СЕМИНАР-ТРЕНИНГ для педагогов ЯЭТК
методист ГБПОУ РК «ЯЭТК»
Кравченко О.Н., 2021
Составьте словосочетание
О, Е, Л, У, Ь, А, М, Р, Д, О, К
Модель современного урока в контексте ФГОС СПО и ФГОС СОО Семинар-тренинг
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К. Д. Ушинский
Настоящий урок
начинается не со звонка,
а задолго до него
Гессен Сергей Иосифович
1887-1950,
русский философ и педагог,
Из плеяды великих педагогов, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу. Основные педагогические работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-педагогический анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США
О Урок!
Ты - солнце!
Ш.А.Амонашвили
« Урок –это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции»
Василий
Александрович
Сухомлинский
Виды учебных занятий (по ФГОС СПО)
- урок
- практическое занятие
- лабораторное занятие
- консультация
- лекция
- семинар
У
Приложение 1. Впишите в столбцы таблицы ваши личные цели на сегодняшнее занятие
У
- Узнать:
- модель (структуру) современного урока,
- основные отличия современного урока от традиционного,
- способы моделирования урока.
- Развить:
- интерес к современным педагогическим технологиям;
- умение моделировать учебное занятие в соответствии с компетентностным подходом и системно-деятельностным подходом.
- Обобщить:
- знания о современном уроке.
- Конкретизировать:
- практические способы разработки каждого этапа современного урока.
Продолжить два незаконченных предложения в Приложении 2
«Урок сегодня – это …»
«Я иду на урок,
чтобы …»
Урок
- форма организации обучения, при помощи которой педагоги, работая с постоянным составом учащихся (классом, группой) по твердому расписанию в течение строго ограниченного отрезка времени (40-45 мин.) в определенном месте (учебном кабинете, лаборатории, мастерской и т.д.) и используя разнообразные методы, приемы и средства обучения, решают учебно-воспитательные задачи.
- ограниченная во времени форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и обучения) педагогов и обучающихся, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания. Результатом такого взаимодействия является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие способностей, а также совершенствование опыта педагога.
Урок
- форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, методы и средства работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладели содержанием излагаемого материала, а также воспитательное воздействие на них с учетом возможностей данного учебного занятия
- наиболее распространенная (пока еще) форма организации обучения. Урок – это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия определенного состава педагогов и обучающихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания.
Урок
это организационная форма, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективной познавательной деятельностью постоянной группы обучащихся
- с учетом особенностей каждого из них,
- используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все обучающиеся овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения,
- а также для воспитания и развития познавательных способностей обучающихся .
Специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм
- это постоянная группа обучающихся;
- руководство деятельностью обучающихся с учетом особенностей каждого из них;
- овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.
Требования к современному уроку по ФГОС
- Должен носить личностно-ориентированный, практикоориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа студентов, а не педагога.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, формирования элементов профессиональных и общих компетенций
- Авторитарный стиль общения между обучающимся и педагогом уходит в прошлое. Теперь задача педагогов — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Приложение 1. Общие требования к современному уроку
- Дидактические
- Психологические
- Организация познавательной деятельности студентов
- Требования к технике проведения урока
- Гигиенические требования к уроку
соблюдение температурного режима;
необходимость проветривания учебного кабинета;
соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося;
Кризисы внимания (по Высоцкой С.И.)
1 - на 14 - 18-ой минуте
2 - через 11 - 14 минут
3 - через 9 - 11 минут
4 - через 8 - 9 минут
Критические точки усвояемости учебного материала
Время
1-4 мин.
Усвояемость
5-23 мин.
60 %
23-34 мин.
80 %
35-45 мин.
45-60 %
6 %
Современный урок
- это урок, отвечающий времени, учитывающий особенности и своеобразие современного содержания образования и соответствующего технологического обеспечения
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Приложение 4
СТРУКТУРА УРОКА
- дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие
Структура урока
- состав (из каких элементов или этапов состоит урок),
- последовательность (в какой последовательности эти элементы включаются в занятие)
- связь ( как они взаимосвязаны)
Конечная цель — чего преподаватель или мастер хочет добиться
определение способа — как преподаватель или мастер будет действовать, чтобы цель его была достигнута
выбор средства — что может помочь педагогу в достижении цели
Уроки классифицируют
- исходя из дидактической цели,
- цели организации занятий,
- содержания и способов проведения урока,
- основных этапов учебного процесса,
- дидактических задач, которые решаются на уроке ,
- методов обучения,
- способов организации учебной деятельности обучающихся.
Традиционная классификация по основной дидактической цели урока
- уроки изучения нового учебного материала
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного)
- уроки обобщения и систематизации знаний, умений, навыков
- комбинированные уроки
- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
Выполнение практических заданий
Заполнить таблицу на структуру урока (ТРАДИЦИОННУЮ).
- Приложение 6. (преподавателям)
Тест
Установите соответствие между типами урока и подходящими формами проведения урока, соединив стрелками соответствующие типы и формы проведения урока
(соединить возможные формы урока с типов урока, для которого они подходят).
Можно добавить свои варианты форм урока.
Задание для мастеров производственного обучения.
Структура урока производственного обучения
Задание – сопоставить основные этапы и элементы урока учебной практики с содержанием этапов и элементов.
Новая классификация уроков (основана на ФГОС СОО)
- Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
- Тип №2. Урок рефлексии
- Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Тип №4. Урок развивающего контроля
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Приложение 9.
Структура уроков учебной практики
Распределение времени при планировании урока
ЗАДАНИЕ – коллективно собрать Критерии эффективности современного урока
ЗАДАНИЕ – коллективно собрать Критерии эффективности современного урока
- Обучение через открытие
- Самоопределение обучающегося к выполнению той или иной образовательной деятельности.
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Развитие личности
- Способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
- Демократичность , открытость
- Осознание студентом деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что он чувствовал при этом.
- Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
- Позволяет студентам в коллективном поиске приходить к открытию
- Обучающийся испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
- Педагог ведет студента по пути субъективного открытия, управляя его проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА ЗАДАНИЕ
- Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
- Плюсы и минусы традиционного урока
Что же для нас современный урок
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность
Что главное в уроке?
Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.
Рефлексия
- Для меня важно и интересно …………………….
- Я получил(а) конкретные рекомендации ……..
- Мне было трудно (не понравилось) ……………
- Моя оценка психологической атмосферы .....
- Для меня было недостаточно …………………….
- Приложение 10. ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
- Приложение 11. СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА
- Приложение 12. Игра «Ассоциация»
- Приложение 13. Типы уроков физической культуры
Любой урок начинается на предыдущих уроках
и завершается на последующих.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
УСПЕШНЫХ
УРОКОВ!