СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль "Изучение творчества народного поэта Бурятии А.Г. Румянцева в курсе средней школы".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль "Изучение творчества народного поэта Бурятии А.Г. Румянцева в курсе средней школы".

Просмотр содержимого документа
«Модуль "Изучение творчества народного поэта Бурятии А.Г. Румянцева в курсе средней школы".»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Корсаковская средняя общеобразовательная школа»

Республика Бурятия Кабанский район






Модуль

Изучение творчества народного поэта Бурятии А.Г. Румянцева в курсе средней школы.



Автор Серых Лидия Михайловна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Корсаковская СОШ»










Пояснительная записка.

Творчество народного поэта Бурятии, выпускника Байкало - Кударинской средней школы, профессора литературного института им. Горького Румянцева Андрея Григорьевича давно стало объектом изучения в школе. Поэзия, литературная критика - это неисчерпаемый кладезь мудрости, жизненного опыта и оценок литературного процесса от древних времен до наших дней. «Андрей Румянцев - прекрасный русский поэт». (С. Перевезенцев, сопредседатель Правления Союза писателей России, доктор исторических наук, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). В. Распутин сказал на обсуждение книг Румянцева А.Г. в Москве, в Союзе писателей России. Вот эти слова: «У Андрея Григорьевича сильный характер. И стихи его такие. Мне кажется, каждый большой поэт, а не только Есенин, похож на свою Родину. И стихи каждого поэта похожи на автора. Это совершенно неизбежно. Стихи у Румянцева четкие, прописанные. Они у него не то, что по земле ходят, но имеют свой удельный вес на уровне восприятия и самого лучшего понимания». Именно потому, что А.Р. в полной мере соответствует высокому званию русского поэта, он и взялся за работу о великих поэтах, о тех, чей божественный дар составил славу русской лирики. Удивительное это явление - русская поэзия. А.Г. Румянцев не только поэт, но и человек, который живет интересами своего народа, общества. Он растет как мастер, меняется, но всегда находится в гуще событий, происходящих в мире, в стране, в родном городе и селе. Он философ. Его фраза: «Взывает время к доброте. Оно от зла устало», - разъясняет сущность деятельности поэта на земле, его жизненные ценности.

Составляя данный модуль, учитывались возрастные особенности учащихся, их интересы, увлечения, взросление и восприятие. Читатели, знакомясь с творчеством поэта, открывают его для себя постепенно, непрерывно, углубляясь в мысли поэта, проникая в его переживания, разделяя с ним его взгляды, впитывая лучшее, значимое.

Учащимся предлагаются лучшие произведения поэта. Пятиклассники соотносят военное детство поэта со своим, счастливым и беззаботным.

Ученики 6 класса отмечаются большей наблюдательностью, созерцательностью, поэтому им близки стихи о природе, о Байкале. В 7 классе, после изучения поэзии Пушкина, дети знакомятся со стихотворениями А.Г. Румянцева, посвященными великому поэту, и читают статьи о Пушкине из «Кастальского ключа».

Проблемы экологии Байкала рассматриваются учащиеся 8 класса. Они читают поэму «Колодец планеты», рассуждают по поводу проблем, поднятых автором в очерке «Байкальский монолог».

Шестнадцатилетние подростки впервые сталкиваются с проблемой жизни и смерти не только в цикле стихов «У черного порога», но и в своих душевных муках.

Те, кто обучается в 9 классе, осознают роль дружбы в жизни людей. Поэтому им предлагается для изучения цикл стихов, посвященный памяти А.В. Вампилова «Страницы».

Заканчивается изучение творчества Андрея Григорьевича Румянцева в школе двумя большими книгами, написанными о русских поэтах и писателях. Эти эссе - пример глубины мышления, авторского видения и личной оценки творчества, великих современным читателем. Хочется, что интерес к творчеству народного поэта Бурятии станет потребностью жизни и превратится в беспрерывный процесс образования. Каждая изучаемая тема вкрапляется в программу, изучаемую в классе, и заканчивается разнообразными видами работ: сочинения, доклады, научные работы, рефераты.

Цель модуля:

  • познакомить учащихся с творчеством поэта - земляка;

  • научить умению понимать и анализировать стихи;

  • проникнуть в мир поэта, прочувствовать его личностное восприятие творчества русских писателей и поэтов.

Задачи модуля:

  • воспитание интереса у учащихся к бурятской поэзии;

    • введение в учебную программу регионально-национального компонента;

    • развитие любви к поэзии не только известных поэтов, но и малоизвестных.

5 класс. (2 часа)

1 час. Биография поэта и его цикл стихов «Стояла зима».

1 час. Образ матери в поэзии Румянцева А.Г. Образ военного детства стихотворение"«Алешка». Рисунки для обложки книги.

6 класс. (3 часа)

1 час. Стихи о родине, о Байкале. Анализ стихотворения «За отцовской избушкой».

2 часа. Картины родной природы в стихах А.Г. Румянцева. Иллюстрации к стихотворениям.

7 класс (2 часа)

А.Г. Румянцев о Пушкине А.С.

1 урок. Знакомство со стихами.

  1. «Что оставил он русскому миру...».

