Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 6 « 30 » мая 2018г. | «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол № 11 « 30» мая 2018г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № 258 «05» июня 2018г |
Рабочая программа
модуль «Загадочная физика»
5 классы
Учитель: Сергеева Елена Евгеньевна
Калининград
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа модуля «Загадочная физика» разработана для обучающихся 5 классов и составлена как пропедевтический курс.
Основными документами, на основании которых составлена программа по модулю «Загадочная физика» являются:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"».
3. Основная образовательная программа МАОУ СОШ №38.
А также методические пособия:
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа модуля «Загадочная физика», предназначенная для обучающихся 5 классов, направлена на формирование методологических качеств учащихся – умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию. В ходе решения системы физических задач у школьников могут быть сформированы следующие с п о с о б н о с т и:
– рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
– целеполагать (ставить и удерживать цели);
– моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
– проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
– вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью, младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению физике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Материал создает основу владения физическими терминами, необходимой как тем, кто будет решать принципиальные задачи, связанные с физикой, так и тем, для кого физика не станет основной профессиональной деятельностью. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и пространственного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ:
1. Ознакомление обучающихся с широким кругом явлений физики, встречающихся в повседневной жизни.
2.Формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира.
3.Развитие естественно - научной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
4.Повышение интереса к познанию законов природы.
ЗАДАЧИ:
1. Усвоение простейших физических терминов и символов.
2. Измерение физических величин с помощью приборов.
3. Осмысленное запоминание и воспроизведение определений и соотношений некоторых физических величин.
4. Наблюдение физических явлений в окружающем мире.
5. Приобретение навыков работы с физическими приборами.
6. Формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
7. Развитие познавательного интереса.
8. Содействие воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.
Форма организации: модуль для обучающихся 5 классов.
Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.
Сроки реализации программы:
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 19 часов.
Особенности возрастной группы детей.
Программа учитывает возрастные особенности обучающихся 5 классов и поэтому предусматривает разнообразные приемы работы, стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется эксперименту. В процессе занятий учащиеся должны выполнить лабораторные работы, простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов. Возможны парковые занятия (занятия на свежем воздухе).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ.
- постановка проектной задачи и ход работы над ней:
Моделирование природных явления с помощью подручных средств и физических приборов. Использование полученных результатов в домашних условиях, школе.
- формат описания проектного продукта модуля (курса):
Проектные продукты:
Выставка поделок и рисунков «Спектры в природе», «Перископ», «Телефон», «Планеты Солнечной системы», «Батарейка своими руками».
Сборка и демонстрация действующих моделей электромагнитов.
Фотовыставка «Рычаги вокруг нас», «Измеряем температуру»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ.
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность обучающихся, опыт исследовательской и проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
мотивация деятельности;
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний
организация учебной деятельности, постановка цели работы
умение планировать, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности
самоконтроль учащихся
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах
развитие способности анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами
развитие умения выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)
Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примерами таких технологий являются игровые технологии.
Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика со своим учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.
Осуществляется приобретение школьниками:
знаний о физике как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, о значимости физики в развитии цивилизации и современного общества;
знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
правил конструктивной групповой работы;
навыков культуры речи.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:
устные проверочные работы;
лабораторные работы;
проекты, практические и творческие работы;
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
результаты достижений учеников с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование новых форм контроля результатов: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам).
Содержание программы МОДУЛЯ.
Вводное занятие. Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.
Почему возникает радуга? Основной материал. Ознакомление с явлением дисперсии. Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел. Получение спектра с помощью электрических приборов.
Удивительный магнит.
Основной материал. Магнитное действие Земли. Постоянные магниты. Полюса магнитов. Свойства магнитов. Электромагниты и их применение. Создание электромагнитов с помощью подручных средств.
«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю».
Основной материал. Сила. Как уменьшить силу? Простые механизмы. Их виды. Рычаги. Можно ли использовать равноплечий рычаг? Рычажные весы, правила работы с ними.
Ток бежит по проводам.
Основной материал. Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Составные части электрических цепей и их обозначение на схеме. Правила сборки простейших электрических цепей. Техника безопасности при работе с электрическими приборами.
Как устроен глаз человека?
Основной материал. Линза. Преломление и отражение света. Дальнозоркость и близорукость. Как исправляют дефекты зрения? Строим перископ.
Что такое звук? Почему мы его слышим?
Основной материал. Звуковая волна. Распространение волн. Почему мы слышим звуки?
Плавание тел.
Основной материал. Знакомство с архимедовой силой и силой тяжести. Почему одни тела тонут, а другие плавают?
Тепловые явления.
Основной материал. Температура. Способы измерения температуры. Как устроен термос? Устройство термометра. Техника безопасности при работе с термометром.
Путешествие на воздушном шаре.
Основной материал. Воздухоплавание. Возникновение подъёмной силы. Знакомство с архимедовой силой и силой тяжести.
Планеты Солнечной системы.
Основной материал. Знакомство с моделью солнечной системы. Планеты земной группы. Их виды и особенности.
Тематическое планирование
(примерное)
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности |
Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Вводное занятие. Почему возникает радуга?
| 2 | 1 | 1 |
2 | Удивительный магнит. | 2 | 1 | 1 |
3 | «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». | 2 | 1 | 1 |
4 | Ток бежит по проводам. | 2 | 1 | 1 |
5 | Как устроен глаз человека. | 2 | 1 | 1 |
6 | Что такое звук? Почему мы его слышим? | 2 | 1 | 1 |
7 | Тепловые явления. | 2 | 1 | 1 |
8 | Путешествие на воздушном шаре. | 2 | 1 | 1 |
9 | Планеты Солнечной системы. | 3 | 1 | 2 |
| Итого | 19 | 9 | 10 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и материально-техническое
обеспечение МОДУЛЯ (КУРСА)
Литература:
1. Гутник Е.М. Качественные задачи по физике.– М.: Просвещение, 1995
2. Демонстрационные опыты по физике / Буров В.А. и др., под ред. А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1986
3.Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/сост. Ю.В. Щербакова.- М.: Глобус, 2008.
4.Книга для чтения по физике. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы/составитель И.Г.Кириллова. – М.: Просвещение, 1996
5.Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех /Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В.. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004.
6.Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др.- М.: Издательство «Глобус», 2009.
7. Энциклопедический словарь юного физика. – М.: Педагогика, 1995
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
2. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа : http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
3. http://www.megabook.ru/encyclopedia/rubric/f2afd81cba6040228a354abf257061bc Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
4. Мультимедийное пособие «Уроки физики Кирилла и Мефодия».
5. Мультимедийное пособие «Живая физика»
6. Мультимедийное пособие «Открытая физика 1.1»
7. http://ru.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия.
Оборудование:
1. Компьютер
2. Классная доска
3. Проекционный аппарат с экраном
4. Звуковоспроизводящие колонки
5. Демонстрационное оборудование
6. Лабораторное оборудование
7. Наглядные таблицы по разделам физики
8. Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию