СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модели инвалидности в социальной политике. Профессиональное образование лиц с ОВЗ. Трудоустройство людей с ОВЗ.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке подробно освещен вопрос моделей инвалидности в социальной политике

Просмотр содержимого документа
«Модели инвалидности в социальной политике. Профессиональное образование лиц с ОВЗ. Трудоустройство людей с ОВЗ.»

Модели инвалидности в социальной политике Профессиональное образование лиц с ОВЗ, трудоустройство людей с ОВЗ

Модели инвалидности в социальной политике

Профессиональное образование лиц с ОВЗ, трудоустройство людей с ОВЗ

В стратегии развития РФ Государственная социальная политика в отношении инвалидов в РФ направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

В стратегии развития РФ

  • Государственная социальная политика в отношении инвалидов в РФ направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
Эти требования зафиксированы во многих государственных нормативных актах: Конституция РФ Указ президента «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы ФЗ от 24.11.1995г № 181-ФЗ «о социальной защите инвалидов в РФ»

Эти требования зафиксированы во многих государственных нормативных актах:

  • Конституция РФ
  • Указ президента «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы
  • ФЗ от 24.11.1995г № 181-ФЗ «о социальной защите инвалидов в РФ»
Закон РФ об образовании Новый Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ гл. 1 ст.1.2.п.16 утверждает: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, физическое лицо имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии и подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующий получению образования без создания специальных условий.

Закон РФ об образовании

  • Новый Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ гл. 1 ст.1.2.п.16 утверждает:
  • Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, физическое лицо имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии и подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующий получению образования без создания специальных условий.
Принципы государственной политики Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Принципы государственной политики

  • Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Принципы государственной политики  Согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 закона - федеральными государственными органами, органами власти РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:  • получения без дискриминации качественного образования, в том числе гражданами с ОВЗ и инвалидами,

Принципы государственной политики

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 закона - федеральными государственными органами, органами власти РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:

• получения без дискриминации качественного образования, в том числе гражданами с ОВЗ и инвалидами,

Принципы коррекции нарушений развития и социальной адаптации, • оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий .

Принципы

  • коррекции нарушений развития и социальной адаптации,

• оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий .

Концепция  Концепция стандарта второго поколения В ней сформулированы цели современного Российского образования:

Концепция

Концепция стандарта второго поколения

В ней сформулированы цели современного Российского образования:

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством   СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние успешность  ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством

СЕМЬЯ

ОБЩЕСТВО

  • Личностная успешность
  • Социальная успешность
  • Профессиональная
  • Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние
  • Безопасность и здоровье
  • Свобода и ответственность
  • Социальная справедливость
  • Благосостояние

успешность

ГОСУДАРСТВО

  • Национальное единство
  • Безопасность
  • Развитие человеческого потенциала
  • Конкурентоспособность

В сентябре 2008 г Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006г

В сентябре 2008 г Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006г

Медицинская и социальная модели инвалидности Медицинская традиционная модель: «инвалиды всегда больны», «инвалиды не попадают под определение нормы и потому не могут работать, посещать обычные школы, не должен иметь детей,, являются иждивенцами». Если смотреть на людей с инвалидностью с точки зрения этой модели, инвалиды просто оказываются вне жизни общества.

Медицинская и социальная модели инвалидности

  • Медицинская традиционная модель: «инвалиды всегда больны», «инвалиды не попадают под определение нормы и потому не могут работать, посещать обычные школы, не должен иметь детей,, являются иждивенцами».
  • Если смотреть на людей с инвалидностью с точки зрения этой модели, инвалиды просто оказываются вне жизни общества.
Социальная модель «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в социальной среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-за отсутствия доступа в обычные школы и ВУЗЫ, из-за того, что не имеют равных возможностей при получении работы, из-за недоступного жилья, транспорта, из-за дискриминации со стороны общества». Таким образом, инвалидность- это основной вопрос, касающийся прав человека.

Социальная модель

«Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в социальной среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-за отсутствия доступа в обычные школы и ВУЗЫ, из-за того, что не имеют равных возможностей при получении работы, из-за недоступного жилья, транспорта, из-за дискриминации со стороны общества».

Таким образом, инвалидность- это основной вопрос, касающийся прав человека.

Проблемы инвалидов. Социальный фактор: Получение образования Организация досуга Малообеспеченность Социальная изоляция

Проблемы инвалидов.

