«Модель здоровьесберегающей школы (из опыта работы)»
Педагогический коллектив «МБУ Школа № 90» работает над созданием и развитием здоровьесберегающей среды в образовательном процессе. Школа не может влиять на устранение всех видов заболеваний, но в образовательном учреждении есть уникальная возможность организации профилактической работы по сокращению заболеваний, в том числе опорно-двигательного аппарата.
В школе реализуются кроме основных программ - адаптированная программа для детей с ЗПР.
В школе разработано единое расписание урочной, внеурочной и дополнительной образовательной деятельности. Материально-техническая база школы соответствует гигиеническим требованиям и нормам СанПиН.
На территории двух корпусов для обучающихся и детей с ОВЗ оборудованы физкультурно-спортивная и хозяйственная зоны, площадки для подвижных игр и отдыха.
В «МБУ Школа № 90» используется комплекс показателей состояния здоровья обучающихся: показатели острой заболеваемости, физического развития, физической подготовленности, комплексная оценка состояния здоровья, ожирения, сколиоза, нарушения осанки.
В школе на внеурочную деятельность физкультурно-оздоровительной направленности выделено 170 часов, в нее входят: плавание, аэробика, футбол, волейбол, мини-гольф, гандбол, хореография, ОФП, баскетбол, настольный теннис, подвижные игры, пионербол, динамическая пауза.
С целью сохранения здоровья учащихся, для устранения их перегрузок, снижения утомляемости, устранения жалоб на недомогания и усталость в школе проводится систематическая целенаправленная работа по следующим направлениям:
-реализация педагогической системы психолого-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, включая учащихся с ОВЗ;
-обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;
-создание активной образовательной среды с целью формирования устойчивой мотивации здорового образа жизни, интеграция вопросов здоровья и здорового образа жизни в тематику различных дисциплин, классных часов, родительских собраний.
Применяемая школой в целом здоровьесберегающая образовательная технология обеспечивает:
формирование заинтересованного отношения к своему здоровью;
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимального двигательного режима для обучающихся;
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
профилактику правонарушений.
Ежегодно составляется план работы с обучающимися на уроках с использованием следующих видов здоровьесберегающих образовательных технологий:
создания педагогом благоприятной эмоциональной обстановки в классе на уроках;
осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;
технологии педагогической поддержки;
информационно-коммуникативные технологии;
технологии уровневой дифференциации обучения.
игровые технологии.
В целях привлечения внимания к вопросу формирования в обществе положительного имиджа семьи, как ключевого фактора государственной демографической политики, усиления ответственности за сохранение и укрепление здоровья на уровне семьи в школе реализуется проект «Здоровая семья». Ежегодно в проекте участвует более 400 семей.
В школе реализуется проект «Школа – территория здоровья» для всех участников образовательного процесса, который включает в себя такие разделы как:
Здоровьесберегающая деятельность;
Профилактическая деятельность;
Здоровое питание;
Безопасность.
Все мероприятия отражены в плане школы по воспитательной работе.
В школе в рамках реализации проекта проводятся мероприятия в различных формах:
Соревнования, акции, агитбригады, мини – спектакли, фестивали, просмотры фильмов, изготовление памяток, квест-игры, квиз –игры, конкурс профессионального мастерства, мастер - классы и т.д.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций,, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Здоровый образ жизни предстаёт как специфическая форма целесообразной активности человека — деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья.