Раздел 4. Новое время: эпоха модернизации
Тема 4.1 Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу
Ход занятия
1. Организация начала занятия - 3 минуты
Преподаватель здоровается с обучающимися. Староста отвечает кого нет на занятии. Преподаватель отмечает отсутствующих.
2. Этап актуализации знаний
На данном этапе преподаватель создает учебно-проблемную ситуацию, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.
В эпоху Средневековья люди жили в условиях традиционного общества. В таком обществе духовные ценности, образ жизни, организация трудовой деятельности передаются почти без изменений от поколения к поколению в течение длительного времени. Одним словом, люди живут так, как жили их предки. В Новое время происходит постепенное разрушение традиционного общества. Сегодня мы рассмотрим несколько этапов Нового времени, которые кардинально изменили взгляды Средневекового человека - это ВГО и Реформация в Европе.
В конце занятия мы постараемся ответить на следующие вопросы:
Как вы думаете, что означает словосочетание”великие географические открытия?
Как Вы думаете, почему ВГО называли Великими?
1. Почему ВГО называли Великими и как они повлияли на развитие истории?
3. Изложение нового материала
Обучающиеся записывают тему занятия "Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу".
История Нового времени и Новая история — синонимы, обозначающие определенный исторический период с конца — начала XVI в. Однако по вопросу конкретных дат начала Нового времени среди ученых существуют разные точки зрения. Называются 1492 г. — открытие Колумбом Америки; 1517 г. — начало Реформации, 1789 - начало Великой французской революции. Конец Нового времени чаще всего связывают с началом Первой мировой войны (1914 - 1918).
Начало Новой истории не имеет точной даты: числа, месяца, года. Нельзя назвать какое-либо конкретное событие и воскликнуть: «Наступило Новое время!»
Сам термин «Новое время» появился впервые в Италии, в XV в., в нем отразилось чувство обновления, противопоставления Средневековью. Новое воспринималось как качественно лучшее и современное. Люди хотели подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов» (явления, происходящего не только в Италии, но и в других странах Европы). Что же дало им повод для такого противопоставления?
Вместо постоянной заботы верующего о мире вечном (загробном) на первый план выходит стремление к жизни земной и к посмертной славе. Зарождалось новое видение мира. Но прежде всего, усилился интерес к человеку, ибо только он «наделен разумной душой». Европейцы стали чаще покидать родные места и даже отправляться в неизведанные края, и не только по соображениям хозяйственной выгоды, но и из одного только любопытства, интереса к неизвестному. Огромные изменения происходят и в хозяйственной жизни, на смену натуральному хозяйству приходят рыночные отношения.
Общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники начинается уже в XIX в., который назовут индустриальным (от лат. industria — деятельность), и общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника.
В чем же заключалась новизна? Как мы отмечали, уже в XV в. в Западной Европе начался закат Средневековья. Господствующее традиционное общество претерпевает значительные изменения и постепенно разрушается.
Сословный строй стал разрушаться, появился новый тип личности — человек Нового времени. Такой человек почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности, способность принимать решения и нести за них ответственность. Чаще всего эти люди происходили из незнатных слоев общества — из среды разбогатевших крестьян, ремесленников, купцов. Были среди них и представители городской верхушки — юристы, банкиры, а также небогатые дворяне. Всех их, столь разных по происхождению, объединяло одно — желание разбогатеть.
Для достижения этой цели следовало проявить активность, предпринять что-то самому — заняться торговлей, предпринимательством, поступить на государственную службу, в армию — одним словом, принять решение и добиться его осуществления. Такие люди обладали предпринимательским духом, не боялись рисковать. Среди них были и те, кто стремился разбогатеть, а затем отойти от предпринимательской деятельности, «уйти на покой», вложить деньги в банк и жить на проценты.
2. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока
Для того чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должны были появиться новый человек, новые знания и новые технические возможности.
Многие технические изобретения основывались на применении винта. В XVI в. изобрели токарный станок, освоили литье винтов из бронзы. Винтовой пресс применялся в книгопечатании и изготовлении монет.
В плаваниях моряки пользовались компасом и астролябией (прибором для определения широты и долготы), а главное — к этому времени появились новые конструкции парусов и кораблей. Длительные путешествия стали возможны только благодаря появлению каравелл — нового типа хорошо управляемого судна, достигавшего 30 м в длину, 8 м в ширину и имевшего осадку 3 м. Хорошее управление достигалось тем, что, наряду с квадратным парусом, обеспечивавшим высокую скорость, каравелла оснащалась и косыми (латинскими) парусами, дававшими возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Такое судно имело достаточные помещения для экипажа (несколько десятков человек) и хранения запасов пресной воды и пищи. Несколько позже появляется более крупное судно — галион, еще лучше приспособленное к длительным плаваниям через океан.
Картографы стали изготавливать карты с более точно нанесенными на них очертаниями Европы, Азии и Северной Африки. На карты наносились широты. Особенно большой вклад в развитие картографии внесли португальцы, создававшие навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождение портов (отсюда и название навигационных карт — портолан), встречающиеся на пути препятствия. В картах делается попытка определить расстояние и дать другую информацию, например глубину моря. Создал свою карту и Паоло Тосканелли, на ней был проложен морской путь из Лиссабона в Индию.
Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические открытия.
Как Вы думаете почему европейцев манили новые земли?
Уже в XIII—XIV вв. среди европейцев усилился интерес к дальним странам и народам, что объяснялось рядом причин.
Росли города с их торговым и ремесленным населением, набирала силу международная торговля.
Интерес к дальним странам усилился после Крестовых походов, в результате которых, сложились прочные торговые связи со странами Востока, откуда арабские купцы привозили в Европу предметы роскоши и пряности. Перец и гвоздика были очень дороги — буквально на вес золота. Их давали в приданое дочерям, ими вместо золота можно было расплатиться при любой сделке. Если о ком-то хотели сказать, что он очень богат, то говорили: «Этот человек — мешок с перцем!
Для покупки этих товаров нужны были деньги, много денег. А их в Европе в ту пору недоставало: драгоценных металлов добывалось мало, известные месторождения золота и серебра были к тому времени почти истощены. При этом большая часть благородных металлов переходила в руки посредников — арабских купцов, поскольку Европа покупала больше, чем продавала. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми — дворянами, купцами, бюргерами.
Образовывавшиеся в конце XV — начале XVI в. централизованные государства имели возможность снаряжать и финансировать далекие заокеанские путешествия.
Кроме того, в районе Средиземноморья ощущалась перенаселенность. Часть европейцев проявляла готовность покинуть родные земли, где для них не было места.
Среди них были и те, кого коснулся дух предпринимательства.
В XV в. европейской торговле с Востоком через Средиземное море препятствовала сильная Османская империя. Но ни европейские монархи, ни дворяне, ни купцы не собирались отказываться от прибыльной (она приносила 700—800% дохода) торговли с Востоком.
Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека, стремление к распространению христианства делали осуществимыми самые смелые планы. Так возникла мысль проложить морской путь в Индию.
Первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, стали Испания и Португалия.
Начало ВГО связывают с именем Генриха Мореплавателя, принца Энрике (1394—1460), младшего сына португальского короля. Увлеченный мореплаванием и географией, он стал вдохновителем Великих открытий XV в. Замысел Энрике на первый взгляд был прост — по океану доплыть туда, куда невозможно добраться по суше. Но простота была лишь кажущейся, на пути исполнения плана имелись препятствия:
страх португальских моряков, никогда в плаваниях не уходивших далеко от берега,
недостаток точных карт и навигационных инструментов,
несовершенство судов.
Обладая блестящими организаторскими способностями, инфант собрал вокруг себя самых известных путешественников, людей из самых разных слоев общества, ставших его единомышленниками. Принц основал в военный порт, обсерваторию и школу картографии.
Посланные Энрике моряки, исследуя Атлантический океан (европейцы называли его «море Мрака»), открыли остров Мадейру, часть Азорских островов, острова Зеленого Мыса и Канарские. В 1445 г. португальцы достигли крайней западной точки Африканского континепта — Зеленого Мыса. Вскоре им удалось открыть побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью. Моряки скупали у местных вождей не только эти товары, но и черных невольников, которых стали перевозить в Европу и продавать на невольничьих рынках.
Сам Энрике лишь один раз в жизни пересек на корабле Гибралтарский пролив, отправляясь на завоевание Сеуты, и больше в море не выходил, но получил почетное звание Мореплавателя за то, что посвятил свою жизнь организации морских экспедиций, открывших его маленькой стране путь на Восток.
Уже после смерти Генриха Мореплавателя в 1471 г. португальцы достигли экватора, в 1480-х гг. открыли устье реки Конго и исследовали побережье Юго-Западной Африки.
Оставалось совсем немного для того, чтобы обогнуть континент. Это великое событие, открывшее перед португальскими мореплавателями просторы Индийского океана, произошло в 1488 г., когда экспедиция Бартоломеу Диаша (1450—1500) во время бури была отнесена далеко к югу в океан. После бури Диаш направил корабли на восток, но берега все не было. Суда еще раз поменяли курс — теперь уже на север: так они достигли восточного побережья Африки в Индийском океане. Диаш хотел продолжать экспедицию и достичь Индии, но матросы, измученные полугодовым плаванием, взбунтовались и отказались плыть дальше.
Далеко выступающий в море мыс на юге Африки Диаш назвал мысом Бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй Надежды. Португалия рассчитывала обрести господство над Индийским океаном.
Одиннадцать лет спустя другой португалец — Васко да Гама (1469—1524), снарядив четыре корабля, вышел из лиссабонского порта 8 июля 1497 г. После восьмимесячного плавания вдоль берегов Африки с помощью опытного арабского лоцмана Васко да Гама привел свои корабли в индийский порт Каликут. Три месяца провели португальцы в Каликуте. Нагрузив корабли пряностями, экспедиция отправилась в обратный путь. Только через два года вернулась она на родину. На обратном пути погибло два корабля и более половины экипажа. Однако доход от доставленного в Португалию груза пряностей в 60 раз превышал средства, затраченные на организацию экспедиции. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует. В своем соперничестве с Испанией Португалия вырвалась вперед.
Европейцы вышли в Мировой океан, но это были первые шаги. Самые большие открытия еще предстояли.
Идея найти путь в Индию через «море Мрака» давно будоражила умы всех, кто ощущал в себе предпринимательский дух. Человеком, яростно добивавшимся осуществления этого проекта, был Христофор Колумб (1451—1506) выходец из Генуи
Великие христианские короли Фердинанд и Изабелла остро нуждались в деньгах — после долгой войны с арабами за полное освобождение Испании (Реконкисты) королевская казна была пуста. Наряду с жаждой золота существовало и стремление распространить христианство на народы, исповедующие другие религии и живущие за пределами Пиренейского полуострова. Эти причины склонили католических королей пойти на организацию морской экспедиции, доверив руководство Христофору Колумбу.
17 апреля 1492 г. Фердинанд и Изабелла подписали с Колумбом договор, согласно которому в случае удачи он назначался бы вице-королем «всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему искусству откроет или приобретет в этих морях-океанах». Он также получил бы звание адмирала и десятую часть со всех товаров, «которые будут куплены, обменены, найдены или приобретены»; он и его наследники будут возведены в дворянское достоинство. В случае неудачи Колумб не получал ничего.
Деньги на экспедицию были выделены, но это отнюдь не означало решения всех проблем. Теперь надо было найти моряков, готовых плыть в неизвестное, поддержать у них веру в успех этого плавания.
Экспедиция, состоявшая из опытных моряков (по разным оценкам, их было от 90 до 150 человек), на трех судах: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» (флагманский корабль, на котором находился Колумб), на рассвете 3 августа 1492 г.вышла из испанского порта Палое и взяла курс на Канарские острова.
Наконец 12 октября 1492 г. с каравеллы «Пинта» раздался выстрел это был сигнал. Матрос увидел костер, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который адмирал назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель), на нем водрузили флаг испанских королей. Исследовав остров, корабли взяли курс на юг, и вскоре были открыты острова Гаити и Куба. Колумб не сомневался, что это Индия, и жителей вновь открытых земель стали называть индейцами.
Первое плавание Колумба, результатом которого явилось открытие для европейцев многих островов Карибского моря, продолжалось 225 дней. В ходе экспедиции се участники обнаружили явление отклонения магнитной стрелки при прохождении через магнитный меридиан, устойчивые ветры южных широт — пассаты.
В результате следующих трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своих дней Христофор Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Однако королевскую чету не очень удовлетворяли результаты деятельности адмирала, так как хотя золото в Испанию и поступало, но не в таком количестве, как ожидалось.
В 1504 г., вернувшись в Испанию из четвертого и последнего путешествия, адмирал узнал, что его покровительница королева Изабелла умерла. Больше им никто не интересовался, и последние годы жизни он провел в безвестности
«Эти страны следует называть Новым Светом». Новый материк, открытый Колумбом, вначале стали называть Вест-Индией, то есть Западной Индией. Лишь позднее его назвали Америкой. Мореплаватель Америго Веспуччи, флорентиец на испанской службе, охваченный всеобщим интересом к новым землям, совершил туда путешествие.
В 1505 г. письма Веспуччи были напечатаны в Германии, а затем вышла книга с описанием его путешествий. Имя Америго Веспуччи стало популярно среди образованных людей Западной Европы, ведь из его писем они впервые узнали об открытиях Колумба. Позднее эти земли все чаще стали связывать с именем Веспуччи и называть Америкой.
Осенью 1519 г. из порта г. Севилья (Испания) на пяти каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую опытный португальский мореплаватель Фернан Магеллан (1470— 1521). Его цель — найти свой путь к «островам пряностей» идя на запад и обогнув с юга открытый Колумбом новый континент. Через год, в октябре 1520 г., корабли вошли в узкий пролив (впоследствии его назвали Магеллановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространство. Это был неизвестный океан. Поскольку за все время плавания эскадры Магеллана моряки не видели бурь, они назвали океан Тихим. Четыре месяца продолжалось тяжелое плавание, не хватало пищи и пресной воды. Каждый день моряки умирали от голода и цинги. И все же суда пересекли океан, преодолев расстояние в 17 тыс. км. В марте 1521 г. эскадра достигла Марианских островов, а затем и Филиппинских. Здесь люди отдохнули. Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с жителями одного из островов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индийский океан в Испанию. Труден был и этот переход. Только один корабль «Виктория» («Победа») вернулся в Севилью. На судне находился бесценный груз пряностей и 18 похожих на призраков матросов.
Экспедиция Магеллана окончательно доказала, что Земля имеет форму шара, обогнув который, можно вернуться в порт отплытия.
Западноевропейская колонизация «новых» земель.
После открытия испанцами и португальцами «новых» земель началось их завоевание, получившее название конкиста (от исп. conquista — завоевание).
Острова Карибского бассейна оказались не богаты драгоценными металлами, и конкистадоры в поисках золота отправились дальше, в неизвестные еще широты.
10 февраля 1519 г. флотилия из 11 судов с 508 солдатами на борту, покинув Кубу, взяла курс на полуостров Юкатан. Вооружение экспедиции состояло из ружей, аркебуз, арбалетов, бронзовых пушек; у нее было шестнадцать лошадей. Во главе экспедиции стоял тридцатитрехлетний испанский идальго, недоучившийся студент Эрнандо Кортес, обладавший бесстрашием и жестокостью, даром дипломата, стремлением к славе и золоту.
17 апреля 1519 г. отряд высадился на мексиканском берегу. Жившие здесь индейцы никогда раньше не видели ни белых людей, ни огнестрельного оружия, ни лошадей. В Мексике испанцы нашли то, к чему стремились, — богатые месторождения золота и серебра. Но окончательно страна была завоевана только в XVII в.
Маленькая Португалия не могла завоевывать большие страны, поэтому португальцы захватывали в Индии, Аравии и Восточной Африке только важнейшие опорные пункты по берегам Индийского океана и строили там крепости. Португальцы вытеснили арабских купцов с торговых морских путей, идущих через Индийский океан, им удавалось долгое время не пускать туда и европейцев.
Продвигаясь дальше на восток, португальцы достигли берегов Японии и Китая, откуда стали вывозить в Европу шелк и фарфор.
Значение Великих географических открытий. Почему географические открытия на рубеже Средневековья и Нового времени называют Великими? Попробуем ответить.
В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменяли новые, более достоверные знания. Получила подтверждение мысль европейцев о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных континентах людях. Это создавало условия для развития наук — географии, астрономии, истории.
Западная Европа, развивавшаяся до этого в своих географических границах, превратилась в регион, влияющий на судьбы далеких стран и народов.
Благодаря географическим открытиям и освоению Мирового океана стал складываться единый мировой рынок, устанавливались торговые связи между многими странами и континентами. Сместились торговые центры, поскольку главные морские пути переместились из внутренних морей в океаны. Средиземное море, а вместе с ним Венеция и Генуя стали терять прежнее значение. Зато выросли и стали играть ведущую роль в мировой торговле новые океанские порты — Севилья, Лиссабон, Лондон, Антверпен, Амстердам.
Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй.
Из колоний в Европу хлынул поток драгоценных металлов, что, с одной стороны, привело к оживлению предпринимательской деятельности, с другой — к революции цен — падению цен на золото и вздорожанию всех товаров. Что произошло? Золотые монеты обесценились, и цены на товары первой необходимости резко выросли. Выиграли те, кто поставлял продукты на рынок: богатые крестьяне, фермеры. Страдали покупатели, прежде всего горожане. В очень тяжелом положении оказались лица, получавшие твердую оплату труда: наемные работники, мелкие чиновники, профессиональные военные. Ухудшилось положение значительной части дворян, поскольку средства, получаемые ими с крестьян в качестве денежного оброка, очень быстро обесценивались. Зато обогащались купцы и предприниматели, связанные с заморской торговлей. Торговля пряностями, например, давала 2500% прибыли. В руках у таких купцов скапливались огромные деньги. Европа стала центром быстро развивающейся промышленности.
Благодаря географическим открытиям изменилась и повседневная пища европейцев. В меню вошли картофель, томаты, фасоль. С развитием в Атлантике рыбных промыслов европейцы стали есть больше рыбы — трески и сельди. Появились на столе европейцев и новые напитки — чай, кофе и шоколад.
Великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества — зарождающееся индустриальное и традиционное.
Европа в период Реформации
В середине XVI в. Реформация распространялась по всей Европе, охватив Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Одним из крупнейших центров Реформации являлась Швейцария, где создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин, своими идеями и опытом нового церковного устройства оказавший большое влияние на европейские страны.
Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей.
Преподаватель предлагает посмотреть видео о положение церкви в Европе до Реформации. (5 минут)
Дополнительный материал
Группа 1
Мартин Лютер "95 ТЕЗИСОВ". Извлечения.
5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.
6. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.
21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.
30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше - в получении полного прощения.
67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют "высшую благодать" истинно таковы, поскольку приносят прибыль.
Дополнительный материал
Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что церковная иерархия, монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на "подлинном слове Божьем".
Ссылаясь на апостола Павла, Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это - один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии - священно. Все остальное - дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.
Вопросы:
1. Каковы основные идеи Мартина Лютера?
2. Против чего выступал Мартин Лютер?
3. Какие последствия имели его действия на дальнейший ход истории?
Основные идеи Мартина Лютера: (основные тезисы записываем в тетрадь)
- Осуждение продажи индульгенции
- Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание.
- Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.
- Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.
- Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.
- Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.
Группа 2
Томас Мюнцер "Пражское воззвание "
Прага, 1 ноября 1521 г.
"...Мир, введенный в заблуждение всякими сектами32, уже давно стремится к правде. Но здесь-то и сбываются слова Иеремии, что дети требовали хлеба, но не нашлось никого, кто бы преломил его для них. И до нас, и в наше время были многие, кто этот хлеб, то есть слово Божие, не преломили, и не в духе, а в букве Писания бросили34, как собакам. О заметь, заметь это! Они его не преломили, не разъяснили истинного духа страха Божьего, и те не получили истинного наставления в том, что они дети Божьи..."
