СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой друг и наставник — тьютор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тьютор друг.

Просмотр содержимого документа
«Мой друг и наставник — тьютор»

Мой друг и наставник — тьютор



Наверное, каждый взрослый понимает, насколько важно уделять внимание ребенку. Развит ли он интеллектуально и физически, есть ли в его жизни опытный наставник — это определит, будет ли он уверен в себе и своих силах, став взрослым. Однако не секрет, что воспитанники детских домов лишены некоторых возможностей. К примеру, воспитатели не могут каждого отвести на дополнительные занятия после уроков, не могут все время общаться только с одним ребенком.


Три года назад создатели благотворительной организации «Мята» решили бороться с этой проблемой, привлекая особых волонтеров — тьюторов. О значении слова «тьютор» и о том, чем занимается «Мята», нам рассказала директор благотворительной организации Александра Российкина, а добровольцы поделились своим личным опытом.




О проекте


— Расскажите, пожалуйста, кто такие тьюторы и чем они занимаются?


— Тьюторы — это волонтеры с определенным списком обязанностей и ответственности. Они должны отводить ребят в кружки или секции, гулять с ними. Кроме того, раз-два в месяц тьютор вместе с воспитанником проводят день так, как хочется только ребенку: кино, музей, аттракционы… Не каждый волонтер вправе покидать стены сиротских учреждений вместе с ребенком, а у тьюторов «Мяты» — это одна из основных обязанностей. И, естественно, тьютор отвечает в это время за ребенка. При оформлении на каждого нового взрослого заводится пакет документов и оформляется договор на сопровождение ребенка. Воспитатель находится в системе детского дома и занимается всеми детьми, тьютор приходит в детский дом со стороны и занимается с конкретным, «своим» ребенком. Каждому волонтеру-тьютору ежемесячно необходимо посещать группу с психологом: при таком тесном взаимодействии с детьми поддержка волонтерам очень нужна.


— Почему тьюторство — это важно?


— Воспитанник детского дома живет в коллективе, и у него практически нет возможности проявить индивидуальность, заявить о своем личном желании. Тьютор такую возможность предоставляет — в разумных пределах, естественно. Ребенок может подумать, подискутировать и в конечном итоге принять решение, чем он будет заниматься. Как уже говорилось выше, тьютору необходимо посещать занятия с психологом. Это тоже обязанность. В совокупности все три обязанности позволяют сблизиться с ребенком, не переходя при этом допустимых границ.


— А как определяются допустимые границы?


— Тьютор не скрывает, зачем появляется в жизни ребенка, поэтому многие дети хорошо разбираются в том, как работает «Мята»: знают, у кого какой волонтер, куда их поведет тьютор, а куда — тьютор выходного дня. Помимо вполне предсказуемых правил — запрета на курение в присутствии детей, выхода на работу в нетрезвом виде и прочих — существует еще несколько границ, которые необходимо соблюдать. Нельзя водить ребенка к себе домой, заводить разговор о родителях, распространять конфиденциальную информацию о подопечном и давать обещания, в выполнении которых не уверены на 100%.



— Сколько человек принимают участие в «мятном» проекте?


— Сейчас задействованы 136 детей из семи детских учреждений Петербурга, с которыми постоянно работают почти 70 волонтеров. У нас есть не только тьюторы, но и репетиторы и психологи. За 2015 год с «Мятой» уже занимались 175 подопечных, а помогали им 92 волонтера.


Личный опыт


Два тьютора «Мяты» — Наталья и Алена — рассказали «Понедельнику» о том, как они выстраивают отношения со своими подопечными Лешей и Никитой, какие проблемы возникают во время общения с ребятами и как они с ними справляются.



Наталья и Леша


Возраст: 25 и 8 лет.


Чем занимаются: гуляют на выходных, ходят в кино и на футбол, заглядывают к Наталье на работу на чай и знакомятся с коллегами.


— Ты сама выбрала себе подопечного?


— Сначала у меня спросили, могу ли я водить троих детей на рисование, я согласилась. Один мальчик прекратил занятия, второго, кроме рисования, меня особо не тянуло куда-то водить, а с Лешей возникла взаимная симпатия.


— Как искала подход к ребенку, были ли проблемы при установлении контакта?


— Леша умеет выражать свое мнение, желания, мысли. С самого начала чувствовалось, что он рос в семье, где как-то занимались его воспитанием. Оставалось слушать, наблюдать за ним. Не могу сказать, как долго шло знакомство, мы до сих пор узнаем друг друга — спустя уже два года! Правда, Леша не всегда сразу реагирует на замечания, он достаточно упрям, приходится повторять и объяснять, почему что-то делать нехорошо. У Леши есть второй тьютор, и иногда он пытается попросить что-то купить параллельно у нас обеих. Еще Леша придает слишком большое значение подаркам, я пытаюсь его от этого отучить. Он любит, когда все внимание достается только ему, не очень хочет, чтобы с нами гулял еще кто-то из воспитанников детского дома. Зато с посторонними детьми легко сходится и играет без проблем.



— Бывали ли моменты, когда ты хотела бы прекратить заниматься тьюторством? Если да, как преодолела это чувство?


— Сбежать не хотела. Один раз очень сильно разозлилась. Леша баловался на эскалаторе, несколько раз сделала ему замечания, но в итоге один мужчина из-за него чуть не упал. Очень разозлилась, но увидела, что он сам испугался. Взяла себя в руки, опять стала объяснять правила поведения в метро. В общем, помог случай. Обычно помогают разговоры с другими волонтерами, обсуждения похожих ситуаций на наших собраниях с психологом.


— Как лично ты определяешь свою роль в жизни ребенка и цель, к которой стремишься?


— Это, пожалуй, роль значимого взрослого — того, который является каким-то примером, но не в героическом смысле, а в самом обыденном. Цель — чтобы дети не пополнили печальную статистику наркоманов, преступников или маргиналов, а смогли после выхода из детского дома найти свое место в жизни, трудились, создали семью, завели друзей.


— Что ты принципиально будешь и не будешь говорить или делать в присутствии своего подопечного?


— Стараюсь не поддаваться на Лешины манипуляции: купи мне это, докажи свою любовь. Все дети из детских домов пытаются это провернуть рано или поздно. Моей коллеге подшефная девочка выслала «запрос» на определенную сумму денег на куртку и реквизиты, куда их перевести. После отказа — удалила из друзей «В контакте». С манипуляциями надо бороться. Что принципиально стараюсь делать: объяснять вред курения и прочих вредных привычек, считаю недопустимым закрывать на это глаза.



— Как близкие относятся к тому, чем ты занимаешься?


— Близкие относятся по-разному, кто-то с жалостью: «Бедная, своих детей нет, чужими занимаешься». Самый частый вопрос: «Зачем тебе это надо?» Но это, наверное, не близкие, а знакомые. Реально близкие люди как-то даже не удивились, когда это все началось. Кто-то помогает, тоже участвует в жизни детей по мере сил. Удивило то, что несколько раз помогали очень малознакомые люди, друзья друзей, притом реальными делами: поездками на машинах, билетами на футбол. Незнакомые люди быстро откликались на просьбы о помощи или даже сами что-то предлагали, это очень здорово.



Алена и Никита


Возраст: 23 года и 10 лет.


Чем занимаются: раз в неделю ходят к психологу, гуляют на выходных, иногда Алена заменяет коллег и отводит Никиту на тренировки по футболу в будние дни.


— Ты сама выбрала себе подопечного?


— Мы договорились о походе в кино с опытным тьютором, его подопечным и Никитой, с которым мне предстояло подружиться. До сеанса Никита не мог больше пары секунд стоять на одном месте, постоянно вертелся и прыгал. Мы купили попкорн, и я предложила ему поделиться с остальными. Он удивился и сказал, что очень любит попкорн с сыром и не будет делиться. Я ответила, что тоже люблю попкорн, покупала его я и делиться с Никитой тогда тоже не хочу. Не знаю, поступила бы я сейчас так, но тогда это сработало: он больше не жадничал.


— Как искала подход к ребенку, были ли проблемы при установлении контакта?


— Первые месяцы Никита меня игнорировал и не отвечал на вопросы, оживлялся только тогда, когда теоретически можно было что-то купить. Он был очень закрытым до зимней поездки в санаторий — когда я приехала туда, чтобы его навестить, удалось установить контакт. Мы катались на горках, играли в снежки, облазили все площадки и просто много разговаривали. Чтобы лучше понять Никиту, у меня ушел почти год. Но я до сих пор удивляюсь, когда он соглашается читать или решать примеры после тренировки по футболу. Мне нравится этот баланс сумасшествия и понимания того, что иногда нужно работать.



— Бывали ли моменты, когда ты хотела прекратить заниматься тьюторством? Если да, как преодолела это чувство?


— Такого не было. По крайней мере, пока. Бывали сложные моменты. Казалось, что Никита считает, что я прихожу, чтобы его развлекать, а все мои действия — капля в море, которая никак на нем не скажется. Мне помогают простые прогулки: покататься вместе на качелях и каруселях, поиграть в догонялки, просто послушать о том, как Никита представляет себе мир — недавно спросил, можем ли мы по пути в спортивную школу на проспекте Ветеранов встретить аллигатора.


— Как лично ты определяешь свою роль в жизни ребенка и цель, к которой стремишься?


— У Никиты есть еще три тьютора, которые несколько месяцев водят его на футбол. Мы же знакомы уже полтора года, поэтому у нас более прочный контакт, и мне кажется, что на мне наибольшая ответственность. Если кто-то из коллег уезжает в отпуск или болеет, то я стараюсь заменить их и сходить с Никитой на футбол, чтобы он не пропускал тренировку. Стараюсь, чтобы в процессе нашего общения Никита учился принимать решения, пусть и самые простые — выбрать десерт в кафе или аттракцион в парке, готовился к самостоятельной жизни — сам показывал мне дорогу до места, где мы уже бывали. В системе детского дома уже все решено за него: что он будет есть, носить, его всегда привезут в пункт назначения, одежда «сама» постирается, погладится и уложится в шкаф, а в чае уже есть сахар.


— Что ты принципиально будешь и не будешь говорить или делать?


— Не буду осуждать других, поддерживать стереотипы, агрессию и потакать каждому желанию. Буду хвалить за успехи и соблюдать установленные границы.


— Как близкие относятся к тому, чем ты занимаешься?


— Немного удивились, потому что я никогда не фанатела от детей, кто-то задавал вопросы вроде: «Тебе не жалко на это времени, за это же не платят?», кто-то поддержал. Но все делают репосты публикаций в соцсетях о поиске новых людей в команду и сборах средств на оплату занятий, хоть прошу и не всегда. Однажды моя подруга сказала, что благотворительность — это скучно, и я очень расстроилась, потому что это вполне интересно и даже весело. И полезно, конечно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!