического сопровождения по ООП:

  • Повышать психологическую компетентность участников образовательной деятельности;

  • Диагностировать и развивать УУД;

  • Оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении;

  • Развивать и адаптировать обучающихся, также детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей из категории нуждающихся семей (малообеспеченные, многодетные семьи);

  • Содействовать личностному и профессиональному самоопределению обучающихся;

  • Проводить сопровождение ГИА.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, позволяет осуществлять в нашей школе процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение ФГОС ООО существенно изменило всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Объектом психолого-педагогического сопровождения 

выступает образовательный процесс на этапе введения и реализации ФГОС ООО.
Субъектом сопровождения   являются: 

взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся 5-х-9-х классов МКОУ СОШ с. Преображенка.
Данная модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ с. Преображенка. Основная общеобразовательная программа основного общего и среднего образования МКОУ СОШ с. Преображенка на 2013-2017 гг. утверждена Приказом директора школы от 12.09.2013 № 26, изменения и дополнения в ООП ОО МКОУ СОШ с. Преображенка - приказ директора школы от 29.10.2015. №25/1.

Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляет директор школы. Текущий контроль возлагается на заместителя директора школы по УВР и педагога-организатора. Промежуточные результаты работы анализируются на совещаниях при директоре школы согласно плану работы.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе введения и реализации ФГОС ООО.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования:

• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальному уровню образованию с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО

  1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.

  2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

  3. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

  4. Развитие психологической культуры.

  5. Дифференциация и индивидуализация обучения.

  6. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

  7. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

  8. Выявление и поддержка одарённых детей.

  9. Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.

  10. Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиад.

  11. Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде.

  12. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Уровни системы психолого-педагогического сопровождения участников

образовательного процесса

В целях реализации принципа диверсификации психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ООО осуществляется на уровнях: индивидуальном, групповом, уровне класса, уровне образовательного учреждения. При этом особое внимание уделяется переходным этапам в развитии и образовании детей.

Основные формы сопровождения

1. Профилактика – предупреждение возникновения дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Профилактическая деятельность обеспечивает решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующий уровень образования.

2. Диагностика – индивидуальная (углубленная) и групповая (скрининг) – выявление наиболее важных особенностей формирования универсальных учебных действий, поведения и психического состояния школьников, соответствия уровня развития личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества, которые должны быть учтены в процессе сопровождения с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению, помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленными в процессе диагностики. Направлена на уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

6. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Сюда же относится приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Особенности психолого-педагогического сопровождения по каждой категории участников образовательного процесса:

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся

- формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья,

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, стремления к личностному развитию и успешной социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов имеет своей целью активизацию инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.

Задачи сопровождения:

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области знаний психологических особенностей формирования личности, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации;

- повышение уровня личностной регуляции: управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере;

- предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации.

Цель психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС ООО.

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение с учетом современных требований является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:научность, системность, комплексность, превентивность, открытость, технологичность.

Этапы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО

I этап (5 класс)

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Проводится фронтальная (скрининг) и индивидуальная диагностика. Создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

II этап (6-8 класс)

Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения. Наиболее продуктивной станет развивающая работа с учащимися, предусматриваемая в рамках внеурочной деятельности согласно ФГОС ООО. Акцент – на развивающие и профилактические программы, реализуемые на уровне групп учащихся по результатам психолого-педагогической диагностики, направленные на формирование у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

III этап (9 класс)

Проведение психолого-педагогических курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута;

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;

Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;

Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.

Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения и реализации ФГОС ООО

Создание системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся, профессиональных возможностей и потребностей участников образовательных отношений;

Психологизация учебно-воспитательного процесса, создание комфортной развивающей образовательной среды в свете требований ФГОС ООО;

Улучшение качества психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ООО.


В ОУ за период с 2015 по 2018 учебные годы организованы направления дополнительного образования. Дополнительное образование детей в основной школе реализуется по следующим направлениям:

Кружок «Мой край» - 2 часа в неделю. Руководитель – Зубкова Е.И. Занятия способствуют привитию у обучающихся любви к своему краю, становлению, развитию и воспитанию обучающихся.

Кружок «Утверждай себя» - 2 часа в неделю. Руководитель – Верхотурова Н.И. На занятиях психолога с обучающимися применяются просветительские, профилактические методы работы, направленные на формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективах, на обучение способам саморегуляции, на формирование мотивации к самосовершенствованию личности. 

Кружок «Калейдоскоп наук» - 1 час в неделю. Руководитель – Молчанова И.С. На занятиях развиваются коммуникативные качества личности, интеллектуальная грамотность, сообразительность и быстрота реакции в принятии решений. Прививается интерес к приобретению знаний в различных областях.

