СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель взаимодействия ДОО с семьей по вопросам разностороннего развития детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы. Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в РФ в современных условиях развития общества является наиболее актуальной. Одна из главных проблем дошкольного образования в России, является организация взаимодействия детского сада с семьей для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и развития личности дошкольника. 

В последнее время появились новые подходы, которые требуют целенаправленной и систематической работы к организации взаимодействия ДОО и семьи. Необходимость педагогического просвещения родителей вначале с сотрудниками детского сада, а вслед затем и тщательно продуманной, осторожной работы педагогов с родителями, направленной на повышение их компетентности в вопросах всестороннего развития ребенка.

В связи с этим, проблема разработки эффективной модели взаимодействия дошкольной организации с семьями на сегодня является одной из наиболее значимых.

Просмотр содержимого документа
«Модель взаимодействия ДОО с семьей по вопросам разностороннего развития детей дошкольного возраста»

В современных условиях взаимодействия дошкольной организации и родительского сообщества возникает большая необходимость в развитии психолого-педагогической компетентности родителей. Проблема взаимодействия дошкольной организации и семьи очень актуальна в наши дни. Из этого следует, что взаимодействие дошкольной организации и семьи нужно начинать с хорошего изучения системы и форм взаимодействия. При этом требуется оптимизировать образовательно-воспитательный процесс детей дошкольного возраста и психолого-педагогическую компетентность родителей.

Значительный опыт накоплен дошкольными учреждениями в вопросе взаимодействия с семьей дошкольников, потому как и педагогические работники понимают, что только при тесном сотрудничестве родителей и дошкольного образовательного учреждения будет совершаться педагогическое воздействие на дошкольника. В сотрудничестве с родителями усовершенствуется нравственное, художественно-эстетическое, умственное, трудовое и физическое воспитание дошкольника.

Педагогические работники детского сада на постоянной основе усовершенствуют формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников. Педагоги ставят своей целью достичь органичного сочетания педагогических воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечить всестороннее развитие личности дошкольника.

На сегодня в дошкольной педагогике начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, основанные на взаимосвязи двух систем детского сада и семьи.

Ведущее предназначение разработанной модели взаимодействия ДОО с семьями состоит в том, что она направленна повышение компетентности родителей по вопросам всестороннего развития детей. В данной модели присутствует наилучшее соотношение как классических, так и нетрадиционных форм работы и содержания, соответствующее проблеме. Модель учитывает наиболее тесный контакт и заинтересованность всех участников педагогической деятельности: руководителей, специалистов, воспитателей, родителей и дошкольников.

Модель состоит их трех этапов: «информационно-аналитического», «практического» и «контрольно-оценочного».

1 этап – «Информационно-аналитический». Он располагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их проблем и запросов.

2 этап – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что дает возможность, взрослых вступить с ребенком в эффективное общение. Внедрение как классических, так и инновационных форм взаимодействия с родителями. Результатом этого этапа становится повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

3этап – «Контрольно-оценочный» который проводится специалистами дошкольного образовательного учреждения и анализируется эффективностью (количественный и качественный) мероприятий.

Ведущими формами работы первого этапа – «информационно-аналитического» являются наблюдение, опрос, беседы, тестирование, анкетирование. Такие формы работы могут помочь педагогу наладить контакт с родителями и установить добрые и доверительные отношения с ними. Педагог дает возможность понять родителям, что они не одиноки со своими трудностями, всякий раз готов помочь им:

1. Тест для родителей «Я и мой ребенок» может помочь выявить заинтересованнось родителей в разностороннем воспитании своих детей.

2. Тестирование с помощью рисунков «Вечер в моей семье» позволяет выявить взаимоотношение в семье воспитанников.

Второй этап «практический» ориентирован на апробацию действенных инновационных форм взаимодействия педагог дошкольной организации с семьями по вопросам всестороннего развития детей. Для решения этой задачи выбираются определенные формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, праздники, издание семейных газет, журналов, консультации, мастер-классы, защита семейных проектов, тренинги, семейные конференции, родительский клуб.

