СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой прадед-мой герой!

Нажмите, чтобы узнать подробности

VII Республиканский конкурс

творческих работ среди школьников и студентов

«Судьба моей семьи в судьбе моей страны»

Просмотр содержимого документа
«Мой прадед-мой герой!»

БАХЧИСАРАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МБОУ «ГОЛУБИНСКАЯ ШКОЛА»

298474, Российская Федерация, Республика Крым, Бахчисарайский район,

с. Голубинка. ул. Молодежная, 9

Телефон: +7(86554)64592


VII Республиканский конкурс

творческих работ среди школьников и студентов

«Судьба моей семьи в судьбе моей страны»

«Мой прадед - мой герой!»



Выполнила:

Шульженко Вероника Петровна

обучающаяся 9-А класса

МБОУ «Голубинская СОШ»

дом. адрес: Бахчисарайский район,



Научный руководитель:

Мартынюк Анастасия Андреевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Голубинская СОШ»



2018

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ I. Эту войну НЕЛЬЗЯ забыть!.....................................................5

РАЗДЕЛ II. Мои прадед - герой войны…………………………………….6

РАЗДЕЛ III. Освобождение Украины от фашистских захватчиков……....9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………14 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..16 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………17





























ВВЕДЕНИЕ

Война – какое страшное слово. Сколько бед и слез приносит она вновь и вновь. Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.

Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Война – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

Советский народ внес решающий вклад в разгром фашистской Германии, ценой огромных, нечеловеческих усилий и жертв. К этой Победе шла вся страна и каждый отдельно взятый боец, командир, рабочий. Подвиг народа отлит в бронзе, воспет в стихах и поэмах, созданы огромные мемориальные комплексы и музеи. В каждой семье хранятся фотографии участников страшной войны и тружеников тыла. С каждым днем уходят в прошлое события тех дней и вместе с ними живая история, в том числе и история моей семьи. Началась моя работа с предложения учителя истории написать о своих родных – участниках событий тех страшных лет Великой Отечественной войны. К сожалению, первые фразы учащихся моего класса были: «Не знаем», «Не помним», «Никто не воевал»… И я поняла, что не хочу быть поколением, не помнящим своего прошлого. Ведь мне есть кем гордиться.

Сегодня назрела необходимость еще раз обратиться к этим фотодокументам, историческим источникам, уточнить всех героев войны и моей семьи в частности, собрать дополнительную информацию, пока есть такая возможность. Занимаясь исследовательской работой, я предполагаю лучше узнать историю Великой Отечественной войны по воспоминаниям моего прадедушки, непосредственного участника тех событий. Он был в гуще событий. Он тоже приближал Победу своими подвигами. [Приложение 1]

Я считаю, что в современных условиях эта тема актуальна как никогда. Сегодня Россия должна вновь напомнить международному сообществу о недопустимости искажения истории.

Наша задача - активно противостоять ложным трактовкам истории. Это - наш гражданский долг.

Есть надежда, что не угаснет Вечный огонь памяти нашего народа! Пока жива наша память – будет жить Россия.

Материал для своей работы я взяла из семейного архива, документов, фотографий того времени, из рассказов моего прадедушки Шульженко Петра Павловича - участника Великой Отечественной Войны.























РАЗДЕЛ I. Эту войну НЕЛЬЗЯ забыть!

22 июня - особенный и весьма знаменательный день среди остальных дней календаря. Этот день нельзя назвать Великим, поскольку этот титул носит священное 9 мая, Всемирным - все же это пролетарский Первомай. Этот день тихий, а потому и жить в этот день следовало бы смиренно, неся в сердце память о событиях 72-летней давности.

Мой прадедушка одни из первых ощутил вероломное вторжение фашизма в спокойную и в то же время цветущую, счастливую жизнь страны. Он героически отстаивал независимость, а после освобождения восстанавливал страну. [Приложение 2]
В сердцах миллионов и миллионов граждан великого братства народов, ныне уже независимых государств, всегда будет жить светлая память - тихий огонек благодарности тем, кто жертвовал всем ради Великого Дня - Дня Победы.

