Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Преображенка
Из опыта работы
психолого-педагогического сопровождения ОО
в МКОУ СОШ с. Преображенка
Катангского района Иркутской области
АДРЕС ШКОЛЫ: 666625 МКОУ СОШ с.Преображенка, ул.Школьная, 4, с.Преображенка, Катангский район, Иркутская область; электронная почта - [email protected]
2018г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение СОШ с. Преображенка удалено территориально от областного и районного центров, выполняет образовательную, развивающую, досуговую функции, проводит дополнительное образование детей села. Педагоги, социолог, психолог ведут развивающие занятия внеурочной деятельности и занятия дополнительного образования.
В школе есть дети с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, развитии и социальной адаптации, поэтому важным является сопровождение адаптационных периодов, детей группы риска. Неполных семей – 19 (44%), многодетных семей – 4 (8%), среди учащихся есть опекаемые и усыновленные дети 2 (4%), также дети с ОВЗ (при наличии таких детей) и дети – инвалиды (1 ученик). На внутришкольном учёте социального педагога состоят 2 (4%) учащихся с девиантным поведением.
По составу педагогический коллектив – опытные, высококвалифицированные специалисты: 93% педагогов имеют высшее образование, 86% высшую или первую квалификационную категорию.
Анализ работы за период 2012-2015 годы показал, что успеваемость по результатам итогов года имеет тенденцию к снижению. Система коррекционной работы с неуспевающими, с учащимися, испытывающими трудности в обучении не всегда способствует повышению учебных результатов. Это одно из актуальных направлений психолого-педагогического сопровождения в ОУ.
По результатам ежегодного психологического мониторинга сформированности УУД в 5-х классах необходимо корректировать работу по формированию и развитию регулятивных УУД.
Качество подготовки выпускников 9 классов (за 3 года):
№ | По предметам учебного плана | 2012/2013 учебный год | 2013/2014 учебный год | 2014/2015 учебный год |
Годовые контрольные работы | Итоги года | Годовые контрольные работы | Итоги года | Годовые контрольные работы | Итоги года |
% справившихся с работой | % выполнивших работу на «4» и «5» | Успеваемость (%) | Успеваемость на 4 и 5 (%) | % справившихся с работой | % выполнивших работу на «4» и «5» | Успеваемость (%) | Успеваемость на 4 и 5 (%) | % справившихся с работой | % выполнивших работу на «4» и «5» | Успеваемость (%) | Успеваемость на 4 и 5 (%) |
| Ссредние значения | 97,2 | 69,4 | 100 | 75,5 | 93,89 | 56,56 | 98,78 | 70,56 | 93,1 | 52,8 | 91,7 | 58,8 |
На конец 2014-2015 учебного года система подготовки учащихся к ГИА, включая психологическую готовность, не достаточно эффективна, отмечена динамика снижения качества знаний обучающихся.
Уровень освоения федерального компонента государственного образовательного стандарта по итогам государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (% успешно сдавших):
№ | Все предметы | 2012/2013 учебный год | 2013/2014 учебный год | 2014/2015 учебный год |
1 | Русский язык | 100 | 100 | 100 |
2 | Математика | 100 | 100 | 100 |
| Средние значения | 100 | 100 | 100 |
По результатам анкетирования обучающихся, их родителей, учителей (Анкетирование проведено Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области в марте 2015 года) установлено, что уровень удовлетворенности качеством образования составляет по мнению учащихся – 99%, по мнению родителей – 90%. Статусом ОУ в образовательном пространстве удовлетворены 89% педагогов школы.
В соответствии с анализом образовательной деятельности администрация школы рекомендовало перечень стратегических задач психолого-педагогического сопровождения по ООП:
Повышать психологическую компетентность участников образовательной деятельности;
Диагностировать и развивать УУД;
Оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении;
Развивать и адаптировать обучающихся, также детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей из категории нуждающихся семей (малообеспеченные, многодетные семьи);
Содействовать личностному и профессиональному самоопределению обучающихся;
Проводить сопровождение ГИА.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, позволяет осуществлять в нашей школе процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение ФГОС ООО существенно изменило всю образовательную ситуацию в школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Объектом психолого-педагогического сопровождения
выступает образовательный процесс на этапе введения и реализации ФГОС ООО.
Субъектом сопровождения являются:
взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся 5-х-9-х классов МКОУ СОШ с. Преображенка.