  2. «В полях Михайловского - лето».

2 урок. Из «Кастальского ключа».

Статьи: «Плоды из Пушкинского сада».

«Глаголы неба на земле».

«Благословляющая муза»

Образ Пушкина в творчестве Румянцева.

8 класс. (2 часа)

1 урок. «Байкальский монолог», «Колодец планеты».

2 урок. Анализ поэмы «Колодец планеты».

План (оглавление).

Тема Байкала в лирике А.Г. Румянцева.

9 класс. (2 часа)

1 урок. Цикл стихов «Страницы», посвященный памяти А.В. Вампилова.

2 урок. Очерк «Не кончается прощанье» (Воспоминания о друге). Образ друга в творчестве поэта.

10 класс. (2 часа)

1 урок. Цикл стихов «У черного порога».

1. «Ты повернул с земных полей».

2. «Потеряли значенья родные поля».

3. «Помоги мне, озябшая птица».

4. «Ты живешь в промерзшем доме».

5. «Как быстро годы пролетели».

6. «Весенний дождь».

7. «Я судьбу обманул, в новый век перейдя...»

2 урок. Тема дома в поэзии А.Г. Румянцева.

11 класс, (4 часа+2 часа на развитие речи)

1 тема. «Глаголы неба на земле» - эссе о великих русских поэтах.

1. Иван Андреевич Крылов. Насмешливый мудрец.

2. Александр Сергеевич Пушкин. Плоды из Пушкинского сада.

3. Михаил Юрьевич Лермонтов. «А он, мятежный...»

4. Федор Иванович Тютчев. Избранник духа.

5. А.В. Кольцов. «Заливная песнь соловьиная...»

6. А.А. Фет. Полет наперекор буре.

7. Н.А. Некрасов «Я миру посвятил народу своему...»

8. А.А. Блок. Последний романтик.

9. Н.А. Клюев «Моя узорная славянская муза...»

10. С.А. Есенин. Поэт, похожий на свою родину.

11. А.Т. Твардовский. «Нет, жизнь меня не обманула...» Неубывающий свет.

Послесловие Сергей Перевезенцев «Великие поэты как близкие люди».

2 урок. О любимом поэте С.А. Есенине. Статья «Поэт, похожий на свою родину».

2 тема. «Увидеть Россию сердцем» - эссе о замечательных произведениях русской прозы.

1. М.Ю. Лермонтов, Григорий Александрович, магнетический человек. 9 класс.

2. Н.В. Гоголь. Душевная правда Николая Гоголя. 9 класс.

3. И.С. Тургенев. «... Вся суть русской жизни».

4. Ф.М. Достоевский. «Живая душа за острожной стеной». 10 класс.

5. А.П. Чехов. «Неохватна, как степь». 10 класс.

6. JI.H. Толстой «Воскресение для добра». 10 класс.

7. Максим Горький «Неумолкающий колокол жизни». 11 класс.

8. М.А. Шолохов «Что ты темен, Дон?», 11 класс.

Предисловие Вл. Владимирцева «Всегда благоухающая».

3 тема. «К нам едет ревизор» - слово о великих драматургах. Чтение в перспективе.


Газета «Деревенька».

С июня 2004 года в с. Байкало-Кудара начала выходить самодеятельная газета «Деревенька». Это печатный орган издания рассматривает самые разные вопросы текущей жизни, оценивая их, критикуя, делая выводы, подсказывая выход. Каждый номер газеты посвящен какому-то определенному событию, организации или даже имени. Например, газета №1 посвящена празднику Татьянин день, а №2 за 2007 г. рассказывает о раскулаченных кударинцах. Преобладают в газете материалы в виде портретных очерков, а также печатаются стихи местных поэтов, проза.

На страницах «Деревеньки» кударинка Антонина Степановна Нелюбина, оценивая текущие события, отмечает: «Жизнь, безусловно, меняется в лучшую сторону». Другой известный гражданин Кудары Семен Филиппович Плюснин рассуждает, что «не надо ждать распоряжений сверху. Их не будет. Самим надо приобретать мини-маслозаводы, мини-цеха по переработке мяса... со сбором молока решить бы проблему в свою пользу, а не в город его отправлять. Деньги надо всем зарабатывать». Высказал свое мнение ветеран Кудары - Степан Алексеевич Димов: «Душа болит за развал совхоза, у руля СПК «Байкало-Кударински» должны стоять деловые квалифицированные люди, думающие о развитии хозяйства, а не о том, как свести концы с концами». Он рекомендует сократить учетный персонал, повысить заработную плату работникам.

Вокруг газеты «Деревенька», которую можно рассматривать как самый очевидный и замечательный пример народной инициативы снизу, сформировался круг корреспондентов из учащихся Байкало-Кударинской средней школы. Под руководством своих наставников интересно и разнообразно они рассказывают о наиболее примечательных сторонах жизни своего селения, людях, достойных общественного внимания. В Байкало - Кударе уже получили известность молодые пишущие кударинцы: Саша Тимофеева, Валя Наумова, Люда Левина, Галя Березовская, Аня Ильинова, Саша Чернецкий, Алексей Димов, Наташа Новолодская, Оля Данилова,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!