СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов.»

Выполнил: Заместитель директора по УВР МБУ ДО ДЮСШ

пос. Светлый, Оренбургской области Ардынцов Александр Анатольевич.

Проект №4. Моделирование структуры системы школьного самоуправления образовательной организации и описание основных её компонентов.

Модели и формы органов ученического самоуправления



При составлении авторских моделей организации ученического самоуправления желательно использовать следующие

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Раздел I. Требования к качеству разработки модели

Это система показателей, которые позволяют оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования.

Научная обоснованность:

- наличие четкой цели создания и функционирования модели;

- раскрытие цели через конкретные задачи, поставленные перед данной моделью;

- педагогически обоснованное соотношение административной и игровой деятельности в модели самоуправления; 

- опора на имеющийся опыт, как собственный, так и других образовательных учреждений подобного типа;

- учет современных педагогических достижений и передового опыта.













Четкость структуры:

- наличие с учетом поставленной цели элементов модели, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования; 

- взаимосвязь элементов модели, отсутствие «лишних» звеньев;

- выделение уровней самоуправления (личность, первичный коллектив, ученический коллектив, образовательное учреждение) и описание возможностей на каждом из них для всех участников образовательного процесса;

- взаимодействие с педагогическим и родительским самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; простота и доступность описания модели для понимания участниками образовательного процесса.



Качество нормативно-регламентирующей базы:

- наличие соответствующих положений в уставе общеобразовательного учреждения;

- наличие дополнительных локальных актов, регулирующих самоуправление.



Технологичность модели:

- разнообразие форм деятельности органов ученического самоуправления;

- воспроизводимость модели в условиях данного общеобразовательного учреждения;

- предсказуемость результатов ее функционирования;

- возможность измерить результаты функционирования модели.

Наличие педагогически целесообразной социально полезной деятельности:

- наличие системообразующей деятельности;

- разнообразие деятельности органов самоуправления;

- соответствие содержания деятельности цели и задачам данной модели самоуправления.





Обеспечение функционирования модели:

- наличие методических разработок и материалов для педагогов, координирующих самоуправление;

- наличие методических разработок и материалов для школьного актива;

- наличие подготовленных педагогов (организаторов и вожатых) и системы их подготовки;

- наличие подготовленного актива школьников и системы его постоянного обучения;

- наличие необходимой и достаточной для эффективного функционирования модели материально-технической базы.



Учет условий данного образовательного учреждения:

-учет традиций образовательного учреждения, сложившегося морально-психологического климата в коллективе;

- учет особенностей контингента обучающихся;

- учет типа общеобразовательного учреждения; 

- учет воспитательного потенциала педагогического коллектива; 

- учет воспитательного потенциала родительской общественности;

- учет социальной ситуации, сложившейся в настоящее время вокруг образовательного учреждения.



Положительное отношение к данной модели:

- отношение учащихся разных возрастов (младшие школьники, подростки, старшеклассники); 

- отношение педагогов различного профиля, отношение родителей различных категорий;

- отношение органов управления образованием разного уровня; 

- отношение общественности микрорайона, различных государственных и общественных организаций и структур.



Творческий вклад авторского коллектива:

- особые отличия предложенной модели от подобных моделей ученического самоуправления;

- уникальные признаки, отличающие данную модель от других моделей ученического самоуправления.













































































































Раздел II. Структура модели

Это система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность в статическом состоянии.

Блок целеполагания:

Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.









Позиционный блок:

Общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.



Нормативный блок:

Дает перечень и краткую характеристику основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетенция и ответственность. Как правило, это устав общеобразовательного учреждения с указанием конкретных положений, регулирующих взаимоотношения администрации и органов самоуправления, Положение о самоуправлении (педагогическом, ученическом, родительском) и т.д.



Технологический блок:

Раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности, а также основные методы организации самоуправленческой деятельности на разных уровнях субъектных отношений. Например, заседание ученического совета школы, выборы и референдум по важнейшим вопросам жизни школы и т.д.

Содержательный блок:

Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.



Организационный блок:

Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.























































Раздел III. Характеристика функциональных взаимосвязей

Это описание внутренних связей между всеми основными структурными блоками представленной модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.

Соответствие содержания деятельности и технологий, которые используются в процессе этой деятельности.



Соответствие нормативной базе

Соответствие содержания целям и задачам





Раздел IV. Условия эффективного функционирования модели

Это описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью:



Качество самой модели,

ее соответствие внутренним потребностям коллектива

Стиль педагогического управления









Учет внешних условий

Постоянное обучение и самообучение актива

Учет перспектив развития



Совершенствование нормативной базы





Раздел V. Оценка эффективности функционирования модели

Это система показателей, которые позволяют судить о степени достижений поставленной цели:

Степень достижения поставленной цели

Накопление детьми социального опыта



Взаимодействие с внутренними процессами и социумом

Характер внутренних процессов

Характер изменений отношения к данной модели







Раздел VI. Перспективы развития модели

Это описание возможных вариантов развития модели с точки зрения достижения поставленных целей и задач.