  • Социальный фактор:
  • Получение образования
  • Организация досуга
  • Малообеспеченность
  • Социальная изоляция
 Барьеры   Проблемы связанные с созданием условий физического и пространственно- средового характера, а именно архитектурная недоступность образовательных организаций, (зачастую невозможность реконструкции), отсутствие возможности приобрести специальное оборудование и технические средства.

Барьеры

Проблемы связанные с созданием условий физического и пространственно- средового характера, а именно архитектурная недоступность образовательных организаций, (зачастую невозможность реконструкции), отсутствие возможности приобрести специальное оборудование и технические средства.

Психологические факторы   Психологические проблемы Нарушение психики Социальная изоляция

Психологические факторы

  • Психологические проблемы
  • Нарушение психики
  • Социальная изоляция
Образование инвалидов  Для инвалидов образование играет сегодня более важную роль, чем для «здоровых людей, так как это один из наиболее действенных социальных ресурсов, направленных на уменьшение общественной изоляции и экономической зависимости. Конвенция не определяет конкретных форм образования инвалидов и не устанавливает определенных сроков внедрения «инклюзии» в системы образования стран-участников. В России нет запрета на обучение инвалидов в общеобразовательных учреждениях. Законодательством закреплены разнообразные формы получения образования инвалидами.

Образование инвалидов

Для инвалидов образование играет сегодня более важную роль, чем для «здоровых людей, так как это один из наиболее действенных социальных ресурсов, направленных на уменьшение общественной изоляции и экономической зависимости.

Конвенция не определяет конкретных форм образования инвалидов и не устанавливает определенных сроков внедрения «инклюзии» в системы образования стран-участников. В России нет запрета на обучение инвалидов в общеобразовательных учреждениях. Законодательством закреплены разнообразные формы получения образования инвалидами.

Численность инвалидов- студентов государственных и муниципальных учреждениях среднего профессионального образования6 В 2000г -2000 студентов инвалидов приняты в учреждения профессионального и высшего образования. 2008г- 35000 2000г- выпускников 6500 2008г- 14000 выпускников.

Численность инвалидов- студентов государственных и муниципальных учреждениях среднего профессионального образования6

В 2000г -2000 студентов инвалидов приняты в учреждения профессионального и высшего образования.

2008г- 35000

2000г- выпускников 6500

2008г- 14000 выпускников.

Профессиональное образование лиц с ОВЗ  Рассматривается как средство социально-трудовой реабилитации, способствующее рациональному трудоустройству, достижению экономической независимости самостоятельности.

Профессиональное образование лиц с ОВЗ

Рассматривается как средство социально-трудовой реабилитации, способствующее рациональному трудоустройству, достижению экономической независимости самостоятельности.

Фомы обучения лиц с ОВЗ -очная Очно-заочная (вечерняя) Заочная Сочетание указанных форм Форма экстерната Дистанционная форма обучения

Фомы обучения лиц с ОВЗ

  • -очная
  • Очно-заочная (вечерняя)
  • Заочная
  • Сочетание указанных форм
  • Форма экстерната
  • Дистанционная форма обучения
Профессиональное образование Должно обеспечить гражданину получение профессии в соответствии с квалификацией (п. ст.4 Закона об образовании) Образовательные программы могут быть реализованы в учреждениях профессионального образования, в том числе специальных (коррекционных) для обучающихся с отклонениями в развитии (ст.20 закона об образовании)

Профессиональное образование

Должно обеспечить гражданину получение профессии в соответствии с квалификацией (п. ст.4 Закона об образовании)

Образовательные программы могут быть реализованы в учреждениях профессионального образования, в том числе специальных (коррекционных) для обучающихся с отклонениями в развитии (ст.20 закона об образовании)

Проблемы молодого инвалида  1. в ограничении мобильности; 2. Недостатке контактов со сверстниками и взрослыми; 3. В ограниченности в общении с природой 4. Доступа к культурным ценностям

Проблемы молодого инвалида

1. в ограничении мобильности;

2. Недостатке контактов со сверстниками и взрослыми;

3. В ограниченности в общении с природой

4. Доступа к культурным ценностям

Создание условий для получения инвалидами и лицами с ОВЗ профессионального образования. В соответствии со статьей 16 закона РФ «об образовании» Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовке; Право выбора формы проведения государственной (итоговой) аттестации и поступления в учреждения профессионального образования; Создание специальных условий при сдаче экзаменов; Государство обеспечивает инвалидам получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

Создание условий для получения инвалидами и лицами с ОВЗ профессионального образования.

В соответствии со статьей 16 закона РФ «об образовании»

  • Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовке;
  • Право выбора формы проведения государственной (итоговой) аттестации и поступления в учреждения профессионального образования;
  • Создание специальных условий при сдаче экзаменов;
  • Государство обеспечивает инвалидам получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
 - льготы для инвалидов в области получения профессионального образования; Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные образовательные учреждения различных типов и видов. Обучение и профессиональное образование инвалидов строится на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

- льготы для инвалидов в области получения профессионального образования;

  • Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные образовательные учреждения различных типов и видов.
  • Обучение и профессиональное образование инвалидов строится на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
Обеспечение специальными пособиями и литературой на льготных условиях; Приоритетные направления деятельности по созданию условий для получения инвалидами профессионального образования; Совершенствование законодательства; Создание системы мониторинга; -сохранение безбарьерной среды; Создание условий для получения профессионального образования в образовательных учреждениях (территориальная расположенность, дистанционные технологии)
  • Обеспечение специальными пособиями и литературой на льготных условиях;
  • Приоритетные направления деятельности по созданию условий для получения инвалидами профессионального образования;
  • Совершенствование законодательства;
  • Создание системы мониторинга;
  • -сохранение безбарьерной среды;
  • Создание условий для получения профессионального образования в образовательных учреждениях (территориальная расположенность, дистанционные технологии)
Виды учебных заведений начального и профессионального образования. Лицей Техникум колледж

Виды учебных заведений начального и профессионального образования.

  • Лицей
  • Техникум
  • колледж
Ростовская область На территории Ростовской области 97 профессиональных образовательных организаций, подведомственных минобразованию Ростовской области, ведут обучение по программам среднего профессионального образования. В ряде учреждений с 2019 года введена подготовка граждан по основным программам профессионального обучения – программам подготовки по профессиям рабочих, должностных служащих для лиц с ОВЗ, не имеющих основного общего, среднего общего образования. Данная категория лиц обучается по профессиям:

Ростовская область

На территории Ростовской области 97 профессиональных образовательных организаций, подведомственных минобразованию Ростовской области, ведут обучение по программам среднего профессионального образования.

В ряде учреждений с 2019 года введена подготовка граждан по основным программам профессионального обучения – программам подготовки по профессиям рабочих, должностных служащих для лиц с ОВЗ, не имеющих основного общего, среднего общего образования. Данная категория лиц обучается по профессиям:

- штукатур,  - Каменщик,  - цветовод,  - швея,  -овощевод защищенного грунта,  - кухонный рабочий,  - плотник,  сборщик обуви,  - маляр,  -оператор технологического оборудования в сооружениях защищенного грунта.

- штукатур, - Каменщик, - цветовод, - швея, -овощевод защищенного грунта, - кухонный рабочий, - плотник, сборщик обуви, - маляр, -оператор технологического оборудования в сооружениях защищенного грунта.

Профессиональные учреждения  Ростовской области ГБПО УРО «Шахтинское профессиональное училище № 36»- штукатур. ГБПУ РО «Орловское многопрофильное профессиональное училище № 98»- каменщик. ГБПО УРО «Новошахтинский технологический техникум»- швея. ГБПОУ РО «Ростовское – на- Дону строительное профессиональное училище №20» – цветовод.

Профессиональные учреждения Ростовской области

  • ГБПО УРО «Шахтинское профессиональное училище № 36»- штукатур.
  • ГБПУ РО «Орловское многопрофильное профессиональное училище № 98»- каменщик.
  • ГБПО УРО «Новошахтинский технологический техникум»- швея.
  • ГБПОУ РО «Ростовское – на- Дону строительное профессиональное училище №20» – цветовод.
Трудоустройство людей с ОВЗ Переход от медицинской к социальной модели инвалидности повышает важность занятости инвалидов. Трудовая занятость рассматривается как один из основных путей к интеграции и участию в жизни сообщества, так как инвалидам предоставляется статус, финансовые ресурсы для независимой самостоятельной жизни, повышается самооценка и уровень удовлетворенности, а также происходит множество социальных контактов.

Трудоустройство людей с ОВЗ

Переход от медицинской к социальной модели инвалидности повышает важность занятости инвалидов. Трудовая занятость рассматривается как один из основных путей к интеграции и участию в жизни сообщества, так как инвалидам предоставляется статус, финансовые ресурсы для независимой самостоятельной жизни, повышается самооценка и уровень удовлетворенности, а также происходит множество социальных контактов.

Результаты анализа проблем при трудоустройстве лиц с ОВЗ Конкурентоспособность инвалидов на рынке труда зачастую ниже в сравнении с другими категориями граждан. Трудоустройство граждан с ОВЗ затруднено в связи с тем, что заявленные работодателями вакансии не предполагают наличие специально созданных, с учетом патологии инвалидов, рабочих мест. Недостаточное количество вакансий для инвалидов, или предложенные вакансии не соответствуют профилю профессиональной подготовки выпускника.

Результаты анализа проблем при трудоустройстве лиц с ОВЗ

  • Конкурентоспособность инвалидов на рынке труда зачастую ниже в сравнении с другими категориями граждан.
  • Трудоустройство граждан с ОВЗ затруднено в связи с тем, что заявленные работодателями вакансии не предполагают наличие специально созданных, с учетом патологии инвалидов, рабочих мест.
  • Недостаточное количество вакансий для инвалидов, или предложенные вакансии не соответствуют профилю профессиональной подготовки выпускника.
Много вакансий не может быть использованы для их трудоустройства: отсутствие специально созданных условий труда, количество предприятий использующих труд инвалидов ограничено, кроме того эти предприятия расположены иногда в недоступной территориальной местности, транспортные проблемы. Отсутствие вакансий для надомного и дистанционного труда. Не желание работодателей принимать на работу инвалидов. Боязнь инвалидов потерять свою пенсию в связи с трудоустройством.

Много вакансий не может быть использованы для их трудоустройства: отсутствие специально созданных условий труда, количество предприятий использующих труд инвалидов ограничено, кроме того эти предприятия расположены иногда в недоступной территориальной местности, транспортные проблемы. Отсутствие вакансий для надомного и дистанционного труда.

Не желание работодателей принимать на работу инвалидов.

Боязнь инвалидов потерять свою пенсию в связи с трудоустройством.

Приоритетные направления профессиональной работы и трудоустройства лиц с ОВ Профессиональное образование по востребованным на рынке труда специальностям. Рациональное трудоустройство в соответствии с профессиональным образованием Разработка вариативных моделей профессионального образования лиц с ОВЗ на основе учета их особенностей, и разумного сочетания подходов к обучению. Разработка программ взаимодействия с социальными партнерами в целях повышения качества и улучшения материально-технического оснащения процесса обучения лиц с ОВЗ

Приоритетные направления профессиональной работы и трудоустройства лиц с ОВ

  • Профессиональное образование по востребованным на рынке труда специальностям.
  • Рациональное трудоустройство в соответствии с профессиональным образованием
  • Разработка вариативных моделей профессионального образования лиц с ОВЗ на основе учета их особенностей, и разумного сочетания подходов к обучению.
  • Разработка программ взаимодействия с социальными партнерами в целях повышения качества и улучшения материально-технического оснащения процесса обучения лиц с ОВЗ
Занятость инвалидов   Реализация права на труд инвалидов осуществлялась в РФ в соответствии с ФЗ «о социальной защите инвалидов», который утвердил порядок квотирования рабочих мест для инвалидов организациями, где численность работников составляет более 30 человек.

Занятость инвалидов

  • Реализация права на труд инвалидов осуществлялась в РФ в соответствии с ФЗ «о социальной защите инвалидов», который утвердил порядок квотирования рабочих мест для инвалидов организациями, где численность работников составляет более 30 человек.
Первоочередные меры Первоочередной мерой по обеспечению занятости инвалидов должно стать совершенствование действующей статистики, так как на сегодня не ведется регулярного статистического учета наблюдения ни за количеством инвалидов, работающих на открытых и закрытых рынках труда, ни за потребностями инвалидов в рабочих местах в различных регионах страны.

Первоочередные меры

Первоочередной мерой по обеспечению занятости инвалидов должно стать совершенствование действующей статистики, так как на сегодня не ведется регулярного статистического учета наблюдения ни за количеством инвалидов, работающих на открытых и закрытых рынках труда, ни за потребностями инвалидов в рабочих местах в различных регионах страны.

Первоочередное значение для реализации инвалидами своих конституционных прав на образование и труд в России имеет формирование беспрепятственного доступа к объектам социальной и иных инфракструктур.

Первоочередное значение для реализации инвалидами своих конституционных прав на образование и труд в России имеет формирование беспрепятственного доступа к объектам социальной и иных инфракструктур.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!