СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель воспитательной системы школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть полезна классным руководителям и заместителям директора по ВР для создания воспитательной системы классы или школы

Просмотр содержимого документа
«Модель воспитательной системы школы»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г.Челябинска

(МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска)

ул. III Интернационала, д. 61, г. Челябинск, Российская Федерация, 454006,

тел./факс: (351) 264-40-73, тел.: (351) 264-52-08, 263-88-55, 261-70-06,

http://www.school8chel.edusite.ru, e-mail: [email protected]


Рассмотрено и принято педагогическим Советом

МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска

Протокол № 1

от 29.08.2011г.


Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска

_____________Т.Е. Собчук

30.08.2011г.








ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска

(срок реализации 2011-2015 гг.)




Авторский коллектив:

Собчук Татьяна Евгеньевна,

директор ОУ


Черкасов Андрей Олегович,

зам. директора по ВР


Пакета Наталия Петровна,

зам. директора по УВР (НШ)


Макова Елена Георгиевна,

педагог-организатор




Челябинск

2011г.

Содержание




Стр.

1

Краткая справка об образовательной организации……………..

3

2

Описание модели воспитательной системы……………………..

4


Пояснительная записка……………………………….……..

4


Цель и задачи воспитательной системы школы (далее – ВСШ)………………………………………………………….

7


Этапы развития ВСШ………………………………………..

8


Основные воспитательные ценности……………………….

9


Принципы построения ВСШ………………………………..

10


Механизм функционирования ВСШ и структура образовательного пространства…………………………….

10


Приоритетные и системообразующие виды (направления) деятельности………………………………………………….

10


Формы организации воспитательной работы в школе……

16


Отношения между субъектами ВСШ………………………

18


Управление и самоуправление в ВСШ…………………….

18


Результативность ВСШ (критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы)………

20

3

Диагностика и анализ воспитательного процесса……………….

23

4

Список использованной и цитируемой литературы…………….

26


Приложение




1. КРАТКАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Таблица 1

Полное название образовательной организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г.Челябинска

Контактные данные

454006, г. Челябинск, ул. III Интернационала, д. 61,

тел./факс 264-40-73, 264-52-08, 261-70-06,

e-mail: [email protected],

сайт: school8chel.edusite.ru

Ф.И.О. руководителя

Собчук Татьяна Евгеньевна

Период обучения

11 лет

Режим функционирования

2-х сменный, 6-ти дневная рабочая неделя

Формы обучения

Очная, очно-заочная, индивидуальная (обучение на дому)

Количество обучающихся и классов

678 человек (716 человек с учащимися очно-заочной формы обучения), 30 классов

Особенности контингента

  • высокий % детей «группы социального риска» (из неполных семей – 25%, из малообеспеченных семей – 21%, из многодетных семей – 5%);

  • дети, имеющие высокую степень педагогической запущенности, испытывающие трудности в обучении;

  • дети-воспитанники детского дома;

  • дети с ОВЗ, в т.ч. обучающиеся в классах СКО VII вида

Педагогический коллектив

Количественный состав: 49 человек;

Образование:

  • высшее - 80%;

  • среднее специальное - 12%;

Квалификационные категории:

  • высшая - 56%; первая - 22%; вторая - 12%;

  • без категории (молодые специалисты) - 10%;

Имеют ученые степени – 2 человека;

Отмечены государственными и отраслевыми наградами:

  • «Отличник народного просвещения» – 1 чел;

  • грамоты МОиН РФ - 12 чел.;

  • грамоты МОиН ЧО - 15 чел.;

  • благодарственные письма ЗСО, ЧГД - 5 чел.;

  • Грант Президента РФ - 2 чел.;

  • Грант Губернатора ЧО - 1 чел.


2. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Пояснительная записка

В Законе РФ «Об образовании» утверждается гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Понятие «воспитание» транслируется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.


Воспитательная система МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска разработана с учетом анализа образовательной и воспитательной ситуации в ОУ, особенностей социума и расположения школы (приложение 1), потребностей, желаний и социального состава (таблица 6) учащихся, родителей, педагогического коллектива, требований современного общества. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Воспитательная система школы строится исходя из концепции воспитания:

  • В.А. Сухомлинского, который создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

  • Ш.А. Амонашвили, сторонника гуманно-личностной педагогики, центром деятельности которой является личность ребенка, его уникальность. Система гуманно-личностного подхода вдохновляет учителя на создание такого образовательного пространства, в котором ребенок в самой жизни научается менять, улучшать, совершенствовать условия жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся. Нужно не просто учитывать особенности ребенка, а основываться на достижении целостной природы в ребенке, его индивидуальности и уникальности.

