ОГКОУ «Юрьевецкая школа-интернат VIII вида»
155450 Ив. обл. г. Юрьевец пер. Борьбы д. 4.
«Модель урока СБО в 9 классе»
УЧИТЕЛЬ КОЛЧИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА
ЮРЬЕВЕЦ 2014-2015г
Урок комбинированный
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Работа с новым материалом
Физкультпауза
Закрепление нового
Итог урока
Время 2014г.-2015г. II четверть 9 класс
ТЕМА: ПРИЕМ ГОСТЕЙ
ЦЕЛЬ:
1)Дидактическая
а) Познакомиться с правилами приема гостей, традициями русского гостеприимства.
б) Учиться сервировать стол к чаю. проводить игры для гостей
в) Закреплять представления о культурных нормах поведения, проводить игры для гостей.
2) Коррекционно-развивающая:
Развивать мыслительные процессы, учить анализировать, сравнивать, рассуждать. Обогащать словарный запас.
3)Воспитательная:
Подготовка учащегося к жизни в социуме. Воспитывать интерес к предмету аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная презентация, карточки задания, чайный сервис, самовар, угощение для гостей, рабочие тетради
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
У нас впереди интересный урок мы изучаем много нового. Я думаю что вы будете работать активно, будете внимательными, получите хорошие оценки.
Рапорт дежурного
Объявление темы урока: «Прием гостей»
Тема нашего урока «Приём гостей». (Слайд 1)
И сегодня на уроке мы познакомимся с правилами для хозяина, научимся сервировать стол к чаю, а также поговорим о том, как нужно вести себя в гостях.
II. Повторение правил гостеприимства.
1. Вводная беседа:
Русский человек всегда считался и считается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Это подтверждают пословицы, придуманные народом.
пословица «Много гостей – много новостей» (Слайд 2)
Приглашаем войти в русскую избу и посмотреть на старинный быт. (Слайд 3)
• Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения. Изба – это теплая половина дома с печью. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.
• В переднем углу избы находился духовный центр дома. Для того, чтобы поделится своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами.
• Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. (Слайд 4)
Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль.
С давних времён Самовар – символ русского гостеприимства. (Слайд 5)
• Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, за него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.(Слайд 6)
• На Руси за самоваром собирались семьи.
Учитель. Итак, мы убедились, что гостеприимство существует с давних времён. Гостеприимство – это радушие к гостям. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.
– А кто из вас знает правила гостеприимства? (используем плакат):
1. Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место проведения праздника.
2. Хозяин должен быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным.
III. Правила хозяина.
СЦЕНКА. Учитель.
Сначала посмотрите небольшой сюжет. События происходят в современной квартире.
(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяйка увлеченно занята своими делами
( красит лаком ногти). К «двери» подходят гости и «звонят». Хозяйка отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.)
Xозяин . А, это вы!
Г о с т и (стоя на пороге). Ты ведь приглашала нас сегодня поиграть в новую игру.
Хозяин (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:
Не ходите по ковру —
Вы протрете в нем дыру.
Встаньте с этого дивана
А не то там будет яма.
И не трогайте кровать —
Простынь можете помять.
И не трогайте игрушки.
Не ложитесь на подушки.
И не надо книги брать —
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти? (Гости растерянно пятятся назад и уходят.)
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА.
Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозяин? Какие человеческие качества способствуют общению? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным, уметь занять своих гостей и правильно угостить. Он не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощенья.)
— Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу или разобьет что-нибудь?
— А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?
— Должен ли щедрый хозяин угощать гостя?
— Если гостю не нравится телевизионная передача, как должен поступить хозяин?
— Должен ли хозяин благодарить гостей за визит?
Учитель.
Прочитайте основные правила поведения для хозяина. (Слайд 7)
1.Встречай гостей в нарядной одежде.
2.Обязательно угости гостя.
3.Выключи телевизор, если кому- то из гостей не нравится передача.
4.Познакомь гостей друг с другом.
5.Предложи беседу или игру, интересную для всех.
6.Поблагодари гостей за визит.
СЦЕНКА «В гостях». Автор. После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.
Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе новые журналы покажу… Музыку послушаем.
Виктор. Ладно. Приду.
Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды и собрался выстирать спортивную одежду. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не от-пуская, нажимал кнопку звонка.
(Игорь, открывает дверь. На пороге — Виктор.)
Виктор. Привет, это я!
(Он проходит в комнату, бросает куртку и шапку в кресло и оглядывается.)
Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?
(Он хватает с полки часы.)
Игорь. Это подарили маме. На память.
