«Моделирование как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой»

Развитие навыков слушания текста художественного произведения; объяснения прослушанного текста художественного произведения (поступков персонажей и последствия этих поступков); повторения выразительных слов из прочитанного; договаривания слов и простых фраз; заучивания наизусть.  

Просмотр содержимого документа
««Моделирование как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой»»

«Моделирование как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста  с художественной литературой» Автор: Пичугина Светлана Викторовна Научный руководитель:  Лещук Серафима Александровна

«Моделирование как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста

с художественной литературой»

Автор: Пичугина Светлана Викторовна

Научный руководитель:

Лещук Серафима Александровна

 Проблемой влияния художественной литературы на всесторонне развитие детей были отражены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Льва Семёновича Высотского, Е.И. Игнатьева, Д.В. Колесова, Г.А. Урунтаевой и др. Моделирование как средство обучения и развития рассматривается в трудах Н.А.Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.

Проблемой влияния художественной литературы на всесторонне развитие детей были отражены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Льва Семёновича Высотского, Е.И. Игнатьева, Д.В. Колесова, Г.А. Урунтаевой и др.

Моделирование как средство обучения и развития рассматривается в трудах Н.А.Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.

Достаточный уровень изученности данного вопроса и многочисленные методические разработки в практике данный метод используется крайне редко, либо его применение является некорректным в силу отсутствия определенных условий. Противоречие Проблема : какие условия необходимы для эффективного использования метода моделирование в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой.

Достаточный уровень изученности данного вопроса и многочисленные методические разработки

в практике данный метод используется крайне редко, либо его применение является некорректным в силу отсутствия определенных условий.

Противоречие

Проблема : какие условия необходимы для эффективного использования метода моделирование в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой.

Объект исследования : Процесс ознакомления дошкольников с детской художественной литературой. Предмет исследования. Моделирование как средство ознакомления младших дошкольников с художественной литературой. Цель исследования. Выявить условия, обеспечивающие эффективность процесса ознакомления младших дошкольников с художественной литературой с использованием метода наглядного моделирования.

Объект исследования : Процесс ознакомления дошкольников с детской художественной литературой.

Предмет исследования. Моделирование как средство ознакомления младших дошкольников с художественной литературой.

Цель исследования. Выявить условия, обеспечивающие эффективность процесса ознакомления младших дошкольников с художественной литературой с использованием метода наглядного моделирования.

Гипотеза исследования. Исследование моделирования в процессе ознакомления с детской художественной литературой будет эффективным если: Моделирование будет использовано целенаправленно и систематично. Будут использованы разные виды моделей. Модели будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.

Гипотеза исследования. Исследование моделирования в процессе ознакомления с детской художественной литературой будет эффективным если:

  • Моделирование будет использовано целенаправленно и систематично.
  • Будут использованы разные виды моделей.
  • Модели будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.
Задачи исследования: Проанализировать и обобщить теоретический материал по проблеме исследования; Изучить и определить значимость использования наглядного моделирования в процессе ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста Провести опытно-экспериментальную работу по проверке справедливости гипотезы.

Задачи исследования:

Проанализировать и обобщить теоретический материал по проблеме исследования;

Изучить и определить значимость использования наглядного моделирования в процессе ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста

Провести опытно-экспериментальную работу по проверке справедливости гипотезы.

Л.А. Венгер 3 этапа моделирования:  Использование готового символа или модели. Составление модели педагога совместно с детьми . Самостоятельное составление моделей

Л.А. Венгер 3 этапа моделирования:

Использование готового символа или модели.

Составление модели педагога совместно с детьми .

Самостоятельное составление моделей

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось МБДОУ №228 «Теремок» г. Барнаула работа проводилась в 3 этапа: На 1 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня заинтересованности, восприятия и понимания содержании при ознакомлении с художественной литературой, осуществлялась диагностическая работа На 2 этапе проводилась экспериментальная работа по развитию ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования. На 3 этапе обобщались и систематизировались и анализировались материалы исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось МБДОУ №228 «Теремок» г. Барнаула работа проводилась в 3 этапа:

На 1 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня заинтересованности, восприятия и понимания содержании при ознакомлении с художественной литературой, осуществлялась диагностическая работа

На 2 этапе проводилась экспериментальная работа по развитию ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования.

На 3 этапе обобщались и систематизировались и анализировались материалы исследования.

Констатирующий этап

Констатирующий этап

Методику работы с дошкольниками в процессе ознакомления с художественной литературой мы осуществляли в двух направлениях:   Направленное воспитание детей в процессе ознакомления младших дошкольников с художественной литературой с использованием метода наглядного моделирования Развитие навыков слушания текста художественного произведения; объяснения прослушанного текста художественного произведения (поступков персонажей и последствия этих поступков); повторения выразительных слов из прочитанного; договаривания слов и простых фраз; заучивания наизусть.

Методику работы с дошкольниками в процессе ознакомления с художественной литературой мы осуществляли в двух направлениях:

Направленное воспитание детей в процессе ознакомления младших дошкольников с художественной литературой с использованием метода наглядного моделирования

Развитие навыков слушания текста художественного произведения; объяснения прослушанного текста художественного произведения (поступков персонажей и последствия этих поступков); повторения выразительных слов из прочитанного; договаривания слов и простых фраз; заучивания наизусть.

Ознакомление детей с художественной литературой осуществлялось на занятиях разного вида:   1. Тематические  (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни); 2. Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста); 3. Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников); 4. Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).

Ознакомление детей с художественной литературой осуществлялось на занятиях разного вида:

1. Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);

2. Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);

3. Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);

4. Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).

Констатирующий и контрольный этапы

Констатирующий и контрольный этапы

Эффективным метод моделирования может являться только при создании определенных условий: Е сли моделирование будет использовано целенаправленно и систематично; Е сли будут использованы разные виды наглядных моделей (мнемотаблицы и опорные картинки); Е сли модели будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.

Эффективным метод моделирования может являться только при создании определенных условий:

  • Е сли моделирование будет использовано целенаправленно и систематично;
  • Е сли будут использованы разные виды наглядных моделей (мнемотаблицы и опорные картинки);
  • Е сли модели будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас