СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование урока «Введение новых знаний через учебную творческую деятельность учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрено моделирование урока русского языка в 3 классе согласно основным этапам учебной творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование урока «Введение новых знаний через учебную творческую деятельность учащихся»»


Топчий Н.И.



Моделирование урока «Введение новых знаний через учебную творческую деятельность учащихся»


Моделирование урока «Введение новых знаний через учебную творческую деятельность учащихся».

Задача современной школы состоит не столько в том, чтобы дать ученикам знания, умения и навыки, а в большей степени вырастить исследователя, человека, умеющего решить поставленную перед ним проблему.

Как превратить школьника в ученого? Ответ на этот вопрос я нашла у Е.Л. Мельниковой, кандидата психологических наук и попробовала применить предложенную ею технологию проблемно-диалогового обучения. Хочу поделиться с вами своим опытом.

Для начала рассмотрим этапы научной творческой деятельности: (слайд 2)

Этапы научной творческой деятельности


Название

Содержание этапа

Результат этапа

1. Постановка проблемы

Возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречия, формулирование проблемы

Проблема - вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения

2. Поиск решения

Выдвижение и проверка гипотез

Решение – понимание нового знания

3. Выражение решения


Выражение нового знания научным языком в принятой форме


Продукт – рукопись (книги. статьи, диссертации. доклада)

4. Реализация продукта

Публичное представление продукта

Реализованный продукт - публикация, выступление


Этап постановки проблемы начинается с возникновения проблемной ситуации. Ее содержанием является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией и т.д.), признаком - эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Выход из проблемной ситуации состоит в осознании ее противоречия и формулировании проблемы. Таким образом, проблема - это вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации и поставленный для разрешения.

Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Выдвижение гипотез может быть одновременным или последовательным. а гипотеза - либо ошибочной, либо решающей. Данный этап завершается нахождением решения, т.е. открытием (пониманием) нового знания.

Далее знание выражается соответствующим научным языком в общественно принятой форме. Следовательно, результатом этапа выражения решения становится продукт-рукопись статьи, доклада, книги.

Завершает творческий акт реализация продукта, т.е. его публичное представление посредством устного выступления или публикации.

Как же обучить школьников такому сложному процессу? Когда и где это делать?

Выход один - провести ребенка через все этапы научного творчества прямо на уроке, ведь учебная деятельность-аналог научного творчества, поскольку ее конечным результатом является новое знание. В идеале она также включает четыре основных звена, причем первые два (постановка учебной проблемы и поиск решения) приходятся на этап введения нового материала (знаний), а третье и четвертое звенья (выражение решения и реализация продукта) разворачиваются на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний.

Отличается учебная деятельность от научной тем, что новое знание является новым лишь для учащихся, и выражается оно в более простых формах.

Предлагаю рассмотреть этапы учебной творческой деятельности на примере урока русского языка в 3 классе по теме «Мягкий знак после букв, обозначающих шипящие звуки на конце существительных».

На уроках введения нового знания очень важно правильно провести актуализацию знаний, поэтому на мин.чистописания детям были предложены буквы ш, щ, ч (слайд 3)

-Какие звуки обозначают эти буквы?

= Согласные, глухие, шипящие.

-Запишем словарные слова в которых есть эти буквы:


помо…ник

ч…рёмуха

ч…ловек

дежда

б…гаж

п…чаль


-Какие буквы вставили в слова?

-Что общего в словах?

= Словарные, существительные.

-По какому принципу разбиты слова на столбики?

=В 1 столбике существительные мужского рода, во 2 столбике- женского.

Таким образом, ученики повторили все те знания, которые потребуются для формулировки темы урока (слайд 4).

Следующим этапом урока будет постановка учебной проблемы (в научном творчестве это первый этап). Она может идти двумя путями: классическим (повторяющим научное творчество) или сокращенным.

Классический путь включает в себя этапы:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Осознание противоречия.

3. Формулировка проблемы.

Для создания проблемной ситуации я дала практическое задание на ошибку записать самостоятельно слова: грач, мышь, ключ, ночь, помощь.

- Эти же слова вместе с вами писали Незнайка и Знайка. Давайте посмотрим, что у них получилось и проверим себя: (слайд 5)


грач

грач

мыш

мышь

ключ

ключ

ноч

ночь

помощ

помощь


При проверке по образцу ребята обнаружили у себя ошибки, т.е. произошло осознание противоречия, ученики видят область своего незнания и понимают необходимость решения данной проблемы для себя лично, таким образом, обеспечивается высокая мотивация учения.

Далее учитель побуждает к формулировке проблемы методом побуждающего диалога:

- Что общего в словах, которые записали?

- Какого правила ещё не знаете?

- Чему должны научиться на уроке, какая цель урока?

=Научиться писать существительные с шипящим на конце.

-Абсолютно верно, таким образом, тема урока: Правописание существительных с шипящим на конце.

Если некоторые темы очень сложны, или класс слабый, то можно пойти сокращённым путём (слайд 6).

Это развёртывание системы посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к открытию нужной мысли.

Например, диалог можно выстроить так:

- Прочитайте слова, что у них общего?

- К какой части речи они относятся?

- Подчеркните последние буквы.

- Какие звуки обозначают эти буквы?

- Чем отличается написание слов?

- Чему должны научиться на уроке?

Также можно сразу сообщить тему урока с применением приёма «яркое пятно» (обычно это дидактические сказки).

- Встретились однажды слова «мышь» и «грач», посмотрели на хвостики друг друга и очень удивились. Мышь говорит: «И я, и ты существительные, почему же у меня на хвосте есть мягкий знак, а у тебя нет?»

- Почему так происходит, должны выяснить сегодня на уроке.

Итак, осознание проблемы каждым учеником состоялось, они увидели для себя значимость новой темы, теперь можно переходить к следующему этапу - поиску решения проблемы (слайд 7).

Он также может идти классическим путем:

- Какие есть предположения о правописании существительных с шипящим на конце?

(Важно рассмотреть и проверить все поступающие гипотезы) или сокращенным путём, когда учитель сам предлагает пути решения и вместе с детьми проверяет гипотезу (слайд 8).

- Определим род существительных.

- Сравните написание существительных мужского и женского рода?

- Что заметили?

Таким образом, ученики проверили все гипотезы, нашли правильное решение и выводят новое знание:

- Сделайте вывод о правописании существительных с шипящей на конце слова.

=У существительных женского рода пишется мягкий знак после шипящего, а у существительных мужского рода - нет.

Вывод сделан, новое знание сформулировано, можно переходить к этапу воспроизведения знаний (слайд 9).

Воспроизведение новых знаний может быть выражено научным языком, наглядно-образным языком, художественным языком.

Если учитель планирует воспроизведение знаний научным языком, возможны следующие задания (слайд 10):

  • Сформулировать правило. Т.к. учениками младших классов еще не освоена научная терминология, необходимо сверить свое правило с научной формулировкой в учебнике.

  • Сформулировать тему урока (если она не совпадает с целью урока);

  • Сформулировать вопросы по теме урока. (Логичнее это задание давать на этапе подведения итогов урока)

- Как проверить написание существительного с шипящей на конце?

-Когда на конце существительного пишется мягкий знак?

Если на данном уроке важно воспроизвести новое знание наглядно-образным языком, возможны следующие задания (слайд 11):

  • Создать опорный сигнал в форме символа

  • Создать опорный сигнал в форме таблицы

  • Создать опорный сигнал в форме схемы

Н а следующем уроке ученикам было предложено такое задание. Посмотрим, что у них получилось:

сущ. ж.р. Ь сущ. м.р. Ь

  • С оздать опорный сигнал в форме алгоритма:

На уроке ребятам была роздана блок-схема с предложением вписать правило в алгоритм (слайд 12), попробуйте и вы.

Вот, что получилось у ребят: (слайд 13)



Возможно воспроизведение знаний художественным языком (слайд 14).

Тогда учитель предлагает детям придумать загадку, сказку, стихотворение, рисунок на это правило. Чаще эта работа выполняется дома.


Его увидишь на конце ты,

Когда у слова женский род,

Когда же род мужской у слова

Не вздумай ты искать его.

Прусенкова Марина


Если вдруг засомневался

Как писать ты дочь и мышь,

Вспомни правило простое,

У слова род определи,

И тогда ты без сомненья

В словах напишешь мягкий знак.

Войцеховский Илья


Слайд 15

Рисунок Владиславской Донаты


Следующий этап урока - первичное закрепление, т.е. применение нового знания на практике.

Ученикам было предложено записать под диктовку слова: печь, речь, нож, брошь, камыш, малыш.

Затем обязательно следует самопроверка по образцу.

-Проверьте себя (слайд 16)

-Кто написал правильно? Молодцы, значит, на уроке были очень внимательными. Ваше задание: попробовать с этими рифмами составить стихотворение.

- Кто допустил ошибку? Ваше задание: прочитать ещё раз правило и выполнить упражнение 32.

- Попробуйте и вы, уважаемые коллеги выполнить творческое задание.

- Посмотрим, что получилось у детей (слайд 17):


Папа пошел к реке сорвать камыш,

Но вдруг к нему подошел малыш.

Он сказал славную речь,

Чтобы папа пошел и разжег печь:

«Эй малыш, подай мне нож,

Я хочу починить маме брошь».

Ободовская Дарья


Шуршит камыш,

Бежит малыш,

Сверкает брошь

И режет нож.

Ильенко Алина


Моя любимая теплая печь,

Вот моя красивая речь:

«Возьму на кухне нож,

Прицеплю на кофту брошь,

Сорву я на речке камыш,

Иди сюда мой милый малыш».

Паршин Миша


Я пирог поставил в печь

И сказал такую речь:

«Ты бери скорее нож

И срезай быстрее брошь.

Спрячь ее потом в камыш

И беги домой, малыш».

Гиренко Анна



Последний, этап урока: подведение итогов, рефлексия:


Итак, мы видим, что в ходе урока учитель провёл учеников через все этапы научной творческой деятельности:

-показал, как увидеть противоречие, проблему,

-как выдвигать и проверять гипотезы,

-как делать выводы,

-как их оформить различными способами.

В дальнейшем знание этого алгоритма позволит ученику самостоятельно заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Кроме того для учителя важно, что результатом этого урока явилось новое (для ученика) знание, которое он принял, осознал и самостоятельно выразил в той или иной форме, т.е. на уроке происходит не только обучение алгоритму научной деятельности, но и активное усвоение предметных знаний.

Чтобы нагляднее представить путь, по которому учитель должен провести учеников через все этапы научного творчества, предлагаю вашему вниманию алгоритм урока введения нового знания (слайд 18).




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!