СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок по теме "Глаголы - исключения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю.Для закрепления глаголов - исключений. 

 

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок по теме "Глаголы - исключения"»

УЭ-0

2 мин.

Модульный урок по теме «Глаголы - исключения»

Цели: Обобщить и повторить знания теории по теме «Глаголы - исключения» и закрепить навыки:

  • уточнить знания об особенностях глаголов - исключений

  • умение видеть глаголы в тексте;

  • умение образовывать формы времени от глаголов - исключений;

  • развивать познавательные и творческие способности, умение работать индивидуально.

  • развивать умение у учащихся высказываться на грамматическую тему; сопоставлять, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость, формулировать умения преодолевать трудности.

  • умение работать в паре, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы; 


Работа по слайду


УЭ-1

10 мин.

Цель: актуализация знаний учащихся по теме «Глаголы - исключения»

  1. Запишите число и тему урока.

  2. Прочитайте цели урока и сформулируйте их конкретно для себя.

  3. Прочитайте текст «История глаголов – исключений»

В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять () в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а.Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!

Например:

обид-ти – обидиши;

вид-ти – видиши;

слыша-ти – слышиши.

Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.

Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению).

  1. Открыть учебник и повторить все глаголы-исключения.

  2. Повторите алгоритм «Как определить спряжение глагола».

6. Допишите глаголы, чтобы получилось стихотворение.

Как начнешь меня ты ____

Перестану я _________.

Перестанут уши _________

Ну а руки – все __________.

На меня начнешь ________,

Будешь ты меня __________ -

Буду все равно _______ .

Буду от тебя _____________

Раз ты смог меня _________

Буду я тебя не ___________ ,

А открыто --------.
 Слова для справок: гнать, дышать, слышать, держать, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть, видеть, ненавидеть

 

Выпишите глаголы из текстов, определите их грамматическое значение





Работа по слайду

Работайте самостоятельно в тетради






















В группе проявите творчество.



Работа по слайду

Оценку поставьте в оценочный лист.


УЭ -2

5 мин.

Цель: образовать от глаголов – исключений формы 2л. и 3 л.ед. ч. настоящего времени, форму прошедшего времени.

Образец: гнать –гонишь –гонит, гнал.

Ключ ( по слайду).


Оценку поставьте в оценочный лист.

Взаимопроверка.

УЭ- 3

5 мин.

      1. 1. К глаголам – исключений подобрать однокоренные слова.

      2. 2.Подобрать к данным глаголам отрицательные или неопределенные местоимения.


Выберите любое

задание.



НЕ забудьте обозначить орфограмму.

Контроль учителя.

Оценку поставьте в оценочный лист.




УЭ – 4

10 мин.

Цель: списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить условия выбора орфограмм на месте пропуска букв и скобок.

Он и мухи (не)обид…т.

Кто кого обид…т, тот того и ненавид…т.

Если кого обид…шь, от того и сам потерп…шь обиду.

Кто терп…т, тому везёт.

За кем нет погони - тот и не беж…т.

 Солдат шилом бре…тся, дымом гре…тся. 

В декабре зима стел…т холсты, а мороз навод…т мосты.

Два арбуза в одной руке не удерж…шь.

Нужда загон…т на чужбину.

В чужом глазу соринку видт, в своём бревна (не)замечат. Любят того, кто (не)обидт н…кого. Не глаза вид..т, а человек; не ухо слышт, а душа.



Ключ (по слайду).

Взаимопроверка.


НЕ забудьте обозначить орфограмму.



Оценку поставьте в оценочный лист.


УЭ – 5

5 мин.

Цель: объясни значение фразеологизмов:


Держать язык за зубами

Держать за семью печатями
Держать нос по ветру
Держать порох сухим
Держи карман шире.


Оценку поставьте в оценочный лист.


УЭ - 6

Цель: подведение итогов урока.



1.Прочитайте цели урока УЭ – 0

2.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока Вами?

3.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему? 


УЭ - 7

Рефлексия.

Отметьте кружком ступеньку, соответствующую вашим знаниям на сегодняшнем уроке.


УЭ - 8

Д/З:1. Сколько на самом деле глаголов – исключений? (сообщение).

2.Подобрать 13 предложений по данной теме.









Оценочный лист.

ФИО ученика

УЭ-1



5 баллов.

УЭ-2

Взаимопроверка.

Мах-5 баллов.

УЭ-3

Мах-5 баллов. Контроль учителя.


УЭ-4

Взаимопроверка.

Мах-5 баллов.

УЭ-5

Самооценка.

Мах-5 баллов.

Итог

Мах-25 баллов.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!