Моделирование воспитательной системы детского лагеря с дневным пребыванием
Воспитательная система лагеря с дневным пребыванием – это, прежде всего, педагогическая система, включающая в себя основные элементы целенаправленного воспитания, развития и саморазвития ребенка, позволяющая приобретать новый жизненный опыт и обеспечивать жизнедеятельность временного коллектива детей и взрослых.
Воспитательная система в городском лагере с дневным пребыванием при МБОУ СОШ №4 города Первоуральск, ставила в центр внимания ребенка в социуме. Основанием для создания воспитательной системы в детском лагере выступала направленность и специфика основной деятельности (краеведческой, гражданско-патриотической, трудовой, спортивной, интеллектуальной, проектной).
Как известно, в деле воспитания каникул не бывает. Реализация этого педагогического постулата побудила педагогический коллектив, к созданию благоприятных условий для интересного и полезного отдыха детей - ярких впечатлений, находок и открытий, творческого познания нового, а вместе с тем для их активной социализации, личного роста и самосовершенствования.
Создание воспитательной системы в городском лагере с дневным пребыванием, в нашем случае, это показатель педагогического мастерства коллектива педагогов, его способности прогнозирования, научного осмысления результатов педагогической деятельности, определения оптимальных, рациональных путей, методов организации воспитательного процесса
В период летних каникул необходимым условием совершенствования процесса отдыха и оздоровления детей и подростков являлось наличие современной программы деятельности оздоровительного лагеря, укомплектованной квалифицированными профессиональными кадрами, разработанной с учетом актуальных исследований в области воспитания, развития, интересов ребят и пожеланий родителей, а так же современных тенденций, с использованием совершенствующейся материальной базы. Исходя из этого, творческой группой педагогов школы была создана программа городского лагеря с дневным пребыванием «Восхождение на Олимп».
Форма организации летнего отдыха учащихся в городском лагере являлась сюжетно-ролевая игра «Восхождение на Олимп», которая основывалась на идеях олимпийзма как философии жизни, соединяющей в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Данная форма позволила заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и помогла каждому отдыхающему реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.
Главным направлением в работе воспитателей являлась педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включалась и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.
Создание комфортной психологической среды предполагало, что в детском лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Организация творческого пространства предоставляла возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
В условиях летнего отдыха у детей не пропадало стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализовалось в других, отличных от школьного урока, формах. Дети стремились к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включались в различные виды деятельности: образовательную, оздоровительную, культурно - досуговую.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Важным направлением воспитательной работы в лагере являлась кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носила вариативный характер, то есть в период смены работали постоянные кружки.
В течение смены проводилась диагностика, которая была направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере.