СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК НОМИНАЦИЯ: «УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» ТЕМА: «Правила вежливости»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру. Правила вежливости.

Просмотр содержимого документа
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК НОМИНАЦИЯ: «УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» ТЕМА: «Правила вежливости»»

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Содержание

урока

Формирование

УУД

1.Организационный момент

Цель: организовать рабочее место; обеспечить мотивацию учащихся

Организация рабочего места Приветствие.

Улыбнулись друг другу.

Контроль за организацией рабочего места. Позитивный настрой на урок.


-Здравствуйте, дорогие ребята, гости! Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко садитесь. Сегодня на улице ясно, солнечно. И к нам в гости на урок пришло «солнышко вежливости». Но пока оно к нам добиралось, по пути она растеряла свои лучики. И вот нам нужно помочь ей их собрать . Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание!

Вы готовы? Начинаем! (СЛАЙД 1)

Р:проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя;

умение контролировать свою готовность к уроку.

Л: саморегуляция

2. Актуализация опыта учащихся.

Цель: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.


Ответы на вопросы учителя.

Формулирование целей учебного занятия.


Формулирование целей учебного занятия; сообщение темы учебного занятия.

-Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение) –Что такое общение? (Взаимные отношения)

-Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте) -На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в транспорте и в театре. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе)

Р: выполнять учебные действия

П: формулировать познавательную цель

К: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Л: мотивация учебной деятельности.




3.Самоопределение к деятельности

Цель: организовать формулировку темы и цели урока учащимися

Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Ставить цель урока, быть деловым партнером учителя.

Направлять работу учащихся, поставить проблему урока.

Проведение вводной беседы (чтение стихотворения)

-Ребята, послушайте стихотворение и предположите, о каких правилах пойдет речь на уроке? Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет. За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
То же к доброму чему-нибудь. Какова тема нашего урока? (Правила вежливости). (СЛАЙД 2) - Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня?

-А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения». (СЛАЙД 3)

П: самостоятельное выделение познавательной цели.


Р: умение самостоятельно ставить учебные задачи; планировать работу.


Л:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала.


Высказывания по заданной теме; проигрывание, анализ и исправление ситуаций.

Поиск информации (работа со словарем)

Работа в парах, в группах(составление диалогов).






Беседа с учащимися, выведение правил-эталонов, осуществление промежуточного контроля.




































Первичное закрепление

1.Беседа - Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают? «вежливость», «вежливый человек» - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос. Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека.

(СЛАЙД 4) - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран. - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ» ------------ знаток. «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».

«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.

– Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество)

- А кто знает что такое антонимы? – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? – В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».(СЛАЙД 5)

А какие ещё вежливые слова вы знаете?

Из истории слов

Как появилось слово «спасибо»?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, ему говорили: «Спаси вас Бог!»

«Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

Как появилось слово «благодарю»?

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. «Благо», или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», т. е. все доброе и служащее нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово «благодарю».

С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.

2. Работа в группах. – Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. В каких случаях мы используем эти слова?

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

У каждой группы на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы благодарности: благодарю , спасибо.

Формы извинения: простите , извините.) Прикрепить слова на доску.

-Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться). –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей.

Р:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.


П:преобразование практической задачи в познавательную;

работать с информацией.



К:высказывание своего мнения; выслушивание мнения других.





5.Физминутка

Цель: организация процесса релаксации .

Выполнять упражнения.

Организовать выполнение упражнений.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо».

Если вежливо – приседайте, невежливо – хлопаем в ладоши.

Поздороваться при встрече-

Толкнуть и не извиниться-

Не вставать, обращаться к учителю-

Проехать в автобусе без билета-

Не уступать место в транспорте-

Сказать неправду-

Поднять упавшие вещи-

Громко разговаривать по телефону-

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

6. Первичная проверка новых знаний и способов деятельности.

Работа с учебником.

Цель:установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала. Выявить пробелы и провести коррекцию.



Анализ предложенных ситуаций, работа с учебником.

Отвечать полным ответом.

Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся.



Работа в парах: Рассмотрите рисунки на с. 52. Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки

(После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми). (СЛАЙД 6)

Итак, задачи не на сложение,

Задачи на правила уважения!

Каждая группа получает ситуацию и обсуждает её.

(Работа в группах.) 1 группа

Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» Какие ошибки он допустил? Как нужно было обратиться к прохожему? (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись за то, что вы его побеспокоили, и употребить «вежливые» слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2 группа Одна девочка жаловалась маме: - Во дворе один мальчик зовёт меня Танькой.

- А как ты его зовёшь? – спросила мама.

- А я ему просто кричу: «Эй ты!»

Скажите, права ли Таня?

3 группа Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:– Никита, дай карандаш, и побыстрее. 
2) Саша попросил:– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.

Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему?


Р:формулировать и удерживать учебную задачу, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


П:уметь находить способы решения проблем творческого и поискового характера.


К:навыки сотрудничества.


Л: внутренняя позиция школьника, оценка своих поступков.


Предметные: работать с учебником; определить правила поведения, необходимые в той или иной ситуации; определить понятие «культура поведения»

7. Подведение итогов урока

Цель:

- организация работы по закреплению изученного материала.

Работа с пословицами.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.


Работать по заданию учителя.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Отвечать полным ответом.

Участие в оценке результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.

Нацеливать учащихся на нужные действия.

Контролировать правильное объяснение.

Оценка результативной работы, выявление уровня понимания учащимися поставленной цели.



Работа в парах: работа с пословицами.

– Пословицы рассыпались, соберите их. Проверка по слайду.

1)На добрый привет – добрый ответ.
2) Слово ранит и слово лечит.
3) Ласковым словом и лед растопишь.

Сделайте вывод.


Р:контроль,коррекция и составление плана последовательности действий.

П:формулирование познавательной цели.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К:формулировка собственного мнения и позиции, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные: применение нового знания; анализ примененного знания в соответствии с ситуацией

8.Рефлексия

Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния.

И выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу.

Реализация рефлексии – «Экзамен на вежливость».

«Моё настроение».

(смайлики)

Оценить свои успехи.

Осознание учащимися личностной значимости результата урока .

Мобилизация учащихся на рефлексию. Организовать работу по систематизации знаний.

Экзамен на вежливость.

(Такая форма работы очень интересна. Она дает им почувствовать себя взрослыми, серьезными людьми. Вопросы к экзамену написаны на лучиках. Учащиеся по очереди берут лучик на котором написан вопрос и отвечают на него. А с другой стороны написана буква. Ответив на вопрос ученик прикрепляет лучик к солнышку.


Экзамен на вежливость (лучики с вопросами) На каждом лучике буква (МЫ БУДЕМ ВЕЖЛИВЫ)

Вопросы

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру?

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Что ты сделаешь с фантиком, когда съешь конфету?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? 7.Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

8. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

9. Почему по настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

10. Как нужно вести себя на уроке?

11. Как нужно вести себя, когда хочешь ответить?

12.Как нужно вести себя на перемене?

13. Как нужно вести себя с младшими?

14. Как нужно общаться с товарищами?

-Ребята, вы все молодцы!

- А давайте теперь ответим на такой

Вопрос.

- Что такое культура поведения?

(СЛАЙД 7)

-Видите, как много добрых дел вы совершили. « Творить добро»- это нести радость другому человеку, посадить дерево, нарисовать цветы и подарить маме, не причинять вред животным и насекомым, стараться жить дружно со всеми людьми, с природой, сочувствовать, сопереживать чужой беде всё это относится к правилам вежливости.

-Вот и заканчивается наш урок.

Продолжите, пожалуйста, фразу, записанные на доске: (СЛАЙД 8)

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .

  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

А в заключении сегодняшнего урока послушайте стихотворение:

Чтение стихотворения учеником

Слова «До свидания!», «Спасибо», «Простите»

«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них не возможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.

И еще мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на партах лежат солнышко. Дорисуйте пожалуйста, лицо у солнышка, покажите мне , что вы сейчас чувствуете.

-Оцените свою работу, поместите своё солнышко к «Солнышку Вежливости».

Пусть вежливые слова, как лучики солнца, радуют и согревают вас. Давайте прикрепим солнышки, которые у вас получились на доску. Пусть они нас радуют и напоминают нам, о том, что мы должны быть вежливыми людьми.

– Ребята, вы меня сегодня  очень порадовали своей работой. Вы показали себя знатоками вежливых слов и правил культурного поведения. И я думаю наш урок пойдёт вам на пользу.

И ещё я хочу вам подарить вот такие памятки. Давайте их прочитаем. (СЛАЙД 9)

Р. осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату, уметь соотносить цель и результат.








Л: самооценка на основе критериев успешности.






П:знание необходимых признаков норм поведения

9.Домашнее задание

Цель: дать репродуктивно конструктивное задание.

Принять и понять домашнее задание


Сообщить учащимся о домашнем задании.


Сделать словарик «волшебных слов». А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения. (СЛАЙД 10)

Большое вам спасибо! (СЛАЙД 11)




Р:соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!