Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС НОО
Актуальность модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования, обеспечивающей реализацию психолого-педагогических условий ФГОС НОО:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе введения ФГОС НОО особую роль отводят психолого-педагогическому сопровождению этого процесса. Вместе с тем, проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий индивидуально применительно к каждой школе и требует включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с внедрением стандарта.
На первый план выходит развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей. Наряду с общей грамотностью становятся важными такие качества ребенка как способность к саморазвитию, формирование целенаправленной познавательной деятельности и мотивации, а также социальные и межличностные отношения, т.е., можно сказать, что происходит построение индивидуальной траектории развития. Развитие этих качеств нуждается в психолого-педагогической поддержке и участии в образовательном процессе, как педагогов, так и других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).
Задачи сопровождения образовательного процесса:
1. Выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, с целью
определения траектории развития каждого обучающегося, прогноза проблем обучения и
своевременного их устранения.
психолого-педагогическое сопровождение первого этапа:
действий школьников с целью выявления трудностей в обучении, поведении и общении с
педагогами и сверстниками.
процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями
школьников, выявленных в ходе наблюдения за детьми впервые недели обучения.
Организовать психологическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время.
Консультировать и просвещать родителей первоклассников, знакомить взрослых с
основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.
На практике: Дети приходят с разным уровнем готовности к школе. Психологом совместно с педагогом в сентябре проводится стартовая диагностика «Готовности к обучению в школе». По результату формируются рекомендации для педагога, для родителей.
Педагог самостоятельно может выявить проблемы в обучении у ребенка, н-р, не запоминает букву. Дальше ставит задачу: почему не запоминает? Решение — использует методы наблюдение, педагогическая диагностика, экспертное мнение; повышение уровня своих знаний в данном направлении, консультирование специалистами.
Вернемся к задачам сопровождения:
2. Проводить мониторинговые исследования формирования УУД и особенностей адаптации учащихся 1-х классов;
психолого-педагогическое сопровождение второго этапа:
Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.
Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками.
Назначение индивидуального и группового консультирования и просвещения родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.
Также к задачам сопровождения относится:
Вести работу по профилактике дезадаптации первоклассников, создавать условия для их успешного приспособления к условиям обучения в школе;
Создавать комфортную развивающую образовательную среду;
Выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений младших школьников с учителями, сверстниками, с родителями и другими людьми;
Выявлять психологическую готовность младших школьников к переходу на следующую ступень общего образования;
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания; а также выявлять интересы, склонности, способности и ценностные ориентации младших школьников;
Формировать ценности здоровья и здорового образа жизни детей;
Способствовать совершенствованию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий обучающихся;
Проводить работу с одаренными детьми, организовывать интеллектуальные и творческие соревнования и проектно-исследовательскую деятельность;
Проводить развивающую и коррекционную работу с детьми «группы риска»;
Консультировать учителей и родителей по педагогическим и психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей.
Выводы: Педагогу необходимо знание основ психологии, дефектологии, логопедии для выстраивания индивидуальных планов развития каждого ребенка. Существует необходимость педагогических интерпретаций (на доступном языке), полученных медицинских, психологических, дефектологических данных.
Принципы разработки модели психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС:
Рекомендательный характер советов сопровождающего;
Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
Непрерывность сопровождения;
Комплексный подход сопровождения
Уровни психолого-педагогического сопровождения
Индивидуальный
Групповой
Уровень класса
Уровень школы
Основные формы сопровождения
Консультирование
Диагностика
Экспертиза
Профилактика
Развивающая работа
Коррекционная работа
Просвещение
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
разнообразие траекторий индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Ожидаемые результаты:
У выпускника 4 класса к концу его обучения в начальном звене должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей учебной деятельности:
• хороший уровень овладения учебными навыками и действиями;
• развитие познавательной сферы должно соответствовать возрастным нормам;
• достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития;
• нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-
познавательные мотивы;
• наличие сформированного контроля и самоконтроля;
• наличие положительной самооценки;
• хорошо развитая и в соответствии с возрастом стабильная эмоциональная сфера;
сформированность коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение (важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии);
сформированность социально значимых качеств, прежде всего присущих гражданину:
уважение к родной стране, своему народу, его истории;
осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой.
3