СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель программы педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модель программы педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста»
















Модель программы педагогического сопровождения

одарённых детей дошкольного возраста









Работу выполнила

Ахмоева Е.В.,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ДШИ № 12»

г.о. Самара











Самара, 2020

Пояснительная записка. Одной из главных задач педагога, работающего в системе дополнительного образования, является выявление, поддержка и развитие одаренных детей. В настоящее время возраст обучающихся, занимающихся в школах искусств, музыкальных школах, художественных школах, значительно помолодел. Родители спешат отдать своего малыша на обучение уже в 3 – 4 года. Педагог, начиная работать с ребенком дошкольного возраста, с первых уроков уже может определить природные данные ребенка, его усидчивость, трудоспособность и перспективы его развития. Видя, что малыш делает успехи, проявляет интерес к занятиям, а также заинтересованность родителей, педагог начинает строить индивидуальный маршрут одаренного ребёнка, строить перспективы его дальнейшего развития.

Актуальность. В настоящее время проблема одарённости детей становится особенно актуальной и требует более пристального внимания. Известный психолог Б.М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в нее входят.

Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённые дети имеют:

  • более высокие, по сравнению с другими детьми, интеллектуальные способности, творческие возможности и их проявления;

  • активную познавательную потребность;

  • получают удовольствие от получения новых знаний, умственного труда.

На уровень развития одарённости влияет множество факторов, в том числе и жизненное пространство, в котором ребёнок растет. Для раскрытия одарённости ребёнка необходима атмосфера психологического комфорта и именно такие условия может обеспечить ребёнку система дополнительного образования, которая окажет своим воспитанникам педагогическую поддержку в их самоопределении, в практической подготовке к жизни и в дальнейшем поможет определиться в профессиональной карьере.

Концепция. В основе данной модели программы лежит решение задачи, с которой сталкиваются практически все педагоги, это поддержание интереса одарённого ребёнка к учебному процессу. Для решения этой весьма непростой задачи, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • Выбор репертуара для одарённого ребёнка – это серьезная методическая работа. Допустимо включать в репертуар произведения повышенной сложности. Репертуар должен быть ребёнку интересен. Выбор произведений должен сопровождаться обязательным прослушиванием учеником. Исполнение может быть произведено педагогом, известным музыкантом (используя аудио запись), или видео.

  • Привлечение к участию в социально-значимых проектах, концертной деятельности. Ребёнок должен чувствовать свою значимость, быть востребованным.

  • Побуждение к мотивации путем участия в конкурсах и фестивалях различного уровня. Любое соревнование помогает становлению личности ребёнка, приобретению уверенности в себе, повышает самооценку.

  • Проведение анализа (обсуждение, подведение итогов) выступлений воспитанника и других участников.

Цель программы.

Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки, педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей дошкольного возраста.

Задачи.

  1. Выявить детей дошкольного возраста с предпосылками одарённости.

  2. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

  3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста.

  4. Повысить квалификацию педагогических работников, через посещение КПК, мастер-классов, семинаров и т.д.

  5. Использовать в работе новейшие технологии и методики преподавания.

  6. Организовать совместную работу педагогов и родителей, направленную на развитие и поддержку одаренных детей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:

  • создание условий для самоопределения (выбор программы обучения по интересам и результатам успеваемости);

  • повышение самооценки ребенка, через участие в конкурсах различных уровней и направленности (например, музыкант участвует в конкурсе чтецов, художников или создает своими руками подделку по ДПИ);

  • мотивирование учащихся на результат;

  • поддержание интереса к занятиям;

  • повышение профессионального мастерства педагога, работающего с одаренными детьми;

  • создание педагогом методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.

Критерии оценки результативности.

  • повышение удельного веса призеров и участников районных, городских, областных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей;

 пополнение банка методической продукции (диагностические карты, опросники, сценарии игр, статьи, рекомендации);

  • создание и пополнение базы данных достижений детей.

Принципы.

  1. Поддержание у дошкольников интереса, любознательности.

  2. Развитие обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

  3. Широкое применение в работе различных форм образовательной деятельности: проектов, исследований, познавательных игр, конкурсов, викторин, конкурсов и т. д.

  4. Создание педагогических условий формирования интереса детей к личностно-творческой саморелизации.

  5. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности

Основные направления работы.

  1. Создание благоприятных условий для реализации творческих способностей у дошкольников.

  2. Развитие творческих способностей.

  3. Мотивация дальнейшей творческой деятельности.

Стратегия работы с одаренными детьми.

  1. Изучение и подбор методов диагностики, необходимых для определения степени одарённости детей.

  2. Использование методов наблюдения и анкетирования для изучения круга интересов детей.

  3. Создание развивающих программ и методик работы с одаренными детьми, в том числе создание программ основанных на модульном принципе.

  4. Знакомство учащихся с произведениями искусства, через посещение выставок, филармонических концертов, спектаклей.

  5. Расширение кругозора учащихся с использованием игровых технологий (проведение квест-игр, игр, конкурсов и т.д.).

  6. Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.

  7. Участие в социально-значимых проектах района и города.

  8. Совместное посещение педагога и учащегося мастер-классов, конференций ведущих музыкантов (художников) города.

  9. Создание творческих проектов.

  10. Формирование портфолио достижений учащегося.

  11. Поощрение детей и родителей (благодарственные письма, дипломы, грамоты).

  12. Оформление стенда достижений учащихся.

  13. Участие в грантовых конкурсах, конкурсах на стипендию Главы городского округа Самара, стипендию Губернатора.

Этапы работы.

1 этап: диагностико-прогностический:

  • выявление одаренных детей;

  • создание базы данных по одаренным детям;

  • создание реестра достижений;

2 этап: деятельностный:

  • проведение внутриучрежденческих конкурсов и выставок;

  • участие воспитанников в концертной деятельности;

  • участие воспитанников в социально-значимых проектах;

3 этап: констатирующий:

  • создание банка методической продукции педагога;

  • создание отчёта по результатам работы с одарёнными детьми.


В заключении хочу добавить выдержки из своей статьи об одаренных детях, обучающихся в МБУ ДО «ДШИ № 12» г.о. Самара

В МБУ ДО «ДШИ № 12» г.о. Самара, в соответствии с Программой развития творческой одаренности у обучающихся школы, ведётся планомерная и постоянная работа по выявлению и поддержке одаренных учащихся, в том числе и дошкольников. Основными направлениями в реализации данной программы являются:

  1. Создание постоянно-действующей системы переподготовки педагогических кадров для работы с одарёнными детьми (повышение квалификации, непосредственное участие в мастер-классах, семинарах-практикумах, круглых столах).

  2. Проведение диагностики уровня одаренности воспитанников.

  3. Создание и пополнение электронного реестра достижений воспитанников.

  4. Ведение и обновление информации в блоге Одаренные дети «Детской школы искусств №12» городского округа Самара (talantdetidshi12.blogspot.com).

  5. Организация психолого-педагогического просвещения родителей одарённых учащихся.

  6. Участие воспитанников в конкурсах и фестивалях различного уровня, социальных проектах.

  7. Ведение творческой летописи «ДШИ №12» г.о. Самара

Хорошие результаты в данном направлении показала реализация дополнительных общеобразовательных программ музыкально-инструментального и вокального отделений, где начальный возраст обучающихся начинается с 3-х лет.

Воспитанники, обучающиеся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Струнные инструменты» (скрипка), за последние три года получили свыше 60 достижений на конкурсах городского, всероссийского и международного уровней. Учащиеся Смолькина Мария и Какажанов Александр (педагог Башаркина С.В.), лауреаты многочисленных конкурсов, стали участниками телевизионного проекта «Первый на неделе». Воспитанники, обучающиеся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Народные инструменты» (баян, аккордеон), за последние три года принесли школе свыше 50 достижений различного уровня. Воспитанник по классу баяна Хабибуллин Ильсур (педагог Седова Л.Н.), лауреат всероссийских и международных конкурсов, стал участником телевизионного проекта «Измайловский парк» (г. Москва).

Учащиеся вокального отделения, неоднократные победители конкурсов и фестивалей различного уровня, за три последних года принесли свыше 80 достижений. Вокальный ансамбль «Виктория» и «Виктория МИКС» (руководитель Агапова Ольга Петровна), лауреаты различных конкурсов, активные участники социально-значимых проектов, организаторами которых является Департамент образования Администрации городского округа Самара и Администрация Советского внутригородского округа.

Детская студия эстрадного вокала «Гран-При» (руководитель Мещеркина Юлия Сергеевна), многочисленные победители конкурсов различного уровня, дважды являлись победителями грантового конкурса социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ».

При организации работы с одарёнными детьми для повышения творческой активности, педагогу следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Стараться быть доброжелательным, во время занятий создавать благоприятную атмосферу.

  2. Использовать разнообразные, новые виды деятельности для творческого развития детей.

  3. Совместно с ребёнком посещать мастер-классы, участвовать в конференциях.

  4. Использовать личный пример творческого подхода в решении задач.

Главное в работе с одарёнными детьми, научиться работать нестандартно, выбирать индивидуальный подход к способностям каждого ребёнка. Одарённые дети – особенные дети, которые участвуя в творческой деятельности, создают особый, прекрасный мир, а задача педагога дополнительного образования – помочь им обрести своё место в этом мире.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!