СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Могучая красота и мужественная сила образов в художественных и музыкальных произведениях о Великой Отечественной войне

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящён лирическим и музыкальным произведениям о героях Великой Отечественной войны. Он служит развитию учащихся, воспитанию чувства патриотизма, формирует уважительное отношение к героическому прошлому нашей страны и её защитникам. Урок интегрированный (литература и музыка).

Просмотр содержимого документа
«Могучая красота и мужественная сила образов в художественных и музыкальных произведениях о Великой Отечественной войне»



Могучая красота и мужественная сила образов в художественных и музыкальных произведениях о Великой Отечественной войне

Цели: ознакомление с лирическими и музыкальными произведениями о Великой Отечественной войне; анализ героических образов этих произведений; воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к героическому прошлому своей страны и её защитникам; развитие вокально-певческих навыков учащихся.

Ход урока

Учитель музыки: Наш урок называется «Могучая красота и мужественная сила образов в художественных и музыкальных произведениях о Великой Отечественной войне».

Учитель литературы:

Что такое красота? В Толковом словаре В. И. Даля говорится, что красота – это свойство прекрасного, отвлечённое понятие красивого, изящество.

Что такое мужество?

В том же словаре говорится, что мужество – это стойкость в беде, борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях.

Не каждый человек обладает этими достоинствами. Названными качествами обладали герои Великой Отечественной войны. Давайте поговорим о них…

Учитель музыки представляет клип и песню «На безымянной высоте»

Вывод: Сила музыкальных образов рассматривается как живое, обобщённое представление о действительности, выраженной в звуках. Что вы увидели в этой песне?

Учитель литературы: Великой Отечественной войне посвящено много произведений. Это романы, повести, рассказы, поэмы, стихи…

Прослушайте стихотворение Бориса Дубровина «Баллада о маленьком музыканте». Оно посвящено композитору Льву Когану, которому чудом удалось выжить в фашистском плену. Что по этому произведению можно сказать о русских людях?

Ученица читает стихотворение:

Это выстуки сердца

Или поступь Двадцатого века,

Или скорбные вести,

Что горели крылаты,

Или дальние крики…

Но в правду их верь!

Это баллада о детстве -

О детстве того человека,

Который в оркестре

Большого театра

Каждый вечер на скрипке

Играет теперь…

Во время войны

Палачи решили

Казнить ребёнка

Музыкой.

Они приказали ему:

- Играй!

Играй обречённым!

Играй!

О, Освенцим, Освенцим!

О, проклятье в ночи!

Сапогами по сердцу

Шли и шли палачи.

И с отчаяньем скрытым

Кулаки он сжимал:

Был он сам, словно скрипка,

Беззащитен и мал.

Он стоял на пригорке,

Он молчал

И играл,

Как великое горе,

Он смычок поднимал.

Скрипка робко звучала

О весенних цветах…

И Европа сгорала

У него на глазах.

Шли скелеты живые,

Шли, кляня палачей,

Шли детишки седые

Прямо в пекло печей.

Видя мужество это, он крепился и сам:

Песню жизни и света

Он играл мертвецам.

Видел он, как шагали

Смельчаки впереди

И как сами сгорали,

Чтобы друга спасти.

Не пугали их печи,

Не сломила беда:

Человечность,

Как вечность,

Не убить никогда.

Если только бы раньше,

Ради жизни людей,

Каждый был бы отважней,

Каждый был бы смелей,

Если б каждый за правду

Встал, хоть гибель страшна,

То нигде, никогда бы

Не пылала война!


Вывод учащихся.


Учитель музыки: Такая страшная история повторялась вновь и вновь. Так, например, в сентябре 1941 года во Львове был создан концентрационный лагерь для евреев. Во время пыток, истязаний и расстрелов там всегда играла музыка.

Оркестр состоял из 40 заключённых музыкантов, они играли одну и ту же мелодию – «Танго смерти» неизвестного композитора, которое стало гимном массовых казней.

. В числе оркестрантов были профессор Львовской государственной консерватории Штрикс, дирижёр оперы Мунд и другие известные музыканты.

Во время повешения оркестру приказывали исполнять танго, во время пыток – фокстрот, а иногда вечером оркестр заставляли играть под окнами начальника лагеря по нескольку часов.

Прослушайте это произведение и скажите, какие образы можно увидеть в нём

Звучит «Танго смерти».

Учитель музыки: Что вы услышали в этой музыке? Почему, когда уцелевших узников просили по памяти воспроизвести мелодию, они впадали в транс или начинали рыдать?

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Какая группа музыкальных инструментов передаёт нам характер произведения?


Учитель литературы: Наш учебник предлагает нам ознакомиться с некоторыми стихотворениями и песнями времён Великой Отечественной войны. Обратимся к нему: стр. 192 – 197.

Поделимся по рядам. Один ряд должен выразительно прочитать и дать характеристику образам стихотворения М. Исаковского «Враги сожгли родную хату». Второй ряд- стихотворение Б. Окуджавы «Здесь птицы не поют», третий – стихотворение А. Фатьянова «Соловьи». Все они стали песнями. О чём же они нам рассказывают?

Работа по рядам.

Выразительное чтение произведений и анализ их образов.

Учитель музыки проводит конкурс рисунков, выполненных учащимися.

Учитель литературы: Я хочу познакомить вас с ещё одним стихотворением. Его написал Георгий Рублёв, и называется оно «Памятник»

Ученица читает стихотворение:

Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал.
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Вывод учащихся: Каким показан в стихотворении советский солдат?

Учитель музыки: Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. В нём тоже есть памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма. Композитор Э. Колмановский написал музыку к словам поэта К. Ваншенкина, и получилась песня «Алёша», которая посвящена именно этому памятнику. Так родилась песня «Алёша».

Исполнение песни «Алёша» учениками.



Учитель литературы: Как вы видели, во многих произведениях о Великой Отечественной войне русский человек показан мужественным, отважным, гуманным, стойким. Ничто не смогло сломить его, таким он и вошёл в литературу. Будем помнить о героизме наших дедов и прадедов. В связи с этим хочу прочитать стихотворение А. Вознесенского «Реквием»:



Возложите на море венки.

Есть такой человечий обычай –

в память воинов, в море погибших,

возлагают на море венки.


Здесь, ныряя, нашли рыбаки

десять тысяч стоящих скелетов,

ни имён, ни причин не поведав,

запрокинувших головы к свету,

они тянутся к нам, глубоки.

Возложите на море венки.


Чуть качаются их позвонки,

кандалами прикованы к кладбищу,

безымянные страшные ландыши.

Возложите на море венки.


На одном, как ведро, сапоги,

на другом – на груди амулетка.

Вдовам их не помогут звонки.

Затопили их вместо расстрела,

души их, покидавшие тело,

по воде оставляли круги.

Возложите на море венки

под свирель, барабан и сирены.

Из жасмина, из роз, из сирени

возложите на море венки.


Возложите на землю венки.

В ней лежат молодые мужчины.

Из сирени, из роз, из жасмина

возложите живые венки.


Заплетите земные цветы

над землёю сгоревшим пилотам.

С ними пили вы перед полётом.

Возложите на небо венки.


Пусть стоят они в небе, видны,

презирая закон притяженья,

говоря поколеньям пришедшим:

«Кто живой – возложите венки».


Учитель музыки: Раны не заживают. Они бередят и сердца выживших ветеранов, и наши сердца, переполненные гордостью за подвиги нашего народа, нашего русского солдата. Образ мужественного русского солдата мы встречаем и в песне «Ты же выжил, солдат», которая была написана уже после войны. О чём она?

Звучит песня «Ты же выжил, солдат»


Итоги урока.

Домашнее задание: по литературе – наизусть любое стихотворение о Великой Отечественной войне из учебника; по музыке – найти могучую красоту и мужественную силу образов в песнях о Великой Отечественной войне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!