УЭ-1 10 мин. | Цель: актуализация знаний учащихся по теме «Глаголы - исключения» Запишите число и тему урока. Прочитайте цели урока и сформулируйте их конкретно для себя. Прочитайте текст «История глаголов – исключений» В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять ( ) в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а.Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению! Например: обид -ти – обидиши; вид -ти – видиши; слыша-ти – слышиши. Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями. Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению). Открыть учебник и повторить все глаголы-исключения. Повторите алгоритм «Как определить спряжение глагола». 6. Допишите глаголы, чтобы получилось стихотворение. Как начнешь меня ты ____ Перестану я _________. Перестанут уши _________ Ну а руки – все __________. На меня начнешь ________, Будешь ты меня __________ - Буду все равно _______ . Буду от тебя _____________ Раз ты смог меня _________ Буду я тебя не ___________ , А открыто --------. Слова для справок: гнать, дышать, слышать, держать, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть, видеть, ненавидеть | Выпишите глаголы из текстов, определите их грамматическое значение
Работа по слайду Работайте самостоятельно в тетради
В группе проявите творчество.
Работа по слайду Оценку поставьте в оценочный лист. |
УЭ – 4 10 мин. | Цель: списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить условия выбора орфограмм на месте пропуска букв и скобок. Он и мухи (не)обид…т. Кто кого обид…т, тот того и ненавид…т. Если кого обид…шь, от того и сам потерп…шь обиду. Кто терп…т, тому везёт. За кем нет погони - тот и не беж…т. Солдат шилом бре…тся, дымом гре…тся. В декабре зима стел…т холсты, а мороз навод…т мосты. Два арбуза в одной руке не удерж…шь. Нужда загон…т на чужбину. В чужом глазу соринку вид…т, в своём бревна (не)замеча…т. Любят того, кто (не)обид…т н…кого. Не глаза вид..т, а человек; не ухо слыш…т, а душа. | Ключ (по слайду). Взаимопроверка. НЕ забудьте обозначить орфограмму. Оценку поставьте в оценочный лист. |