СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС НОО

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования, обеспечивающей реализацию психолого-педагогических условий ФГОС НОО:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе введения ФГОС НОО особую роль отводят психолого-педагогическому сопровождению этого процесса. Вместе с тем, проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий индивидуально применительно к каждой школе и требует включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с внедрением стандарта.

На первый план выходит развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей. Наряду с общей грамотностью становятся важными такие качества ребенка как способность к саморазвитию, формирование целенаправленной познавательной деятельности и мотивации, а также социальные и межличностные отношения, т.е., можно сказать, что происходит построение индивидуальной траектории развития. Развитие этих качеств нуждается в психолого-педагогической поддержке и участии в образовательном процессе, как педагогов, так и других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС НОО»

Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС НОО


Актуальность модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования, обеспечивающей реализацию психолого-педагогических условий ФГОС НОО:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе введения ФГОС НОО особую роль отводят психолого-педагогическому сопровождению этого процесса. Вместе с тем, проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий индивидуально применительно к каждой школе и требует включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с внедрением стандарта.

На первый план выходит развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей. Наряду с общей грамотностью становятся важными такие качества ребенка как способность к саморазвитию, формирование целенаправленной познавательной деятельности и мотивации, а также социальные и межличностные отношения, т.е., можно сказать, что происходит построение индивидуальной траектории развития. Развитие этих качеств нуждается в психолого-педагогической поддержке и участии в образовательном процессе, как педагогов, так и других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).


Задачи сопровождения образовательного процесса:


1. Выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, с целью

определения траектории развития каждого обучающегося, прогноза проблем обучения и

своевременного их устранения.

психолого-педагогическое сопровождение первого этапа:


  • Проводить психологическую диагностику сформированности универсальных учебных

действий школьников с целью выявления трудностей в обучении, поведении и общении с

педагогами и сверстниками.

  • Организовать методическую работу педагогов, направленную на построение учебного

процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями

школьников, выявленных в ходе наблюдения за детьми впервые недели обучения.

  • Организовать психологическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время.

  • Консультировать и просвещать родителей первоклассников, знакомить взрослых с

основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.

На практике: Дети приходят с разным уровнем готовности к школе. Психологом совместно с педагогом в сентябре проводится стартовая диагностика «Готовности к обучению в школе». По результату формируются рекомендации для педагога, для родителей.

Педагог самостоятельно может выявить проблемы в обучении у ребенка, н-р, не запоминает букву. Дальше ставит задачу: почему не запоминает? Решение — использует методы наблюдение, педагогическая диагностика, экспертное мнение; повышение уровня своих знаний в данном направлении, консультирование специалистами.

Вернемся к задачам сопровождения:

2. Проводить мониторинговые исследования формирования УУД и особенностей адаптации учащихся 1-х классов;

психолого-педагогическое сопровождение второго этапа:

  • Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.

  • Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками.

  • Назначение индивидуального и группового консультирования и просвещения родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.

Также к задачам сопровождения относится:

  1. Вести работу по профилактике дезадаптации первоклассников, создавать условия для их успешного приспособления к условиям обучения в школе;

  2. Создавать комфортную развивающую образовательную среду;

  3. Выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений младших школьников с учителями, сверстниками, с родителями и другими людьми;

  4. Выявлять психологическую готовность младших школьников к переходу на следующую ступень общего образования;

  5. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания; а также выявлять интересы, склонности, способности и ценностные ориентации младших школьников;

  6. Формировать ценности здоровья и здорового образа жизни детей;

  7. Способствовать совершенствованию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий обучающихся;

  8. Проводить работу с одаренными детьми, организовывать интеллектуальные и творческие соревнования и проектно-исследовательскую деятельность;

  9. Проводить развивающую и коррекционную работу с детьми «группы риска»;

  10. Консультировать учителей и родителей по педагогическим и психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей.


Выводы: Педагогу необходимо знание основ психологии, дефектологии, логопедии для выстраивания  индивидуальных планов развития каждого ребенка. Существует необходимость педагогических интерпретаций (на доступном языке), полученных медицинских, психологических, дефектологических данных.


Принципы разработки модели психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС:


  1. Рекомендательный характер советов сопровождающего;

  2. Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;

  3. Непрерывность сопровождения;

  4. Комплексный подход сопровождения

Уровни психолого-педагогического сопровождения

  • Индивидуальный

  • Групповой

  • Уровень класса

  • Уровень школы

Основные формы сопровождения

  • Консультирование

  • Диагностика

  • Экспертиза

  • Профилактика

  • Развивающая работа

  • Коррекционная работа

  • Просвещение

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:


  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие траекторий индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;


Ожидаемые результаты:


У выпускника 4 класса к концу его обучения в начальном звене должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей учебной деятельности:

• хороший уровень овладения учебными навыками и действиями;

• развитие познавательной сферы должно соответствовать возрастным нормам;

• достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития;

• нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-

познавательные мотивы;

• наличие сформированного контроля и самоконтроля;

• наличие положительной самооценки;

• хорошо развитая и в соответствии с возрастом стабильная эмоциональная сфера;

  • сформированность коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение (важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии);

  • сформированность социально значимых качеств, прежде всего присущих гражданину:

  • уважение к родной стране, своему народу, его истории;

  • осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!