СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель современного урока в контексте ФГОС СПО и ФГОС СОО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для визуального сопровождения  семинара-тренинга, направленного на оказание методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в подготовке уроков, отвечающих требованиям ФГОС СПО и ФГОС СОО

Просмотр содержимого документа
«Модель современного урока в контексте ФГОС СПО и ФГОС СОО»

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ   для педагогов  ЯЭТК методист ГБПОУ РК «ЯЭТК» Кравченко О.Н., 2021

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ для педагогов ЯЭТК

методист ГБПОУ РК «ЯЭТК»

Кравченко О.Н., 2021

Составьте  словосочетание О, Е, Л, У, Ь, А, М, Р, Д, О, К

Составьте словосочетание

О, Е, Л, У, Ь, А, М, Р, Д, О, К

Модель современного урока в контексте  ФГОС СПО  и ФГОС СОО   Семинар-тренинг

Модель современного урока в контексте ФГОС СПО и ФГОС СОО Семинар-тренинг

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг. К. Д. Ушинский

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

К. Д. Ушинский

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него  Гессен Сергей Иосифович 1887-1950, русский философ и педагог, Из плеяды великих педагогов, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу. Основные педагогические работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-педагогический анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США

Настоящий урок

начинается не со звонка,

а задолго до него

Гессен Сергей Иосифович

1887-1950,

русский философ и педагог,

Из плеяды великих педагогов, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу. Основные педагогические работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-педагогический анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США

О Урок!  Ты - солнце! Ш.А.Амонашвили

О Урок!

Ты - солнце!

Ш.А.Амонашвили

« Урок –это зеркало общей и   педагогической культуры учителя,   мерило его интеллектуального богатства ,   показатель его кругозора, эрудиции»   Василий Александрович Сухомлинский

« Урок –это зеркало общей и

  педагогической культуры учителя,

  мерило его интеллектуального богатства ,

  показатель его кругозора, эрудиции»

 

Василий

Александрович

Сухомлинский

Виды учебных занятий  (по ФГОС СПО)  урок практическое занятие лабораторное занятие консультация лекция семинар

Виды учебных занятий (по ФГОС СПО)

  • урок
  • практическое занятие
  • лабораторное занятие
  • консультация
  • лекция
  • семинар
У Приложение 1.  Впишите в столбцы таблицы ваши личные цели на сегодняшнее занятие У

У

Приложение 1. Впишите в столбцы таблицы ваши личные цели на сегодняшнее занятие

У

Узнать: модель (структуру) современного урока, основные отличия современного урока от традиционного, способы моделирования урока. Развить: интерес к современным педагогическим технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с компетентностным подходом и системно-деятельностным подходом. Обобщить:  знания о современном уроке. Конкретизировать: практические способы разработки каждого этапа современного урока.
  • Узнать:
  • модель (структуру) современного урока,
  • основные отличия современного урока от традиционного,
  • способы моделирования урока.
  • Развить:
  • интерес к современным педагогическим технологиям;
  • умение моделировать учебное занятие в соответствии с компетентностным подходом и системно-деятельностным подходом.
  • Обобщить:
  • знания о современном уроке.
  • Конкретизировать:
  • практические способы разработки каждого этапа современного урока.
Продолжить два незаконченных предложения  в Приложении 2 «Урок сегодня – это …» «Я иду на урок, чтобы …»

Продолжить два незаконченных предложения в Приложении 2

«Урок сегодня – это …»

«Я иду на урок,

чтобы …»

Урок форма организации обучения, при помощи которой педагоги, работая с постоянным составом учащихся (классом, группой) по твердому расписанию в течение строго ограниченного отрезка времени (40-45 мин.) в определенном месте (учебном кабинете, лаборатории, мастерской и т.д.) и используя разнообразные методы, приемы и средства обучения, решают учебно-воспитательные задачи. ограниченная во времени форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и обучения) педагогов и обучающихся, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания. Результатом такого взаимодействия является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие способностей, а также совершенствование опыта педагога.

Урок

  • форма организации обучения, при помощи которой педагоги, работая с постоянным составом учащихся (классом, группой) по твердому расписанию в течение строго ограниченного отрезка времени (40-45 мин.) в определенном месте (учебном кабинете, лаборатории, мастерской и т.д.) и используя разнообразные методы, приемы и средства обучения, решают учебно-воспитательные задачи.
  • ограниченная во времени форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и обучения) педагогов и обучающихся, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания. Результатом такого взаимодействия является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие способностей, а также совершенствование опыта педагога.
Урок форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, методы и средства работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладели содержанием излагаемого материала, а также воспитательное воздействие на них с учетом возможностей данного учебного занятия наиболее распространенная (пока еще) форма организации обучения. Урок – это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия определенного состава педагогов и обучающихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания.

