СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для преподавателя и содержит материал для проведения теоретического занятия по теме «Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу».  

Просмотр содержимого документа
«Кроссворд»




















9













































7



























10


















2














































1







8










19















11







18











3


































15
















5

























6







































22















14

16















4


















23














13






20












































17



















12




































21










































































































































Кроссворд



















По горизонтали:

1. Автор "95 тезисов".

3. Мореплаватель который открыл путь в Индию.

4. В октябре 1520 г. Магеллан открыл водное пространство, расположенное между двумя участками суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части

6. Европейцы называли этот океан "Морем мрака".

10. Богатого человека называли "Мешок с..."

11. Бухта открытая Б. Диашем получила имя "Святой...."

12. Самая распространенная болезнь у мореплавателей

13. Название корабля который вернулся в Севелью под руководством Фернана Магеллана.

14. Первый индийский город в который ступила нога португальца.

15. Крупное судно приспособленное к более длительному плаванию.

17. Широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века.

18. Этот мореплаватель первый открыл Америку.

21. Мореплаватель который открыл "Мыс Бурь"

22. Название крепости в которой Генрих Мореплаватель открыл обсерваторию.

23. Реформатор при котором были упразднены церковные таинства, кроме крещения и причащения.


По вертикали:

2. Второе название навигационных карт

5. Судно которое достигало 30 метров в длину и 8 метров в ширину

7. Какое имея при рождении получил Генрих Мореплаватель?

8. В честь этого мореплавателя названа Америка

9. Этот реформатор рассматривал человека как часть божественного мироздания.

10. Название корабля. который участвовал в экспедиции Колумба.

15. Он предложил не взимать плату за таинства и продавать церковные должности.

16. Именно эта наука благодаря ВГО получила большое развитие.

18. Этот термин переводится как завоевание

19. "Мыс..." по легенде был переименован в Мыс Доброй Надежды.

20. Родина Христофора Колумба.





Просмотр содержимого документа
«Методразработка»

Асбестовско-Сухоложский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»














Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине «История»

специальность 34.02.01 Сестринское дело, 1 курс


Модернизация как про­цесс перехода от тради­ционного (аграрного) к индустриальному обще­ству






















Сухой Лог

2015

Рассмотрено

На заседании ЦМК ОД и ОПД

Председатель ЦМК ОД и ОПД

_______________Т.А. Стриганова

«___»_______________2015 г.

Утверждаю

Заведующий отделом по УВР

Асбестовско-Cухоложского филиала

ГБОУ СПО «СОМК»

________________К.Н. Осипова

«____»______________2015 г.

















Методическая разработка предназначена для преподавателя и содержит материал для проведения теоретического занятия по теме «Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу». Рассматриваемая тема входит в раздел «Новое время: эпоха модернизации».












Составитель: Хрусталева К.С. преподаватель дисциплины «История»






Пояснительная записка


Методическая разработка для преподавателя содержит материал для проведения теоретического занятия по теме «Модернизация как про­цесс перехода от тради­ционного (аграрного) к индустриальному обще­ству», которая входит в раздел «Новое время: эпоха мо­дернизации».

Содержание теоретического занятия соответствует рабочей программе дисциплины ОУД.04. История специальности 34.02.01 Сестринское дело.

На занятии обучающиеся получат представление о Великих географических открытиях, благодаря которым получили развитие такие науки как география, история, астрономия; изменилась повседневная пища человека; началось активное освоение новых земель. Обучающиеся познакомятся с этапом Реформации, которая распространилась на всю Европу и оказала огромное влияние на религиозное сознание людей того времени.

На занятии используются элементы технологий проблемного и модульного обучения, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.

На этапе актуализации к учебной деятельности преподаватель использует метод мозгового штурма, создавая учебно-проблемную ситуацию, решение которой возможно после получения знаний на занятии.

На этапе изложения нового материала обучающиеся имеют возможность пополнить свои знания о Великих географических открытиях и периоде Реформации.

Преподаватель предлагает рассмотреть этапы формирования нового пространственного восприятия мира, используя презентацию, благодаря которой студенты имеют возможность визуально познакомиться с исследователями новых земель и главными реформаторами эпохи Нового времени, познакомиться с техническими изобретениями изучаемого периода.

На этапе самостоятельной работы обучающиеся выполняют задания, которые направлены на развитие умения работать с дополнительной литературой о Реформации в Европе.

На этапе закрепления нового материала студентам предлагается решить кроссворд.

Результатом освоения знаний по теме данного занятия является формирование знаний о Великих географических открытиях и переходе к индустриальным цивилизациям.










Тема «Модернизация как про­цесс перехода от тради­ционного (аграрного) к индустриальному обще­ству»


Тип и форма занятия: теоретическое занятие комбинированного типа

Продолжительность занятия: 90 минут


Цель занятия: формирование знаний обучающихся о Великих географических открытиях и причинах перехода к индустриальным цивилизациям.


Задачи:

образовательные:

- проследить ход Великих географических открытий

- познакомить обучающихся с мореплавателями-первооткрывателями и их открытиями

- проследить причины перехода к индустриальной цивилизации

- познакомить с деятелями эпохи Реформации

развивающие:

-способствовать развитию умения прослеживать причинно-следственные связи

-создать условия для развития у обучающихся логического мышления и речи

-способствовать развитию умения работать с географической картой и дополнительными источниками

воспитательные:

- способствовать развитию познавательного интереса к изучаемой дисциплине;

- способствовать развитию культуры взаимоотношения при работе в парах


Формируемые компетенции: ОК1, ОК2, ОК4, ОК6, ОК9, ОК10, ОК12.


Методы обучения: метод мозгового штурма, метод учебно-проблемной ситуации


Междисциплинарные связи: Обществознание


Средства обучения:

Методическое обеспечение: рабочая программа дисциплины ОУД.04 История для специальности: 34.02.02 Сестринское дело СПО базовой подготовки, очной формы обучения, методическая разработка занятия, дидактический материал, презентация Microsoft Office PowerPoint, видео "Реформация в Европе".


Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, USB-накопитель.

План занятия


  1. Организация начала занятия

1 минута

  1. Актуализация знаний

4 минуты

  1. Изложение нового материала (первичное усвоение знания)

35 минут


3.1 Лекционный материал


3.1 Заслушивание сообщений студентов


3.2 Физкультурная минутка


3.3 Заслушивание сообщений студентов


3.4 Лекционный материал, просмотр фильма


  1. Самостоятельная работа студентов

20 минут

  1. Закрепление полученного материала

20 минут

  1. Домашнее задание

2 минуты

  1. Подведение итогов

5 минут

  1. Рефлексия

3 минуты


























Содержание урока и методические указания

по каждому этапу

  1. Организационная часть

Преподаватель приветствует обучающихся и проверяет их готовность к занятию (наличие тетрадей и канцелярских товаров). Контроль посещения занятия.


  1. Актуализация знаний

На данном этапе преподаватель формулирует тему занятия, цель и задачи занятия.

Для мотивации обучающихся на получение новых знаний, преподаватель создает учебно-проблемную ситуацию, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.

В эпоху Средневековья люди жили в усло­виях традиционного общества. В таком обществе духовные ценности, образ жизни, организация трудовой деятельности передаются почти без изменений от поколения к поколению в течение длительного времени. Одним словом, люди живут так, как жили их предки. В Новое время происходит постепенное разрушение традиционного общества. Сегодня мы рассмотрим несколько этапов Нового времени, которые кардинально изменили взгляды Средневекового человека - это ВГО и Реформация в Европе.

Как вы думаете, почему ВГО называли Великими и как они повлияли на развитие истории? (варианты ответов обучающихся)

У вас замечательные варианты ответов! Но чтобы убедиться в правильности этих ответов, познакомимся с ходом ВГО.


  1. Изложение нового материала

На этом этапе преподаватель знакомит обучающихся с новым материалом используя презентацию Microsoft Office Power Point, опираясь на следующий план:

  1. Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени.

Рассматривается понятие «Новое время» и принципы его периодизации.

  1. Предпосылки Великих географических открытий.

Рассматриваются предпосылки ВГО, прежде всего появление винтов из бронзы, новых конструкций парусов и кораблей и навигационных карт. Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические открытия

  1. Причины Великих географических открытий и значение ВГО

Раскрывая этот вопрос, преподаватель рассказывает о том, что рост городов неизбежно вел к тому, что Европа была перенаселена. Месторождений драгоценных металлов в Европе практически не было, а необходимость в золотых и серебряных монетах не уменьшалась, а лишь возрастала. Жажда обогащения и стремление возможности распространения христианства привели к ВГО.

Преподаватель предлагает проследить ход ВГО.

Студенты представляют небольшие сообщения о мореплавателях первооткрывателях: Генрихе Мореплавателе, Бартоломеу Диаше, Васко да Гама, Христофоре Колумбе, Америго Веспуччи, Фернане Магелане.

Преподаватель просит студентов в ходе прослушивания сообщений кратко записывать информацию.

Физкультурная минутка

После выступлений обучающихся преподаватель говорит о том, что начинается завоевание новых земель и предлагает рассмотреть схему конкисты используя презентацию.

Преподаватель предлагает на основе полученной информации ответить на вопрос поставленный в начале занятия и записать значения ВГО. Акцент при рассмотрении данного вопроса делается на то, что ВГО создали условия для развития истории, астрономии и географии. Смещение торговых путей привело к тому, что главные торговые города Генуя и Венеция потеряли свое значение. Появляются первые колониальные империи.

  1. Европа в период Реформации

Преподаватель говорит о том, что в период Нового времени важным этапом были не только ВГО, но и Реформация, которая в середине XVI в. распространялась по всей Европе, охватив Англию, Францию, Данию, Норве­гию, Нидерланды, Швейцарию.

Преподаватель предлагает посмотреть видео о Европе до Реформации. После просмотренного видеоматериала обучающиеся совместно с преподавателем описывают образ Европы до наступления периода Реформации.


4. Самостоятельная работа студента

На данном этапе преподаватель предлагает поработать с дополнительной информацией в паре. Обучающимся предоставляется дополнительный материал, после изучения которого они должны ответить на вопросы (Приложение №1). Каждой паре выдается один из четырех вариантов дополнительной информации.

Время на выполнение задания – 10 минут.


  1. Закрепление полученного материала

С целью закрепления полученных знаний преподаватель предлагает обучающимся разгадать кроссворд (Приложение 2). В конце данного этапа преподаватель совместно с обучающимися проверяют ответы кроссворда.

Время на выполнение задания - 15 минут.


  1. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

С целью закрепления и повторения изученного материала, обучающимся предлагается выполнить домашние задание:

  1. Составить исторический портрет одного из деятелей Великих Географических открытий или периода Реформации в Европе по плану:

1. Годы жизни, место рождения.

2. Личная характеристика.

3. Основные направления деятельности. Цели и результаты (причины успеха или неудач).

4. Роль личности в истории.


  1. Подведение итогов

После завершения работы преподаватель подводит итоги и оценивает полученный результат. Обучающимся сообщаются оценки, полученные за работу на занятии.


  1. Рефлексия

Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Сегодня я узнал...

2. Мне было трудно...








Информационное обеспечение


Основная литература:

1. Всеобщая история. История Нового времени, 1500— 1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, JI. М. Ванюшкина. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 304с.

2. Всеобщая история : с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни /В.И.Уколова, А.В. Ревякин ; под ред.А.О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». — 7-е изд., — М.: Просвещение, 2012. — 367 с.

3. 3агладин Н.В., Симония Н.А. История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. ¬ 8-¬e изд. ¬ М.: 000 .ТИД .Русское слово ¬ РС., 2008. ¬ 400 с.: ил.

4. История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века / авт.-сост. Н. В. Зайцева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 271 с.




























Приложение 1


Группа 1

Мартин Лютер "95 ТЕЗИСОВ". Извлечения.

"...5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.

6. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.

21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше - в получении полного прощения.

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют "высшую благодать" истинно таковы, поскольку приносят прибыль...".


Дополнительный материал

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что церковная иерархия, монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на "подлинном слове Божьем".

Ссылаясь на апостола Павла, Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это - один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии - священно. Все остальное - дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.


Вопросы:

1. Каковы основные идеи Мартина Лютера?

2. Против чего выступал Мартин Лютер?

3. Какие последствия имели его действия на дальнейший ход истории?






Группа 2


Томас Мюнцер "Пражское воззвание ". Извлечения

Прага, 1 ноября 1521 г.

"...Мир, введенный в заблуждение всякими сектами32, уже давно стремится к правде. Но здесь-то и сбываются слова Иеремии, что дети требовали хлеба, но не нашлось никого, кто бы преломил его для них. И до нас, и в наше время были многие, кто этот хлеб, то есть слово Божие, не преломили, и не в духе, а в букве Писания бросили34, как собакам. О заметь, заметь это! Они его не преломили, не разъяснили истинного духа страха Божьего, и те не получили истинного наставления в том, что они дети Божьи..."

"... Господь совершит удивительные дела со своими избранными, особенно в этой стране. Ибо здесь возьмет начало новая церковь и народ сей будет образцом для всего мира. Поэтому-то и призываю я каждого, чтобы он помог защитить слово Божие..."

Дополнительный материал

Т. Мюнцер формулировал смелую радикальную программу. Придавая своему учению религиозную, богословскую форму, по существу он выступал с критикой не только римской церкви, но и догматов христианского вероучения. Он считал неправильным противопоставлять веру и разум, полагая, что вера есть не что иное, как пробуждение разума в человеке. Он отказывался признавать веру в потусторонний мир, в ад, в дьявола, в магическое значение причащения, в осуждение грешников. Христос, по его мнению, был человеком, а не богом, был просто пророком и учителем.

Человека Т. Мюнцер рассматривал как часть божественного мироздания и проповедовал возможно более полное единение его с божественным целым. Он требовал для этого подавления всех личных склонностей человека и подчинения отдельного человека интересам общества.

Т. Мюнцер требовал немедленного установления царства божьего на земле путем возврата церкви к ее первоначальному состоянию и устранения всех учреждений, находившихся в противоречии с этой раннехристианской, в действительности же совершенно новой церковью. Но под царством божьим Т. Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Все существующие власти, в случае, если они не подчинятся революции и не примкнут к ней, должны быть низложены; все промыслы и имущества становятся общими, устанавливается самое полное равенство.

Для осуществления этой программы Т. Мюнцер считал необходимым основать союз и полагал, что князьям и господам должно быть предложено присоединиться к этому союзу. Если же они не пожелают этого, он призывал напасть на них с оружием в руках и перебить их всех.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной

Вопросы:

1. Каковы основные идеи Томаса Мюнцера?

2. Чего хотел добиться Томас Мюнцер?

3. Как должны были поступить с гражданами которые не подчинятся революции и не примкнут к ней?

4. Какие последствия имели его действия на дальнейший ход истории?

Группа 3


Жан Кальвин "Наставления в христианской вере". Извлечения

"...Цель жизни возрождённого христианина в том, чтобы установить гармонию и согласие между Божьей справедливостью и нашим послушанием, утвердившись в усыновлении, которым Бог объявил нас своими детьми..."

"... Короля делает истинным королём признание того, что он правит своей страной как наместник Бога. И наоборот, кто пользуется королевской властью не ради служения славе Божьей, тот не король, а разбойник. Можно ли ждать процветания в королевстве, где не правит скипетр Божий, то есть его святое слово? ..."


Дополнительный материал

Кальвин развивает идеи Лютера о «двух порядках». Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей. Государство установлено Богом, поэтому протест против власти, даже самой жесткой – «дерзость против божьей воли». Но все же он признавал за поданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей установления Бога.

По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, а наилучшим – аристократический или олигархический. Оптимальной формой организации политической власти реформатор считал аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

Кальвин начал реализацию своих идей после прихода к власти в Женеве, придав религиозным установлениям силу государственного закона. Город был разделен на кварталы. Верующие были объединены в общины, возглавляемые пресвитерами (старейшинами) из мирян и проповедников, получивших соответствующую подготовку, но не имевшие сана. Они составляли консисторию (особое совещание Священной Коллегии Кардиналов), управлявшую религиозной жизнью общины. Старейшинам вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. В качестве наказания применялось изгнание из города, казнь. Были упразднены церковные таинства, кроме крещения и причащения, церковные праздники, из храмов удалены украшения и утварь.


Вопросы:

1. Каковы основные идеи Жана Кальвина?

2. Что говорит Жан Кальвин об организации государства и власти?

3. Как начал реализовывать свои идеи Жан Кальвин?

Группа 4


Ян Гус (1369-1415)


Ян Гус выступал против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе.

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.

  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.

  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).


Вопросы:

1. Против чего выступал Ян Гус?

2. Как Гус распространял свое учение среди народа?



Приложение 2


Кроссворд


Просмотр содержимого документа
«Тема 4.1»

Раздел 4. Новое время: эпоха мо­дернизации


Тема 4.1 Модернизация как про­цесс перехода от тради­ционного (аграрного) к индустриальному обще­ству


Ход занятия

1. Организация начала занятия - 3 минуты

Преподаватель здоровается с обучающимися. Староста отвечает кого нет на занятии. Преподаватель отмечает отсутствующих.


2. Этап актуализации знаний

На данном этапе преподаватель создает учебно-проблемную ситуацию, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.

В эпоху Средневековья люди жили в усло­виях традиционного общества. В таком обществе духовные ценности, образ жизни, организация трудовой деятельности передаются почти без изменений от поколения к поколению в течение длительного времени. Одним словом, люди живут так, как жили их предки. В Новое время происходит постепенное разрушение традиционного общества. Сегодня мы рассмотрим несколько этапов Нового времени, которые кардинально изменили взгляды Средневекового человека - это ВГО и Реформация в Европе.

В конце занятия мы постараемся ответить на следующие вопросы:

Как вы думаете, что означает словосочетание”великие географические открытия?

Как Вы думаете, почему ВГО называли Великими?

1. Почему ВГО называли Великими и как они повлияли на развитие истории?


3. Изложение нового материала

Обучающиеся записывают тему занятия "Модернизация как про­цесс перехода от тради­ционного (аграрного) к индустриальному обще­ству".

История Нового времени и Новая история — синонимы, обозначающие определенный исторический период с конца — начала XVI в. Однако по вопросу конкретных дат на­чала Нового времени среди ученых существуют разные точ­ки зрения. Называются 1492 г. — открытие Колумбом Америки; 1517 г. — начало Реформации, 1789 - начало Великой французской революции. Конец Нового времени чаще всего связывают с началом Первой мировой войны (1914 - 1918).

Начало Новой истории не имеет точной даты: числа, месяца, года. Нельзя назвать какое-либо конкретное событие и воскликнуть: «Наступило Новое время!»

Сам термин «Новое время» появился впервые в Италии, в XV в., в нем отразилось чувство обновления, противопо­ставления Средневековью. Новое воспринималось как каче­ственно лучшее и современное. Люди хотели подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов» (явления, происхо­дящего не только в Италии, но и в других странах Европы). Что же дало им повод для такого противопоставления?


Вместо постоянной заботы верующего о мире вечном (загробном) на первый план вы­ходит стремление к жизни земной и к посмертной славе. Зарождалось новое видение мира. Но прежде всего, усилил­ся интерес к человеку, ибо только он «наделен разумной душой». Европейцы стали чаще покидать родные места и даже отправляться в неизведанные края, и не только по со­ображениям хозяйственной выгоды, но и из одного только любопытства, интереса к неизвестному. Огромные измене­ния происходят и в хозяйственной жизни, на смену нату­ральному хозяйству приходят рыночные отношения.

Общество по-прежнему оставалось аг­рарным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое при­менение техники начинается уже в XIX в., который назо­вут индустриальным (от лат. industria — деятельность), и общество станет называться индустриальным, так как бы­стрыми темпами в нем будет развиваться техника.

В чем же заключалась новиз­на? Как мы отмечали, уже в XV в. в Западной Европе на­чался закат Средневековья. Господствующее традиционное общество претерпевает значительные изменения и посте­пенно разрушается.

Сословный строй стал разрушаться, появился новый тип лично­сти человек Нового времени. Такой человек почувство­вал в себе силы для самостоятельной деятельности, способ­ность принимать решения и нести за них ответственность. Чаще всего эти люди происходили из незнатных слоев об­щества из среды разбогатевших крестьян, ремесленни­ков, купцов. Были среди них и представители городской верхушки юристы, банкиры, а также небогатые дворя­не. Всех их, столь разных по происхождению, объединяло одно — желание разбогатеть.

Для достижения этой цели следовало про­явить активность, предпринять что-то самому — заняться торговлей, предпринимательством, поступить на государст­венную службу, в армию — одним словом, принять реше­ние и добиться его осуществления. Такие люди обладали предпринимательским духом, не боялись рисковать. Среди них были и те, кто стремился разбогатеть, а затем отойти от предпринимательской деятельности, «уйти на покой», вложить деньги в банк и жить на проценты.


2. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экс­пансии. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока

Для того чтобы они стали возможны, потребова­лись большие изменения: должны были появиться новый человек, новые знания и новые технические возможности.

Многие технические изобретения основывались на при­менении винта. В XVI в. изобрели токарный станок, освои­ли литье винтов из бронзы. Винтовой пресс применялся в книгопечатании и изготовлении монет.

В плаваниях моряки пользовались компасом и астролябией (прибором для определения широты и долготы), а глав­ное к этому времени появились новые конструкции пару­сов и кораблей. Длительные путешествия стали возможны только благодаря появлению каравелл — нового типа хорошо управляемого судна, достигавшего 30 м в длину, 8 м в шири­ну и имевшего осадку 3 м. Хорошее управление достигалось тем, что, наряду с квадратным парусом, обеспечивавшим вы­сокую скорость, каравелла оснащалась и косыми (латински­ми) парусами, дававшими возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Такое судно имело достаточ­ные помещения для экипажа (несколько десятков человек) и хранения запасов пресной воды и пищи. Несколько позже по­является более крупное судно — галион, еще лучше приспо­собленное к длительным плаваниям через океан.

Картографы стали изготавливать карты с более точно нанесенными на них очертаниями Европы, Азии и Север­ной Африки. На карты наносились широты. Особенно боль­шой вклад в развитие картографии внесли португальцы, создававшие навигационные карты, на которых обознача­лись очертания берегов, местонахождение портов (отсюда и название навигационных карт портолан), встречающие­ся на пути препятствия. В картах делается попытка опре­делить расстояние и дать другую информацию, например глубину моря. Создал свою карту и Паоло Тосканелли, на ней был проложен морской путь из Лиссабона в Индию.

Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совер­шить Великие географические открытия.

Как Вы думаете почему европейцев манили новые земли?

Уже в XIII—XIV вв. сре­ди европейцев усилился интерес к дальним странам и народам, что объяснялось рядом причин.

  • Росли города с их тор­говым и ремесленным населением, набирала силу международная торговля.

  • Интерес к дальним странам уси­лился после Крестовых походов, в результате которых, сложились прочные торговые связи со странами Востока, откуда арабские купцы привозили в Европу пред­меты роскоши и пряности. Перец и гвоздика были очень дороги — буквально на вес золота. Их давали в приданое дочерям, ими вместо золота можно было расплатиться при любой сделке. Если о ком-то хотели сказать, что он очень богат, то говорили: «Этот человек — мешок с перцем!

  • Для покупки этих товаров нужны были деньги, много денег. А их в Европе в ту пору недоставало: драгоценных ме­таллов добывалось мало, известные месторождения золота и серебра были к тому времени почти истощены. При этом большая часть благородных металлов переходила в руки по­средников арабских купцов, поскольку Европа покупала больше, чем продавала. Стремление получить золото, необ­ходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневе­ковья в Европе всеми — дворянами, купцами, бюргерами.

  • Образовывавшиеся в конце XV — начале XVI в. центра­лизованные государства имели возможность снаряжать и финансировать далекие заокеанские путешествия.

  • Кроме того, в районе Средиземноморья ощущалась перенаселен­ность. Часть европейцев проявляла готовность покинуть родные земли, где для них не было места.

  • Среди них были и те, кого коснулся дух предпринимательства.

  • В XV в. европейской торговле с Востоком через Среди­земное море препятствовала сильная Османская империя. Но ни европейские монархи, ни дворяне, ни купцы не соби­рались отказываться от прибыльной (она приносила 700—800% дохода) торговли с Востоком.

Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека, стремление к распространению хри­стианства делали осуществимыми самые смелые планы. Так возникла мысль проложить морской путь в Индию.


Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, стали Испания и Пор­тугалия.

Начало ВГО связывают с именем Генриха Мореплавателя, принца Энрике (13941460), младшего сына португальского короля. Увле­ченный мореплаванием и географией, он стал вдохновите­лем Великих открытий XV в. Замысел Энрике на первый взгляд был прост — по океану доплыть туда, куда невоз­можно добраться по суше. Но простота была лишь кажу­щейся, на пути исполнения плана имелись препятствия:

  • страх португальских моряков, никогда в плаваниях не уходивших далеко от берега,

  • недостаток точных карт и нави­гационных инструментов,

  • несовершенство судов.

Обладая блестящими организаторскими способностями, инфант со­брал вокруг себя самых известных путешественников, лю­дей из самых разных слоев общества, ставших его едино­мышленниками. Принц основал в военный порт, обсерваторию и школу картографии.

Посланные Энрике моряки, исследуя Атлантический океан (европейцы называли его «море Мрака»), открыли остров Мадейру, часть Азорских островов, острова Зеленого Мыса и Канарские. В 1445 г. португальцы достигли край­ней западной точки Африканского континепта — Зеленого Мыса. Вскоре им удалось открыть побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью. Моряки скупа­ли у местных вождей не только эти товары, но и черных невольников, которых стали перевозить в Европу и прода­вать на невольничьих рынках.

Сам Энрике лишь один раз в жизни пересек на корабле Гибралтарский пролив, отправляясь на завоевание Сеуты, и больше в море не выходил, но получил почетное звание Мореплавателя за то, что посвятил свою жизнь организа­ции морских экспедиций, открывших его маленькой стра­не путь на Восток.

Уже после смерти Генриха Мореплавателя в 1471 г. португальцы достигли экватора, в 1480-х гг. открыли устье реки Конго и исследовали побере­жье Юго-Западной Африки.

Оставалось совсем немного для того, чтобы обогнуть континент. Это великое событие, открывшее перед порту­гальскими мореплавателями просторы Индийского океана, произошло в 1488 г., когда экспедиция Бартоломеу Диа­ша (1450—1500) во время бури была отнесена далеко к югу в океан. После бури Диаш направил корабли на восток, но берега все не было. Суда еще раз поменяли курс — теперь уже на север: так они достигли восточного побережья Аф­рики в Индийском океане. Диаш хотел продолжать экспе­дицию и достичь Индии, но матросы, измученные полуго­довым плаванием, взбунтовались и отказались плыть дальше.

Далеко выступающий в море мыс на юге Африки Диаш назвал мысом Бурь, но позднее португальцы переименова­ли его в мыс Доброй Надежды. Португалия рассчитывала обрести господство над Индийским океаном.

Одиннадцать лет спустя другой португалец — Васко да Гама (1469—1524), снарядив четыре корабля, вышел из лиссабонского порта 8 июля 1497 г. После восьмимесячно­го плавания вдоль берегов Африки с помощью опытного арабского лоцмана Васко да Гама привел свои корабли в индийский порт Каликут. Три месяца провели португаль­цы в Каликуте. Нагрузив корабли пряностями, экспедиция отправилась в обратный путь. Только через два года верну­лась она на родину. На обратном пути погибло два корабля и более половины экипажа. Однако доход от доставленного в Португалию груза пряностей в 60 раз превышал средства, затраченные на организацию экспедиции. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан суще­ствует. В своем соперничестве с Испанией Португалия вы­рвалась вперед.

Европейцы вышли в Мировой океан, но это были пер­вые шаги. Самые большие открытия еще предстояли.

Идея найти путь в Индию через «море Мра­ка» давно будоражила умы всех, кто ощущал в себе пред­принимательский дух. Человеком, яростно добивавшимся осуществления этого проекта, был Хри­стофор Колумб (14511506) выходец из Генуи

Великие христианские короли Фердинанд и Изабелла остро нуждались в деньгах после долгой войны с араба­ми за полное освобождение Испании (Реконкисты) коро­левская казна была пуста. Наряду с жаждой золота сущест­вовало и стремление распространить христианство на народы, исповедующие другие религии и живущие за пре­делами Пиренейского полуострова. Эти причины склонили католических королей пойти на организацию морской экс­педиции, доверив руководство Христофору Колумбу.

17 апреля 1492 г. Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор, согласно которому в случае удачи он на­значался бы вице-королем «всех островов и материков, ко­торые он лично и благодаря своему искусству откроет или приобретет в этих морях-океанах». Он также получил бы звание адмирала и десятую часть со всех товаров, «которые будут куплены, обменены, найдены или приобретены»; он и его наследники будут возведены в дворянское достоинст­во. В случае неудачи Колумб не получал ничего.

Деньги на экспедицию были выделены, но это отнюдь не означало решения всех проблем. Теперь надо было най­ти моряков, готовых плыть в неизвестное, поддержать у них веру в успех этого плавания.

Экспедиция, состоявшая из опытных моряков (по разным оценкам, их было от 90 до 150 человек), на трех судах: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» (флагманский корабль, на котором находился Колумб), на рассвете 3 августа 1492 г.вышла из испанского порта Палое и взяла курс на Канарские острова.

Наконец 12 октября 1492 г. с кара­веллы «Пинта» раздался выстрел это был сигнал. Матрос увидел костер, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который ад­мирал назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель), на нем во­друзили флаг испанских королей. Исследовав остров, корабли взяли курс на юг, и вскоре были открыты острова Гаити и Куба. Колумб не сомневался, что это Индия, и жи­телей вновь открытых земель стали называть индейцами.

Первое плавание Колумба, результатом которого яви­лось открытие для европейцев многих островов Карибского моря, продолжалось 225 дней. В ходе экспедиции се участ­ники обнаружили явление отклонения магнитной стрелки при прохождении через магнитный меридиан, устойчивые ветры южных широт пассаты.

В результате следующих трех экспедиций были откры­ты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своих дней Христофор Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Однако королевскую чету не очень удовлетворяли результаты деятельности ад­мирала, так как хотя золото в Испанию и поступало, но не в таком количестве, как ожидалось.

В 1504 г., вернувшись в Испанию из четвертого и по­следнего путешествия, адмирал узнал, что его покрови­тельница королева Изабелла умерла. Больше им никто не интересовался, и последние годы жизни он провел в без­вестности

«Эти страны следует называть Новым Светом». Новый материк, открытый Колумбом, вначале стали называть Вест-Индией, то есть Западной Индией. Лишь позднее его назвали Америкой. Мореплаватель Америго Веспуччи, флорентиец на ис­панской службе, охваченный всеобщим интересом к новым землям, совершил туда путешествие.

В 1505 г. письма Веспуччи были напечатаны в Германии, а затем вышла книга с описанием его путешествий. Имя Америго Веспуччи стало популярно среди образованных людей Западной Европы, ведь из его писем они впервые узнали об открытиях Колумба. Позднее эти земли все чаще стали связывать с именем Веспуччи и называть Америкой.

Осенью 1519 г. из порта г. Севилья (Испания) на пяти каравеллах отправилась многочис­ленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую опытный порту­гальский мореплаватель Фернан Ма­геллан (1470— 1521). Его цель — най­ти свой путь к «островам пряностей» идя на запад и обогнув с юга открытый Колумбом но­вый континент. Через год, в октябре 1520 г., корабли вошли в узкий про­лив (впоследствии его назвали Магел­лановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространст­во. Это был неизвестный океан. Поскольку за все время пла­вания эскадры Магеллана моряки не видели бурь, они назва­ли океан Тихим. Четыре месяца продолжалось тяжелое плавание, не хватало пищи и пресной воды. Каждый день моряки умирали от голода и цинги. И все же суда пересекли океан, преодолев расстояние в 17 тыс. км. В марте 1521 г. эскадра достигла Марианских островов, а затем и Филиппин­ских. Здесь люди отдохнули. Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с жителями одного из остро­вов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индий­ский океан в Испанию. Труден был и этот переход. Только один корабль «Виктория» («Победа») вернулся в Севилью. На судне находился бесценный груз пряностей и 18 похожих на призраков матросов.

Экспедиция Магеллана окончательно доказала, что Зем­ля имеет форму шара, обогнув который, можно вернуться в порт отплытия.

Западноевропейская колонизация «новых» земель.

По­сле открытия испанцами и португальцами «новых» земель началось их завоевание, получившее название конкиста (от исп. conquista — завоевание).

Острова Карибского бассейна оказались не богаты драгоценными метал­лами, и конкистадоры в поисках золота отправились даль­ше, в неизвестные еще широты.

10 февраля 1519 г. флотилия из 11 судов с 508 солдата­ми на борту, покинув Кубу, взяла курс на полуостров Юка­тан. Вооружение экспедиции состояло из ружей, аркебуз, арбалетов, бронзовых пушек; у нее было шестнадцать ло­шадей. Во главе экспедиции стоял тридцатитрехлетний ис­панский идальго, недоучившийся студент Эрнандо Кортес, обладавший бесстрашием и жестокостью, даром диплома­та, стремлением к славе и золоту.

17 апреля 1519 г. отряд высадился на мексиканском бе­регу. Жившие здесь индейцы никогда раньше не видели ни белых людей, ни огнестрельного оружия, ни лошадей. В Мексике испанцы нашли то, к чему стремились, — бога­тые месторождения золота и серебра. Но окончательно страна была завоевана только в XVII в.

Маленькая Португалия не могла завоевывать большие страны, поэтому португальцы захватывали в Индии, Аравии и Восточной Африке только важнейшие опорные пункты по берегам Индийского океана и строили там крепости. Португальцы вытеснили арабских купцов с торговых морских путей, идущих через Индийский океан, им удавалось долгое время не пускать туда и европей­цев.

Продвигаясь даль­ше на восток, португальцы достигли берегов Японии и Ки­тая, откуда стали вывозить в Европу шелк и фарфор.



Значение Великих географических открытий. Почему географические открытия на рубеже Средневековья и Но­вого времени называют Великими? Попробуем ответить.

В результате Великих географических открытий руши­лись старые представления о мире, их сменяли новые, бо­лее достоверные знания. Получила подтверждение мысль европейцев о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных конти­нентах людях. Это создавало условия для развития наук географии, астрономии, истории.

Западная Европа, развивавшаяся до этого в своих гео­графических границах, превратилась в регион, влияющий на судьбы далеких стран и народов.

Благодаря географическим открытиям и освоению Миро­вого океана стал складываться единый мировой рынок, уста­навливались торговые связи между многими странами и континентами. Сместились торговые центры, поскольку главные морские пути переместились из внутренних морей в океаны. Средиземное море, а вместе с ним Венеция и Генуя стали терять прежнее значение. Зато выросли и стали играть ведущую роль в мировой торговле новые океанские пор­ты — Севилья, Лиссабон, Лондон, Антверпен, Амстердам.

Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй.

Из колоний в Европу хлынул поток драгоценных металлов, что, с одной стороны, привело к оживлению предприниматель­ской деятельности, с другой — к революции ценпадению цен на золото и вздорожанию всех товаров. Что произошло? Золотые монеты обесценились, и цены на товары первой необ­ходимости резко выросли. Выиграли те, кто поставлял продук­ты на рынок: богатые крестьяне, фермеры. Страдали покупате­ли, прежде всего горожане. В очень тяжелом положении оказались лица, получавшие твердую оплату труда: наемные работники, мелкие чиновники, профессиональные военные. Ухудшилось положение значительной части дворян, посколь­ку средства, получаемые ими с крестьян в качестве денежного оброка, очень быстро обесценивались. Зато обогащались купцы и предприниматели, связанные с заморской торговлей. Торгов­ля пряностями, например, давала 2500% прибыли. В руках у таких купцов скапливались огромные деньги. Европа стала центром быстро развивающейся промышленности.

Благодаря географическим открытиям изменилась и по­вседневная пища европейцев. В меню вошли картофель, то­маты, фасоль. С развитием в Атлантике рыбных промы­слов европейцы стали есть больше рыбы — трески и сельди. Появились на столе европейцев и новые напит­ки — чай, кофе и шоколад.

Великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества зарождающееся ин­дустриальное и традиционное.


  1. Европа в период Реформации


В середине XVI в. Реформация распространялась по всей Европе, охватив Англию, Францию, Данию, Норве­гию, Нидерланды, Швейцарию. Одним из крупнейших центров Реформации являлась Швейцария, где создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин, свои­ми идеями и опытом нового церковного устройства оказав­ший большое влияние на европейские страны.

Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей.


Преподаватель предлагает посмотреть видео о положение церкви в Европе до Реформации. (5 минут)




















Дополнительный материал

Группа 1

Мартин Лютер "95 ТЕЗИСОВ". Извлечения.

5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.

6. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.

21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше - в получении полного прощения.

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют "высшую благодать" истинно таковы, поскольку приносят прибыль.

Дополнительный материал

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что церковная иерархия, монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на "подлинном слове Божьем".

Ссылаясь на апостола Павла, Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это - один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии - священно. Все остальное - дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.


Вопросы:

1. Каковы основные идеи Мартина Лютера?

2. Против чего выступал Мартин Лютер?

3. Какие последствия имели его действия на дальнейший ход истории?



Основные идеи Мартина Лютера: (основные тезисы записываем в тетрадь)

- Осуждение продажи индульгенции

- Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание.

- Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

- Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

- Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.

- Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.


Группа 2









Томас Мюнцер "Пражское воззвание "

Прага, 1 ноября 1521 г.

"...Мир, введенный в заблуждение всякими сектами32, уже давно стремится к правде. Но здесь-то и сбываются слова Иеремии, что дети требовали хлеба, но не нашлось никого, кто бы преломил его для них. И до нас, и в наше время были многие, кто этот хлеб, то есть слово Божие, не преломили, и не в духе, а в букве Писания бросили34, как собакам. О заметь, заметь это! Они его не преломили, не разъяснили истинного духа страха Божьего, и те не получили истинного наставления в том, что они дети Божьи..."

"... Господь совершит удивительные дела со своими избранными, особенно в этой стране. Ибо здесь возьмет начало новая церковь и народ сей будет образцом для всего мира. Поэтому-то и призываю я каждого, чтобы он помог защитить слово Божие..."

Т. Мюнцер формулировал смелую радикальную программу. Придавая своему учению религиозную, богословскую форму, по существу он выступал с критикой не только римской церкви, но и догматов христианского вероучения. Он считал неправильным противопоставлять веру и разум, полагая, что вера есть не что иное, как пробуждение разума в человеке. Он отказывался признавать веру в потусторонний мир, в ад, в дьявола, в магическое значение причащения, в осуждение грешников. Христос, по его мнению, был человеком, а не богом, был просто пророком и учителем.

Человека Т. Мюнцер рассматривал как часть божественного мироздания и проповедовал возможно более полное единение его с божественным целым. Он требовал для этого подавления всех личных склонностей человека и подчинения отдельного человека интересам общества.

Т. Мюнцер требовал немедленного установления царства божьего на земле путем возврата церкви к ее первоначальному состоянию и устранения всех учреждений, находившихся в противоречии с этой раннехристианской, в действительности же совершенно новой церковью. Но под царством божьим Т. Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Все существующие власти, в случае, если они не подчинятся революции и не примкнут к ней, должны быть низложены; все промыслы и имущества становятся общими, устанавливается самое полное равенство.

Для осуществления этой программы Т. Мюнцер считал необходимым основать союз и полагал, что князьям и господам должно быть предложено присоединиться к этому союзу. Если же они не пожелают этого, он призывал напасть на них с оружием в руках и перебить их всех.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной

Вопросы:

1. Каковы основные идеи Томаса Мюнцера?

2. Чего хотел добиться Томас Мюнцер?

3. Как должны были поступить с гражданами которые не подчинятся революции и не примкнут к ней?

4. Какие последствия имели его действия на дальнейший ход истории?

Основные идеи Томаса Мюнцера: ( основные тезисы записываем в тетрадь)

- Поддержка взглядов Мартина Лютера

- Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами

- Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны.

Группа 3

Жан Кальвин "Наставления в христианской вере"

"...Цель жизни возрождённого христианина в том, чтобы установить гармонию и согласие между Божьей справедливостью и нашим послушанием, утвердившись в усыновлении, которым Бог объявил нас своими детьми..."

"... Короля делает истинным королём признание того, что он правит своей страной как наместник Бога. И наоборот, кто пользуется королевской властью не ради служения славе Божьей, тот не король, а разбойник. Можно ли ждать процветания в королевстве, где не правит скипетр Божий, то есть его святое слово? ..."


Дополнительный материал

Кальвин развивает идеи Лютера о «двух порядках». Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей. Государство установлено Богом, поэтому протест против власти, даже самой жесткой – «дерзость против божьей воли». Но все же он признавал за поданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей установления Бога.

По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, а наилучшим – аристократический или олигархический. Оптимальной формой организации политической власти реформатор считал аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

Кальвин начал реализацию своих идей после прихода к власти в Женеве, придав религиозным установлениям силу государственного закона. Город был разделен на кварталы. Верующие были объединены в общины, возглавляемые пресвитерами (старейшинами) из мирян и проповедников, получивших соответствующую подготовку, но не имевшие сана. Они составляли консисторию (особое совещание Священной Коллегии Кардиналов), управлявшую религиозной жизнью общины. Старейшинам вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. В качестве наказания применялось изгнание из города, казнь. Были упразднены церковные таинства, кроме крещения и причащения, церковные праздники, из храмов удалены украшения и утварь.


Вопросы:

1. Каковы основные идеи Жана Кальвина?

2. Что говорит Жан Кальвин об организации государства и власти?

3. Как начал реализовывать свои идеи Жан Кальвин?






Группа 4

Ян Гус (1369-1415)


Ян Гус выступал против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.

  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.

  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).


Вопросы:

1. Против чего выступал Ян Гус?

2. Как Гус распространял свое учение среди народа?


  1. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм

Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизации.

Модернизация – это сложный, довольно длительный процесс, который охватывает все области жизни общества и включает в себя:

  1. Урбанизацию – рост городов. Деревня отходит на второй план.

  2. Индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве.

  3. Демократизацию, которая заложила предпосылки для становления гражданского общества и правового государства.


Модернизированный человек — это человек, который быстро приспосабливается к из­менениям, происходящим в окружающей жизни. В отличие от человека средневекового он не ограни­чен социальными рамками своего сословия, корпора­ции или географическими рамками своего города, род­ной деревни. Поэтому современный человек ощущает себя частью более крупной общности — класса или нации.

Благодаря распространению грамотности и появлению средств массовой информации пропасть, отделявшая его в средние века от сознания интеллектуальной элиты, су­жается. Конечно, не все процессы, связанные с модерниза­цией, проявили себя сразу и в полном объеме. В XVII и особенно в XVIII веке росли города, но сельское хозяйст­во не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была еще занята большая часть населения. В аг­рарном секторе долго сохранялась техническая отста­лость и мелкое производство.

Во второй половине XVIII веке начали использовать­ся первые машины, но экономика в целом не была индустриализована. Увеличивалась роль изобрете­ний, но установка на постоянное усовершенствование производства еще не превратилась в ведущий принцип.

И все-таки происходившие в эту эпоху изменения подрывали основы традиционализма, а в XIX веке его крушение в передовых странах Западной Европы ста­ло совершенно очевидным.

Но, помимо кризисов, для возникновения ре­волюций необходимо еще одно условие. Сознание людей должно быть в достаточной степени мо­дернизированным, чтобы они поверили в возмож­ность и желательность изменения государственно­го строя. А это происходит, только если разрушаются традиционные представления о незыблемости поли­тического порядка и о Божественном происхождении власти. 

Для развития капиталистического производства в промышленности характерны следующие три главные стадии: 1) капиталистическая простая кооперация, 2) мануфактурный период, 3) машинный период.

Мануфактура  есть капиталистическая кооперация, основанная на разделении труда и ремесленной технике. Мануфактура как форма капиталистического процесса производства господствовала в Западной Европе приблизительно с половины XVI столетия до, последней трети XVIII столетия. Она является второй, более высокой, стадией развития капиталистического производства.

Мануфактура возникла двояким путём.

Первый путь – это объединение капиталистом в одной мастерской ремесленниковразных  специальностей. Так возникла, например, каретная мануфактура, объединившая в своих стенах прежде независимых ремесленников: каретников, шорников, портных, слесарей, медников, токарей, позументщиков, стекольщиков, маляров, лакировщиков и т. д. В мануфактуре производство кареты разделяется на большое число различных дополняющих одна другую операций, каждая из которых выполняется отдельным рабочим. Вследствие этого изменяется прежний характер ремесленного труда. Например, рабочий–слесарь в течение длительного времени занимается теперь лишь определённой операцией в производстве карет и постепенно перестаёт быть тем слесарем, который ранее самостоятельно изготовлял готовый товар.

Второй путь – это объединение капиталистом в одной мастерской ремесленников одной  специальности. Прежде каждый из ремесленников самостоятельно производил все операции по производству данного товара. Капиталист расчленяет процесс производства в мастерской на ряд отдельных операций, каждая из которых поручается рабочему–специалисту. Так возникла, например, игольная мануфактура. В игольной мануфактуре проволока проходила через руки 72 и более рабочих: один тянул, другой выпрямлял проволоку, третий разрезал её, четвёртый заострял концы и т. д.

Мануфактурное разделение труда представляет собой разделение труда внутри предприятия при производстве одного и того же  товара в отличие от разделения труда в обществе между отдельными предприятиями при производстве различных  товаров.

Разделение труда внутри мануфактуры предполагает концентрацию средств производства в руках капиталиста, который является вместе с тем собственником производимых товаров. Наёмный рабочий в отличие от мелкого товаропроизводителя самостоятельно не производит товара; в товар превращается лишь общий продукт труда многих рабочих. Разделение труда внутри общества предполагает раздробление средств производства между отдельными, независимыми друг от друга товаропроизводителями. Продукты их труда, например столяра, кожевника, сапожника, земледельца, выступают как товары, и связь между самостоятельными товаропроизводителями устанавливается посредством рынка.



Просмотр содержимого презентации
«Великие географические открытия»

Модернизация  как процесс переход  от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу

Модернизация как процесс переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу

Понятие «Новое время»   Термин «Новое время» появился впервые в Италии, в XV в., в нем отразилось чувство обновления, противопоставления Средневековью.  Новое воспринималось как качественно лучшее и современное

Понятие «Новое время» Термин «Новое время» появился впервые в Италии, в XV в., в нем отразилось чувство обновления, противопоставления Средневековью. Новое воспринималось как качественно лучшее и современное

Изобретения 16 века Токарный станок Винтовой пресс

Изобретения 16 века

Токарный станок

Винтовой пресс

Компас и астролябия

Компас и астролябия

Каравелла и Галион

Каравелла и Галион

Портулан - навигационные карты Портулан братьев Пиццигани (1367), выполненный в итальянском стиле

Портулан - навигационные карты

Портулан братьев Пиццигани (1367), выполненный в итальянском стиле

Как вы думаете, почему европейцев манили новые земли?

Как вы думаете, почему европейцев манили новые земли?

Причины географических открытий

Причины географических открытий

  • Необходимость расширения рынков сбыта продукции;
  • Перенаселенность Европы;
  • Интерес к дальним странам;
  • Жажда обогащения, недостаток денег
  • Стремление распространить христианство ;
  • Османская империя препятствовала торговле с Востоком
Генрих Мореплаватель  (принц Энрике) Страна снаряжающая экспедицию: Португалия  Открыл о. Мадейра  Открыл часть Азорских островов, острова Зеленого мыса и Канарские острова

Генрих Мореплаватель (принц Энрике)

Страна снаряжающая экспедицию:

Португалия

Открыл о. Мадейра

Открыл часть Азорских островов, острова Зеленого мыса и Канарские острова

Путь Генриха Мореплавателя

Путь Генриха Мореплавателя

Бартоломеу Диаш (1450—1500) Страна снаряжающая экспедицию: Португалия Был открыт морской путь в Индию

Бартоломеу Диаш (1450—1500)

Страна снаряжающая экспедицию:

Португалия

Был открыт морской путь в Индию

Путь Бартоломеу Диаша

Путь Бартоломеу Диаша

Васко да Гама (1469—1524) Страна снаряжающая экспедицию: Португалия Продолжил морской путь из Европы в Южную Азию (Индию)

Васко да Гама (1469—1524)

Страна снаряжающая экспедицию:

Португалия

Продолжил морской путь из Европы в Южную Азию (Индию)

Путь Васко да Гама

Путь Васко да Гама

Христофор Колумб (1451—1506)   Страна снаряжающая экспедицию: Испания  Открытие Нового Света. Открытие Центральной Америки и северного побережья Южной Америки

Христофор Колумб (1451—1506)

Страна снаряжающая экспедицию:

Испания

Открытие Нового Света. Открытие Центральной Америки и северного побережья Южной Америки

Путь Христофора Колумба

Путь Христофора Колумба

Америго Веспуччи (1454 – 1512гг.) Страна снаряжающая экспедицию: Италия Сложилось правильное представление о Новом Свете Америка названа в честь Америго Веспуччи

Америго Веспуччи (1454 – 1512гг.)

Страна снаряжающая экспедицию:

Италия

Сложилось правильное представление о Новом Свете

Америка названа в честь Америго Веспуччи

Тордессильясский договор о разделе сфер влияния земли

Тордессильясский договор о разделе сфер влияния земли

Фернан Магеллан (1470— 1521) Страна снаряжающая экспедицию: Испания  Впервые европейцами было пройдено «Южное море» (Тихий океан) Совершил первое в мире кругосветное путешествие

Фернан Магеллан (1470— 1521)

Страна снаряжающая экспедицию:

Испания

Впервые европейцами было пройдено «Южное море» (Тихий океан)

Совершил первое в мире кругосветное путешествие

Кругосветное путешествие Магеллана

Кругосветное путешествие Магеллана

После открытия испанцами и португальцами «новых» земель началось их завоевание, получившее название конкиста (от исп. conquista — завоевание).  Колония – территория, потерявшая независимость и попавшая под власть завоевателей.  Метрополия – господствующее над колониями государство.  Колонизация – захват и заселение какой-либо территории, сопровождавшееся ограблением и истреблением коренного населения.

После открытия испанцами и португальцами «новых» земель началось их завоевание, получившее название конкиста (от исп. conquista — завоевание).

Колония – территория, потерявшая независимость и попавшая под власть завоевателей.

Метрополия – господствующее над колониями государство.

Колонизация – захват и заселение какой-либо территории, сопровождавшееся ограблением и истреблением коренного населения.

Схема завоевательных экспедиций Открытая земля объявлялась владением той или иной короны (эту работу выполняли мореплаватели) завоевание или прямое разорение земель (эту работу выполняли военные отряды) установление системы колониальной эксплуатации населения (присоединение к военным наместников или губернаторов

Схема завоевательных экспедиций

Открытая земля объявлялась владением той или иной короны (эту работу выполняли мореплаватели)

завоевание или прямое разорение земель (эту работу выполняли военные отряды)

установление системы колониальной эксплуатации населения (присоединение к военным наместников или губернаторов

Значение ВГО

Значение ВГО

  • Разрушение старых представлений о мире.
  • Получение более достоверных знаний о мире.
  • Подтверждение мысли европейцев о шарообразности Земли.
  • Развитие наук – географии, истории, астрономии и т.д.
  • Складывается единый мировой рынок.
  • Устанавливаются торговые связи между странами и континентами.
  • Смещение торговых центров.
  • Начало создания первых колониальных империй.
  • Изменение повседневной пищи европейцев.
  • Сближение двух обществ – индустриального и традиционного
  • Падение цен на золото, удорожание других товаров
Европа в период Реформации

Европа в период Реформации

Реформация - это широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией

Реформация

- это широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией

Причины Реформации

Причины Реформации

  • Церковь погрязла в роскоши.
  • Духовные лица нарушали обет безбрачия (целибат).
  • Разнообразные поборы (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.).
  • Симония — продажа церковных должностей.
  • Торговля индульгенциями —грамотами об отпущении грехов
Мартин Лютер (1483-1546)  Злоупотребления церкви вызывали возмущение многих слоев населения: князей, горожан, крестьян.  Во главе их встал немецкий профессор богословия Мартин Лютер, который пришел к выводу о необходимости церковной реформы.

Мартин Лютер (1483-1546)

Злоупотребления церкви вызывали возмущение многих слоев населения:

  • князей,
  • горожан,
  • крестьян.

Во главе их встал немецкий профессор богословия Мартин Лютер, который пришел к выводу о необходимости церковной реформы.

1517 г. - выступление Мартина Лютера – «95 тезисов»

1517 г. - выступление Мартина Лютера – «95 тезисов»

  • не отпускать грехи без покаяния (раскаяния),
  • прощение дается Богом, а не за деньги,
  • лучше совершить доброе дело, чем откупиться,
  • главное богатство церкви - Священное писание.
Томас Мюнцер Т. Мюнцер требовал немедленного установления царства божьего на земле путем возврата церкви к ее первоначальному состоянию

Томас Мюнцер

Т. Мюнцер требовал немедленного установления царства божьего на земле путем возврата церкви к ее первоначальному состоянию

Жан Кальвин (1509—1564) За огромное влияние на умы людей современники назвали Кальвина «Женевским папой».

Жан Кальвин (1509—1564)

За огромное влияние на умы людей современники назвали Кальвина «Женевским папой».

Идеи Яна Гуса

Идеи Яна Гуса

  • Был против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом
  • Выступления против продажи индульгенций (освобождение от временной кары за грехи)
Рефлексия Сегодня я узнал...  Мне было трудно...

Рефлексия

Сегодня я узнал...

Мне было трудно...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!