Не помню кто это сказал, но тот кто забывает историю обречен на ее повторение.. . Это не только память о погибших на войне людях, но и огромный жизненный урок для всего человечества, опыт который в цивилизованных странах не даст новой волны экстремизма, раскола и нацизма.. .

Летят годы... Но прошлое всегда имеет своих свидетелей.  Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и большую роль в этом играют воспоминания очевидцев, а так же произведения писателей о войне. Владимир Владимирович Путин в статье для американского журнала "Вторая мировая война" (World War II) порекомендовал читать «честные книги», которые без фальши и патетики рассказывают о далеких событиях. «Память о Второй мировой войне, ее страшные образы, трагическое дыхание времени - навсегда запечатлены в воспоминаниях очевидцев. В их письмах, рассказах, мемуарах». (В.В. Путин) [3]

Воспоминания моего прадедушки, непосредственного участника Великой Отечественной Войны, и стали основой моей исследовательской работы.

РАЗДЕЛ II. Мои прадед - герой войны.

История жизни одного человека 
                                     едва ли не любопытнее и не поучительнее 
                                                       истории целых народов.
                                 
                                                               Русский классик

Мой прадедушка Шульженко Петр Павлович родился 25 июня 1924 г. в селе Беседовка Недригайловского района Сумской области. Родители были чернорабочими, работали в колхозе. До начала войны успел окончить 5 классов. В школе изучал сразу три языка: немецкий, украинский, русский. Летом работал в колхозе, пас коров. Дальше образование прервалось, т.к. в 1941 г. началась война. [Приложение 5]

Из воспоминаний прадедушки:

«Вернулся в село, смотрю, на площадке стоят люди и слушают громкоговоритель, по которому передают, что началась война. Не скажу, какое настроение пошло среди людей, как-то не прислушивался, но все прекрасно понимали, что настали плохие времена. В тот же день 22 июня сразу после обеда начался призыв.

Затем через село потянулись отступающие войска на подводах. Все солдаты передвигались исключительно на лошадиной тяге. Даже раненных ребят, и то перевозили в повозках. В домах каждый чувствовал боль, она всех нас мучила. Вскоре пришел немец, говорили, что как Киев взяли, так они и пошли, наши не успевали отступать. Эти не просто топали, даже не бежали, а летели вперед на мотоциклах и машинах. Я видел немцев исключительно на механическом транспорте, не знаю, но почему-то мне так запомнилось.

Так для нас началась оккупация.

Полицаями в селе стали те, кто раньше, до коллективизации, был из богатых. Немцы в селе всё захватили под свои казармы, вот мы и сидели по домам, матери на улицу никого не пускали - боялись. Вскоре немцы начали безобразничать, бить сельскую молодежь, а сами бегали по населенным пунктам и собирали яйца и молоко.

При оккупации колхозы никто не отменил, все продолжали работать в поле. Правда, стало тяжелее, из мужиков в основном остались одни старики, сеяли и пахали на лошадях, тракторов не было. Хотя у нас была своя МТС, но всю технику либо испортили, либо отогнали в тыл, чтобы немцам не досталась. Это сильно усложняло работу.

На работы в Германию молодежь начали угонять еще с 1942 г. Первое время взялись за девчонок, у меня две сестры были в Германии, одна 1922 г. рождения, другая 1925 года. Три раза немцы организовывали большие угоны людей в Германию, в последний раз моя молодая жена туда попала.

Я тоже мог туда попасть. Прибыла комиссия, расположившаяся в нашем сельском школьном зале. Там сидели немецкие врачи, с ними переводчики, начали нас проверять на здоровье. Я говорю ребятам: "Парни, тут ничего не сделать, они не приняли только слабеньких и глухих". Спасло то, что нас как неплохих работяг ценил староста села Власенко, которого в селе прозывали «Парамонтий». Выходит к нам староста и говорит: "Кто тут еще не проходил комиссию? Идите, заходите!" Начали нас расспрашивать, чем я в детстве переболел, начал дурить, подгибаю плечи, туда-сюда, тут Богославский Павел говорит: "Оставьте мне зятя!" При этом показывает на меня, переводчик его слова объясняет, а наш Парамонтий тоже присоединяется: "Вы из моего села должны были взять 64 человека, а уже набрали 68!". Но все равно доктор не отцепился, всех проверил, какую-то непонятную медную ерунду вставил в ухо, туда-сюда крутил. Мы убежали домой, по пояс раздетые, с собой дали синенькую бумажечку с белыми полями, я видел, что тем, кого угоняли, в специальную графу вписывали цифры "01", а на моей стояла "А", и перечеркнутая.

Не представляете, бегу по улице, молодой парень, а встретившийся полицай хватает за штаны, куда, мол, летишь, я ему показываю справку. Он говорит: "Одевайся". Прибежал домой, радовался недолго, вскоре приехали новые немцы, мать предупредила, "Тикай быстренько отсюда, потому что понабирали всяких, эти ни на кого не смотрят". Я быстро из села удрал, к счастью, район знал. Обходными путями скрылся, пока они из села поехали. Кстати, в Германию забирали в первую очередь тех, чьи отцы воевали на фронте в Красной Армии. Мне было чего опасаться, ведь все родственники были там.

А так в оккупации немцы установили строгие порядки, нас родители гулять вечером не пускали, т.к. был введен комендантский час. Я работал с Грицьком, который пришел в село с поля боя раненный, ему нос пробили. Он меня ремеслу учил»

















РАЗДЕЛ III. Освобождение Украины от фашистских захватчиков. Из воспоминаний Шульженко П.П :

«В августе 1943 г., у нас только снопы были собраны. Помню, что когда немцы стали отступать, они поделили между собой заранее заготовленные факелы и начали все сжигать. Это было вечером, мать мне говорит: "Выведи корову из сарая, немцы сейчас все сожгут". Вывел я корову в лесочек, который у нас назывался "Шульженковский", там уже пасется скот отцова брата дядька Ивана, и привязал свою коровёнку, а сам ушел в кукурузу. Наш дом не сожгли, он находился вдалеке от дороги, зато кто жил по обочинам, у всех сгорело. На второй день меня вызывали в полевой штаб. Спрашивают: "Где твой отец? Ты сам где был, тоже что делал?". Я говорю: "Отец где-то воюет, сам я учился, после работал в нашем колхозе, вот так…". Все, меня в сторону. Не знаю, как они судили, в итоге десятерых призвали в армию. Выжило нас 8 человек, погибли Гнасюк Иван и Постол Петр.

После комиссии нам приказали прийти вечером обратно, с собой взять белье и покушать на сутки, а там определят, куда направить нас.

Мы вышли в сторону Томашовки, где находился сельсовет, на месте меня определили в связь. Попал в 161-й артиллерийский полк на батарею 76-мм орудий. [Приложение 5]

Из Томашовки мы двинулись вперед и прошли целый ряд населенных пунктов, в том числе Смелое, Борозенку, Талалаевку, и в итоге дошли до Днепра, через который мне довелось вплавь переправляться, кстати, я и Десну также форсировал. Естественно, никаких машин не было, в хозвзводе служили старики и их послали на паром вместе с орудиями, а нас как молодежь собрали и на конях мы переправлялись.

Свой первый бой я сейчас и не вспомню, на самом деле связист всегда в бою. Наше дело одно: чтобы на передовой была связь, а как и что, никто не спрашивает. В итоге меня научили, как узел морской завязывать из кабеля, скручивать провода, на том обучение и закончилось. В то время я даже не знал своего звания. Смешно, но даже своего командира я первое время называл "дядька". И кого вызываю по телефону, тоже дядькой зову. Вот такие дела.

После форсирования Днепра наш полк постоял в резерве, а затем рванул вперед и вошел на Западную Украину, в боях на Правобережье не довелось участвовать, так как меня ранили и я попал в госпиталь, откуда вернулся в часть уже под Львовом. Кстати, тут мы почувствовали, как переменилось настроение местного населения, нас там уже называли не "солдат", а "москаль". Что-нибудь попросишь, все как один в ответ твердят: "Немае ничого". В общем, они такие были. Затем после Перемышля мы вошли в Польшу, под Краковом был ранен уже в новом качестве - служил пулеметчиком.

Мы остановились перед городом в какой-то деревеньке, вместе с нами оказалась интересная часть, у меня даже в военном билете сохранилось название - Третья морская стрелковая бригада, воевавшая в составе 127-го легкого горнострелкового корпуса 4-го Украинского фронта. [Приложение 5] Это была часть прорыва, понесшая большие потери, они попросили у нашего командира людей, вот он и прислал группу, в том числе и меня. Там о специальности не спрашивали, куда надо, туда и поставили. Мне командир роты, куда я попал, сразу сказал: "Вот хохлов у меня до сих пор не было в подразделении, пошли, посмотрим, что ты за птица!". Ну что же, прибыли, они мне сразу глаза завязали, и замок дали от "Максима", мол, он в разобранном виде, а ты собери. Думали, я не смогу, но побыв связистом, многое начинаешь руками чувствовать, особенно после нескольких заходов ночью. Я с первого раза все собрал, так и остался с ними воевать станковым пулеметчиком.

Сначала назначили вторым номером, заряжающим. Были большие потери, потом в первых боях уже убили командира расчета, стал исполнять его обязанности, назначили стрелком. Не спрашивают, надо тебе или нет, бери должность и работай дальше.

Особенно врезался в память первый бой в качестве стрелка, утром завязалась перестрелка у какой-то деревеньки, немцы не выдержали и отступили. Конечно же, мы все поразбежались по домам, поискать чего бы покушать. Вдруг видим, к нам немцы гонят коров, а сами за ними прячутся и идут в контратаку, расчеты ротных пулеметов, туда-сюда выскочили, и открыли огонь. Отбились мы, хотя трудно пришлось, немцы рвались вперед. Во время стрельбы самое важное - подпустить противника, выждать момент и открыть огонь таким образом, чтобы как можно больше поразить. Главное, ждать, все время сидеть и не открыть огонь раньше времени. Не знаю, но у меня в каждом бою мысль в голове одна сидела - быстрей бы врага перебить, и дальше пойти, может, с отцом где увижусь, или сестричку с женой освобожу. Так и не боялся боя, никак.

Так как наша бригада всегда находилась на острие прорыва, то потери мы несли постоянно, и все время в бою, даже по ночам сражались. За время службы пулеметчиком я был ранен еще два раза - под Краковом получил осколочное, а затем 15 марта 1945 г. в Германии. [Приложение 4]

Кстати, после войны меня даже вызывали в военкомат и уточняли данные, оказывается, нашу часть переименовали сначала в отдельную морскую бригаду, а затем в горнострелковую, в моем же билете так и осталось - 3-я морская бригада. В итоге все выяснилось. [Приложение 5]

По окончании войны я попал в Чехословакию, там увидел, что такое массовая сдача в плен. Нас посадили на "Студебеккеры" и повезли к городу Кутна-Гора, немцы обвязывались белыми тряпками или несли их как флаги, двигались к нам, повторяя как заведенные: "Гитлер капут, Сталин гут!" Там были и "власовцы", и немцы среди пленных, но нам даже не разрешали с ними разговаривать. Но при этом я не видел, чтобы кого-то из них расстреливали.

Мы узнали о Победе уже 8 числа, помню, все небо сияло. Утром сказали спуститься с верхнего этажа госпиталя, организованного в бывшей немецкой казарме, вниз и выйти на площадку, где должен был быть организован парад. Сошлись мы грязные, немытые, небритые. Поэтому нас сразу заставили побриться, помыться, одеться по своей форме, подшить воротнички и только тогда построиться на площадке, оказалось, пока мы занимались, нам кушать сварили. После обеда сразу парад прошел. Слезы от счастья, встречаемся, друг на друга смотрим, большая победа…

Сейчас меня спрашивают: "Вы за награды сражались?". А я отвечаю, что мы не за медали воевали, а бились, чтобы победа быстрей пришла, да и фашиста загнать домой и уничтожить.