  • В. А. Караковского, педагога, ученого-практика, который определил систему ключевых коллективных творческих дел основой воспитательной системы школы. КТД являясь, ключевыми делами учебного года, задают годовую программу воспитательной деятельности, в которой принимают активное участие педагоги, ученики, родители и выпускники.


Воспитательная система МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска разработана в соответствии с требованиями основополагающих законодательных актов Российской Федерации:

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изменениями);

  • Федеральный закон от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

  • Концепция гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на период до 2014 года;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3.Развитие образования) (распоряжение правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р раздел 3.3);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 г. № 373;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. №795);

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, распоряжение правительства от 07.02.2011 г. № 163-р.


Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением.


Актуальность воспитательной системы МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска:

  • базируется на аналитико-диагностической деятельности при реализации задач предыдущей воспитательной системы;

  • состоит в создании оптимальных условий для социализации, самоопределения и самовыражения обучающихся, для организации духовно-нравственного развития и воспитания детей в рамках воспитательного пространства ОУ на основе педагогических технологий, традиций, приоритетных направлений, инфраструктуры, предполагающей продуктивную творческую совместную деятельность всех участников образовательного процесса;

  • предполагает взаимодействие МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска с учреждениями дополнительного образования детей и иными социальными институтами с целью реализации задач воспитательной деятельности.


Мониторинг уровня воспитанности учащихся (по методике Н.П. Капустина) за последние три года (приложение 2) показал незначительную положительную динамику (рисунок 1), что является доказательством правильно выбранного направления воспитательной деятельности ОУ.

Рисунок 1


Мониторинг социальной зрелости выпускников школы (по методике Т.Н. Кожевниковой) также подтверждает правильно выбранные методы работы ОУ по самоопределению школьников (таблица 2).

Таблица 2

утверждение

Количество положительных ответов

2008г.

2009г.

2010г.

Учиться скорее нравится, чем не нравится

39%

40%

45%

Хорошее образование позволяет получить престижную работу

53%

55%

56%

Хорошее образование позволяет достичь высокого социального положения

37%

39%

39%

В процессе обучения развиваются интеллектуальные способности человека

41%

43%

47%

Образование дает человеку возможность реализовать свой творческий потенциал

23%

34%

35%

Определились ли Вы с выбором профессии?

43%

57%

63%

Как Вы считаете, готовы ли Вы к самостоятельной «взрослой» жизни?»

38%

62%

65%


Уровень сформированности нравственных качеств учащихся отразил средние показатели (тест Н.Е. Щурковой, методика С.М. Петровой). Поэтому с введением ФГОС НОО в Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся следует более детально проработать мероприятия в данном направлении.

Несмотря на стабильность показателей выполнения контрольных нормативов по проверке развития физических качеств, статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика (рисунок 2) показывает отрицательную динамику в сторону снижения учащихся с I группой здоровья и увеличения со II и III группами. Данный факт предполагает усиление спортивно-оздоровительной деятельности в дальнейшей работе ОУ.

Рисунок 2


Результаты анкетирования, отслеживающие удовлетворенность организацией воспитательной работы (методика Е.Н. Степанова) отражают преобладание средних показателей, что нацеливает педагогический коллектив МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска на внесение изменений в воспитательную систему.


Цель и задачи воспитательной системы школы

В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверхцели».


Цель воспитательной системы - создание условий для формирования и всестороннего развития личности в условиях единого воспитательного пространства МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска.

Задачи:

  1. Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

  2. Создание условий для обеспечения успешной социализация учащихся, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  3. Создание условий работы, позволяющих выявить и реализовать интеллектуальный, творческий и спортивный потенциал каждого учащегося и члена педагогического коллектива, как следствие, рост числа учащихся-победителей районных, городских, областных всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований и т.п.

  4. Создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска.

  5. Вовлечение учащихся, в т.ч. детей «группы социального риска», в деятельность объединений дополнительного образования, привлечение к социально-значимой деятельности.

  6. Вовлечение во внеурочную деятельность учащихся, осваивающих ФГОС.

  7. Создание условий для уменьшения количества несовершеннолетних в возрасте 7-18 лет часто пропускающих занятия, состоящих на различных видах учета.

  8. Развитие школьного ученического самоуправления.

  9. Обобщение и пропаганда опыта отдельных педагогов и классных руководителей МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска.

  10. Обеспечение совершенствования содержания воспитания в летний период на базе МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска.

  11. Взаимодействие с родителями и местным сообществом, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.


Реализация целей и задач воспитательной системы школы формирует воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.


Этапы развития воспитательной системы школы

1 этап - этап обновления ВСШ (2011 год):

  • изучение и обобщение опыта работы школы;

  • описание (внесение изменений) модели ВСШ как совокупности основных педагогических идей;

  • выявление системообразующей деятельности, отражающей коллективные потребности детей и взрослых;

  • создание «опережающих ситуаций», моделирующих будущую систему.

2 этап – этап функционирования и развития ВСШ (2012-2014 гг.):

  • реализация мероприятий, направленных на достижение результатов деятельности;

  • организация работы по формированию единого личностно-ориентированного пространства жизнедеятельности школьников на основе взаимосвязи содержания, форм, методов и средств образования и внешкольной деятельности;

  • промежуточный мониторинг результатов реализации ВСШ.

3 этап – этап обобщающий (2015 год):

  • обобщение опыта работы;

  • мониторинг результатов реализации ВСШ;

  • определение перспективы развития школы и моделирование изменений и обновлений ВСШ.


Основными воспитательными ценностями являются: понятия и ценности семьи, Отечества, духовности, культуры, здорового образа жизни, достоинства человека, взаимоотношений людей, мирного сосуществования народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; толерантности.

Портрет выпускника школы, определенный Федеральными государственными образовательными стандартами (таблица 3), является целевым ориентиром учебно-воспитательной работы МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска.

Таблица 3

Портрет выпускника школы

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


Принципы построения воспитательной системы школы

Деятельность по реализации цели и задач воспитательной системы МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска строится исходя из следующих принципов подхода к воспитанию и обучению (идеи гуманистической системы воспитания, по Е.Н. Степанову) (подробное описание принципов указано в приложении 3):

  1. Личностный подход.

  2. Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе.

  3. Средовой подход в воспитательной деятельности.

  4. Дифференцированный подход к воспитанию детей.

  5. Природосообразность воспитания.

  6. Культуросообразность воспитания.

  7. Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Центральной фигурой образовательного процесса в школе является ученик как личность. Все участники образовательного процесса способствуют становлению личности обучающихся, целенаправленно обеспечивают их развитие с учетом индивидуальных особенностей, способностей и склонностей в процессе сотрудничества и взаимоуважения.


Механизм функционирования воспитательной системы и структура образовательного пространства МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска описаны в приложении 4


Приоритетные и системообразующие виды (направления) деятельности

Традиции, созданные в школе, органично вошли в современную воспитательную систему и легли в ее основу. В своем развитии воспитательная система школы основывается на:

  • обучении и воспитании обучающихся;

  • сложившемся опыте организации коллективно-творческой деятельности;

  • пропаганде здорового образа жизни и оздоровлении ребенка;

  • взаимодействии внеурочной деятельности с учебным процессом;

  • организации и функционировании системы дополнительного образования, дающей ребенку право выбора деятельности в соответствии с потребностями и интересами;

  • использовании возможностей социокультурной среды микрорайона, города.


Интеграция основного и дополнительного образования на разных уровнях (внутри школы на внешнем уровне) позволяет решать поставленные задачи и достигать цель воспитательной системы, что подтверждается количеством и качеством участия обучающихся школы в различных конкурсах и предметных олимпиадах (таблица 4).



Таблица 4

Количество

2008г.

2009г.

2010г.

1.

Количество участников различных смотров, конкурсов, олимпиад: всего

346

349

574

в т.ч. городского уровня,

135

54

89

областного уровня

58

15

20

уровня выше областного

20

144

400

2.

Победители и призеры различных смотров, конкурсов, олимпиад: всего

62

71

72

в т.ч. городского уровня,

22

27

29

областного уровня

19

8

22

уровня выше областного

1

8

12


Дополнительное образование обучающихся реализуется через внеклассную работу, внеурочную деятельность, а также через кружки и секции (приложение 5). МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска работает с учреждениями дополнительного образования детей, спортивными школами города и иными организациями на основе договоров о взаимовыгодном сотрудничестве (рисунок 3).

Рисунок 3


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (НОО) Основная образовательная программа НОО МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность (рисунок 4).


Рисунок 4


Для реализации программы воспитания и социализации младших школьников через внеурочную деятельность мы используем оптимизационную модель, которая позволяет оптимизировать все внутренние ресурсы и использовать возможности МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска. В реализации данной модели принимают участие все педагогические работники МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в т.ч. через органы ученического самоуправления;

  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска использует воспитательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  • гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

  • социальной активности;

  • представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • приобщение к системе культурных ценностей;

  • трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

  • экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  • организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

  • навыков здорового образа жизни.

Направления и формы работы внеурочной деятельности указаны в приложении 6


Расположение школы в центральной части города позволяет использовать (с некоторыми трудностями доставки детей из-за ограниченного доступа к общественному транспорту) в воспитательной работе с учащимися возможности городских культурных и спортивных учреждений (рисунок 5).

Рисунок 5

В школе действует система социально-педагогической службы, структура деятельности которой отражена на рисунке 6

Рисунок 6

Таким образом, в содержании воспитательной системы МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска создаются условия для разнообразной и полноценной деятельности учащихся. Исходя из своеобразия и традиций школы, коллектив стремится к организации и органическому сочетанию видов деятельности (спортивной, трудовой, познавательный, досуговой) с различными формами деятельности, создавая образовательное пространство для обучающихся, в котором ребенок может свободно передвигаться, развиваясь и реализуя себя.


Формы организации воспитательной работы в школе

1. Коллективные творческие дела школы:

  • Линейка, посвященная Дню Знаний «Здравствуй, школа!»;

  • Спортивные праздники: «Наши достижения – родному городу», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Зимний экстрим»;

  • Праздничный концерт и урок для педагогов в День Учителя;

  • Праздники «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники»;

  • День мудрого человека;

  • День рождения школы;

  • День Матери;

  • «Новогодняя сказка»;

  • Интеллектуальный «Форт Бойярд»;

  • День святого Валентина;

  • 23+8;

  • КВН;

  • Благотворительная ярмарка;

  • Смотр-конкурс песни и строя;

  • День Победы и акция «Георгиевская лента»;

  • День науки и творчества

  • Последний звонок и выпускной бал;

  • Поздравления и приглашения ветеранов на общешкольные праздники;

  • Проведения общешкольных праздников (к знаменательным датам);

  • Проведение общешкольных торжественных и итоговых линеек;


2. Воспитание в процессе обучения.

Связь урочной и внеурочной воспитывающей деятельности выражается в:

  • использовании воспитательного потенциала образовательных программ, реализуемых в школе;

  • организации деятельности факультативных курсов;

  • проектной деятельности по учебным предметам;

  • проведении предметных недель, декад;

  • организации и проведении конференций, литературных гостиных, «математических боев»;

  • посещении обучающимися театров, кинотеатров, филармонии, выставочных залов, музеев;

  • организация экскурсий по историческим и культурным местам России, в частности, по Челябинской и Свердловской областям;

  • организация экскурсий и встреч с ветеранами в школьном музее боевой славы воздушно-десантных войск.

3. Классные коллективы участвуют в реализации программ МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска, предусматривающих просветительскую деятельность для обучающихся по формированию социально-нравственных, культурно-духовных норм и ценностей:

  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска на ступени начального общего образования;

  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска на ступени НОО Программа коррекционной работы с обучающимися МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска на ступени НОО;

  • Программа «Профессиональное самоопределение».

  • Программа деятельности ШУС «Третья смена»;

  • Программа деятельности социальной службы «Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» в МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска на 2011-2015 годы;

  • Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Веселый городок»;

  • «Одаренные дети»;

  • «Здоровье»;

  • и другие.


4. Организация деятельности кружков и секций дополнительного образования

обучающихся выстраивается на основе интересов и свободном выборе в тесном взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей и спортивными школами г.Челябинска (рисунок 3). Работа кружков и секций осуществляется по следующим направленностям (приложение 5):

  • эколого-биологическая;

  • художественно-эстетическая;

  • социально-педагогическая;

  • научно-техническая;

  • спортивно-техническая;

  • военно-патриотическая;

  • физкультурно-спортивная.


5. Классные воспитательные мероприятия планируются и проводятся в соответствии с задачами развития классного коллектива, в форме тематических классных часов, интеллектуальных игр и встреч, конкурсов, вечеров, встреч в кругу друзей, походов, экскурсий и др.

В данных видах и формах деятельности принимают участие обучающиеся 1-11 классов, учителя, родители. Через коллективные творческие дела, систему дополнительного образования, участие в программах, уроках и внеурочных мероприятиях школы, осуществляется создание условий, благоприятных для личностного развития и успешной социализации всех обучающихся и каждой индивидуальности.


Отношения между субъектами воспитательной системы школы

Главной ценностью в процессе всех предлагаемых видов деятельности единый воспитательный коллектив видит отношения, складывающиеся между всеми субъектами воспитательной системы.

Наиболее значимые:

    • Сотрудничество в поиске, принятии и осуществлении идей, видов деятельности и управлении;

    • Сотворчество во всех проявлениях жизни коллектива. Открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьями обучающихся, участием родительской общественности в процессе воспитания;

    • Создание атмосферы комфорта для всех участников образовательного процесса;

    • Ответственность перед личностью и коллективом за принятые решения и проводимую деятельность;

    • Доступность информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления.


Управление и самоуправление в воспитательной системе

Управление воспитательной системой МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании" на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охране жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В соответствии с основными целями и задачами развития воспитательной системы создана структура управления воспитательной деятельности (рисунок 7).

Уровни управления воспитательной системой МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска можно условно обозначить так:

  • I уровень – стратегический. Во главе - органы управления образовательным процессом – педагогический Совет, директор школы, Совет образовательного учреждения, которые определяют стратегию воспитания, ведут разработку концепции и программы развития образовательного учреждения, содействуют организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий;

  • II уровень – тактический. Заместитель директора по воспитательной работе координирует, регулирует, анализирует, прогнозирует процесс и его результат, тесно сотрудничая с руководителем методического объединения классных руководителей, родительским комитетом;

  • III уровень – оперативный. Методическое объединение классных руководителей, службы сопровождения, Совет профилактики, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования обеспечивают методическую и психолого-педагогическую помощь педагогам в вопросах обучения и воспитания, осуществляют разработку пакета документов с целью определения способностей, склонностей учащихся; МОКР ведет методическую работу по разработке и реализации программы развития воспитательной системы школы, создание и апробация информационно-методических материалов по вопросам воспитания, организуют внеклассную деятельность учащихся в классных коллективах, проводит анализ результатов воспитательного процесса в классных коллективах и системе дополнительного образования школы;

  • IV уровень – самоуправление. Школьное ученическое самоуправление «Третья смена» (приложение 7) обеспечивает жизнедеятельность детского сообщества школы, проводит выборы органов самоуправления, оказывает помощь в формировании и развитии навыков управленческой деятельности, научно-исследовательской и творческой работы учащихся, способствует развитию социально-правовой активности личности при помощи формирования активной жизненной позиции. Позитивно влияет на развитие коммуникативных умений детей, повышает культуру поведения, общения и досуга учащихся ОУ, отрабатывает варианты модели человеческих взаимоотношений в процессе сотрудничества с педагогическим коллективом.


Участники воспитательного процесса ОУ сотрудничают с социальными партнерами (КТОС «Миасский», депутат А.А. Мотовилов, депутат А.Л. Шестаков, Администрация Центрального района г.Челябинска, КДНиЗП, ПДН ОП № 5, МБТ, служба занятости населения, культурно-развлекательные центры и комплексы, кинотеатры, театры, цирк, филармония и т.д.), учреждениями дополнительного образования детей, МОУ Детским домом № 2, районной ассоциацией лидеров «УРАЛ».


Представители всех уровней управления воспитательным процессом тесно связаны с главными его участниками – учащимися, а также их родителями (законными представителями).


Роль классного руководителя в организации деятельности учащегося заключается в координации взаимодействия всех участников процесса воспитания и сопровождении индивидуального развития ребенка



Рисунок 7

Характеристика структуры, управляющей воспитательной деятельностью в МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска более подробно описана в приложении 8.


Результативность воспитательной системы

В соответствии с целью и задачами сформулированы основные критерии, показатели и способы оценки эффективности развития воспитательной системы (таблица 5):

Таблица 5

Критерии

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

Освоение учащимися образовательной программы

Развитость мышления

Познавательная активность учащихся

Сформированность учебной деятельности

Школьный тест умственного развития

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)

Педагогическое наблюдение

Самоактуализированность личности выпускника

Уровень воспитанности выпускников

Методика определения уровня воспитанности учащихся. (методика Н.П.Капустина)


Наличие достижений ребенка в одном или нескольких видах деятельности

Портфель достижений учащихся


Социализация выпускников

Диагностика уровня социальной зрелости старшеклассников

(методика Т.Н. Кожевниковой)


Личностный рост школьника

Диагностика личностного роста школьника

(методика Д.В. Григорьева, П.В.Степанова)

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

Сформированность нравственных качеств выпускников

Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Диагностика нравственных приоритетов учащихся.


Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

Метод ранжирования

Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

Коммуникабельность

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Знание этикета поведения

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

МЭПО и СУ

Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала выпускника школы

Развитость чувства прекрасного

Сформированность других эстетических чувств

Методика Торренса

МЭПО и СУ

Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала выпускника

Состояние здоровья выпускника школы

Развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

Степень комфортности учащихся в школе

Изучение мнения учащихся о воспитательной работе в школе

(методика М.П.Нечаева)


Удовлетворенность родителей организацией УВП школы

Методика изучения удовлетворенности родителей работой школы

(методика Е.Н.Степанова)


Степень комфортности педагогов в школе

Определение степени удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в общешкольном сообществе и своим положением в нем.

(методика Н.П.Капустина)

Сформированность общешкольного коллектива

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

Развитость самоуправления

Сформированность совместной деятельности

Методика "Наши отношения"

Методика М.И. Рожкова

Социометрический эксперимент

Конкурентоспособность учебного заведения

Поступление выпускников школы в высшие учебные заведения

Участие учащихся, педагогов школы в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях

Рейтинг школы, репутация (имидж) школы

Статистические данные по результатам работы школы.


Достижение данных показателей увеличит вероятность появления следующих эффектов воспитания:

  • личностных – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности юных челябинцев; становление их социокультурной идентичности, овладение ими высшими, социально-полезными видами деятельности;

  • социальных – распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных культур, повышение социальной мобильности личности; рост конкурентоспособности личности, общества и государства.


Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания являются:

  • реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей;

  • реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности детей;

  • развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников;

  • развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.


Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении условий для воспитания являются:

  • разработанность нормативно-методических документов, регулирующих воспитательный процесс в образовательном учреждении;

  • обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими кадрами (приложение 9);

  • наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для педагогов, организующих процесс воспитания;

  • обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально-техническими ресурсами (приложение 10).


Ориентация на данные критерии в оценке качества воспитания позволяет эффективнее реализовывать основные функции управления воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы в МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска.


3. ДИАГНОСТИКА И АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Воспитательная работа в МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска осуществляется, исходя из имеющихся ресурсов: кадровых, материально-технических, финансовых и других.



Кадровый состав, обеспечивающий функционирование воспитательной системы школы за последние 5 лет количественно изменился:

  • в связи с неблагоприятной демографической ситуацией в микрорайоне снижается количество классов, а, следовательно, классных руководителей (приложение 9);

  • как и в прошлых учебных годах, число педагогов дополнительного образования - 1 человек. Это обусловлено перераспределением ставок ПДО внутри района и передачей ставок МАОУ СОШ № 8 в МБУДОД ЦВР «Истоки» в 2008 – 2009 учебном году. Удалось сохранить почти все кружки и секции, а также преподавателей.

Остается стабильным показатель уровня образования и квалификации классных руководителей и педагогов дополнительного образования (приложение 9).

Материально-техническое оснащение МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска позволяет осуществлять учебно-воспитательный процесс на достаточном уровне. Школа располагается в типовом трехэтажном кирпичном здании, в котором имеются 37 учебных кабинетов, в т.ч. 1 компьютерный класс, 1 демонстрационный класс, 2 спортивных зала, слесарная и швейная мастерские. Учебные кабинеты школы оснащены АРМами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками. В школе проведена локальная сеть, каждый компьютер имеет выход в Интернет, что позволяет расширять образовательное, в том числе и воспитательное пространство. Также в школе имеются актовый зал, хореографический класс, тренажерный зал, библиотека, кабинет психолого-педагогической службы, логопункт, медицинский кабинет, столовая. С 2004 года на территории ОУ действует универсальная спортивная площадка (стадион).

Оплата труда работников ОУ, осуществляющих воспитательный процесс, осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда и стимулирующих выплатах работников МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска.

Социальный состав учащихся МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска и их семей на начало 2011 года следующий (таблица 6):

Таблица 6

Обучающиеся из семей:

Количество обучающихся

% от общего числа обучающихся в ОУ

  • неполных

169

25

  • многодетных

35

5

  • малообеспеченных

142

21

  • беженцев и переселенцев

2

0,3

Воспитанники детского дома № 2

40

6

Дети-инвалиды

4

0,6

Учащиеся, состоящие на учете в ОДН ОП № 5

2

0,3

Учащиеся, состоящие на педагогическом учете

2

0,3

Учащиеся, чьи родители участвовали в военных конфликтах

15

2


Работа классных руководителей осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы ОУ и планами (программами) воспитательной работы классных руководителей. С целью оказания методической помощи в МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска функционирует методическое объединение классных руководителей. Анализ деятельности классных руководителей осуществляет руководитель МО классных руководителей и заместитель директора по ВР.


Органы ученического самоуправления

Немаловажную роль в подготовке и проведении мероприятий принимают обучающиеся, входящие в состав школьного ученического самоуправления (приложение 7). ШУС «Третья смена» принимает участие в организации и проведении не только внутришкольных, но и районных мероприятий. Деятельность актива ОУ отмечена грамотами и благодарственными письмами различного уровня.

Последние 3 года одним из приоритетных направлений воспитательной работы ОУ (и школьного ученического самоуправления в том числе) является социальное проектирование. В 2008 году проект «Стадион» занял III место в областном конкурсе. В 2010 году в рамках акции «Я – гражданин России» школа заняла I место в районном этапе и II место в городском этапе. В 2011 году активист школьного ученического самоуправления Иванов Леонид занял I место в городском и областном этапах и V место во всероссийском этапе конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления «Лидер XXI века».


Диагностика воспитательного процесса МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска осуществляется с помощью методик, указанных в таблице 5, а также с помощью других средств мониторинга, используемых классными руководителями, учителями-предметниками и педагогами-психологами.

Анализ воспитательного процесса в течение учебного года осуществляют классные руководители, руководитель МО классных руководителей и заместитель директора по ВР. Одними из основных информационных источников для анализа воспитательной работы МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска являются журнал классного руководителя (приложение 11), в котором подробно фиксируется воспитательная работа с классом в течение года, анализ воспитательной работы за месяц (приложение 12), цифровой отчет классного руководителя (приложение 13), мониторинг занятости учащихся в системе дополнительного образования (приложение 14), а также результаты ВШК.


Необходимо отметить, что МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска ежегодно принимает участие в различных мероприятиях, в т.ч. в рамках городского календаря массовых мероприятий, показывает стабильные результаты, занимает призовые места (приложение 15).


МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска – это школа, в которой каждый учащийся и учитель могут найти нишу для реализации своего потенциала. Процесс личностного самоопределения происходит в сопровождении психологической и социально-педагогической службы, при взаимодействии с родителями учащихся.

Различные направления организации учебно-воспитательного процесса позволяют учащимся выразить себя, найти поле для деятельности, прожить ситуацию успеха, тем самым, приобрести положительный социальный опыт.


4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитательная система школы. От А до Я: Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов — Москва, Просвещение, 2006 г.- 208 с.

  2. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. - М., 2006.

  3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 2000

  4. Проектирование систем внутреннего управления./под редакцией Моисеева А.М. - Москва, Педагогическое общество России, 2001.-384с.

  5. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.

  6. Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы)/ Изд. 5-е, доп.и перераб. - Ростов на Дону: Феникс, 2006 — 416с.

  7. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Учебно-методическое пособие. Творческий центр, Москва,2008.

  8. Т.И.Шамова Г.Н.Шибанова Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление М., 2005

  9. Толстых И.А., Павлов Е.Н. Концептуальные подходы к созданию воспитательной системы образовательного учреждения. – Липецк: Педагогический лицей, 1998.

  10. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении: О. Г. Прохорова - Санкт-Петербург, КАРО, 2007 г.- 160 с.

  11. Федеральный портал Министерства образования РФ www.standart.edu.ru


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!