Данная модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ с. Преображенка. Основная общеобразовательная программа основного общего и среднего образования МКОУ СОШ с. Преображенка на 2013-2017 гг. утверждена Приказом директора школы от 12.09.2013 № 26, изменения и дополнения в ООП ОО МКОУ СОШ с. Преображенка - приказ директора школы от 29.10.2015. №25/1.
Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляет директор школы. Текущий контроль возлагается на заместителя директора школы по УВР и педагога-организатора. Промежуточные результаты работы анализируются на совещаниях при директоре школы согласно плану работы.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе введения и реализации ФГОС ООО.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования:
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальному уровню образованию с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО
Сохранение и укрепление психологического здоровья.
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.
Развитие психологической культуры.
Дифференциация и индивидуализация обучения.
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
Выявление и поддержка одарённых детей.
Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.
Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиад.
Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде.
Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Уровни системы психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса
В целях реализации принципа диверсификации психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ООО осуществляется на уровнях: индивидуальном, групповом, уровне класса, уровне образовательного учреждения. При этом особое внимание уделяется переходным этапам в развитии и образовании детей.
Основные формы сопровождения
1. Профилактика – предупреждение возникновения дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Профилактическая деятельность обеспечивает решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующий уровень образования.
2. Диагностика – индивидуальная (углубленная) и групповая (скрининг) – выявление наиболее важных особенностей формирования универсальных учебных действий, поведения и психического состояния школьников, соответствия уровня развития личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества, которые должны быть учтены в процессе сопровождения с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению, помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленными в процессе диагностики. Направлена на уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
6. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Сюда же относится приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Особенности психолого-педагогического сопровождения по каждой категории участников образовательного процесса:
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся
- формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья,
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, стремления к личностному развитию и успешной социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов имеет своей целью активизацию инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.
Задачи сопровождения:
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области знаний психологических особенностей формирования личности, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации;
- повышение уровня личностной регуляции: управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере;
- предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации.
Цель психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС ООО.
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение с учетом современных требований является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:научность, системность, комплексность, превентивность, открытость, технологичность.
Этапы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
I этап (5 класс)
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Проводится фронтальная (скрининг) и индивидуальная диагностика. Создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
II этап (6-8 класс)
Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения. Наиболее продуктивной станет развивающая работа с учащимися, предусматриваемая в рамках внеурочной деятельности согласно ФГОС ООО. Акцент – на развивающие и профилактические программы, реализуемые на уровне групп учащихся по результатам психолого-педагогической диагностики, направленные на формирование у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
III этап (9 класс)
Проведение психолого-педагогических курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута;
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;
Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;
Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.
Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения и реализации ФГОС ООО
Создание системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся, профессиональных возможностей и потребностей участников образовательных отношений;
Психологизация учебно-воспитательного процесса, создание комфортной развивающей образовательной среды в свете требований ФГОС ООО;
Улучшение качества психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ООО.
В ОУ за период с 2015 по 2018 учебные годы организованы направления дополнительного образования. Дополнительное образование детей в основной школе реализуется по следующим направлениям:
Кружок «Мой край» - 2 часа в неделю. Руководитель – Зубкова Е.И. Занятия способствуют привитию у обучающихся любви к своему краю, становлению, развитию и воспитанию обучающихся.
Кружок «Утверждай себя» - 2 часа в неделю. Руководитель – Верхотурова Н.И. На занятиях психолога с обучающимися применяются просветительские, профилактические методы работы, направленные на формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективах, на обучение способам саморегуляции, на формирование мотивации к самосовершенствованию личности.
Кружок «Калейдоскоп наук» - 1 час в неделю. Руководитель – Молчанова И.С. На занятиях развиваются коммуникативные качества личности, интеллектуальная грамотность, сообразительность и быстрота реакции в принятии решений. Прививается интерес к приобретению знаний в различных областях.
Спортивная секция «Юный баскетболист» - 4 часа в неделю. Руководитель – Зарукин В.Н. Изучаются правила игры в баскетбол, отрабатываются элементы игры, проводятся тренировочные игры.
Осуществляется сотрудничество с Центром Дополнительного Образования Детей МО «Катангский район», ЦДОД реализует в основной школе следующие программы нашего ОУ:
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Цель - ознакомить школьников с наиболее распространёнными материалами,
используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных поделок.
Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Цель программы заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил выпускников школы, воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем, воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе.
Анализ работы за период 2016-2017 годы показал, что успеваемость по результатам итогов года имела положительную динамику. Все выпускники 9 класса успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестат об основном общем образовании. 3 выпускника получили аттестат с отличием.
Русский язык | Успеваемость-100% | Качество-100% | «5»-3 | «4»-2 |
Математика | Успеваемость- 100% | Качество-80% | «5»-2 | «4»-2 |
Биология | Успеваемость-100% | Качество-100% | «5»-0 | «4»-2 |
Химия | Успеваемость-100% | Качество-100% | «5»-2 | «4»-0 |
География | Успеваемость-100% | Качество-100% | «5»-2 | «4»-1 |
Обществознание | Успеваемость-100% | Качество-100% | «5»-0 | «4»-3 |
Средняя оценка по русскому языку - 5, средний балл - 34. Средняя оценка по математике - 4, средний балл - 20. Средняя оценка по обществознанию - 4, средний балл - 26. Средняя оценка по биологии - 4, средний балл - 32. Средняя оценка по географии - 5, средний балл - 27. Средняя оценка по химии - 5, средний балл - 30.
Сравнительные результаты итоговой аттестации выпускников 9 классов школы в 2015-2017 гг. по обязательным предметам: русский язык и математика.
Предмет | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Русский язык | 100/42,8 | 100/20 | 100/100 |
Математика | 100/28,6 | 100/70 | 100/80 |
На основании данных можно сделать вывод, что выпускники 9 классов показывают стабильные результаты по русскому языку и математике за три учебных года с положительной динамикой по качеству знаний.
Результаты предметных олимпиад муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (по информации муниципального отдела образования).
Учебный год | Количество участников по предметам | Количество победителей | Количество призеров | Рейтинговый отбор для участия на региональном этапе ВОШ |
2014-2015 | 112 (41,5%) | 22 (34,4%) | 46 (38,6%) | 9 (36%) |
2015-2016 | 104 (35%) | 14 (30,4%) | 43 (35,2%) | 8 (35%) |
2016-2017 | 87 (34,9%) | 14 (31,8%) | 53 (42,7%) | 13 (52%) |
Апробация диагностики сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в рамках проектной деятельности для обучающихся 7 классов общеобразовательных организаций Иркутской области
проводилась с 27.11.2017г. по 02.12.2017г. Задание диагностики было направлено на определение степени сформированности следующих УУД в соответствии с п. 1.2.4 Примерной основной образовательной программой основного общего образования.
Регулятивные УУД: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД: Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные результаты: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (Раздел II, п. 9 ФГОС ООО).
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования - поисковых систем;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике (Раздел II, п. 10 ФГОС ООО).
Выполнение проектной работы обучающимися 7 класса МКОУ СОШ с. Преображенка.
Оценка уровня достижений метапредметных результатов выпускников ООО в ОУ в форме защиты ИИП проводилась в соответствии с распоряжением Министерства образования Иркутской области от 10.01.2018. №7-мр. Уровень сформированности метапредметных результатов у выпускников ООО соответствует требованиям ФГОС ООО: базовый уровень – 2 учащихся, повышенный уровень – 3 учащихся.
С 2012 года в школе традиционно проводится УПК. 22 мая 2018 года прошла VI ежегодная УПК МКОУ СОШ с. Преображенка. Руководители проектов – учителя-предметники основной и старшей школы. По основной школе было представлено 3 групповых и 8 индивидуальных проектов, среди которых победители - 5 класс, коллективный проект «Энциклопедия слова «Конфета» (исследовательский проект), 6 класс, ИП «Экосумка»; 8 класс, ИП «Деревянные головоломки» (практико-ориентированные проекты).
Для успешного формирования и развития УУД обучающихся педагогам школы необходимо продолжать реализацию на практике деятельностного подхода в обучении; активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные; реализовывать мероприятия по формированию УУД с учётом преемственности обучения на всех уровнях ОО.
Выводы:
Система психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном процессе осуществляется с учетом преемственности содержания и форм, специфики возрастного психофизического развития обучающихся, потребностей участников образовательных отношений;
Созданные психолого-педагогические условия способствуют повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей, учебной мотивации и результативности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности.