СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мой М.Ю.Лермонтов"

Категория: Литература
Тема: Проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

"О Лермонтове часто писали как о разочаровавшемся в жизни меланхолике. Но это не так. Ему был противен жандармский порядок государства, в котором он жил, а не жизнь в подлинном ее понимании, он не отрицал и не мог отрицать смысл самой жизни. Ему было дорого все лучшее и светлое в жизни. Он ненавидел гнет и неволю, а не жизнь вообще. Главной чертой Лермонтова - человека и поэта - было быстрашие, а не разочарование в жизни. Поэзия же Лермонтова - это мятеж против душителей жизни и всего живого, всего прекрасного. Отсюда и боль, чувство одиночества, тоска и горечь, которые естественным образом стали мотивами его твочества." "Мой М.Ю.Лермонтов" - это проект ученицы 6 класса Манукян Светланы. Я являлась ее научным руководителем. С этим проектом Света заняла 2 место на муниципальном этапе ученических научно - исследовательских проектов.

Просмотр содержимого документа
«"Мой М.Ю.Лермонтов"»

План:

  1. Введение …………………………………………………………2

  2. Биография М.Ю.Лермонтова………………………………………3-6

  3. Одиночество – главный мотив и основная тема творчества М.Ю.Лермонтова………………………………………………….7-15

3.1 Лермонтов – мой любимый поэт……………………………………7

3.2 Одиночество в романтизме поэта. (Романтические черты творчества)…………………………………………………………….8-10

3.3 Одиночество – как основная черта лирического героя………..10-15

4. Заключение…………………………………………………………..16

5. Список литературы…………………………………………………17

6. Рецензия……………………………………………………………..18

7. Приложения……………………………………………………….19 -22



















Введение.

О Лермонтове часто писали как о разочаровавшемся в жизни меланхолике. Но это не так. Ему был противен жандармский порядок государства, в котором он жил, а не жизнь в подлинном её понимании, он не отрицал и не мог отрицать смысл самой жизни. Ему было дорого все лучшее и светлое в жизни. Он ненавидел гнет и неволю, а не жизнь вообще. Главной чертой Лермонтова — человека и поэта — было бесстрашие, а не разочарование в жизни. Поэзия же Лермонтова — это мятеж против душителей жизни и всего живого, всего прекрасного. Отсюда и боль, чувство одиночества, тоска и горечь, которые естественным образом стали мотивами его творчества. Я люблю поэзию М.Ю. Лермонтова и меня интересует всё, что связано с его жизнью и творчеством.

Цели и задачи моей работы:

  • Познакомиться с жизнью и творчеством Лермонтова

  • Подобрать стихотворения, где ведущей является тема одиночества, выбрать цитаты для работы по теме.

  • Выяснить, почему одинок герой Лермонтова















2. Биография М.Ю.Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич (в ночь со 2 на 3(15).10. 1814, Москва (в доме генерала - майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот) — 15(27).07.1841, Пятигорск), русский поэт. По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать - Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина. По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его -Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера". Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта:

«Моя душа, я помню с детских лет, // Чудесного искала...»

В Тарханах, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Семейное счастье семьи Лермонтовых продолжалось недолго. 24 февраля 1817 года, в возрасте 21 года, скоропостижно скончалась мать Лермонтова, далее последовала ссора хозяйки Тархан Елизаветы Алексеевны, с Юрием Петровичем Лермонтовым, отцом Михаила, и он уже на девятый день после смерти жены вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. Михаил разрывался между отцом и бабушкой. Свои переживание впоследствии он описал в драме "Menschen und Leidenschaften". Всю жизнь Михаил следовал наказу отца:

«...ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, — не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».

Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 1825 года). В 1827 году Лермонтов приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием Александру Сергеевичу Пушкину. "Черкесы" были написаны летом 1828 во время поездки в Тарханы. В "Утренней Заре" Лермонтов опубликовал свою первую поэму "Индианка"(1829 г.). После Пансиона Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830 - 1832), где обучался вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества. Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл «два страшных года» (10 ноября 1832 - 22 ноября 1834), заполненных военной муштрой, сначала в звании унтер-офицера, а затем юнкера. Почти в то же время в эту же школу поступил его будущий убийца Н.С. Мартынов, который описывал Лермонтова в своих записках как высокообразованного и начитанного человека, своим воззрением далеко обогнавшего сверстников. Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1829 - 1836) и зрелый (1837 - 1841). Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение «Смерть поэта» (1837 год) — гневный отклик на гибель А.С. Пушкина в январе 1837 года. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Со второй половины 30-х годов творчество Лермонтова становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении.  Стихи Лермонтова начали публиковать. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (опубликована в 1838 году без указания имени автора, не пропущенного цензурой). В феврале 1840 года на балу у графини де Лаваль состоялось дуэль с Э. де Барантом, сыном французского посла, за что Лермонтов был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк (приказом от 9 апреля). Как участник тяжёлого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам (одна из них - золотая сабля с надписью "За храбрость"), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 года Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с бабушкой Е.А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк». По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Особенным успехом среди молодежи пользовались Эмилия Александровна Верзилина, прозванная "розой Кавказа". В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за "напускной байронизм", за "страшные" позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся "вечно печальной" дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял "в сей миг кровавый, на что он руку поднимал". По поводу этой трагической смерти В.Г. Белинский писал: «... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки», 1841, № 9, отд. 6, стр. 2). Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: "15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов". По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога". Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом М.Ю. Лермонтова был перевезён в село Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых.  В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.















3. Одиночество – главный мотив и основная тема творчества М.Ю.Лермонтова

3.1 Лермонтов – мой любимый поэт

М.Ю. Лермонтов – мой любимый поэт. Повторяя его стихи наизусть, я испытывала то странное чувство, которое приходит на грани бодрствования и сна. Мне лично кажется, что более светло и печально, чем это сделал создатель «Молитвы», трудно сказать о любви:
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Лермонтов живет среди нас. Сама я физически ощущаю, что Лермонтов жив и я живу рядом с ним. Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца.





















3.2 Одиночество в романтизме поэта. (Романтические черты творчества)

Романтизм - как литературное направление сформировался в конце XVIII — начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от действительности. Юный Лермонтов отказывается от привычных жизненных ценностей: он не верит в счастье, не ценит покой и окружающую его гармонию. Смысл его «плавания» по бурному «морю» жизни – романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, видит не в достижении счастья, не в бегстве от него, а в самом движении. В коротком стихотворении «Парус» (1832 г.) по существу представлена целая программа жизни романтика с мятежной душой, который покою предпочитает бурю, с презрением относится к любому «берегу», ограничивающему его свободу. Гармония в природе раздражает его, ведь она не соответствует его собственной жажде бури и мятежа, действительности, поиска идеала, внутренней и внешней свободы. Мне очень нравится стихотворение «Парус». Оно вызывает у меня чувство стремления к чему-то светлому, необыкновенному.

Лермонтов - то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Но, вглядываясь в истоки этого чуда, мальчик, наделенный действительно необыкновенными способностями, не остановился на полдороге, а сознательно и настойчиво совершенствовал свой талант. Лермонтов не стал бы великим поэтом, если бы он свой могучий, почти неестественный дар замкнул в самом себе. Он страстно любил Россию. Лирический герой бросает вызов и «земле», и «небу».
Романтические черты мы можем выделить в каждом произведении Лермонтова.

В ранней лирике 1828 – 1832 гг. личность романтика противопоставлена «целому миру». Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против «неба», Бога и мироздания. Романтическая антитеза «человек – мир» побуждала лирического героя Лермонтова остро ощущать собственное избранничество. Лирическое «я» - могущественная личность, способная единолично разрешать коренные вопросы общественного и нравственного устройства мира, который кажется ей абсолютно несовершенным, лишённым гармонии, а нередко и смысла. Герой ранней лирики был «избранником неба», убеждённым в том, что прекрасная и трагическая судьба. И хотя в стихотворениях Лермонтова не говорилось о конкретном содержании жизненного пути героя, смысл его был вполне ясен: это не жизнь среди толпы посредственностей, а высокая миссия – личная, гражданская, поэтическая:

«Настанет день – и миром осуждённый,

Чужой в родном краю.

На месте казни – гордый, хоть презренный,

Я кончу жизнь мою.»

Лирический герой словно перебирает варианты своей судьбы, не останавливаясь ни на одном. В каждом из них – конфликт с миром, противоречие между его роли мессии и отчуждение от людей:

«За дело общее, быть может, я паду,

Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;

Быть может, клеветой лукавой поражённый,

Пред миром и тобой врагами униженный,

Я не снесу стыдом сплетаемый венец,

И сам себе ищу безвременный конец…»

(Из «Андрея Шанье», 1830 – 1831).

3.3 Одиночество – как основная черта лирического героя

В ранней лирике Лермонтова исходным остаётся переживание печального одиночества.

Сознание одиночества не отрывало Лермонтова от жизни, не уводило его в мир отвлечённых мечтаний. Эта же мысль развита в элегии зрелого периода "Выхожу один я на дорогу...", принадлежащей "к лучшим созданиям Лермонтова" (Белинский) . Поэт взволнован величием, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим "кремнистый путь", и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. Здесь желание "забыться и заснуть" соотнесено с ночным покоем земли, что спит в "сиянье голубом".
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту "больно и... трудно" оттого, что нет "свободы и покоя", но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о "холодном сне могилы". В заключительных строчках стихотворения появляется образ дуба как символ вечной жизни.

Лермонтов – лирик убеждённый в своём избранничестве, пророчил себе судьбу странника, скитальца, вечного юноши с грузом «надежд разбитых» в душе. Один из самых выразительных поэтических манифестов раннего Лермонтова – стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832 г) – завершается «лирической дерзостью»: только он сам, «неведомый избранник» или пославший его на землю Бог могут рассказать толпе об «угрюмом океане» его души:

«кто может океан угрюмый,

Твои отведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто!»

Он осознаёт неразрешимое противоречие между своими героическими порывами, нравственным максимализмом и ненужностью его подвигов ни обществу, ни мирозданию. Покой и гармония в окружающем мире приводит его к мысли, что он «чужд всему». Его протест – это жажда расшевелить мир, ценой самопожертвования заставить его преодолеть косность, инерцию и «спокойствия туман»:

«Я жить хочу! Хочу печали

Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берёт.

(«Я жить хочу! Хочу печали…», 1832)»

“Мцыри” — это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. 
    “Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета “Мцыри” лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Вообще тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова. Но у Лермонтова монастырь не связан с верой, религией. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, в духе романтизма монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он — сильная личность, бросившая вызов окружающему миру. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,— это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:
    Увы! — за несколько минут 
    Между крутых и темных скал, 
    Где я в ребячестве играл, 
    Я б рай и вечность променял...

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью:
    Ты хочешь знать, что делал я 
    На воле? Жил — и жизнь моя 
    Без этих трех блаженных дней 
    Была б печальней и мрачней 
    Бессильной старости твоей.

    В композиции “Мцыри” также проявляются романтические черты. Лермонтов подробно не рассказывает нам о жизни Мцыри в монастыре. Он описывает только самые важные, напряженные моменты в судьбе своего героя. Но жизнь в монастыре наложила отпечаток на Мцыри, он уже не способен жить на воле. Он погибает. Смерть оказывается для него блаженным забвением на лоне природы, так как именно после смерти герой соединяется и с природой, и с Кавказом. 

В 1833 – 1835 гг. лирическая струя творчества Лермонтова почти иссякает: за четыре года написано лишь несколько стихотворений. Поэт теряет интерес к закрытому от посторонних лирическому комментированию собственной судьбы. «Возрождение» лирики началось на новом витке лермонтовской творческой «спирали». В 1836 г. было написано несколько стихотворений, но резкие изменения в характере лирического творчества произошли в 1837 г. К середине 1830-х гг. Лермонтов осознал, что будущее, о котором он мечтал в ранней лирике, стало его несбывшейся судьбой: «жизнестроительная» утопия романтика рухнула. Широкий общественный резонанс, вызванный стихотворением «Смерть поэта», открыл новую возможность – превратить несбывшуюся судьбу в новую общественную и эстетическую роль. Эта роль поэта – пророка, не только дерзко бросающего вызов обществу и мирозданию, но и подводящего предварительные итоги своей жизни и жизни своего поколения. Этапное стихотворение, в котором выражена новая позиция Лермонтова - лирика, - «Дума» (1838). Впервые поэт включил своё лирическое «я» в «мы» современников. С 1837 г., Лермонтов, считая себя поэтом – пророком, совестью своего поколения, хотел, чтобы его слышали: он писал стихи уже не для себя, а для публики. Делом его жизни стала поэзия. Он верил в свою правоту и одновременно сомневался в своих силах, в успехе своей миссии поэта – пророка. В 1838 г. было написано стихотворение «Поэт», в котором Лермонтов выразил свои представления об идеале поэта – пророка, назвав современного поэта «осмеянным пророком», «Думы» о поколении и размышления о сути и смысле творчества шли, таким образом, рука об руку. Нравственный максимализм, бескомпромиссность – отличительные черты лермонтовского поэта – пророка. Он не похож на человека, одержимого вдохновением – предвестием будущей гармонии, напротив, в нём бушует хаос, рождённый миром дисгармонии и страданий. Поэт должен быть «больше, чем поэтом», - судьёй, выставляющим на всеобщее обозрение («позор») тайные пороки людей. Поэт понимал трагическую разобщённость «осмеянного пророка» и общества, которое отвечает на слова правды бранью, презрением и насмешками. Судьба современного поэта показана в стихотворении «Пророк» (1841). В нём Лермонтов как бы отвечает на вопрос, заданный им в последней строфе «Поэта». Звучащее слово господствует в стихотворениях «Бородино», «Казачья колыбельная песня», «Завещание», «Журналист, читатель и писатель», «Спор». Преобладающими формами лирики Лермонтова становятся прямое высказывание и диалог. Опора на звучащее слово была столь важной для Лермонтова, что меняла облик ранних стихотворений, написанных на те же темы.

Например, предшественником знаменитого стихотворения «Бородино» (1837) было «Поле Бородина», написанное в 1831 г. Лирический герой поздних стихотворений Лермонтова перестаёт быть условной романтической фигурой. В нём нет гиперболизма чувств, кипения страстей – их сменяет холодный скептицизм или внешняя бесстрастность. Итак, основными чертами лирического героя в творчестве М.Ю.Лермонтова являются:



  1. Романтичность.

  2. Враждебность к власти.

  3. Мятежность, демоничность.

  4. Стремление к Богу, к небу.

  5. Чуткость к природе.

  6. Разочарование в жизни.

  7. Противостояние миру, толпе, Богу.

  8. Свободолюбивость.

Но всё это объединяет чувство одиночества, которое можно увидеть почти во всех его произведениях.

По данным Лермонтовкой энциклопедии, слова, чаще всего встречающиеся в его произведениях – это: Бог, смерть, страдание, любовь, нет, ночь, зло, казаться, мечта, напрасно, минута, играть, могила, небо, один.

Слова «один», «нет» наиболее частотны в лирике Лермонтова, что говорит об одиночестве его лирического героя.

  1. Заключение. Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе.

Я считаю, что Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Но основное место в его творчестве занимает тема одиночества и поиска смысла жизни. Когда читаешь эти стихи, тебя охватывает странное чувство. В них такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

«И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…»

Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Они связаны и с личной жизнью героя, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи». В чем же он видел истинный смысл жизни, к чему стремился? На этот вопрос он ответил всем своим творчеством.

В ходе исследования я познакомилась с биографией М.Ю. Лермонтова и выяснила:

- ранняя смерть матери, семейные ссоры и разлука с отцом, болезненность, вынужденный уход из университета, аресты и ссылки на Кавказ,

- непонимание современниками привели к ощущению поэтом несовершенства окружающего мира.

Таким образом, я пришла к выводу, что одиночество – это главный мотив и основная тема в творчестве М.Ю.Лермонтова, что объясняется его тяжёлой судьбой и «страшной» эпохой, в которую он жил.































Список использованной литературы:

  1. П.А.Вырыпаев / Лермонтов. Новые материалы к биографии./ Научная редакция В.А. Мануйлова/ Воронеж/1972.

  2. М.Ю.Лермонтов. /Сочинения. Т.1,2./М.. «Правда», 1988.

  3. http://www.kostyor.ru/

  4. Лермонтовская энциклопедия. М., 1989 г.

  5. Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией, М., 1991 г.

































Рекомендации (рецензия)

на научно – исследовательскую работу по теме: «Мой Лермонтов»

ученицы 6 класса Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ Мичуринского района Манукян Светланы Оганесовны .

В работе, представленной на рецензию, много интересного материала из жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Ученица провела большую работу по исследованию биографии поэта, изучению его творчества. Исследования выполнены на достаточно хорошем уровне. Они включают в себя работу по изучению различных источников информации, таких как печатные издания, Интернет – ресурсы. Представленная работа хорошо структурирована, грамотно и аккуратно оформлена. Изложенные данные позволяют считать, что рецензируемая научно – исследовательская работа отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам данного вида и может быть представлена к защите.





Научный руководитель И. А. Рыбакова

20. 01. 2015 год.















Приложения:

Лирический герой Лермонтова – это двойник автора. Поэт жил в эпоху «безвременья», что ощущалось им как личная трагедия.



я в мире не оставлю брата
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

М.Ю.Лермонтов.











Основные черты «лирического героя» Лермонтова

































В большинстве стихотворений
Лермонтова основная тема –
одиночество.

Название стихотворения

Цитата

«И скучно и грустно»

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды»

«Пророк»

«Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья»

«Выхожу один я на дорогу»

«Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть»

«Листок»

«Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.»

«Тучи»

«Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную»

«Нет, я не Байрон, я другой»

«Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой»



















Слова, которые часто встречаются в стихотворениях Лермонтова
(по данным Лермонтовской энциклопедии).

Слова «один», «нет» наиболее частотны в лирике Лермонтова, что говорит об одиночестве лирического героя.













































Гуманитарное направление , секция: литературоведение.

Мой М.Ю.Лермонтов

Манукян Светлана, ученица 6 класса Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ, Мичуринский р-н.

И.А. Рыбакова, учитель русского языка и литературы Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ , Мичуринский р-н.

О Лермонтове часто писали как о разочаровавшемся в жизни меланхолике. Но это не так. Ему был противен жандармский порядок государства, в котором он жил, а не жизнь в подлинном её понимании, он не отрицал и не мог отрицать смысл самой жизни. Ему было дорого все лучшее и светлое в жизни. Он ненавидел гнет и неволю, а не жизнь вообще. Главной чертой Лермонтова — человека и поэта — было бесстрашие, а не разочарование в жизни. Поэзия же Лермонтова — это мятеж против душителей жизни и всего живого, всего прекрасного. Отсюда и боль, чувство одиночества, тоска и горечь, которые естественным образом стали мотивами его творчества. Я люблю поэзию М.Ю. Лермонтова и меня интересует всё, что связано с его жизнью и творчеством.

Цели и задачи моей работы:

  • Познакомиться с жизнью и творчеством Лермонтова

  • Подобрать стихотворения, где ведущей является тема одиночества, выбрать цитаты для работы по теме.

  • Выяснить, почему одинок герой Лермонтова





Методы исследования:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Использование Интернет – ресурсов.

  3. Проведение анализа стихотворений и разбор их на цитаты.

  4. Выявление слов, которые чаще всего встречаются в стихотворениях Лермонтова.

  5. Проведение анкетирования среди учащихся 6-8 классов Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ и жителей села Терновое о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Я познакомилась с интересным материалом о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Практическая значимость работы.

Мои исследования помогут учащимся больше узнать о жизни и творчестве Лермонтова.

При выполнении своей работы, я пришла к следующему выводу: одиночество – это главный мотив и основная тема в творчестве М.Ю.Лермонтова, что объясняется его тяжёлой судьбой и «страшной» эпохой, в которую он жил.





















14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!