Демобилизовался в 22 марта 1947 года, хотя по приказу Сталина должен был раньше. Но т.к. я находился на должности, то таких, как я задерживали, пока не подготовят новое пополнение»

После Победы с Германии вернулась жена прадедушки, которая находилась там на принудительных работах. Началась их мирная страница истории.

Прадедушка всю жизнь проработал трактористом в совхозе Ароматный, бабушка там же разнорабочей. Вместе они прожили долгую и интересную жизнь. Прабабушка Шульженко Анна умерла в 2006 году. Мой прадедушка здравствует и по сей день.

Когда мы остаёмся с прадедушкой вдвоём, я рассматриваю его награды, медали и понимаю, что заслужить их было нелегко. В орденской книжке написано, что ими награждали за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками. Мы долго беседуем, но рассказывать о тех страшных днях он не торопится. На глазах появляются слёзы…

За мужество и героизм, в боях с фашистской Германией, мой прадедушка был награжден орденом Отечественной Войны II степени [Приложение 6] и медалью за победу над Германией. Так же он имеет множество юбилейных медалей. [Приложение 7-17]



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Вот уже несколько поколений мало знает о тяготах войны. Наверное, это и хорошо. Но мы должны помнить о том, какой ценой нам достался мир, счастливое детство.

Я горжусь, я восхищаюсь, когда ежегодно на параде в честь Дня Победы, в одном строю рядом с выцветшими фото «Бессмертного полка» идет наш живой герой, живой свидетель тех страшных лет - Шульженко Петр Павлович. [Приложение 3]

Выдающийся герой великих исторических событий, участник переломных моментов истории – мой прадед! Его время было временем сражений. Он боролся за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас жили в мире и спокойствии!

День Победы всегда будет оставаться великим днём, единственным праздником, который встречают с радостным замиранием сердца и одновременно – со слезами на глазах в нашей семье.

Моё исследование помогло узнать много нового, интересного о жизни советских людей в годы войны. На уроках истории мы изучаем факты, которые изложены в учебниках, а живые воспоминания очевидцев тех событий помогают глубже осознать весь трагизм военного времени, история становится ближе и понятнее. Я горжусь тем, что мой прадед с честью прошёл все испытания, которые выпали на его долю. Я обязательно расскажу о его нелёгкой жизни своим детям, чтобы не прервалась нить истории, чтобы они тоже помнили и гордились. Время уходит, участников Великой Отечественной войны становится всё меньше. Их воспоминания бесценны также как и их награды. Они позволяют дополнить уже известные факты и узнать новые.


Константин Симонов сказал: «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле Земли.»

Я помню! Я горжусь!











































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архивные документы семьи Шульженко.

  2. https://iremember.ru/ (Воспоминания и рассказы Шульженко Петра Павловича)

  3. Статья Владимира Путина в журнале World War II // Сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

  4. https://pamyat-naroda.ru/

  5. http://www.podvignaroda.mil.ru/

  6. http://obd-memorial.ru/





















ПРИЛОЖЕНИЕ 1



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Шульженко Петр Павлович

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Шульженко Петр Павлович с правнучкой Шульженко Вероникой

ученицей 9 класса, МБОУ «Голубинская СОШ»














ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Справка о ранении Шульженко П.П.






ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Военный билет Шульженко П.П.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Орден Отечественной войны II степени.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Медаль «Защитника Отечества»



ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945»



ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945»



ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Медаль «40 лет победы в великой Отечественной войне 1941-1945гг.»



ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Памятный знак «50 лет освобождения Украины»


ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Медаль «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»


ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Медаль «65 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»



ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Медаль «70 лет ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР»

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Медаль «70 лет Великой Победы»



ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Медаль Жукова



ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Медаль за доблестный труд


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!