"... Господь совершит удивительные дела со своими избранными, особенно в этой стране. Ибо здесь возьмет начало новая церковь и народ сей будет образцом для всего мира. Поэтому-то и призываю я каждого, чтобы он помог защитить слово Божие..."
Т. Мюнцер формулировал смелую радикальную программу. Придавая своему учению религиозную, богословскую форму, по существу он выступал с критикой не только римской церкви, но и догматов христианского вероучения. Он считал неправильным противопоставлять веру и разум, полагая, что вера есть не что иное, как пробуждение разума в человеке. Он отказывался признавать веру в потусторонний мир, в ад, в дьявола, в магическое значение причащения, в осуждение грешников. Христос, по его мнению, был человеком, а не богом, был просто пророком и учителем.
Человека Т. Мюнцер рассматривал как часть божественного мироздания и проповедовал возможно более полное единение его с божественным целым. Он требовал для этого подавления всех личных склонностей человека и подчинения отдельного человека интересам общества.
Т. Мюнцер требовал немедленного установления царства божьего на земле путем возврата церкви к ее первоначальному состоянию и устранения всех учреждений, находившихся в противоречии с этой раннехристианской, в действительности же совершенно новой церковью. Но под царством божьим Т. Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Все существующие власти, в случае, если они не подчинятся революции и не примкнут к ней, должны быть низложены; все промыслы и имущества становятся общими, устанавливается самое полное равенство.
Для осуществления этой программы Т. Мюнцер считал необходимым основать союз и полагал, что князьям и господам должно быть предложено присоединиться к этому союзу. Если же они не пожелают этого, он призывал напасть на них с оружием в руках и перебить их всех.
Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной
Вопросы:
1. Каковы основные идеи Томаса Мюнцера?
2. Чего хотел добиться Томас Мюнцер?
3. Как должны были поступить с гражданами которые не подчинятся революции и не примкнут к ней?
4. Какие последствия имели его действия на дальнейший ход истории?
Основные идеи Томаса Мюнцера: ( основные тезисы записываем в тетрадь)
- Поддержка взглядов Мартина Лютера
- Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами
- Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны.
Группа 3
Жан Кальвин "Наставления в христианской вере"
"...Цель жизни возрождённого христианина в том, чтобы установить гармонию и согласие между Божьей справедливостью и нашим послушанием, утвердившись в усыновлении, которым Бог объявил нас своими детьми..."
"... Короля делает истинным королём признание того, что он правит своей страной как наместник Бога. И наоборот, кто пользуется королевской властью не ради служения славе Божьей, тот не король, а разбойник. Можно ли ждать процветания в королевстве, где не правит скипетр Божий, то есть его святое слово? ..."
Дополнительный материал
Кальвин развивает идеи Лютера о «двух порядках». Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей. Государство установлено Богом, поэтому протест против власти, даже самой жесткой – «дерзость против божьей воли». Но все же он признавал за поданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей установления Бога.
По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, а наилучшим – аристократический или олигархический. Оптимальной формой организации политической власти реформатор считал аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.
Кальвин начал реализацию своих идей после прихода к власти в Женеве, придав религиозным установлениям силу государственного закона. Город был разделен на кварталы. Верующие были объединены в общины, возглавляемые пресвитерами (старейшинами) из мирян и проповедников, получивших соответствующую подготовку, но не имевшие сана. Они составляли консисторию (особое совещание Священной Коллегии Кардиналов), управлявшую религиозной жизнью общины. Старейшинам вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. В качестве наказания применялось изгнание из города, казнь. Были упразднены церковные таинства, кроме крещения и причащения, церковные праздники, из храмов удалены украшения и утварь.
Вопросы:
1. Каковы основные идеи Жана Кальвина?
2. Что говорит Жан Кальвин об организации государства и власти?
3. Как начал реализовывать свои идеи Жан Кальвин?
Группа 4
Ян Гус (1369-1415)
Ян Гус выступал против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.
Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.
Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.
Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).
Вопросы:
1. Против чего выступал Ян Гус?
2. Как Гус распространял свое учение среди народа?
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм
Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизации.
