СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование как метод познания

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку информатики 9 класс по учебнику Босовой Л.Л. "Информатика и ИКТ". Глава 2. Моделирование и формализация.Цель урока: освоить виды моделей, этапы моделирования. Презентация содержит упражнения по закреплению темы.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование как метод познания»

 МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ  ПОЗНАНИЯ  ПОЗНАНИЯ   МОДЕЛИРОВАНИЕ  КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПОЗНАНИЯ ПОЗНАНИЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ

КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Ключевые слова модель  моделирование  цель моделирования  натурная (материальная) модель  информационная модель  формализация  классификация информационных моделей

Ключевые слова

  • модель
  • моделирование
  • цель моделирования
  • натурная (материальная) модель
  • информационная модель
  • формализация
  • классификация информационных моделей

Модель – это объект, который обладает некоторыми свойствами другого объекта ( оригинала ) и используется вместо него. Оригиналы и модели
  • Модель – это объект, который обладает некоторыми свойствами другого объекта ( оригинала ) и используется вместо него.
  • Оригиналы и модели

Моделирование – это создание и использование моделей для изучения оригиналов.

Когда используют моделирование:

оригинал не существует

  • древний Египет последствия ядерной войны (Н.Н. Моисеев, 1966)
  • древний Египет
  • последствия ядерной войны (Н.Н. Моисеев, 1966)

исследование оригинала опасно для жизни или дорого:

  • управление ядерным реактором (Чернобыль, 1986) испытание нового скафандра для космонавтов разработка нового самолета или корабля
  • управление ядерным реактором (Чернобыль, 1986)
  • испытание нового скафандра для космонавтов
  • разработка нового самолета или корабля

оригинал сложно исследовать непосредственно:

  • Солнечная система, галактика (большие размеры) атом, нейтрон (маленькие размеры) процессы в двигателе внутреннего сгорания (очень быстрые) геологические явления (очень медленные)
  • Солнечная система, галактика (большие размеры)
  • атом, нейтрон (маленькие размеры)
  • процессы в двигателе внутреннего сгорания (очень быстрые)
  • геологические явления (очень медленные)

интересуют только некоторые свойства оригинала

  • проверка краски для фюзеляжа самолета
  • проверка краски для фюзеляжа самолета
Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета,  процесса или явления. Для чего нужны модели?

Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета,

процесса или явления.

Для чего нужны модели?

Для чего нужны модели?

Для чего нужны модели?

Панорама «Оборона Севастополя»

Панорама «Оборона Севастополя»

«Бородинское сражение»

«Бородинское сражение»

Моделирование – процесс построения моделей. Модель создается для того, чтобы: представить объект, воспроизвести его внешний вид и характерные особенности; понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром; научиться управлять объектом; прогнозировать последствия воздействия на объект и т. д. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д.

Моделирование – процесс построения моделей.

Модель создается для того, чтобы:

  • представить объект, воспроизвести его внешний вид и характерные особенности;
  • понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
  • научиться управлять объектом;
  • прогнозировать последствия воздействия на объект и т. д.
  • Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д.
Моделирование

Моделирование

Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ Модель Натурная Информационная МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ Муляж Словесное описание Макет формула, чертеж, схема Информационная модель - описание объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации.

Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.

Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей.

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Модель

Натурная

Информационная

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ

Муляж

Словесное описание

Макет

формула, чертеж, схема

Информационная модель - описание объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации.

Этапы построения информационной модели Реальный объект Анализ условия задачи Объект и цель моделирования Связь между свойствами Существенные  и основными частями объекта. признаки объекта Словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, программа. Формализация Информационная модель

Этапы построения информационной модели

Реальный объект

Анализ условия

задачи

Объект и цель моделирования

Связь между свойствами

Существенные

и основными частями объекта.

признаки объекта

Словесное описание, таблица,

рисунок, схема, чертёж, формула,

алгоритм, программа.

Формализация

Информационная

модель

Классификация информационных моделей Физическая Предметная область Экономическая Экологическая Социологическая Динамическая Временной фактор Статическая Знаковая Форма представления Образная Смешанная

Классификация информационных моделей

Физическая

Предметная

область

Экономическая

Экологическая

Социологическая

Динамическая

Временной

фактор

Статическая

Знаковая

Форма

представления

Образная

Смешанная

'); readln (a); write ('Введите показатель n'); readln (n); y:=1; for i:=1 to n do y:=y*a; writeln ('y=', y) end. " width="640"

Классификация информационных моделей

Знаковая модель

program n_16;

var i, n: integer; a, y: real;

begin

writeln ('Возведение в степень');

write ('Введите основание a');

readln (a);

write ('Введите показатель n');

readln (n);

y:=1;

for i:=1 to n do y:=y*a;

writeln ('y=', y)

end.

Классификация информационных моделей Графическая модель

Классификация информационных моделей

Графическая модель

Классификация информационных моделей Графическая модель

Классификация информационных моделей

Графическая модель

Классификация информационных моделей Графическая модель

Классификация информационных моделей

Графическая модель

Классификация информационных моделей Табличная модель

Классификация информационных моделей

Табличная модель

Классификация информационных моделей Смешанная модель

Классификация информационных моделей

Смешанная модель

Формализация  - процесс замены реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью. Химическая формула сахарозы

Формализация - процесс замены реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью.

Химическая формула сахарозы

Упражнения

Упражнения

Пример 2

Пример 2

Пример 3

Пример 3

Пример 4

Пример 4

Пример  5

Пример 5

Пример 6

Пример 6

Пример 7

Пример 7

Пример8

Пример8

Пример 9

Пример 9

Решите задачу табличным способом В симфонический оркестр приняли на работу трех музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что: 1) Смит самый высокий; 2) играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; 3) играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; 4) когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; 5) Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играют Браун, Смит и Вессон, если каждый владеет двумя инструментами?

Решите задачу табличным способом

  • В симфонический оркестр приняли на работу трех музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что:

1) Смит самый высокий;

2) играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

3) играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

4) когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

5) Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играют Браун, Смит и Вессон, если каждый владеет двумя инструментами?

Обобщение тем: Компьютер, Файл и Моделирование 1. Компьютер – это: 1) электронное вычислительное устройство для обработки чисел 2) устройство для обработки аналоговых сигналов 3) устройство для хранения информации любого вида 4) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией

Обобщение тем: Компьютер, Файл и Моделирование

  • 1. Компьютер – это:

1) электронное вычислительное устройство для обработки чисел

2) устройство для обработки аналоговых сигналов

3) устройство для хранения информации любого вида

4) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией

2. Компьютерные вирусы: 1) являются следствием ошибок в ОС 2) возникают из-за сбоев в аппаратной части компьютера 3) имеют биологическое происхождение 4) создаются людьми специально для нанесения ущерба ПК

2. Компьютерные вирусы:

1) являются следствием ошибок в ОС

2) возникают из-за сбоев в аппаратной части компьютера

3) имеют биологическое происхождение

4) создаются людьми специально для нанесения ущерба ПК

3. Файл – это: 1) совокупность фактов и правил 2) объект, характеризуемый именем, значением и типом 3) элементарная информационная единица, содержащая последовательность байтов и имеющая уникальное имя 4) часть постоянной памяти

3. Файл – это:

1) совокупность фактов и правил

2) объект, характеризуемый именем, значением и типом

3) элементарная информационная единица, содержащая последовательность байтов и имеющая уникальное имя

4) часть постоянной памяти

4. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит: 1) от объема обрабатываемой информации 2) от размера экрана монитора 3) от напряжения питания 4) от тактовой частоты процессора

4. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит:

1) от объема обрабатываемой информации

2) от размера экрана монитора

3) от напряжения питания

4) от тактовой частоты процессора

5. Расширение файла, как правило, характеризует: 1) место, занимаемое файлом на диске 2) место создания файла 3) тип информации, содержащейся в файле 4) объем файла

5. Расширение файла, как правило, характеризует:

1) место, занимаемое файлом на диске

2) место создания файла

3) тип информации, содержащейся в файле

4) объем файла

6. Сжатый файл представляет собой: файл, зараженный компьютерным вирусом 2) файл, которым долго не пользовались 3) файл, упакованный с помощью архиватора 4) файл, защищенный от несанкционированного доступа

6. Сжатый файл представляет собой:

  • файл, зараженный компьютерным вирусом

2) файл, которым долго не пользовались

3) файл, упакованный с помощью архиватора

4) файл, защищенный от несанкционированного доступа

7. Установите соответствие для процесса моделирования 1) Моделируемый процесс 2) Моделируемый объект А) конвекция воздуха в комнате 3) Цель моделирования Б) исследование температурного режима 4) Моделируемые характеристики С) комната Д) температура

7. Установите соответствие для процесса моделирования

1) Моделируемый процесс

2) Моделируемый объект

А) конвекция воздуха в комнате

3) Цель моделирования

Б) исследование температурного режима

4) Моделируемые характеристики

С) комната

Д) температура

8. Информационная модель, имеющая табличную структуру, - это: 1) файловая система компьютера 2) таблица Менделеева 3) генеалогическое древо семьи 4) функциональная схема компьютера

8. Информационная модель, имеющая табличную структуру, - это:

1) файловая система компьютера

2) таблица Менделеева

3) генеалогическое древо семьи

4) функциональная схема компьютера

9.  Информационная модель, имеющая иерархическую структуру, - это:  файловая система компьютера расписание уроков таблица Менделеева 4) программа телепередач

9. Информационная модель, имеющая иерархическую структуру, - это:

  • файловая система компьютера
  • расписание уроков
  • таблица Менделеева

4) программа телепередач

10. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из списка. Наглядно продемонстрировать признаки различных фруктов и овощей позволяет ….. описание 3) муляж 2) макет 4) таблица

10. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из списка.

Наглядно продемонстрировать признаки различных фруктов и овощей позволяет …..

  • описание 3) муляж

2) макет 4) таблица

1 2 4 4 3 3 4 4 5 6 3 3 7 8 1 А 2 С 3 Б 4 Д 2 9 10 1 3

1

2

4

4

3

3

4

4

5

6

3

3

7

8

1 А 2 С 3 Б 4 Д

2

9

10

1

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!