Эффективное функционирование модели

Регресс модели

Прогресс модели





В случае моделирования школьного ученического самоуправления важно и моделирование структуры рассматриваемого объекта, и моделирование его действия. В то же время, учитывая, что многие события жизни носят случайный характер, также будет уместно строить модель на основе установления вероятностных событий.

Наглядно представить соотношение видов деятельности позволяет дополнительный прием — графическое описание — визуальное изображение модели, позволяющее представить соотношение двух основных видов деятельности, связанных с организацией самоуправления в образовательном учреждении: а) административная деятельность, с помощью которой администрация образовательного учреждения организует самоуправление (педагогического, ученического, родительского коллективов); б) игровая деятельность, позволяющая включить в самоуправление максимальное число учащихся, учитывая их собственные интересы, и получать максимально возможный воспитательный потенциал от самого процесса самоуправления.

Разрабатывая инновационную модель ученического самоуправления, следует учитывать следующие ее характеристики:

  1. Модель всегда индивидуальна.

Индивидуальна

Исходной позицией создания модели ученического самоуправления должно быть ясное понимание того, что регион или отдельная организация не может вступить на путь инновационного развития по чужой модели.




2. Модель — это объект, которого нет в действительности.

Нет в действительности

Проектная деятельность предполагает бросок вперед, и к тому же существующая модель при переносе в новые условия обязательно будет претерпевать изменения









3. Модель носит прогностичный характер.

Прогноз

Прогнозируют состояние школьного ученического самоуправления, его кадровое и научное обеспечение, контингент учащихся, используемые и требующиеся программы, педагогические технологии на перспективу (в теории), то есть создают объект, которого нет в действительности.









4. Модели носят объяснительный характер.

Объясняет

- Модель объясняет, как изменится структура управленческой, организационной, педагогической деятельности с работой ученического самоуправления.

- Объясняет специфику этой деятельности с учетом местных особенностей.

- Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятельности, осуществляемой в коллективе, и соотнесение этой деятельности с целевыми установками отдельной личности.

















5. Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования.

Средство соорганизации

Проектирование — акт социального действия. Оно немыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать.







6. Модель является инструментом для конструирования будущего.

Возможность конструирования будущего

Модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного — связи между процессом ученического самоуправления и организацией учебного заведения.







Существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:

Административная модель.

Административная модель (условное название "Школьный совет") - это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.



Председатель

Совет младших классов

Совет старших классов

Совет средних классов

Конференция















Сильные стороны:



Слабые стороны:


1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории РФ;

2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.


1. Исключение потенциала воспитательных программ (в т.ч. и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении;

2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического;

3. Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.



Игровая модель.

Игровая модель (условное название "Ньюландия") - самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов РФ, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.



Мастера своего дела

(исполнительный орган)

Собрание Мирян

Мир Надежда



5-8 кл.

Оракул

Мир Юность



9-11 кл.

Солнечный Мир



1-4 кл.

Ареопаг

(законосовещательный орган)























Сильные стороны:

Слабые стороны:

1.Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии;

2.Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.


1. Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением;

2. Излишнее увлечение игровой стороной процесса;

3. Возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.



Совмещенная административно-игровая модель

Совмещенная административно-игровая модель (условное название "Демократическая республика") - это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).



Министерства

Дума

Мэрия

Малые города

Средние города

Старшие города

Президент

















Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения. Однако изучение массовой практики показывает, что большинство образовательных учреждений имеющих школьное самоуправления используют так называемую модель “Школьный совет”. В данной модели самоуправления основано на точном исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся, педагогический совет, собрание родителей школы - все это административные структуры, которые могут и выполнять определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений участников образовательного процесса. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества. Модели организации ученического самоуправления разнообразны и не стоит заострять внимание на одной. Обязательно следует исходить из потребностей и возможностей учебного заведения.

Механизмы построения системы ученического самоуправления

Любое дело, которое задумано, зависит от возможностей или условий его претворения. Самоуправление тоже надо взрастить и начать строить там, где есть предпосылки совместной деятельности, которую нужно организовать. Условиями для развития  ученического самоуправления, являются следующие моменты:

-администрация выражает готовность поддержать новое дело, расширить и закрепить права детей, учителей и родителей;

-педагогический коллектив поддерживает идею;

-учащиеся неоднократно выражают готовность реорганизации учебной жизни, предлагают проекты, участвуют в коллективной творческой деятельности

Также стоит учитывать определенные ТРЕБОВАНИЯ к формированию системы самоуправления учащихся:

+ Требование преемственности с учебной деятельностью, согласно которому самоуправление способствует лучшей реализации учебной и досуговой формам деятельности учащихся.