Модернизация – это сложный, довольно длительный процесс, который охватывает все области жизни общества и включает в себя:
Урбанизацию – рост городов. Деревня отходит на второй план.
Индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве.
Демократизацию, которая заложила предпосылки для становления гражданского общества и правового государства.
Модернизированный человек — это человек, который быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей жизни. В отличие от человека средневекового он не ограничен социальными рамками своего сословия, корпорации или географическими рамками своего города, родной деревни. Поэтому современный человек ощущает себя частью более крупной общности — класса или нации.
Благодаря распространению грамотности и появлению средств массовой информации пропасть, отделявшая его в средние века от сознания интеллектуальной элиты, сужается. Конечно, не все процессы, связанные с модернизацией, проявили себя сразу и в полном объеме. В XVII и особенно в XVIII веке росли города, но сельское хозяйство не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была еще занята большая часть населения. В аграрном секторе долго сохранялась техническая отсталость и мелкое производство.
Во второй половине XVIII веке начали использоваться первые машины, но экономика в целом не была индустриализована. Увеличивалась роль изобретений, но установка на постоянное усовершенствование производства еще не превратилась в ведущий принцип.
И все-таки происходившие в эту эпоху изменения подрывали основы традиционализма, а в XIX веке его крушение в передовых странах Западной Европы стало совершенно очевидным.
Но, помимо кризисов, для возникновения революций необходимо еще одно условие. Сознание людей должно быть в достаточной степени модернизированным, чтобы они поверили в возможность и желательность изменения государственного строя. А это происходит, только если разрушаются традиционные представления о незыблемости политического порядка и о Божественном происхождении власти.
Для развития капиталистического производства в промышленности характерны следующие три главные стадии: 1) капиталистическая простая кооперация, 2) мануфактурный период, 3) машинный период.
Мануфактура есть капиталистическая кооперация, основанная на разделении труда и ремесленной технике. Мануфактура как форма капиталистического процесса производства господствовала в Западной Европе приблизительно с половины XVI столетия до, последней трети XVIII столетия. Она является второй, более высокой, стадией развития капиталистического производства.
Мануфактура возникла двояким путём.
Первый путь – это объединение капиталистом в одной мастерской ремесленниковразных специальностей. Так возникла, например, каретная мануфактура, объединившая в своих стенах прежде независимых ремесленников: каретников, шорников, портных, слесарей, медников, токарей, позументщиков, стекольщиков, маляров, лакировщиков и т. д. В мануфактуре производство кареты разделяется на большое число различных дополняющих одна другую операций, каждая из которых выполняется отдельным рабочим. Вследствие этого изменяется прежний характер ремесленного труда. Например, рабочий–слесарь в течение длительного времени занимается теперь лишь определённой операцией в производстве карет и постепенно перестаёт быть тем слесарем, который ранее самостоятельно изготовлял готовый товар.
Второй путь – это объединение капиталистом в одной мастерской ремесленников одной специальности. Прежде каждый из ремесленников самостоятельно производил все операции по производству данного товара. Капиталист расчленяет процесс производства в мастерской на ряд отдельных операций, каждая из которых поручается рабочему–специалисту. Так возникла, например, игольная мануфактура. В игольной мануфактуре проволока проходила через руки 72 и более рабочих: один тянул, другой выпрямлял проволоку, третий разрезал её, четвёртый заострял концы и т. д.
Мануфактурное разделение труда представляет собой разделение труда внутри предприятия при производстве одного и того же товара в отличие от разделения труда в обществе между отдельными предприятиями при производстве различных товаров.
Разделение труда внутри мануфактуры предполагает концентрацию средств производства в руках капиталиста, который является вместе с тем собственником производимых товаров. Наёмный рабочий в отличие от мелкого товаропроизводителя самостоятельно не производит товара; в товар превращается лишь общий продукт труда многих рабочих. Разделение труда внутри общества предполагает раздробление средств производства между отдельными, независимыми друг от друга товаропроизводителями. Продукты их труда, например столяра, кожевника, сапожника, земледельца, выступают как товары, и связь между самостоятельными товаропроизводителями устанавливается посредством рынка.