Виктор. Прикольно! А как они заводятся? (Виктор нажимает посильнее, и часы ломаются. Игорь смотрит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор берёт и рассматривает другие предметы.)
Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего барахло всякое в доме держите?
(Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем. Игорь в это время наливает чай.)
Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это сгущёнка, что ли? И сгущёнку давай. Я знаешь, как сладкое люблю!
Автор. А, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.
Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. Да! Я у тебя диск с игрой взял: у меня такой нет. Отдам как-нибудь.
Автор. Вот и вся история!
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЯ.
Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гостя? Каким должен быть гость?
Ответы учащихся. ( Вежливым, тактичным, ненавязчивым.)
Правила поведения гостя (Слайд8)
1.Отправлясь в гости, будь опрятным и чистым.
2. Приходи точно в назначенное время.
3.Поддерживай общую беседу или игру.
4. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев.
5. В гостях долго не засиживайся.
6.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами.
ФИЗКУЛЬТПАУЗА(Слайд9) (Чтобы легче нам жилось, Часто плакать не пришлось, Мой вам дружеский совет: Соблюдайте этикет!)
(Гостей и близких привечаем Ароматным, сладким чаем.)
Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью.
К чайному столу подаются сладкие блюда (торты, пирожное, варенье, конфеты,
(Слайд 10)
Для сервировки используем десертные тарелки, вилки, чайные чашки, блюдца, ложки.
Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью.(Слайд11)
Сервировка стола. (Слайд12)
– Очень важно красиво и правильно накрыть стол – сервировать. Мы сегодня учимся накрывать стол к чаю. (Рассматриваем плакаты, таблицы на доске).
Объяснение и показ учителем, как накрывается стол к чаю.
На расстоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем нож, слева десертную вилку, рожками вверх, на десертных тарелках – салфетки. Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой. Справа ставим чайное блюдце с чашкой, ручкой – влево, а чайную ложку кладем справа ручкой вправо.
– Запомнили? А теперь проверим. (Дети ставят приборы).
Повторение правил поведения за столом.
— Если что-то нужно взять с блюда, стоящего далеко от вас, что вы сделаете?
— Можно ли выбирать лучший кусочек, конфету? А как правильно поступить?
— Как сидим за столом?
— А кушаем как?
— Если нужно размешать в чашке сахар, как это сделать?
Вместе с учителем дети вспоминают правила поведения за столом:
• не разваливайся на стуле;
• не клади локти на стол;
• ешь аккуратно;
• не нависай над тарелкой;
• не тянись через весь стол за угощением, попроси передать;
• не ешь слишком быстро;
• не бери в рот сразу очень много еды;
• рот вытирай салфеткой;
• не разговаривай во время еды.
Затем дети вспоминают пословицу «Когда я ем, я глух и нем», Объясняют её смысл.
Если дети забывают правила поведения, учитель напоминает их или рассказывает сам.
Учитель следит за тем, чтобы ответы детей были полными.
VIII. Закрепление
Вопросы: (Слайд 13)
— Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?
— Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:
придешь пораньше, придешь вовремя или немного опоздаешь?
— Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?
— Можно ли садиться за стол без приглашения хозяина?
— Должен ли быть включен телевизор во время приёма гостей?
— Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?
— Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями?
— Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?
— Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином игры?
— Как должен выглядеть человек, идущий в гости?
— Должны ли хозяева, прощаясь с гостями, тоже благодарить их?
— Как долго следует ждать опаздывающего гостя?
— Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за столом громко икнул:
начнешь хохотать, чтобы и другие посмеялись вместе с тобой;
постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?
Игры. (Слайд 14)
— Чем же могут заняться гости после того, как попили чай? (Теперь гости могут поиграть, послушать музыку, побеседовать, потанцевать и т. д.).
Учитель предлагает детям поиграть.
А теперь веселый конкурс: “Срежь приз”. (Завязываем глаза у играющего, даем в руки ножницы, направляем к ленте с привязанными к ней призами. Игрок должен срезать приз).
Уход гостей.
Гости прощаются с хозяйкой, благодарят за угощение и уходят за дверь.
Подведение итогов.
Все дети возвращаются в класс.
— В какую игру мы играли?
— Что значит быть гостеприимным человеком?
Оценка деятельности детей. (Слайд 15)
— Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно быть хорошим хозяином и приятным гостем. Молодцы! Занятие окончено.
Список литературы:
СБО в спец. (кор) образовательных учреждениях VIII вида Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочеткова
СБО 6 класс В.Субчева
«Весёлый этикет» Н.Е.Богуславская