СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель Алексеева. выступление на педсовете

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель Алексеева. выступление на педсовете. Модель Алексеева. выступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Модель Алексеева. выступление на педсовете»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

«Раифское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа»







ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: Модель личностно – ориентированного обучения Н. И. Алексеева (избранное)






Мастер п/о: Галиуллин А.Т.





2015 год.


Модель личностно – ориентированного обучения Н. И. Алексеева (избранное)

В модели, разработанной Н. И. Алексеевым, сущность личностно – ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога с одной стороны, а с другой с понятием «культурного акта», смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре. Педагогическая технология в контексте личностно – ориентированного обучения рассматривается этим автором, во - первых, как авторская (то есть создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностей) и во – вторых, как принципиально невариантная, поскольку предполагает собственное «доопределение» в конкретных условиях обучения. Поэтому педагог, принимающий идею личностно – ориентированного обучения, должен занять позицию его проектировщика.

Проектирование личностно – ориентированного обучения особый тип педагогической деятельности, содержание и организационное оформление которого ориентировано на учет:
а) типа психического развития учащихся;
б) личностных возможностей педагога;
в) психологически адекватного представления для учащегося специфики 
предмета.
Тип психического развития учащегося по Н. И. Алексееву детерминирован направленностью обучения – инструментальной или культурологической. В первом случае развиваются, в основном, когнитивные способности личности как инструменты познания: память , внимание, мышление и самостоятельность и активность в познании, во – вторых – развивается ценностно – эмоциональная сфера личности, ее личностные отношения к миру, деятельности, себе, его личностная позиция. Такой подход привел исследователя к различению субъектно – ориентированного и личностно – ориентированного обучения.

Смысл деятельности , иерархия оценок, развития рефлексии самостоятельности как субъективного образования (наличие личной позиции) и т. д. - являются главными ориентирами личностно – ориентированного обучения. Только в личностной педагогике проявляется «надситуативная активность» (В. А. Петровский), в субъектной же педагогике вершина творчества – «перенос» усвоенного знания в новую ситуацию, - утверждает Н. И. Алексеев.

Включение личностных качеств педагога в процессе проектирования личностно – ориентированного обучения – вторая особенность дидактической модели Н. И. Алексеева, однако технология реализации этого компонента автором в достаточной степени не раскрыты. Основное внимание сосредоточено на «препарировании» учителем учебного материала в контексте организации личностно – ориентированного обучения. Основаниями для работы с содержанием стали выделенные исследователем механизмы развития и функционирования личности (рефлексия, персонализация, стереолизация) и классификация учебных предметов по критерию способа их освоения учащимися.

Появление различных концепций личностно – ориентированного образования в отечественной и зарубежной педагогике знаменует начало этапа развития мировой педагогической мысли, особенности которого состоят в следующем:

Меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических ценностях и культурных формах взаимодействия его участников;

Изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств наделяется различными субъектными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексами саморегуляции и т. д. в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;

Подвергается ревизии отношение к ученику как объекту педагогических воздействий и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. Создание условий для развития индивидуально – личностных способностей, свойств и педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматривается как главная цель образования;

В педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Наряду с интериоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализации), важное значение придается персонализации, самоидентификации, стремлению к самоактуализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития.

Все это знаменует отход педагогики и образовательной практики от парадигмы формирования личности с заданными как личностно – ориентированного культуросообразного процесса. Теоретическая концепция личностно – ориентированного образования представлены в кратком изложении. Они же исчерпывают масштабы педагогических исследований, которые ведутся в настоящее время в данном направлении.

Личностно – ориентированный подход уже сдвинул отечественное образование с «мертвой точки» традиционных представлений о роли и месте учителя и ученика, о личностных ценностях, о новых технологиях обучения и т. д. Но это только первый шаг, который требует продолжения движения. В образовательном пространстве России уже выделились даже целые регионы – Волгоградский, Воронежский, Ростовский, образовательная деятельность которых основывается на этих идеях. Вместе с тем, они еще не нашли своего отражения в учебных пособиях. Вероятно, это связано с тем, что способы реализации данных идей вызывают не мало вопросов, ставят проблемы, на которые пока еще нет достаточно обоснованных, а тем более однозначных ответов ни у науки, ни у практики. В частности, ориентация практически всех авторов рассмотренных концепций на использование гуманизированных средств внешней организации мыслительной деятельности, предпринимая в обход самоорганизационного потенциала сознания, безусловно противоречит сущности гуманистического образования.

В своих разработках мы исходим из того, что образование может выполнять функцию преобразующего сознание фактора. Для этого оно должно стать нравственным т.е. обращенным к ценностныи основаниям, наиболее полно представленным как в положительных, так и в отрицательных ценностных ориентациях российской национальной ментальности. Именно они по нашему убеждению составляют ценностную основу, содержание педагогической этики.

При этом гуманистическое образование не могло быть навязанным. Оно могло лишь предлагать материал направленный на пробуждение свойственных только человеку гуманных переживаний – стыда, обиды, обманутости, горечи, разочарования. Пройдя путем переживаний, развитие, воспитанное духов этими переживаниями, сознание неизбежно обращается к поиску выхода, обретает новые смыслы, ставит новые цели – начинает работать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!