СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса на дошкольной ступени образования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - это психолого-педагогическое сопровождение.

 Целью  сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности ребенка, а так же выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами воспитания, обучения и развития детей в соответствии с их образовательными потребностями и  индивидуальными возможностями.

Логика развития этой службы привела к осознанию и постановке вопросов работы не только с отдельными ее участниками, но и с условиями в которых происходит их социальное становление и индивидуальное развитие.

Просмотр содержимого документа
«Модель психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса на дошкольной ступени образования»

1 слайд.

Модель психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса на дошкольной ступени образования.


2 слайд.

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - это психолого-педагогическое сопровождение.

Целью сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности ребенка, а так же выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами воспитания, обучения и развития детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

Логика развития этой службы привела к осознанию и постановке вопросов работы не только с отдельными ее участниками, но и с условиями в которых происходит их социальное становление и индивидуальное развитие.

3 слайд.

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессиональная психолого-педагогическая работа с подрастающим поколением.

4 слайд.

Нормальное развитие ребенка, его психическое и физическое здоровье, формирование его мышления, сознания, системы ценностей, эффективная и успешная социализация в результате полученного им полноценного воспитания и обучения - главный залог создания устойчивого социокультурного пространства.

5 слайд.

Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм работы психолога с воспитателями, родителями, детьми, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса. Принято выделять: диагностическую, профилактическую, коррекционную, информационную и пропедевтическую.

6 слайд.

Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении

Фактически модель работы психолога в ДОУ определяет приоритетные для него направления и его позицию как специалиста к педагогическому процессу в детском саду.

1 модель. Позиция психолога «сторонний наблюдатель» за происходящим в ДОУ, основная функция - консультативная (информационная и диспетчерская);

2 модель. Позиция психолога «фасилитатор» - тот, кто облегчает взаимодействия других участников образовательного процесса, основные функции – диагностическая и консультативная.

3 модель. Позиция психолога «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией сотрудников и администрации ДОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога – диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая ( т.е. предварительно обучающая).

4 модель. Позиция психолога «активное включение». Основная функция – диагностическая, коррекционная и профилактическая.

5 модель. Позиция психолога «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствии с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для его развития. Функция психолога – диагностическая, профилактическая, организационно - просветительская.


7 слайд.

Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ осуществляется по пяти направлениям. Рассмотрим их подробнее.

Психологическая диагностика. Ее цели и задачи индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка –дошкольника. Другими словами, психодиагностика является основой для построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, а каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендаций. Предметом психодиагностики в ДОУ является индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии. Система психодиагностической работы в МК ДОУ Воронцовский детский сад строится следующим образом. В начале учебного года проводится скрининг или экспресс-диагностика уровня психического развития детей всех возрастных групп, кроме подготовительной. На основе анализа диагностики проводится углубленная диагностика с детьми, имеющими проблемы. Такие дети обычно составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа. По завершению данного этапа работы также проводится диагностическое обследование с целью отслеживания результативности принятых мер.


Коррекционно - развивающее направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

8 слайд.

- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

- групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами детей в личностной и познавательной сферах);

- индивидуальные психокоррекционные занятия ( с детьми «группы риска»);

- индивидуальные занятия с одаренными детьми;

- тренинговые занятия с педагогами и специалистами;

- тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).


Основной целью коррекционной работы с детьми, характеризующимися нормальным развитием, является содействие полноценному психическому и личностному развитию. В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка в дефицитарной функции. ( область какой-либо из сфер, характеризующаяся низким уровнем развития). Необходимо с первых этапов работы ориентироваться на возможные достижения в процессе коррекции. В этом и заключается единство коррекции и развития.

9 слайд.

Виды нарушений развития ребенка – дошкольника требующие коррекционного воздействия вы можете увидеть на слайде.


1. Нарушения, вызванные систематическим негативным воздействием на ребенка (единичные случаи).

2. Нарушения, вызванные систематическим негативным отношением к ребенку, следствием которого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонентов психики.

3. Нарушения, являющиеся следствием деформации психики.

4. Глобальное отсутствие всех сфер и процессов.


Следующим направлением деятельности психолога является психологическое просвещение и психологическая профилактика. Основанием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое целое является то, что просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.

10 слайд.

В круг актуальных вопросов с родителями и педагогами входят:

- возрастные особенности детей;

- условия необходимые для полноценного психологического развития;

- готовность к школе;

- адаптация вновь прибывших детей.



В нашем детском саду просвещение родителей осуществляется благодаря размещению информации в газете «Штаны с лямками», папках-передвижках,буклетах в группах, а так же посредством сайта ДОУ.

Следующим направлением деятельности психолога является консультирование. Оно представляет собой систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. В условиях ДОУ (в отличие от школы, где на консультации приходят сами дети), психологическое воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов.

11 слайд

Психолого-педагогическое проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:

  1. этап сбора информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);

  2. этап комплексного психологического обследования;

  3. аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);

  4. этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту ( доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);

  5. этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.

Процедура консультации остается стандартной:

1.Приветствие;

2.Выяснение повода обращения и желаемого результата;

3. Резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;

4.Оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.

В нашем детском саду консультации проводятся ежемесячно как для родителей, так и для педагогов. О времени и тематике родители информируются посредством помещенного объявления в газете «Штаны на лямках». Также распространена практика работы с «немотивированным» клиентом. Такая ситуация складывается, когда психолог по собственной инициативе приглашаем родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем у ребенка.

Психологическая поддержка деятельности ДОУ. В рамках данного направления психолог может:

12 слайд

- проводить анкетирование родителей для изучения их запросов на образовательную деятельность;

- оказывать помощь в построении системы управления коллективом исходя из психологических особенностей каждого педагога;

- участвовать в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок;

- изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно с методистом и заведующим может разрабатывать систему обеспечения внедрения экспериментальной деятельности.

В рамках данного направления в нашем ДОУ ежегодно проводится анкетирование родителей по вопросам изучения качества услуг, предоставляемых нашим учреждением.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!