СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель проведения единого дня правовых знаний «Квест – игра «Я – человек! У меня есть права!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: содействие формированию правовой культуры, воспитание правосознания и законопослушания, формирование  правовой  компетенции обучающихся.

Задачи:

  • продолжить  знакомство обучающихся с Конституцией РФ, основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
  • рассмотреть и проанализировать ситуации с нарушением прав;
  • развивать коммуникативные качества;
  • воспитывать обучающихся в духе уважения к правам личности, готовности к решению конфликтных ситуаций правовыми средствами.

         Участники: 1-9 кл., родители

Просмотр содержимого документа
«Модель проведения единого дня правовых знаний «Квест – игра «Я – человек! У меня есть права!»»

Модель проведения единого дня правовых знаний

«Квест – игра «Я – человек! У меня есть права!»


Разработала Уфимцева Л.Ю.,

учитель истории и обществознания

______________2016 г.

Цель: содействие формированию правовой культуры, воспитание правосознания и законопослушания, формирование правовой компетенции обучающихся.

Задачи:

  • продолжить знакомство обучающихся с Конституцией РФ, основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

  • рассмотреть и проанализировать ситуации с нарушением прав;

  • развивать коммуникативные качества;

  • воспитывать обучающихся в духе уважения к правам личности, готовности к решению конфликтных ситуаций правовыми средствами.

Участники: 1-9 кл., родители

Оборудование:

Общее: Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор. Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word, видеоролик «Мои права», презентация, призы командам.

Для команд:

Листы бумаги, ручки, карандаши, клей, Конституция РФ, карточки для конкурсов.

Ход игры

Вед. Добрый день, дорогие друзья! Наша сегодняшняя игра посвящена Конституции Российской Федерации – основному закону страны, который имеет высшую юридическую силу. Знать и уважать свою Конституцию должен каждый гражданин страны. Высшей ценностью, закрепленной в Конституции, являются права человека.

Отдельно остановимся сегодня и на правах ребенка. ООН в 1959 году приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, которые должны позволить «обеспечить детям счастливое детство».

20 ноября 1989 года году Генеральной Ассамблеей ООН была подписана Конвенция о правах ребенка. Россия является участницей Конвенции с 1990 года. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

Мы очень часто произносим фразу: «Имею право!», но не всегда задумываемся о ее значении. Сегодня мы с вами проводим квест – игру «Я – человек! У меня есть права!», что бы проверить и пополнить наши правовые знания.

Вед. А для начала разминка «Как живешь?»

Ведущий задает вопрос, а зал ему отвечает, выполняя соответствующее движение: 

Как живешь? – Вот так! - Кулак вперед, большой палец вверх. 

Как идешь? – Вот так! – движение, имитирующее ходьбу. 

Как бежишь? – Вот так! – бег на месте. 

Ночью спишь? – Вот так – ладошки под щеку. 

Как встаешь? – Вот так - встать со стульев, руки вверх, потянуться. 

А молчишь? – Вот так – палец ко рту. 

А кричишь? – Вот так – все громко кричат и топают ногами. 

Постепенно темп можно ускорять. 

Вед. Давайте, разделимся на команды (Деление участников на команды)

Вед. Уважаемые участники игры, придумайте название и девиз команды.

Вед. Оценивать ваши знания будет компетентное жюри в соответствии с маршрутным листом, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать баллы, так в конце команда, набравшая наибольшее количество баллов будет победителем. Представляем наше жюри.

Вед. Первое задание «Я знаю Конституцию РФ» (у каждой команды на столе конституция и карточки с заданиями)

Команды отвечает на вопросы, используя текст Конституции, за каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Когда была принята действующая Конституция РФ?

  2. Как называется Российский парламент?

  3. На сколько лет избирается Президент Российской Федерации?

  4. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации?


  1. На сколько глав разделена Конституция РФ?

  2. С какого возраста гражданин может занять пост Президента страны?

  3. Какой язык на территории России является государственным?

  4. На какие части делится парламент РФ?


  1. Что по Конституции Российской Федерации является высшей ценностью?

  2. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ?

  3. Сколько депутатов входит в Государственную Думу?

  4. С какого возраста  гражданин может быть избран депутатом Государственной Думы?

Вед. Ну а теперь проверим, как вы знаете свои права. Следующее испытание «Черный ящик». В черном ящике лежат предметы, которые напомнят вам о правах ребенка. (Каждая команда достает по четыре предмета, думает, советуется и отвечает, о каком праве напоминает данный предмет). За правильный ответ 1 балл.

Свидетельство о рождении - Что за документ? (О праве на имя, гражданство).

Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

Конверт - О чём напоминает конверт? (Защита информации. Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).

Дневник – обязанность учиться.

Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Газета – О каком праве напомнит газета? ( О праве на получение информации)

Военный билет – О чем напомнит этот документ? (О воинской обязанности и постановке на воинский учет).

Удочка игрушечная или муз. инструмент – право на отдых и досуг.

Медицинский инструмент – право на медицинское обслуживание.

Ремень – право на защиту от всех форм насилия.

Вед. Сейчас задание «Права и обязанности человека в песнях». Прозвучат отрывки из песен ваша задача определить о каких правах идет в них речь.

  1. «Я на солнышке лежу» (право на отдых).

  2. «Наташка-первоклашка» (право на образование).

  3. « На границе» (обязанность защита Отечества).

  4. «Я у бабушки живу» (право жить в семье)

  5. «Ты да я, да мы с тобой» (право на детские объединения)

  6. «Пусть всегда будет солнце» (право на жизнь)

Вед. Следующий Конкурс «Волшебный квадрат»

(В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «спрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали) за каждое слово – 1 балл.

Вед. Следующее задание покажет ваши творческие и сценические способности «Правовой театр» (командой в течение 5 мин. подготовить и выразительно причитать стихотворение о правах) оценивается по 5 балльной системе.

Стихотворение № 1.

  1. Только ты на свет родился, право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться имя личное свое.

  1. Очень трудно самому, жить на свете одному.

Правом с  Мамой жить и с Папой. Пользуйтесь вы им, ребята.

  1. Есть еще такое право -  помнить, думать и творить

и другим свои раздумья, если хочешь, подарить.

  1. Я росточком не доволен и пока не так силен,

Но не смей мне делать больно - Есть у нас такой закон.

  1. Если жар, все тело ломит и совсем не до игры,

То позвать  врача на помощь тоже право детворы.

  1. Чтоб с наукой подружиться, с книжкой  в маленькой руке

Правом пользуюсь  «учиться на родимом языке.»

  1. Подросла, взяла я книжки, и пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки - это право есть у нас.

  1. Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.

Если я проголодаюсь - пищу   вправе получать.

  1. Будь ты слабым или сильным, белым, черным - все равно!

Ты родился быть счастливым - это право всем дано

Стихотворение № 2

  1. В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.

  2. На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.

  3. В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.

  4. Сохранить своё здоровье –
    Право есть у нас такое.
    Заболеть, когда случиться –
    Каждый вправе полечиться.

  5. Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.

  6. Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

  7. О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.

  8. Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

Стихотворение № 3 - сценка

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
Ты в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

Вед. Конкурс «Жизненные ситуации»

Предлагаемые ситуации обсуждаются участниками команд, и ответ озвучивается для всех.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ПДН.

Ситуация 3.

Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?

Ответ: да, может быть привлечен к уголовной ответственности с 14-летнего возраста

Ситуация 4.

Подростки позвонили по телефону и сообщили об угрозе взрыва школы, чтобы избежать экзаменационной работы.

Вопрос: Последует ли наказание?

Ответ: может быть привлечен к уголовной ответственности с 14-летнего возраста за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Ситуация 5.

16-летний Е. решил подработать. Во время предвыборной компании он занимался расклейкой агитационных материалов.

Вопрос: Являются ли действия Е. правомерными?

Ответ: Нет, это административное правонарушение (ст. 5.11 КоАП РФ): несовершеннолетние относятся к категории лиц, которым участие в предвыборной агитации запрещено законом.

Ситуация 6 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесарную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Вопрос: Прав ли хозяин мастерской?

Ответ: Хозяин прав. По Трудовому кодексу РФ несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию).

Вед. Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями. С помощью памятки составьте схему – кластер на доске «Права человека в зависимости от возраста» Оценка конкурса до 3 баллов.

Рождение

14 лет

16 лет

Имеет право на имя, отчество, фамилию.


Имеет право на получение паспорта.


Подлежит первоначальной постановке на воинский учет.


Приобретает право на гражданство.


Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство)

Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин

Имеешь право жить и воспитываться в семье

Можешь выбирать себе место жительства (с согласия родителей).


Несешь уголовную ответственность за любые преступления

На твое имя может быть открыт счет в банке

Вправе распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами 

обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы

Все сделки в твоих интересах совершают родители, либо законные представители 

Имеешь право на изменение своего имени, фамилии

Ты можешь быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работаешь по трудовому договору

С 6 лет 6 месяцев ты вправе посещать школу

Можешь самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав и интересов

с этого момента ты подлежишь административной ответственности


Вед. Подведем итоги. Жюри считает баллы, а мы посмотрим видеоролик «Права ребенка»

Рефлексия.

Продолжи предложение:

Что нового я узнал сегодня……

Я задумался над…….

Работая в команде, я понял……..








































Список литературы.

  1. Декларация прав ребенка.

  2. Конвенция о правах ребенка.

  3. Конституция РФ.

  4. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).Текст документа. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ).

  5. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (с изменениями на 5 мая 2014 года).

  6. Трудовой кодекс (ТК РФ) с изменениями от 11.07.2014.

  7. Детская правовая школа: актуальные вопросы организации правового воспитания несовершеннолетних // Певцова Е.А. и др. / Под общей ред. Певцовой Е.А. – Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2011.

  8. Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Мы и наши дети. Основные права ребенка. Новейшие законодательные и правовые документы. Комментарии специалистов. М.: Библиотечка Российской газеты, 1999.



ПАМЯТКА «Твои права в зависимости от возраста»

Возраст: от 0 месяцев до 6 лет

Тебя называют: ребенок

Ты являешься  недееспособным, это объясняется тем, что ребенок в силу своих малых лет, не может понимать и отвечать за свои поступки.
Имеешь неотъемлемое право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ).

  • Ты приобретаешь право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).

  • Обладаешь правоспособностью по гражданскому праву (ст.17

  • Гражданского Кодекса РФ).

  • Имеешь право на имя, отчество и фамилию (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).

  • Имеешь право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного Кодекса РФ).

  • Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья(ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).

  • На твое имя может быть открыт счет в банке.

  • Имеешь право на посещение дошкольных учреждений (ст. 18 Федерального закона «Об образовании»).

  • Все сделки в твоих интересах совершают родители, либо законные представители (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Возраст: от 6 лет до 14 лет

Тебя называют: ребенок или малолетний.

Твоя дееспособность: у тебя частичная дееспособность.

Тебе 6 лет.

  • С 6 лет 6 месяцев ты вправе посещать школу  (ст. 43 Конституции РФ).

  • Ты вправе самостоятельно заключать: мелкие бытовые сделки; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями   (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Тебе 8 лет.

  • Можешь вступать в детские общественные объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

  • С этого возраста наступает ответственность в виде в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним»)

10 лет

С этого возраста ты:

  • даешь согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 134 Семейного Кодекса РФ);

  • даешь согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей (ст. 132 Семейного Кодекса РФ).

  • Выражаешь свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода (ст. 57 Семейного Кодекса РФ).

  • Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы (ст. 132 Семейного Кодекса РФ).

  • Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного Кодекса РФ).

С 11 лет

  • Наступает ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Федерального закона «Об образовании,  ст. 15 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним»).

Возраст: от 14 лет до 18 лет

называют: ребенок или несовершеннолетний.

согласия родителей, усыновителей, опекунов.

Тебе 14 лет

  • С этого возраста ты обязан иметь паспорт гражданина Российской Федерации (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).

  • С этого возраста ты даешь письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).

  • Можешь выбирать себе место жительства (с согласия родителей).

  • Можешь самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав и интересов(ст. 56 Семейного Кодекса РФ).

  • С письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов) вправе совершать любые сделки (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

  • Вправе распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

  • Можешь осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

  • Имеешь право на изменение своего имени, фамилии(ст. 58 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).

  • Имеешь право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими(ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

  • Допускается поступление на работу для выполнение в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вред здоровью.

  • Имеешь право требовать отмены усыновления (ст. 142 Семейного Кодекса РФ).

  • Имеешь право управлять велосипедом при движении по дорогам.

  • Можешь вступать в молодежные общественные объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

Помни, что:

  • С этого возраста ты самостоятельно несешь имущественную ответственность по совершенным тобой сделкам (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

  • Подлежишь уголовной ответственности за некоторые преступления: убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; похищение человека, изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кража; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения; умышленно уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; террористический акт; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство оружия боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 20 Уголовного Кодекса РФ).

Тебе 15 лет.

  • Имеешь право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

  • Имеешь право заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью (ст. 63 Трудового Кодекса РФ).

Тебе 16 лет.

  • Ты можешь быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работаешь по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимаешься предпринимательской деятельностью (ст. 27 Гражданского Кодекса РФ).

  • Можешь быть членом кооператива (ст. 26 Гражданского Кодекса РФ).

  • Имеешь право на управление мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами.

  • Имеешь право на заключение трудового договора (можешь работать не более 36 часов в неделю) (ст. 92 Трудового Кодекса РФ).

  • Можешь вступить в брак, но при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешение органов местного самоуправления (ст. 13 Семейного Кодекса РФ).

  • Помни, что: с этого момента ты подлежишь административной ответственности;

  • Несешь уголовную ответственность за любые преступления (ст. 2 Кодекса об Административных правонарушениях РФ).

  • Возникает обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Тебе 17 лет

  • Обязанность юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство) (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Тебе исполнилось 18 лет! Поздравляем! Ты теперь совершеннолетний, а это значит, что ты становишься полностью дееспособным и можешь своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.























  1. Право на жизнь. (Ст. 6).

  2. Право на специальную охрану и защиту. (В преамбуле).

  3. Право на имя при рождении. (Ст. 7).

  4. Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).

  5. Право на образование. (Ст. 28).

  6. Право на отдых и досуг. (Ст. 31).

  7. Право на индивидуальность. (Ст. 8).

  8. Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12).

  9. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3).

  10. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16).


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!