СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для воспитателей «Моделирование речевой развивающей предметно-пространственной среды групп в условиях ГОС ДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для воспитателей «Моделирование речевой развивающей предметно-пространственной среды групп в условиях ГОС ДО»»

Консультация для воспитателей

«Моделирование речевой развивающей предметно-пространственной среды групп в условиях ГОС ДО»

Подготовила: старший воспитатель Дегтярёва Ю.В.

Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния человека, поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей правильным способам коммуникативного общения.

Одним из главных психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников, является организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи, развитие фонетико-фонематической стороны речи и ее моторных компонентов.

Что же такое речевая развивающая среда? Это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи и коммуникативного общения каждого ребенка.

Целью построения речевой развивающей среды является насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи и коммуникативного общения ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды можно выделить следующие:

  1. Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

  2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

  3. Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

  4. Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

  5. Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

  6. Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

  • изучение состояния устной речи детей;

  • участие родителей в речевом воспитании детей.    


Речевая развивающая среда в ДОУ строится в 2 направлениях: предметно-развивающая среда и коммуникативно-речевая деятельность


Предметно-речевая среда включает в себя три направления:

Специальные объекты (центры природы, мини-лаборатории, кабинет педагога-психолога, центры речевой деятельности, центр театрализации).

Для дошкольника ведущим видом деятельности является игра, поэтому игры и игровое оборудование включает в себя все пространство групповой комнаты: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сюжетные игрушки, маркеры игрового пространства, макеты.

Дидактические игры и пособия, их предназначение в обучении, упражнении и закреплении речевого развития детей. В группах они могут использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей; включают в себя: демонстрационный материал (картины, иллюстрации), а также игры на различные тематики, обеспечивающие более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

Второе направление коммуникативно-речевая деятельность. Она включает в себя три коммуникативные системы взаимодействия:

Первая: ребенок-ребенок. В детском саду ребенок в течение дня находится в коллективе сверстников, поэтому неизбежно общение между ними, Общение осуществляется практически во всех видах детской деятельности на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности (организация подвижных и сюжетно-ролевых игр: умение договориться о игровых правилах, способах взаимодействия, разрешение конфликтных ситуаций) в режимных моментах (помощь друг другу в уборке игрушек, наведении порядка в группе, сборе на прогулку, а также дежурство, где важно умение распределить обязанности)

Вторая система ребенок-родитель. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Родители проводят с ребенком меньше времени, чем он находится в детском саду. Но общение со взрослым родным человеком мамой, папой оказывает положительное влияние на развитие речевого и коммуникативного общения. Именно в семье ребенок видит отношения между близкими людьми, способы общения, взаимоотношения между членами семьи. Родители способствуют ознакомлению детей с окружающим миром (совместные поездки, чтение художественной литературы, беседы, игры)

Третья система-ребенок-педагог. Педагог играет главенствующую роль в речевом и коммуникативном развитии ребенка, т. к. в детском саду ребенок проводит большую часть времени. Речевое и коммуникативное развитие осуществляется во всех видах деятельности. При проведении непосредственно-образовательной деятельности, во время проведения экскурсий, наблюдений, воспитатель является образцом коммуникативного общения, умеет разрешать детские конфликты, способствует объединению детей по интересам, обращает внимание на застенчивых, малообщительных детей.

Формы работы по речевому развитию:

  • регламентированная деятельность.

  • организованная образовательная деятельность, где у детей формируем навыки речевого общения, знакомим с языковыми единицами, художественной литературой, упражняем в умении устанавливать контакты с окружающими людьми, сверстниками.

  • совместная деятельность взрослого и ребенка.

Носит как индивидуальный, так и подгрупповой способ общения. Выражается в сотрудничестве педагога и ребенка в каком-либо виде деятельности: игровой, театрализованной, конструктивной.

Самостоятельная деятельность ребенка.

Включает в себя действия игровые или практические, которые ребенок осуществляет самостоятельно без помощи взрослого, она может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Примером коммуникативной деятельности может служить организация сюжетно-ролевой игры, где дети самостоятельно берут и распределяют роли, договариваются о способах действия.

Вывод: речевая развивающая среда включает в себя:

  • грамотную речь педагога;

  • методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

  • методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

  • представления детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением).

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!