1 слайд.
Модель психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса на дошкольной ступени образования.
2 слайд.
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - это психолого-педагогическое сопровождение.
Целью сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности ребенка, а так же выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами воспитания, обучения и развития детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
Логика развития этой службы привела к осознанию и постановке вопросов работы не только с отдельными ее участниками, но и с условиями в которых происходит их социальное становление и индивидуальное развитие.
3 слайд.
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессиональная психолого-педагогическая работа с подрастающим поколением.
4 слайд.
Нормальное развитие ребенка, его психическое и физическое здоровье, формирование его мышления, сознания, системы ценностей, эффективная и успешная социализация в результате полученного им полноценного воспитания и обучения - главный залог создания устойчивого социокультурного пространства.
5 слайд.
Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм работы психолога с воспитателями, родителями, детьми, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса. Принято выделять: диагностическую, профилактическую, коррекционную, информационную и пропедевтическую.
6 слайд.
Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении
Фактически модель работы психолога в ДОУ определяет приоритетные для него направления и его позицию как специалиста к педагогическому процессу в детском саду.
1 модель. Позиция психолога «сторонний наблюдатель» за происходящим в ДОУ, основная функция - консультативная (информационная и диспетчерская);
2 модель. Позиция психолога «фасилитатор» - тот, кто облегчает взаимодействия других участников образовательного процесса, основные функции – диагностическая и консультативная.
3 модель. Позиция психолога «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией сотрудников и администрации ДОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога – диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая ( т.е. предварительно обучающая).
4 модель. Позиция психолога «активное включение». Основная функция – диагностическая, коррекционная и профилактическая.
5 модель. Позиция психолога «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствии с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для его развития. Функция психолога – диагностическая, профилактическая, организационно - просветительская.
7 слайд.
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ осуществляется по пяти направлениям. Рассмотрим их подробнее.
Психологическая диагностика. Ее цели и задачи индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка –дошкольника. Другими словами, психодиагностика является основой для построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, а каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендаций. Предметом психодиагностики в ДОУ является индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии. Система психодиагностической работы в МК ДОУ Воронцовский детский сад строится следующим образом. В начале учебного года проводится скрининг или экспресс-диагностика уровня психического развития детей всех возрастных групп, кроме подготовительной. На основе анализа диагностики проводится углубленная диагностика с детьми, имеющими проблемы. Такие дети обычно составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа. По завершению данного этапа работы также проводится диагностическое обследование с целью отслеживания результативности принятых мер.
Коррекционно - развивающее направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:
8 слайд.
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами детей в личностной и познавательной сферах);
- индивидуальные психокоррекционные занятия ( с детьми «группы риска»);
- индивидуальные занятия с одаренными детьми;
- тренинговые занятия с педагогами и специалистами;
- тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).
Основной целью коррекционной работы с детьми, характеризующимися нормальным развитием, является содействие полноценному психическому и личностному развитию. В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка в дефицитарной функции. ( область какой-либо из сфер, характеризующаяся низким уровнем развития). Необходимо с первых этапов работы ориентироваться на возможные достижения в процессе коррекции. В этом и заключается единство коррекции и развития.
9 слайд.
Виды нарушений развития ребенка – дошкольника требующие коррекционного воздействия вы можете увидеть на слайде.
1. Нарушения, вызванные систематическим негативным воздействием на ребенка (единичные случаи).
2. Нарушения, вызванные систематическим негативным отношением к ребенку, следствием которого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонентов психики.
3. Нарушения, являющиеся следствием деформации психики.
4. Глобальное отсутствие всех сфер и процессов.
Следующим направлением деятельности психолога является психологическое просвещение и психологическая профилактика. Основанием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое целое является то, что просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
10 слайд.
В круг актуальных вопросов с родителями и педагогами входят:
- возрастные особенности детей;
- условия необходимые для полноценного психологического развития;
- готовность к школе;
- адаптация вновь прибывших детей.
В нашем детском саду просвещение родителей осуществляется благодаря размещению информации в газете «Штаны с лямками», папках-передвижках,буклетах в группах, а так же посредством сайта ДОУ.
Следующим направлением деятельности психолога является консультирование. Оно представляет собой систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. В условиях ДОУ (в отличие от школы, где на консультации приходят сами дети), психологическое воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов.
11 слайд
Психолого-педагогическое проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:
этап сбора информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);
этап комплексного психологического обследования;
аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);
этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту ( доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);
этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.
Процедура консультации остается стандартной:
1.Приветствие;
2.Выяснение повода обращения и желаемого результата;
3. Резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;
4.Оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.
В нашем детском саду консультации проводятся ежемесячно как для родителей, так и для педагогов. О времени и тематике родители информируются посредством помещенного объявления в газете «Штаны на лямках». Также распространена практика работы с «немотивированным» клиентом. Такая ситуация складывается, когда психолог по собственной инициативе приглашаем родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем у ребенка.
Психологическая поддержка деятельности ДОУ. В рамках данного направления психолог может:
12 слайд
- проводить анкетирование родителей для изучения их запросов на образовательную деятельность;
- оказывать помощь в построении системы управления коллективом исходя из психологических особенностей каждого педагога;
- участвовать в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок;
- изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно с методистом и заведующим может разрабатывать систему обеспечения внедрения экспериментальной деятельности.
В рамках данного направления в нашем ДОУ ежегодно проводится анкетирование родителей по вопросам изучения качества услуг, предоставляемых нашим учреждением.