Спортивная секция «Юный баскетболист» - 4 часа в неделю. Руководитель – Зарукин В.Н. Изучаются правила игры в баскетбол, отрабатываются элементы игры, проводятся тренировочные игры.

Осуществляется сотрудничество с Центром Дополнительного Образования Детей МО «Катангский район», ЦДОД реализует в основной школе следующие программы нашего ОУ:

  • Факультатив «Время выбирать профессию»

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

  • Кружок «Рукодельница»

Цель - ознакомить школьников с наиболее распространёнными материалами,

используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных поделок.

Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

  • Кружок «Готов к труду и защите Отечества»

Цель программы заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил выпускников школы, воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем, воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе.

Анализ работы за период 2016-2017 годы показал, что успеваемость по результатам итогов года имела положительную динамику. Все выпускники 9 класса успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестат об основном общем образовании. 3 выпускника получили аттестат с отличием.

Русский язык

Успеваемость-100%

Качество-100%

«5»-3

«4»-2

Математика

Успеваемость- 100%

Качество-80%

«5»-2

«4»-2

Биология

Успеваемость-100%

Качество-100%

«5»-0

«4»-2

Химия

Успеваемость-100%

Качество-100%

«5»-2

«4»-0

География

Успеваемость-100%

Качество-100%

«5»-2

«4»-1

Обществознание

Успеваемость-100%

Качество-100%

«5»-0

«4»-3

Средняя оценка по русскому языку - 5, средний балл - 34. Средняя оценка по математике - 4, средний балл - 20. Средняя оценка по обществознанию - 4, средний балл - 26. Средняя оценка по биологии - 4, средний балл - 32. Средняя оценка по географии - 5, средний балл - 27. Средняя оценка по химии - 5, средний балл - 30.

Сравнительные результаты итоговой аттестации выпускников 9 классов школы в 2015-2017 гг. по обязательным предметам: русский язык и математика.

Предмет

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Русский язык

100/42,8

100/20

100/100

Математика

100/28,6

100/70

100/80

На основании данных можно сделать вывод, что выпускники 9 классов показывают стабильные результаты по русскому языку и математике за три учебных года с положительной динамикой по качеству знаний.

Результаты предметных олимпиад муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (по информации муниципального отдела образования).

Учебный год

Количество участников по предметам

Количество победителей

Количество призеров

Рейтинговый отбор для участия на региональном этапе ВОШ

2014-2015

112 (41,5%)

22 (34,4%)

46 (38,6%)

9 (36%)

2015-2016

104 (35%)

14 (30,4%)

43 (35,2%)

8 (35%)

2016-2017

87 (34,9%)

14 (31,8%)

53 (42,7%)

13 (52%)

Апробация диагностики сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в рамках проектной деятельности для обучающихся 7 классов общеобразовательных организаций Иркутской области

проводилась с 27.11.2017г. по 02.12.2017г. Задание диагностики было направлено на определение степени сформированности следующих УУД в соответствии с п. 1.2.4 Примерной основной образовательной программой основного общего образования.

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные результаты: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (Раздел II, п. 9 ФГОС ООО).

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования - поисковых систем;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике (Раздел II, п. 10 ФГОС ООО).

Выполнение проектной работы обучающимися 7 класса МКОУ СОШ с. Преображенка.

Оценка уровня достижений метапредметных результатов выпускников ООО в ОУ в форме защиты ИИП проводилась в соответствии с распоряжением Министерства образования Иркутской области от 10.01.2018. №7-мр. Уровень сформированности метапредметных результатов у выпускников ООО соответствует требованиям ФГОС ООО: базовый уровень – 2 учащихся, повышенный уровень – 3 учащихся.


С 2012 года в школе традиционно проводится УПК. 22 мая 2018 года прошла VI ежегодная УПК МКОУ СОШ с. Преображенка. Руководители проектов – учителя-предметники основной и старшей школы. По основной школе было представлено 3 групповых и 8 индивидуальных проектов, среди которых победители - 5 класс, коллективный проект «Энциклопедия слова «Конфета» (исследовательский проект), 6 класс, ИП «Экосумка»; 8 класс, ИП «Деревянные головоломки» (практико-ориентированные проекты).

Для успешного формирования и развития УУД обучающихся педагогам школы необходимо продолжать реализацию на практике деятельностного подхода в обучении; активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные; реализовывать мероприятия по формированию УУД с учётом преемственности обучения на всех уровнях ОО.

Выводы:

  1. Система психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном процессе осуществляется с учетом преемственности содержания и форм, специфики возрастного психофизического развития обучающихся, потребностей участников образовательных отношений;

  2. Созданные психолого-педагогические условия способствуют повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей, учебной мотивации и результативности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!