СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль "Музыка моего края"(В). Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модуль "Музыка моего края"(В). Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека»

МУЗЫКА 8 класс урок № 1 дата:

Тема урока: Модуль «Музыка моего края» (В). Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: ​​создание условий для осмысления  значения фольклорных жанров, связанных с жизнью человека.

Задачи урока: 1. Настроить обучающихся на эмоциональное восприятие фольклорных жанров, связанных с жизнью человека.

2. Создать условия для коллективной творческой импровизации.

3. Развивать умение наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

4. Воспитывать эмоциональную выразительность в игре, пении, пластике.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Регулятивные УУД: умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: умение эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; высказываться о музыке. Воспринимать на слух музыкальное произведение. Давать образную характеристику прослушанного произведения.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, ИКТ.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: песни различных фольклорных жанров, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель (поёт)Здравствуйте, ученики!

Обучающиеся отвечают пением в ответ: «Здравствуйте, учитель!»

II. Мотивация. Актуализация. Целеполагание

  1. Обратите внимание на доску, как вы думаете, что это за слова? (Пословицы и поговорки, Сказки и былины, Календарный фольклор и годовой песенный цикл, Семейный фольклор, Колыбельные песни, Пестушки и потешки, Скороговорки, Свадебные песни,

Заклички, Считалки, Заговор)

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Чем мы будем заниматься?

- Как цели поставим перед собой?

III. Первичное усвоение новых знаний.

1.Беседа.

- Что вам помогло определить, что это жанры устного народного творчества – фольклор? (ответы обучающихся)

Вы уже знакомы с этими жанрами. Знакомились ранее на урока литературы и музыки.

Давайте запишем в тетрадь: Модуль «Музыка моего края». Тема: «Фольклорные жанры,

связанные с жизнью человека»

2. Культура русского народа богата традициями, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому сохранились древние традиции и обычаи. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Давайте вспомним, что же такое «Фольклор».

Во время урока учитель проговаривает и пропевает , спрашивает у обучающихся могут ли они привести пример.

Фольклор – это совокупность текстов различных жанров: сказка, былина, заговор, плач и причитания, обрядовые и необрядовые песни, исторические песни, городской романс, частушки, анекдоты.

Фольклор – это все то, что создано народом. При этом народ является коллективным творцом фольклорных произведений. Это значит, что у фольклорных произведений нет конкретного автора. Они создавались и оформлялись в течение долгого времени коллективно. В результате вырабатывалась фольклорная традиция.

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, – обучающиеся записывают в тетрадь.

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

Сказки и былины занимают весомое место в русском фольклоре. Оба жанра тесно связаны с мифотворчеством, отражают народные традиции и этнический быт и выполняют воспитательную функцию, обучающиеся записывают в тетрадь.

Календарно - обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями, обучающиеся записывают в тетрадь.

Семейный фольклор включает в себя малые жанры, такие как потешки, колыбельные, свадебные песни и поминальные причитания. Наименование раздела говорит само за себя. Данный фольклор существует с незапамятных времен. Причем его формирование происходит обособленно, в рамках одной семьи или близкого окружения, – обучающиеся записывают в тетрадь.

Еще один интересный жанр семейного фольклора. Во времена наших предков умение красиво петь считали особым талантом. Играя, мама всегда обучала дочку правильно «баюкать» малышей. Эта способность требовалась для того, чтобы старшие дети с шести лет могли присматривать за младшенькими, исполняя роль нянечки.

Колыбельная использовалась не только для успокоения дитя, но и для его защиты. Многие песни были своеобразными «заговорами». Они оберегали кроху от неприятностей, которые подстерегали его в будущем. Часто колыбельная обращалась к духам и волшебным существам, носителям сновидений – Дреме и Сну, – обучающиеся записывают в тетрадь.

Мифических созданий призывали для убаюкивания малышей. В наши дни это искусство практически забыто.

Пестушки и потешки - коротенькие напевы, помогающие ребенку в развитии и познании окружающей природы. – обучающиеся записывают в тетрадь. Помните, как мама вас учила «Сорока-ворона…». Пестушки и потешки побуждали малышей к действиям, приучали к гигиеническим процедурам, развивали мелкую моторику рук и рефлексы.

Свадебные песни данная разновидность фольклора разительно отличалась от остальных жанров. Причем исполняли их исключительно на свадебном торжестве. С функциональной точки зрения, песнопения были необычайно важны, выполняя «юридическую роль» в процедуре.

Также большое значение уделяли причитаниям. Они стали неотъемлемой частью праздника и представляли собой лирические повествования, описывающие переживания невесты, родителей и её подружек.

Немалую роль играли величания. В них гости свадебного мероприятия восхваляли виновников торжества, желали им долгих лет счастья и благосостояния. Ни один праздник не обходился без корильных песенок в шутливом тоне. Чаще всего их арестовывали сватам, которые стали «причиной» того, что девушка покинула отчий дом и утратила волю.

Причитания и плачи в день похорон еще одно направление фольклора. Когда он зародился до сих пор неизвестно. Жанр до наших дней дошел «обрывочно», но из названий можно разобрать, о чем идет речь.

Физкультминутка.

IV. Обобщение и закрепление полученных знаний на уроке.

- С какими фольклорными жанрами вы познакомились?

- Достигли ли мы поставленной цели в начале урока?

V. Вокально—хоровая работа.

Распевание.

Разучивание песни «Гимн России»

VI. Рефлексия.

- О чем говорили на уроке? Что запомнилось? Что понравилось?

Оцените свою работу на уроке.

Ответьте на вопросы (записаны на доске)

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы.

ДЗ: выучить «Гимн России»

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!