Четвертый год жизни (2 младшая группа) | Мобили - подвесы Цель: Развития пространственных ориентировок (высоко, ниже, вверху и другие) Мозаика (пластиковая, магнитная, крупная, гвоздиковая), пазлы из 5—15 частей, наборы кубиков из 4—12 штук Две-три матрешки. Пирамидки из 3 – 4 колец одинакового и разного размера. Предмета одежды разного размера и назначения. Цель: Освоению приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, свойствам. Мягкие конструкторы Игрушки и предметы, отражающие богатство и многообразие свойств, Пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Цель: Накапливание опыта сравнения величин, форм, цветов. Развития мелкой моторики Логические блоки Дьенеша Цветные счетные палочки Кюизенера. Цель: группировка абстрактных фигур, сортировка по заданному признаку, упорядочивание 3—4-х элементов по наиболее ярко представленному свойству. | Лото «Парные картинки» «Сложи узор» «Сложи квадрат» «Уголки» Игра «Чудесный мешочек». Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1 – 2 признакам (например, большую корзинку – большие мячи; в красную коробку – красные кубики). Игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету (выложи дорожку к домику кругом, квадратом, затем снова кругом). Нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы. Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши). Геометрическая мозайка. Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, Подбери ключ к замку). Игры с алгоритмами – заданной последовательностью действий. |
Пятый год жизни (средняя группа) | «Сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. (музыкальные инструменты и шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов можно узнать по запаху.) Различные наборы предметов (абстрактные: геометрические фигуры; «жизненные»: шишки, ракушки, игрушки и т. п.). Цель: позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. Освоение счета и измерения требует использования различных мер: полосок картона разной длины, тесемок, шнуров, стаканчиков, коробок и т. п. Различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий. Для активизации детской деятельности с подобными материалами можно использовать листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты) Знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Наглядность в виде моделей: частей суток (в начале года — линейная; в середине — круговая), простых планов пространства кукольной комнаты. Основным требованием является предметно-схематическая форма данных моделей. | игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12—24 частей); сериацию по разным свойствам; игры на освоение счета. разнообразные игры с блоками на выделение свойств («Клады», «Домино»), группировку по заданным свойствам (игры с одним и двумя обручами). сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, разновесами, ростомером. |
Старший дошкольный возраст | Вариативность средств измерения (часов разных видов, календарей, линеек и т. п.) Наборы материалов для классификации, сериации, взвешивания, измерения, трафареты, линейки. Материалы, вещества должны присутствовать в достаточном количестве; быть эстетично представлены (храниться по возможности в одинаковых прозрачных коробках, емкостях в постоянном месте); позволять экспериментировать с ними (измерять, взвешивать, пересыпать и т. п.). Необходимо предусматривать представление контрастных проявлений свойств (большие и маленькие, тяжелые и легкие камни; высокие и низкие сосуды для воды). Материалы для детского экспериментирования Художественная, справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, рабочие тетради. Тетради на печатной основе. | Дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий на следование и чередование и др. «Так бывает?», «Найди ошибки художника»; Игры с логическими блоками Дьенеша: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия». Разные варианты игр на воссоздание («Танграм», «Монгольская игра», «Листик», «Пентамино», «Колумбово яйцо» и др.). Дидактические пособия и игры: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка города», «Маленький дизайнер», «Цифра-домино», «Прозрачная цифра» и др. Игры «Петнамино», «Забавные мячи». Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»). Игры с цифрами, монетами. Веревочные головоломки, Игры на передвижение, Игры-головоломки с палочками (спичками). Игры с правилами — шашки, шахматы, нарды и т. п. |