«Моделирование как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста
с художественной литературой»
Автор: Пичугина Светлана Викторовна
Научный руководитель:
Лещук Серафима Александровна
Проблемой влияния художественной литературы на всесторонне развитие детей были отражены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Льва Семёновича Высотского, Е.И. Игнатьева, Д.В. Колесова, Г.А. Урунтаевой и др.
Моделирование как средство обучения и развития рассматривается в трудах Н.А.Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.
Достаточный уровень изученности данного вопроса и многочисленные методические разработки
в практике данный метод используется крайне редко, либо его применение является некорректным в силу отсутствия определенных условий.
Противоречие
Проблема : какие условия необходимы для эффективного использования метода моделирование в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Объект исследования : Процесс ознакомления дошкольников с детской художественной литературой.
Предмет исследования. Моделирование как средство ознакомления младших дошкольников с художественной литературой.
Цель исследования. Выявить условия, обеспечивающие эффективность процесса ознакомления младших дошкольников с художественной литературой с использованием метода наглядного моделирования.
Гипотеза исследования. Исследование моделирования в процессе ознакомления с детской художественной литературой будет эффективным если:
- Моделирование будет использовано целенаправленно и систематично.
- Будут использованы разные виды моделей.
- Модели будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.
Задачи исследования:
Проанализировать и обобщить теоретический материал по проблеме исследования;
Изучить и определить значимость использования наглядного моделирования в процессе ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста
Провести опытно-экспериментальную работу по проверке справедливости гипотезы.
Л.А. Венгер 3 этапа моделирования:
Использование готового символа или модели.
Составление модели педагога совместно с детьми .
Самостоятельное составление моделей
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось МБДОУ №228 «Теремок» г. Барнаула работа проводилась в 3 этапа:
На 1 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня заинтересованности, восприятия и понимания содержании при ознакомлении с художественной литературой, осуществлялась диагностическая работа
На 2 этапе проводилась экспериментальная работа по развитию ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования.
На 3 этапе обобщались и систематизировались и анализировались материалы исследования.
Констатирующий этап
Методику работы с дошкольниками в процессе ознакомления с художественной литературой мы осуществляли в двух направлениях:
Направленное воспитание детей в процессе ознакомления младших дошкольников с художественной литературой с использованием метода наглядного моделирования
Развитие навыков слушания текста художественного произведения; объяснения прослушанного текста художественного произведения (поступков персонажей и последствия этих поступков); повторения выразительных слов из прочитанного; договаривания слов и простых фраз; заучивания наизусть.
Ознакомление детей с художественной литературой осуществлялось на занятиях разного вида:
1. Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
2. Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);
3. Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
4. Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).
Констатирующий и контрольный этапы
Эффективным метод моделирования может являться только при создании определенных условий:
- Е сли моделирование будет использовано целенаправленно и систематично;
- Е сли будут использованы разные виды наглядных моделей (мнемотаблицы и опорные картинки);
- Е сли модели будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.
Спасибо за внимание!