Урок

  • форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, методы и средства работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладели содержанием излагаемого материала, а также воспитательное воздействие на них с учетом возможностей данного учебного занятия
  • наиболее распространенная (пока еще) форма организации обучения. Урок – это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия определенного состава педагогов и обучающихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания.
Урок это организационная форма, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективной познавательной деятельностью постоянной группы обучащихся с учетом особенностей каждого из них,  используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все обучающиеся овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей обучающихся .

Урок

это организационная форма, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективной познавательной деятельностью постоянной группы обучащихся

  • с учетом особенностей каждого из них,
  • используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все обучающиеся овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения,
  • а также для воспитания и развития познавательных способностей обучающихся .
Специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм это постоянная группа обучающихся; руководство деятельностью обучающихся с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

Специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм

  • это постоянная группа обучающихся;
  • руководство деятельностью обучающихся с учетом особенностей каждого из них;
  • овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.
Требования к современному уроку по ФГОС Должен носить личностно-ориентированный, практикоориентированный, индивидуальный характер. В приоритете самостоятельная работа студентов, а не педагога. Осуществляется практический, деятельностный подход. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, формирования элементов профессиональных и общих компетенций Авторитарный стиль общения между обучающимся и педагогом уходит в прошлое. Теперь задача педагогов — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Должен носить личностно-ориентированный, практикоориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа студентов, а не педагога.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, формирования элементов профессиональных и общих компетенций
  • Авторитарный стиль общения между обучающимся и педагогом уходит в прошлое. Теперь задача педагогов — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Приложение 1.  Общие требования к современному уроку Дидактические Психологические  Организация познавательной деятельности студентов Требования к технике проведения урока Гигиенические требования к уроку соблюдение температурного режима; необходимость проветривания учебного кабинета; соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося; учет кризисов внимания: Кризисы внимания (по Высоцкой С.И.) 1 - на 14 - 18-ой минуте 2 - через 11 - 14 минут 3 - через 9 - 11 минут 4 - через 8 - 9 минут

Приложение 1. Общие требования к современному уроку

  • Дидактические
  • Психологические
  • Организация познавательной деятельности студентов
  • Требования к технике проведения урока
  • Гигиенические требования к уроку

соблюдение температурного режима;

необходимость проветривания учебного кабинета;

соблюдение нормативов освещения рабочего места обучающегося;

  • учет кризисов внимания:

Кризисы внимания (по Высоцкой С.И.)

1 - на 14 - 18-ой минуте

2 - через 11 - 14 минут

3 - через 9 - 11 минут

4 - через 8 - 9 минут

Критические точки усвояемости учебного материала   Время 1-4 мин. Усвояемость 5-23 мин. 60 % 23-34 мин. 80 % 35-45 мин. 45-60 % 6 %

Критические точки усвояемости учебного материала

Время

1-4 мин.

Усвояемость

5-23 мин.

60 %

23-34 мин.

80 %

35-45 мин.

45-60 %

6 %

Современный урок  это урок, отвечающий времени, учитывающий особенности и своеобразие современного содержания образования и соответствующего технологического обеспечения

Современный урок

  • это урок, отвечающий времени, учитывающий особенности и своеобразие современного содержания образования и соответствующего технологического обеспечения
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС  Приложение 4

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Приложение 4

СТРУКТУРА УРОКА дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие

СТРУКТУРА УРОКА

  • дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие
Структура урока состав  (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность  (в какой последовательности эти элементы включаются в занятие) связь ( как они взаимосвязаны)

Структура урока

  • состав (из каких элементов или этапов состоит урок),
  • последовательность (в какой последовательности эти элементы включаются в занятие)
  • связь ( как они взаимосвязаны)
Конечная цель — чего преподаватель или мастер хочет добиться определение способа — как преподаватель или мастер будет действовать, чтобы цель его была достигнута выбор средства — что может помочь педагогу в достижении цели

Конечная цель — чего преподаватель или мастер хочет добиться

определение способа — как преподаватель или мастер будет действовать, чтобы цель его была достигнута

выбор средства — что может помочь педагогу в достижении цели

Уроки классифицируют  исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса,  дидактических задач, которые решаются на уроке , методов обучения, способов организации учебной деятельности обучающихся.

Уроки классифицируют

  • исходя из дидактической цели,
  • цели организации занятий,
  • содержания и способов проведения урока,
  • основных этапов учебного процесса,
  • дидактических задач, которые решаются на уроке ,
  • методов обучения,
  • способов организации учебной деятельности обучающихся.
Традиционная классификация по основной дидактической цели урока уроки изучения нового учебного материала уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного) уроки обобщения и систематизации знаний, умений, навыков комбинированные уроки уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Традиционная классификация по основной дидактической цели урока

  • уроки изучения нового учебного материала
  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного)
  • уроки обобщения и систематизации знаний, умений, навыков
  • комбинированные уроки
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
Выполнение практических заданий Приложение 5. Заполнить таблицу на структуру урока (ТРАДИЦИОННУЮ).  Приложение 6. (преподавателям) Тест Установите соответствие между типами урока и подходящими формами проведения урока, соединив стрелками соответствующие типы и формы проведения урока (соединить возможные формы урока с типов урока, для которого они подходят). Можно добавить свои варианты форм урока.  Приложение 7. (мастерам) Задание для мастеров производственного обучения. Структура урока производственного обучения Задание – сопоставить основные этапы и элементы урока учебной практики с содержанием этапов и элементов.

Выполнение практических заданий

  • Приложение 5.

Заполнить таблицу на структуру урока (ТРАДИЦИОННУЮ).

  • Приложение 6. (преподавателям)

Тест

Установите соответствие между типами урока и подходящими формами проведения урока, соединив стрелками соответствующие типы и формы проведения урока

(соединить возможные формы урока с типов урока, для которого они подходят).

Можно добавить свои варианты форм урока.

  • Приложение 7. (мастерам)

Задание для мастеров производственного обучения.

Структура урока производственного обучения

Задание – сопоставить основные этапы и элементы урока учебной практики с содержанием этапов и элементов.

Новая классификация уроков (основана на ФГОС СОО) Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Тип №2. Урок рефлексии Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Тип №4. Урок развивающего контроля

Новая классификация уроков (основана на ФГОС СОО)

  • Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
  • Тип №2. Урок рефлексии
  • Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  • Тип №4. Урок развивающего контроля

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Приложение 9. Структура уроков учебной практики

Приложение 9.

Структура уроков учебной практики

Распределение времени при планировании урока

Распределение времени при планировании урока

 ЗАДАНИЕ – коллективно собрать  Критерии эффективности современного урока

ЗАДАНИЕ – коллективно собрать Критерии эффективности современного урока

ЗАДАНИЕ – коллективно собрать Критерии эффективности современного урока

  • Обучение через открытие
  • Самоопределение обучающегося к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Развитие личности
  • Способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • Демократичность , открытость
  • Осознание студентом деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что он чувствовал при этом.
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Позволяет студентам в коллективном поиске приходить к открытию
  • Обучающийся испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
  • Педагог ведет студента по пути субъективного открытия, управляя его проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА ЗАДАНИЕ Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока. Плюсы и минусы традиционного урока

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА ЗАДАНИЕ

  • Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
  • Плюсы и минусы традиционного урока
Что же для нас современный урок это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность  Что главное в уроке? Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.

Что же для нас современный урок

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность

Что главное в уроке?

Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.

Рефлексия Для меня важно и интересно ……………………. Я получил(а) конкретные рекомендации …….. Мне было трудно (не понравилось) …………… Моя оценка психологической атмосферы ..... Для меня было недостаточно …………………….

Рефлексия

  • Для меня важно и интересно …………………….
  • Я получил(а) конкретные рекомендации ……..
  • Мне было трудно (не понравилось) ……………
  • Моя оценка психологической атмосферы .....
  • Для меня было недостаточно …………………….
Приложение 10. ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА Приложение 11. СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА Приложение 12. Игра «Ассоциация» Приложение 13. Типы уроков физической культуры
  • Приложение 10. ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
  • Приложение 11. СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА
  • Приложение 12. Игра «Ассоциация»
  • Приложение 13. Типы уроков физической культуры
Любой урок начинается на предыдущих уроках и завершается на последующих.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  УСПЕШНЫХ УРОКОВ!

Любой урок начинается на предыдущих уроках

и завершается на последующих.

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

УСПЕШНЫХ

УРОКОВ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!