Наиболее эффективными формами взаимодействия стали:

  1. Родительский клуб «За руку с семьей»

2. Совместный выпуск стенгазет «7-я (вот мы какие!)» - о семейных увлечениях. Дети узнали о семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей и семейных увлечениях. При создании стенгазеты воспитанники были привлечены в творческо-поисковую деятельность. Это способствовало активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

3. Проектная работа родителей и детей: «Родословная и генеалогическое дерево». Цель творческого проекта: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй. Воспитанники познакомились с историей создания и развития каждой семьи. Родители рассказали о необходимости знания своей родословной, что способствовало установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

4. Театрализованный праздник «Мир семейный». На празднике дети узнали, что «мир семьи» - это: родной дом, уют, тепло; взаимопонимание, любовь, уважение; праздники, традиции. Дети совместно с родителями готовили народные костюмы, читали сказки, разучивали народные песни и игры, знакомились со старинными традициями и обрядами. Это позволило создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов, эмоциональной поддержки между педагогами, детьми и родителями.

5. Родительская конференция «Секреты семейного воспитания». Основной задачей данной конференции стало педагогическое просвещение родителей и обмен опытом семейного воспитания. В данной конференции используются три рубрики: «Говорят дети», «Говорят родители», «Говорят специалисты». Во время конференции предлагаются различные видеосюжеты, с проблемными семейными ситуациями, которые совместно решают все участники образовательных отношений. В целях расширения форм взаимодействия, нами была организована родительская почта: «вы спрашивали - мы отвечаем». Итогом работы конференции стало оказание практической помощи родителям; обозначение актуальных проблем современной семьи и поиск их решения. Совместное обсуждение проблемных ситуаций способствовало повышению психолого-педагогической компетенции родителей.

6. Тренинг «Давайте все вместе». Целью такого тренинга стало формирование умения понимать состояния и интересы семьи с последующим установлением и развитием отношений партнерства и сотрудничества родителей и детей. В тренинге использовано 9 упражнений, которые направленны на сближение, снятие эмоционального напряжения и сформированности умения взаимодействия друг с другом. Все эти упражнения выполняются совместно «Ребенок и родитель».

Этот этап способствует: умению правильно проанализировать свое поведение в отношении детей и всегда контролировать свои эмоции в общении с членами семьи; формирование навыков совместной деятельности формированию интереса родителей к педагогической культуре и взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением в процессе воспитания дошкольника, развитию навыков семейного воспитания и общения, как способа гармонизации внутрисемейных отношений, через совместную деятельность; повышение психолого-педагогической грамотности родителей; становление умения бесконфликтного общения в семье.

«Контрольно-оценочный» этап направлен на выявление результатов взаимодействия с родителями на «практическом» этапе. Для определения взаимодействия педагогов дошкольной организации с семьями по развитию психолого-педагогической компетентности родителей эффективность модели, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и иные способы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активных родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отложенного результата.

Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность коллектива МБДОУ, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.


Результаты реализации модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников


По итогам осуществления взаимодействия детского сада и семьи воспитанников показали, что отношения образовательной организации с семьей фиксируются на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада для всех (сотрудничество ДОО с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.) и внутри (увлечение родителей в воспитательный процесс детского сада).

Использование комплекса классических и нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников, способствует достижению основной цели всевозможных форм и видов сотрудничества ДОО с семьей. А точнее, установление доверительных взаимоотношений между специалистами, детьми и родителями, администрацией и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими трудностями и совместно их отрегулировать.

Использование модели взаимодействия педагогов дошкольной организации с семьями, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольнооценочного этапов, позволяют более эффективно использовать в комплексе классические и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьей. Реализовав работу в данной области, было отмечено, что произошли качественные перемены во взаимодействии семьи и преподавателей. Родители ощутили увеличение педагогических познаний потребность в обмене опытом воспитания и обучения. Интерес к проблемам детей значительно возрос в процессе работы. Родители приобрели опыт, рассматривали и закрепляли свою деятельность с различных точек зрения. В работе, целенаправленной на формирование психолого-педагогической компетентности, не удалось вовлечь только 2% родителей. У этих родителей была выражена склонность к привычным для них установленным стандартам, низкий уровень самостоятельности в принятии решений и ответственности за эти решения. Стиль деятельности не позволяло им принять внутреннее сопротивление. Непосредственная форма общения, рассмотрение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей, использование методов их активизации способствовали формированию активной родительской позиции.

Анализ проведенной работы показал:

1. У родителей появилась потребность к повышению знаний в области воспитания детей.

2. Увеличилось количество родительских обращений за индивидуальной консультацией к специалистам и педагогам.

3. Возрос интерес к совместным мероприятиям, проводимым детским садом и группой. Все это является подтверждением того, что залог успешной работы с детьми заложен во взаимодействии педагога и родителей, а также самих детей.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!