+ Требование комплексного подхода к формированию системы самоуправления, который предполагает находить такие его формы, которые наиболее успешно решают взаимосвязанные задачи воспитательной работы.

+ Требование абсолютной добровольности участия учащихся в различных формах самоуправленческой деятельности.

+ Требование разнообразия форм самоуправления, сменности его видов, обеспечивающих сферу творческого, общественно-полезного самовыражения каждого учащегося.

+ Требование реализации самоуправления в разнообразных коммуникативных пространствах: организациях, ассоциациях, клубах по интересам, творческих коллективах.

+ Требование координации деятельности различных организаций, действующих на принципах самоуправления, с целью обеспечения их творческого сотрудничества.

Немного из практики…

Итак, ученическое самоуправление необходимо и есть для него все условия.

Следует провести выборы в общешкольный ученический Совет (5-11 кл.), или как вариант можно создать 2 совета: Совет старшеклассников (8-11 кл.) и Малый Совет (5-7 кл.). Это будут исполнительные органы высшего органа ученического самоуправления - конференции или общего собрания представителей классов. На этапе становления работы по самоуправлению Совет составят кандидатуры, предложенные классами (по1-2 от класса).

Позднее можно будет организовать выборную кампанию с обсуждением кандидатур и программ (особенно по выборам Президента). Организовать голосование, освещать предвыборную гонку в СМИ.

Высшим органом ученического самоуправления может являться ученическая конференция или школьное собрание представителей классов. В положении закрепляются полномочия этого высшего органа ученической власти. Обязательно проводится собрание 1-2 раза в году. Учащиеся должны знать в лицо своих лидеров, знакомится с работой учащихся разных классов школы и структурных элементов ученического Совета.















Ученическая конференция может иметь следующие полномочия:

В обязанности ученического Совета могут входить:

- рассматривать и утверждать перспективный план, основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию потребностей учащихся;

- решать вопросы, связанные с участием учащихся в управлении образовательным учреждением; обсуждать и принимать планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом учреждения;

- формировать органы самоуправления в учебном заведении;

- вырабатывать и формулировать предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; выражать отношение учащихся к проектам учебных документов, планам и программам их осуществления;

- рассматривать и утверждать положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своем коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц;

- заслушивать отчеты и информацию, оценивать результаты деятельности органов самоуправления.

Высшим органом ученического самоуправления школы между ученическими конференциями может являться ученический совет, который созывается по мере необходимости не реже 1 раза в четверть.

- координация деятельности всех органов и объединений учащихся школы, планирование и организация внеклассной и внешкольной работы;

- организация самообслуживания учащихся, их дежурства, поддержание дисциплины и порядка в школе;

- установление шефства;

- подготовка и проведение собрания или конференции учащихся школы;

- организация выпуска своих газет, радиопередач;

- обсуждение на своих заседаниях и утверждение планов подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий, заслушивание отчетов о работе своих рабочих органов (комиссий, штабов, редакций и др.) органов самоуправления первичных коллективов и принятие по ним необходимых решений, заслушивание информации и отчетов ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания;

- решение вопросов поощрения и наказания, принятие решений об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

- принятие решений об использовании заработанных ученическим коллективом денег и т.д.




Выбранный состав Совета может делиться на комиссии, штабы или комитеты. Суть не в названии, а в содержании деятельности, которая выбирается соответственно целям воспитательной работы, специфике школы. Можно выделить несколько основных направлений деятельности органов ученического самоуправления:

Приведенный список не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам. Возможно, ученическое самоуправление в конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой - как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

Если Совет 5-11 классов, то в штаб входят представители разных классов, не менее чем 3 чел. В Совет также должен входить Президент и его заместитель, которые выбираются на первом заседании, но они не входят в штабы по направлениям работы. В ученический Совет также могут входить представители других объединений школы, Совета музея, клубов.

Заседания Совета обычно проводит председатель или его заместитель. Собирается совет не реже одного раза в месяц и по мере необходимости.





Перечень необходимой документации:

1.Положение о   Совете  ученического самоуправления учебного заведения.

2.Структура органа самоуправления (модель).

3.Возможные направления деятельности и формы работы штабов.

4.План работы Совета на текущий год.

5.Протоколы заседаний совета.

Вся документация по деятельности органа самоуправления ведется секретарем или Президентом. Хранится документация у руководителя Совета самоуправлением, по необходимости копируется для председателя.

Следующий этап действий - планирование или «мозговой штурм». Каждый штаб дает свои предложения в план работы учебного заведения. Учитываются предложения классных коллективов и других детских объединений. Всегда нужно оставлять право выбора за детьми, но не забывать учитывать традиции школы. На этапе становления самоуправления возможно выполнение плана, предложенного взрослыми, с учетом предложений детей. В дальнейшем дети сами должны осуществлять планирование своей деятельности. Предложения по планированию от органа самоуправления должны входить в общешкольный план воспитательной работы, который, если в школе есть Совет школы (учителя, ученики, родительский комитет) обсуждается и утверждается на одном из первых заседаний года. Если такого органа, как Совет школы, нет, то его необходимо создать, так как без него соуправление будет неполным.

Для развития самоуправления и его становления наиболее приемлема и эффективна методика коллективных творческих дел (КТД). Для выполнения запланированных мероприятий могут создаваться на разновозрастной основе Советы дела. Советы создаются строго под конкретную задачу для выполнения определенного проекта.

Анализ дела обязательно проводится на заседании ученического самоуправления. Анализ деятельности Совета самоуправления по направлениям - в конце года на ученической конференции или ученическом собрании. На этой конференции выступают представители штабов с отчетом о своей деятельности или президент со сводным отчетом. Оценивается деятельность Совета по итогам года. Обязательно выражаются благодарности за работу лучшим группам классам, объединениям, ученикам,   кураторам. Можно заканчивать учебный год конкурсом  «Лидер года» (учеников-организаторов, объединений), который будет тоже являться подведением итогов года.

Работа ученического Совета должна отражаться в СМИ образовательного учреждения. Возможно создание уголка «Вести Совета». Можно писать о своих успехах и трудностях в районные газеты, искать единомышленников в учебных заведениях своего района, округа.

В различных учреждениях по–разному называется орган детского самоуправления «Школьный Парламент», «Дума», «Президентский совет», «Ребячье вече», «Советы учащихся», «Советы старшеклассников». Здесь суть не в названии, а в эффективности деятельности на благо учебного заведения, микрорайона. У каждого образовательного учреждения свой путь развития, своя специфика обучения, свой социум. Также и у детского самоуправления будет свой путь развития. Нельзя слепо копировать чье-то Положение о совете старшеклассников, чью – то модель школьной республики, а надо изучать, брать и внедрять лучшее.

В трудной, но увлекательной работе с детьми, особенно со старшеклассниками, появляются свои находки, открытия, успехи. Общее, конечно, у всех органов самоуправления должно быть одно: социализация детей, которая предполагает развитие самостоятельности, принятие и реализацию управленческих решений, развитие лидерских качеств, наличие групповых целей деятельности.

Пути взаимодействия органов ученического самоуправления с администрацией учебного заведения.

Взаимоотношения органов ученического самоуправления с администрацией учебного заведения должны регулироваться Договором (Соглашением) о партнерстве.

Договор о партнерстве

Ученическое самоуправление

Администрация









Органы ученического самоуправления должны взаимодействовать с администрацией на основе принципов автономии и сотрудничества.

Представители администрации образовательного учреждения могут присутствовать на заседаниях органов ученического самоуправления, как и представители органов ученического самоуправления на совещаниях администрации.

Рекомендации органов ученического самоуправления должны рассматриваться соответствующими органами управления учебным заведением.

Решения по вопросам жизнедеятельности учащихся представителями администрации образовательного учреждения должны приниматься с учетом мнения органов ученического самоуправления.

Орган ученического самоуправления, взаимодействуя с органами управления образовательным учреждением, могут:

- проводить работу, направленную на повышение сознательности учащихся и их требовательности к уровню получаемых знаний и навыков, воспитание патриотического отношения к Отечеству, истории и лучшим традициям, чувства сопричастности к современным процессам, происходящим в городе и в ученической среде.

- вырабатывать и реализовывать совместно с Администрацией предложения по повышению качества учебного процесса, решать вопросы, персонально затрагивающие интересы учащихся, в том числе вопросы питания, здравоохранения, культуры, спорта, финансов, выделяемых на организацию деятельности органов ученического самоуправления.

При наличии нескольких форм ученического самоуправления в образовательном учреждении, статус и разграничение полномочий органов ученического самоуправления может определяться договором (соглашением).

Администрация учебного заведения вправе ставить на рассмотрение органов ученического самоуправления соответствующих уровней решение отдельных вопросов учебной жизни, если это не противоречит установленному порядку управления. Решения органов ученического самоуправления по указанным вопросам имеют рекомендательный характер.

И в заключении данного проекта выскажу мое мнение. что все модели подходят прекрасно для образовательных учреждений и практически все они действенные и работают. но, если рассматривать данные модели для дополнительного образования, и в частности ДЮСШ, то я убежден, что эти модели тут работать не будут. и на сегодняшний момент я пока такой модели не нашел.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!